Проблемы и пути совершенствования государственного расходования средств в России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 22:18, курсовая работа
Описание работы
Проблема общественных расходов, их структуры и тенденций развития в России» является актуальной, так от того насколько эффективно планируется и исполняется государственный бюджет: с дефицитом или профицитом, зависит успешность экономического развития любого государства, и Российской Федерации в том числе. Поэтому представленная работа посвящена актуальной теме, нуждающейся в развитии и научном обосновании
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ 5 1.1. Государственные расходы: понятие, сущность, классификация 5 1.2. Программы государственных расходов и причины государственного вмешательства 9 ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 15 2.1. Анализ современного состояния и структуры государственных расходов Российской Федерации 15 2.2. Проблемы и пути совершенствования государственного расходования средств в России 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Проблема общественных расходов,
их структуры и тенденций развития в России»
является актуальной, так от того насколько
эффективно планируется и исполняется
государственный бюджет: с дефицитом или
профицитом, зависит успешность экономического
развития любого государства, и Российской
Федерации в том числе. Поэтому представленная
работа посвящена актуальной теме, нуждающейся
в развитии и научном обосновании
Одним из главных звеньев финансовой
системы является государственный бюджет.
С его помощью правительство концентрирует
в своих руках значительную часть национального
дохода, перераспределяемого финансовыми
методами. В этом звене сосредотачиваются
крупнейшие доходы и наиболее важные в
политическом и экономическом отношении
расходы. Государственные расходы тесно
связан с другими звеньями финансовой
системы. В целом государственный бюджет
выступает координирующим центром и оказывает
конкретным секторам экономики необходимую
помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий,
субвенций, гарантий, обеспечивая более
или менее нормальное функционирование
остальных звеньев финансовой системы.
Цель работы – изучить особенности
общественных расходов, их структуру и
тенденции развития в России.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить ряд задач: изучить
понятие, сущность и классификации
государственных расходов; проанализировать
причины государственного вмешательства
и программы расходования государственных
средств; провести анализ состояния и
структуры государственных расходов;
выявить проблемы и предложить пути их
совершенствования в России.
Объект исследования – общественные
расходы, их структура и тенденции развития
в России.
Предмет исследования – теоретические
и аналитические основы экономики
общественного сектора.
Цель и задачи работы предопределили
ее структуру. Работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассмотрены теоретические
аспекты сущности и понимания государственных
расходов. Вторая глава посвящена проблеме
государственных расходов в России. В
заключении были сделаны выводы о проделанной
работе. Список литературы состоит
из 20 источников.
Проблемой государственных
расходов занимаются ряд исследователей-
экономистов, наиболее подробно освещающие
эту проблему такие авторы, как: Павлова
Л.Н., Алеференко А.С., Аветисян А.В., Натробина
О.В. и др.
В работе использованы различные
отечественные источники, периодические
издания, журналы, данные официальных
Интернет-сайтов, которые позволили всесторонне
рассмотреть данную проблему.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
РАСХОДОВ
1.1. Государственные расходы:
понятие, сущность, классификация
Под системой государственных
расходов понимаем систему финан-совых
отношений, возникающих между органами
власти с одной стороны и физическими
и юридическими лицами с другой по поводу
финансирования затрат на выполнение
органами власти всех уровней возложенных
на них функций.
Субъектами данных отношений
являются органы власти различного уровня,
главные распорядители, распорядители
и получатели бюджетных средств, хозяйствующие
субъекты, участвующие в процессе производства
и распределения общественных услуг, а
также потребители общественных услуг
(физические и юридические лица). Объектом
отношений выступают централизованные
денежные средства, расходуемые из бюджетной
системы страны на выполнение государственных
функций.
Специфичность государственных
расходов как экономической катего-рии
является следствием специфики субъекта
отношений (государства) и специфики услуг,
на производство и распределение которых
они расходу-ются. Государственные расходы,
являясь компонентом финансово-бюд-жетной
системы, представляют собой множество
элементов, находящихся во взаимосвязи
друг с другом и образующих определенную
целостность, т. е. систему, построенную
по иерархическому принципу. Под иерархической
системой понимается «система, состоящая
из взаимосвязанных подсистем, каждая
из которых, в свою очередь, является иерархичной
по своей структуре»1.
Элементами данной системы
являются конкретные виды расходов (Рис.
1.1).
