Проблемы и пути совершенствования государственного расходования средств в России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 22:18, курсовая работа
Описание работы
Проблема общественных расходов, их структуры и тенденций развития в России» является актуальной, так от того насколько эффективно планируется и исполняется государственный бюджет: с дефицитом или профицитом, зависит успешность экономического развития любого государства, и Российской Федерации в том числе. Поэтому представленная работа посвящена актуальной теме, нуждающейся в развитии и научном обосновании
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ 5 1.1. Государственные расходы: понятие, сущность, классификация 5 1.2. Программы государственных расходов и причины государственного вмешательства 9 ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 15 2.1. Анализ современного состояния и структуры государственных расходов Российской Федерации 15 2.2. Проблемы и пути совершенствования государственного расходования средств в России 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Далее рассмотрим основные
моменты, на которые необходимо обратить
внимание с точки зрения организации управления
бюджетными расходами.
1. При внедрении новых
подходов к бюджетному процессу
необходимо учитывать особенности
сложившейся регламентации процедур
по составлению проектов бюджетов, для
того чтобы подобные изменения были органично
встроены в российскую систему составления
проектов бюджетов. Необходима разработка
методических рекомендаций по трансформации
традиционных бюджетных подходов к методике
оценки результатов.
2. Внедрение бюджетирования,
ориентированного на результат,
должно сопровождаться оптимизацией существующей
системы правового регулирования.
3. Эффективная система
управления расходами должна
быть поддержана информационно.
Должны внедряться современные
компьютерные технологии, позволяющие
обеспечить полноту и системность предоставления
данных, необходимых для эффективного
анализа, измерения результатов и внедрения
системы подотчетности. Также автоматизированные
системы должны включать в себя средства,
обеспечивающие распределение затрат
по программам и расчет полного объема
затрат на реализацию каждой программы.
Кроме того, необходимо усилить стандартизацию
программного обеспечения, специально
разработанного для применения в общественном
секторе.
4. Процесс внедрения бюджетирования,
ориентированного на результат,
должен быть поддержан и организационно:
необходимо установить порядок
взаимодействия участников на
каждом этапе, четко сформулировать
процедуры и правила принятия
решений, определить состав разрабатываемых
ими документов и сроки их
представления.
Особое внимание должно быть
уделено кадровому аспекту организации
управления государственными расходами.
Необходимо разработать систему подбора
и адаптации, обучения и развития (подготовка,
переподготовка и повышение квалификации),
а также оценки государственных служащих.20
В целом в системе непрерывного
образования должно быть выделено четыре
направления:
- разарботка программ обучения
при входе служащего в должность (программы
профориентации, интеграции и адаптации);
- поддержание квалификации
государственных служащих (курсы повышения
квалификации, сертификация персонала,
программы общего развития);
- организация обучения при
обогащении и усложнении выполняемой
деятельности служащих (курсы повышения
квалификации).21
Следует уделять достаточное
внимание вопросам стимулирования сот-рудников,
развития их человеческого потенциала
и организации их работы. Для этого должен
быть внедрен порядок стимулирования
и развития челове-ческого потенциала
в рамках общей системы управления расходами,
пос-кольку успех в решении ключевых вопросов
эффективного управления об-щественными
финансами в значительной степени зависит
от квалификации и компетентности государственных
служащих. Требуется внедрение комплек-сной
системы взаимодополняющих стимулов.
При этом стимулы должны внедряться в
практику и сохраняться на протяжении
достаточно длительного времени
Успех и действенность системы
управления расходами также напря-мую
зависят и от системы стимулирования бюджетополучателей.
Необхо-димо разработать критерии, в сопоставлении
с которыми можно будет анали-зировать
деятельность отдельных распорядителей
и получателей бюджетных средств, а также
предпринять меры по совершенствованию
их работы.
Пересмотра требует и функции
учета и контроля. Программно-целевое
бюджетирование в той или иной мере предполагает
не только корректировку содержания и
длительности отдельных стадий бюджетного
процесса, но и изменение принципов учета
– переход от кассового метода учета к
методу начислений. При этом необходимо
учитывать, что такая инновация оказывает
существенное влияние на существующие
процедуры и системы контроля, поэтому
следует рассмотреть возможность реалистического,
поэтапного перехода к учету по методу
начисления.
