Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:22, курсовая работа
Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.
Задачи:
-раскрыть общетеоретический аспект инвестиций;
-исследовать инвестиционную политику в переходной экономике Республики Беларусь;
-проанализировать динамику инвестиций во взаимодействии с основными макроэкономическими показателями Республики Беларусь при переходе к рынку.
Введение
1. Общетеоретический аспект инвестиций: источники, назначение, виды, сочетание с результативными показателями
2. Инвестиционная политика в переходной экономике Республики Беларусь: направление, проблемы государственного регулирования, особенности реализации, тенденции
3. Анализ динамики инвестиций во взаимодействии с основными макроэкономическими показателями Республики Беларусь при переходе к рынку
Заключение
Список использованных источников
Впоследствии ЮНИДО переработало и дополнило Руководство, сфокусировав особое внимание на оценке воздействия инвестиционных проектов на окружающую среду, освоении новых технологий, подготовке трудовых ресурсов, а также на способах привлечения и мобилизации финансовых средств, т.е. организации и финансирования инвестиций.
Если исходить из определения, что инвестирование - это долгосрочные вложения экономических ресурсов с целью создания и получение выгоды в будущем, то основной аспект этих вложений заключается в преобразовании собственных и заемных средств инвестора в активы, которые при их использовании создадут новую ликвидность.
Подобное определение понятия "инвестиции" включает в себя все виды инвестиционных вложений.
Для наиболее эффективного проведения инвестиционной деятельности проводится инвестиционное планирование. Оно заключается в составлении прогнозов наиболее эффективного вложения финансовых ресурсов в земельные участки, производственное оборудование, здания, природные ресурсы, развитие продукта, ценные бумаги и другие активы.
Планирование
инвестиций является стратегической и
одной из наиболее сложных задач
управления предприятием. При этом
процессе важно учитывать все
аспекты экономической
Основными задачами инвестиционного планирования являются:
Выполнение ряда основных правил позволяет планировать будущие капиталовложения наиболее эффективно.
Теперь определим связь инвестиций с результативными показателями.
В
экономическом анализе при
Эти три показателя и составляют своего рода баланс направлений использования ВВП. Например: при ежегодных темпах роста ВВП в 107 — 108 процентов и сальдо внешней торговли к ВВП не более 0,7 процента, доля накопления к ВВП должна составлять до 27 процентов, а инвестиции в основные фонды — до 24 процентов к ВВП.[1.5]
Это макроэкономические условия, которые должны поддерживаться в реальной экономической политике для того, чтобы обеспечить экономическое развитие и достичь повышения жизненного уровня граждан.
Теперь возьмем пример из недавней истории.
В 2002 году при планируемой норме валового накопления 24,8 процента к ВВП фактически имели только 22 процента. А доля инвестиций в основной капитал составила всего 16,6 процента при плановых 21,6 процента. Сопоставим 21,6 процентов и 16,6 процентов. Разница на 5,0 процентных пункта.
В 2002 году ВВП было 25,5 триллиона рублей. Отсюда легко подсчитать ту сумму капвложений, которую не добираем за счет внутреннего накопления для обеспечения нашего развития. А эта сумма составляет более 1,5 триллиона рублей.[1.5]
Таким
образом, инвестиционная деятельность
имеет большое значение для развития
экономики. Вместе с тем знание теоретического
аспект этого вида деятельности позволяет
более тщательно его
2. Инвестиционная политика
в переходной экономике
С целью максимизации эффективности проведения инвестиционной политики в Республике Беларусь принято ряд законопроектов и программ с целью правового регулирования и поддержания развития инвестиционной деятельности.
Основным документом в сфере инвестиций является «Инвестиционный кодекс Республики Беларусь». Он определяет основные правовые условия осуществления инвестиционной деятельности и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь. [1.2]
Немаловажным является также постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2001г. №1795 «о консультативном совете по иностранным инвестициям при Совете Министров Республики Беларусь.» , принятое в целях повышения эффективности работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику республики, обеспечения проведения последовательной государственной политики в этой области
Национальная
программа привлечения
Оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. Чем сложнее ситуация в стране, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата. Инвестиционный климат - это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему.
История сравнительных оценок инвестиционной привлекательности, или инвестиционного климата, насчитывает более 30 лет. В Японии и некоторых других странах используются описательные характеристики инвестиционного климата без попыток его количественной оценки.
В США публикуется "ежегодная статистическая карта", которая включает 4 обобщенных показателя инвестиционного климата: экономическую эффективность инвестиций, деловую жизнеспособность, потенциал развития территории и основные составляющие налоговой политики.
Как правило, в зарубежных странах оценку инвестиционного климата осуществляют применительно к макроэкономической сфере.