Рис. 1.1. Иерархическая классификация
структуры государственных расходов
Характеризуя государственные
расходы как систему, можно выделить следующие
присущие им системные признаки:
- государственные расходы имеют
общую цель и осуществляются соз-нательно.
Целью функционирования системы государственных
расходов яв-ляется финансовое обеспечение
процесса производства и предоставления
органами государственной власти общественных
услуг за счет перераспре-деления совокупного
общественного продукта;2
- система государственных расходов
состоит из взаимосвязанных компонентов.
Способом взаимосвязи и взаимодействия
элементов выступает структура, которая
представляет собой внутреннюю организацию
и особую упорядоченность всех элементов
системы;
- государственные расходы имеют
пространственно-временную структуру.
Во-первых, расходы функционируют в особом
многоуровневом бюджетном пространстве.
Во-вторых, сами расходы представляют
собой некое абстрактное пространство,
в котором одни компоненты больше, одни
меньше, но все составляют определенную
часть в целом (удельный вес каждого вида
расхода в расходной части бюджета), а
главное соответствующим образом структурированы
(бюджетная классификация);
-государственные расходы необходимо
рассматривать во взаимосвязи с внешней
средой, представляющей собой внешние
по отношению к целостной системе предметы
и явления, с которыми система взаимодействует,
влияя на них и изменяясь сама.3
Рассматривая влияние внешней
среды на систему государственных расходов,
можно выделить четыре вида ограничений,
которые внешняя среда накладывает на
государственные расходы.
Первая группа ограничений
- это ресурсные ограничения. Расходная
часть бюджета ограничивается доходной
частью, которая соответственно ограничивается
размерами валового внутреннего продукта
и возможностью изъятия.4
Вторая группа ограничений
- экономические, связанные с уровнем цен,
установленными на основе рыночных отношений.
Осуществляя затраты в процессе производства
и предоставления общественных благ, органы
власти производят закупку всех необходимых
компонентов (основных фондов, товаров,
работ, услуг, рабочей силы) в рыночном
секторе, поэтому изменение цен в экономике
в целом влияет и на издержки государства.
Третья группа ограничений
- это правовые ограничения. Государствен-ные
расходы осуществляются на основе установленных
правовых актов, и, соответственно, проводимая
экономическая политика существенно влияет
на расходы.
Четвертая группа - политические
ограничения, которые связаны с существованием
и деятельностью различных групп интересов,
имеющих социально-психологическую основу.
Система государственных расходов
как открытая система обмени-вается с
внешней средой посредством движения
денег. Бюджетные потоки являются способом
взаимодействия органов власти с экономическими
подсистемами. Вход в систему происходит
посредством утверждения бюд-жетных ассигнований,
а выход осуществляется через финансирование
из-держек.
Денежные потоки, возникающие
в связи с осуществлением государ-ственных
расходов, можно разделить на входящие
и исходящие, а по приз-наку самостоятельности
органов власти соответствующего уровня
в распределении денежного потока, на
внутренние и внешние. Входящий де-нежный
поток представляет собой законодательно
утвержденные бюджетные ассигнования
конкретному ведомству (учреждению) на
соответствующую программу. Утвержденные
бюджетные ассигнования означают, что
функции, закрепленные за соответствующим
уровнем власти, ведомством или учреждением,
имеют финансовое (ресурсное) обеспечение.5
Исходящий денежный поток -
это производимые органами власти, ведомствами,
учреждениями платежи по финансированию
текущих расходов и инвестиций. Внутренние
денежные потоки представляют собой все
бюджетные средства, которые самостоятельно
распределяются соответству-ющим уровнем
власти.
В данном контексте внутренними
денежными потоками являются все денежные
средства, аккумулируемые в бюджете соответствующего
уровня как за счет налогов, так и за счет
платежей из бюджетов другого уровня,
но распределяемые соответствующим уровнем
власти самостоятельно. Внешними денежными
потоками являются перечисляемые субвенции
и осуществляемые за их счет платежи (Рис.
1.2).6
Таким образом, государственное
финансовое хозяйство призвано про-изводить
коллективные блага (государственные
услуги) и удовлетворять кол-лективные
потребности.
Рис. 1.2. Денежные потоки системы
государственных расходов7
Совокупная оценка этих благ
(услуг) и потребностей определяет госу-дарственные
доходы и расходы. Безусловно, государственные
доходы и рас-ходы неразрывно связаны.