С точки зрения контроля необходим
переход от контроля целевого использования
бюджетных средств к аудиту эффективности.
Аудит эффективности представляет собой
независимую проверку, осуществляемую
государственным органом внешнего контроля,
с целью оценки эффективности, результативности
и экономности процесса расходования
бюджетных средств и управления государственной
собственностью.22
К основным направлениям аудита
эффективности можно отнести:
1) эффективность выполнения
задач и функций органов власти
с точки зрения достижения стратегических
целей развития общества;
2) результативность и
экономичность выполнения государственных
целевых программ;
3) оценка затрат и результатов
при использовании бюджетных средств;
4) эффективность использования
государственной собственности.23
Таким образом, бюджетирование,
ориентированное на результат, – это метод
планирования, исполнения и контроля за
исполнением бюджета, обеспечивающий
распределение бюджетных ресурсов по
целям, задачам и функциям государства
с учетом приоритетов государственной
политики и общественной значимости результатов
использования бюджетных средств.
Его применение позволит определить
подходы к решению следующих задач:
- повышение прозрачности
и обоснованности бюджетных расходов;
- распределение бюджетных
ресурсов не по видам затрат,
а по стра-тегическим целям;
- предоставление услуг, на
которые население реально предъявляет
спрос;
- контроль за издержками
на бюджетные услуги путем
выбора наи-более экономичного способа
их предоставления;
- сравнение расходных
программ и выбор наиболее
экономичных из них по результатам
оценки эффективности и результативности
расходов;
- определение положительного
общественного эффекта от услуги,
а не только стоимости ее предоставления;
- смещение акцента с
внешнего контроля за целевым расходованием
средств на повышение внутренней ответственности
и внутреннего контроля за эффективностью
расходов.24
Для эффективного и действенного
внедрения принципов бюджетиро-вания,
ориентированного на результат, необходима
адаптация каждой из функций системы управления
общественными финансами. Только такая
схе-ма управления, которую пронизывает
подход «анализ – цель – планирование
– организация – исполнение – результат
– анализ», способна повысить эффективность
использования расходов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного
исследования можно сделать следующие
выводы. Государственные расходы направлены
на финансирование ряда направлений экономики,
из них - это образование, культура, оборона,
здравоохранение и др.
Бюджетные расходы можно определить
как процесс выделения и применения финансовых
ресурсов, аккумулированных в бюджетах
всех уровней бюджетной системы, в соответствии
с законами о бюджетах на соответствующий
финансовый год.
Государственные расходы имеют
различные формы проявления, классифицируются
по определенным признакам: по роли в производстве,
общественному назначению, отраслям производства
и видам деятельности, а также целевому
назначению.
В современной экономике центральным
вопросами в области государственного
бюджета является дефицит бюджета и государственный
долг. Превышение бюджетных доходов над
расходами не следует считать неотъемлемой
черты здоровой, динамично развивающейся
экономики. Как показывает анализ на отдельных
этапах развития общества и в условиях,
специфических для каждой страны, вполне
допустим бюджетный дефицит.
Повысить эффективность направления
и использования бюджетных ресурсов можно
только через построение соответствующей
эффективной системы управления расходами.
Меры по повышению эффективности
государственных расходов актуальны практически
во всех странах (и Россия не является
исключением), независимо от того, исполняется
ли их государственный бюджет с дефицитом
или профицитом.
На сегодняшний день в России
не существует единого общепринятого
определения программно-целевого бюджетирования.
Это объясняется комп-лексностью понятия,
его «открытостью», способностью эволюционировать.
В самом общем виде программно-целевое
бюджетирование можно опреде-лить как
систему бюджетного планирования, связывающую
произведенные расходы с ожидаемой отдачей
от этих расходов, с их социальной и экономической
эффективностью.