Без наличия необходимого количества
финан-совых ресурсов государство не сможет
выполнить возложенные на него функции,
но, тем не менее именно наличие расходов
обуславливает сущест-вование государственных
доходов.
1.2. Программы государственных
расходов и причины государственного
вмешательства
Ресурсное обеспечение общественного
сектора, формируется на базе государственных
доходов, реализуется посредством государственных
(об-щественных) расходов, которые осуществляются
как в денежных, так и в натуральных формах.
Аллокация общественных расходов
предполагает их адекватную увязку с политическими
целями. На практике это достигается в
ходе бюджетного процесса, на котором
сказываются конкретные обстоятельства
общест-венного выбора, в том числе разнообразные
групповые интересы.
Задачи, решаемые в сфере расходования
общественных средств, можно в целом разделить
на три группы. Первая – это оказание социальной
помощи тем членам общества, которые не
имеют возможности самостоятельно себя
обеспечить. К данной категории общественных
расходов относятся, напри-мер, пособия,
выплачиваемые инвалидам. Вторая группа
задач – это обеспе-чение обязательного
страхования на случай болезни, безработицы
и т.п. На-конец, третья группа задач –
это производство и приобретение благ
(услуг), ответственность за удовлетворение
потребностей в которых берет на себя
государство. Как правило, они либо непосредственно
обладают свойствами чистых или смешанных
общественных благ, либо принадлежат к
числу клю-чевых факторов формирования
этих благ (так, отдельный винтовочный
пат-рон не является общественным благом,
но создание запаса патронов пред-ставляет
собой один из компонентов оборонных усилий
и требует общест-венных расходов).
Существует несколько причин
государственного вмешательства в обес-печение
населения медицинскими услугами.
1. Неравенство. Каждый человек
должен иметь право на определенный минимальный
уровень медицинского обслуживания.
2. Несовершенства рынка,
заключается в несовершенстве информации.
Когда люди идут к врачу, они покупают
по большому счету знания врача или информацию.
Оценить различных докторов сложно, это
является одной из причин, по которой государство
взяло на себя право лицензировать практику
врачей и регулировать медикаменты, которые
они назначают своим па-циентам. Существует
два вида косвенной поддержки здравоохранения.8
1. Медицинское страхование.
2. Вычитание из подоходного
налога медицинских расходов. Налого-вые
расходы поддерживают и покупки полисов
медицинского страхования, и медицинские
расходы. Они заметно снижают цену, которую
индивидуум должен заплатить за страховой
полис (рис. 1.3). 9
Рис.1.3. Последствия налоговой
политики10
Образование не является чистым
общественным товаром. Предельные затраты
на образование одного ребенка далеки
от нуля. Не представляет трудности установить
плату для индивидуума за пользование
этой услугой. Следовательно, необходимо
выявить другие причины государственной
поддержки образования.
1. Экстерналии. Существует
мнение, что образование имеет положи-тельные
внешние эффекты. Общество, в котором каждый
умеет читать, мо-жет развиваться гораздо
более успешно, чем общество, где это умеют
не-многие.
2. Несовершенства рынка
капитала. Если бы рынки капитала
были совершенны, люди, для которых образование
выгодно, для которых отдача от образования
превышает затраты, имели бы стимулы взять
в долг, чтобы оплатить свое высшее образование.
Поэтому большая часть государственной
поддержки высшего образования принимает
форму бесплатного или по крайней мере
льготного образования в университетах.
3. Несовершенство информации.
Так как решения об образовании
– долгосрочные решения, не все
родители и студенты могут
сделать их правильно, хотя нельзя
полагаться в этом и на правительство.
4. Перераспределение дохода.
Основная причина государственного
обеспечения образования заключается
в перераспределительной политике
государства. Те, кто более богат, хотят
тратить на образование своих детей больше.
Но правительства многих стран убеждены
в том, что жизненные шансы ребенка не
должны зависеть от богатства его родителей.
Забота о равенстве возможностей привела
почти к единодушному согласию в том, что
государство должно играть определенную
роль в обеспечении образования.
Национальная оборона. Оборона
– один из нескольких примеров чис-того
общественного товара. Основная цель данной
программы – спасение жизней людей конкретной
страны. В этой ситуации главные проблемы
должны касаться не столько общей суммы,
выделяемой на оборону в каждой стране,
сколько вопросов распределения уже выделенных
средств.11