Программно-целевой подход
оказывает влияние на все стадии бюджетного
процесса. Вследствие этого программно-целевой
характер принимают и исполнение бюджета,
и контроль за его исполнением. Переход
к программно-целевым методам бюджетирования,
подразумевающий наличие связи «бюджетные
средства – результат» явился одним из
основных направлений реализации Концепции
реформирования бюджетного процесса в
Российской Федерации. Программно-целевые
методы бюджетирования предполагают наличие
механизмов (бюджетных целевых программ),
обеспечивающих связь между бюджетными
затратами и конечным общественно-значимым
результатом.
Целевые программы, в
свою очередь, состоят из отдельных
меропри-ятий, от результатов, внедрения
которых и зависит в конечном итоге успеш-ность
применения таких программ. Необходимыми
элементами бюджетной целевой программы
являются порядок и сроки отчетности о
достижении результатов, распределение
полномочий и ответственности за реализацию
как программы в целом, так и отдельных
мероприятий, анализ внешних факторов,
влияющих на достижение результатов.
В отличие от традиционного
сметного финансирования государствен-ного
сектора бюджетные целевые программы
может помочь определить стоимость «государственных
услуг», оптимизировать структуру бюджетных
расходов в соответствии с приоритетными
направлениями государственной политики
развития экономики, проанализировать
эффективность деятель-ности различных
государственных органов и учреждений.
Учет расходов на реализацию утвержденных
бюджетных целевых программ в реестре
расход-ных обязательств и выделение программ
в одну строку функциональной классификации
расходов помогает администраторам программ
эффективнее планировать расходы на среднесрочный
период, с большей гибкостью управляя
средствами программ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аветисян А.В. Об эффективности государственного бюджета и бюджетных расходов // Проблемы развития теории.- 2009. Т.2 - №29 – С. 78 - 83
Алеференко А.С. Основные подходы к организации эффективной системы управления государственными расходами// Журнал экономической теории.- 2009.- №3.- С.26-29
Алферов В. Рынок внешнего долга
России. М.: Траволта.- 2008. – С. 62-63.
Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные
и муниципальные финансы. М.: ЮНИТИ. – 2008. – С. 18-19
Басов А.А. Меры по повышению
эффективности государственных расходов// Бизнес в законе.- 2009.- №2. – С. 81-82
Ефимова С.Б. системный подход
к рассмотрению сущности государственных
расходов// Вестник Саратовского государствен-ного университета.- 2013.- №8.- С.73-74
Камаев В.Д Финансы, кредит, денежное обращение М.: Владос. -2009.- С. 84-85
Каримова Э.Р. Внедрение бюджетирования
в бюджетный процесс муниципального образования
// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. -2009. -№12.- С.43-45
Мефодьева Ю.В. Формирование
системы оценки эффективности и результативности
государственных расходов //Государственное
управление . Электронный вестник.- 2011.- №29.- С.13-16
Натробина О.В. Экономика общественного сектора.- Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет».- 2013. –С. 82-138
Общая теория денег и кредита./
Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. М.: Юнити. - 2010. – С. 80-81
Павлова Л.Н. Бюджетные потоки и проблемы бюджетного регулирования // Финансы. -2006. - №4.- С. 71-74
Парфенова В.М. Эффективность
государственных расходов на инновационную
деятельность // Инновации в науке.- 2012. - №6.- С.120-124
Саранцев В.Н. Расходы государственного
бюджета: содержание и трансформация//
вестник саратовского социально-экономического университета.-2008. - №5. – С. 51-55
Солянникова С.П. Факторы, влияющие на результативность государственных расходов//Экономики. Налоги. Право.- 2013. - №5. – С.22-30
Тимченко А.В. Оптимальная структура
государственных расходов как элемент
экономической безопасности государства//
Юридическая наука и практика: Вестник
Нижегородской Академии МВД
России. -2012. – №32 – С. 42-44
Электронные ресурсы
Бюджетное финансирование федеральных
целевых программ. Официальный сайт министерства
финансов Российской Федерации. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru, свободный.- Заголовок с экрана.- Рус.яз (Дата обращения 27.02.2014)
Расходы Федерального бюджета РФ. Официальный сайт министерства финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru, свободный.- Заголовок с экрана.-Рус.яз (Дата обращения 26.02.2014)
Структура налогов РФ.Официальный сайт федеральной службы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru. свободный.- Заголовок с экрана.- Рус.яз (Дата обращения 27.02.2014)