Позиции Республики Беларусь и других стран СНГ в зарубежных рейтингах сегодня незавидны. В отличие от СССР, который в рейтинге известного экономического журнала "Euromoney" за 1988 г. занимал 17 место после Италии и Тайваня, ни одна из бывших советских республик не сумела попасть в число 50 стран с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. Беларусь находится за пределами первой сотни инвестиционно привлекательных стран. Это является главной причиной дефицита иностранных инвестиций и бегства частного капитала за границу в более привлекательные регионы.
Существует несколько характерных подходов к оценке инвестиционного климата, из которых наиболее приемлемым является факторный, основанный на оценке набора факторов:
· характеристика экономического потенциала;
· общие уровни хозяйствования (развитие отраслей материального производства, степень изношенности основных фондов, незавершенного строительства);
· зрелость рыночной среды (инфраструктура, приватизация, инфляция, степень вовлеченности населения в инвестиционный процесс, емкость местного рынка, экспортные возможности, присутствие иностранного капитала);
· политическая ситуация;
· социальные факторы (уровень жизни населения, величина реальной зарплаты, отношение населения к местным и иностранным предпринимателям, условия работы иностранных специалистов);
· финансовые (доходы бюджета, доступность бюджетных ресурсов, кредитов в иностранной валюте, уровень банковского процента, сумма вкладов на душу населения, удельный вес долгосрочных кредитов).
Необходимо отметить, что методология оценки инвестиционного климата далека от совершенства. Категории инвестиционного климата присуща значительная доля субъективизма.
Инвестиционный климат любой хозяйственной системы характеризуется чрезвычайным динамизмом и постоянно меняется в лучшую или худшую сторону. [2.3]
В 1996-2000 гг. в развитии белорусской экономики определились два этапа: относительно высокие темпы роста, характерные для начала периода и замедление темпов экономического развития во второй его половине.
Обусловлено это
тем, что многие факторы, стимулировавшие
экономический рост в начале этого
периода, в частности недоиспользованный
производственный и научно-технический
потенциал, политика денежной экспансии,
жесткое регулирование цен, исчерпали
себя. Обострились инфляционные процессы.
Основная причина этого - денежно-кредитная
политика 1998-1999 гг., связанная с опережающим
эмиссионным кредитованием
С 2000 г. в Беларуси
стала проводиться достаточно жесткая
денежно-кредитная политика, обеспечившая
снижение темпов инфляции и создание
условий для оздоровления финансовой
сферы. Обеспечение положительного
уровня реальных процентных ставок и
относительная стабилизация рыночного
курса белорусского рубля способствовали
достижению сбалансированности спроса
и предложения на денежном рынке.
Опережающая по сравнению с инфляцией
девальвация официального курса
белорусского рубля по отношению
к доллару США привела к
сокращению разрыва, а в сентябре
2000 г. - к единому курсу белорусского
рубля на валютном рынке. Однако принятые
меры не привели пока к существенному
улучшению экономической
Усложнение финансовых проблем в свою очередь блокирует рост инвестиций и обновление основных фондов. Не удалось в полной мере обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений.
С принятием в 2001 г. Инвестиционного кодекса в республике значительно улучшилась правовая среда для инвестиционной деятельности. Вместе с тем сохраняются серьезные недостатки: противоречивость нормативных правовых актов, непоследовательность и наличие взаимоисключающих норм.
Необходимо
завершить формирование нормативно-правовой
базы в области налогового, кредитного,
валютного, таможенного регулирования
инвестиций и обеспечить иностранным
инвесторам стабильные, благоприятные
условия для
Весьма актуальной
задачей для республики становится
проведение ежегодного мониторинга
инвестиционного климата. Наиболее
подходящим вариантом является отслеживание
состояния инвестиционного
Согласно расчетам, потребность в инвестициях на 2002-2010 годы составит 39 млрд. USD. Общий объем инвестиций в основной капитал в 2010 г. должен возрасти по сравнению с 2000 г. в 2,2-2,5 раза (в 2005 г., по сравнению с 2000 г, он возрастет в 1,6-1,7 раза). Доля инвестиций в ВВП составит в 2010 г. 26 - 28% (в 2000 г. - 19,8%). Это даст возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат - более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и потребительских товарах. [1.4]
В условиях недостатка инвестиционных ресурсов основной упор должен быть сделан на мобилизацию имеющихся внутренних активов, которыми располагают нефинансовые организации, население, банки, страховые организации и предприниматели. Важнейшим источником финансирования инвестиционного спроса по-прежнему остаются собственные средства организаций, удельный вес которых в общем объеме инвестиций по республике составляет более 50%
Рост объемов
инвестиций будет обеспечиваться за
счет финансового оздоровления организаций.
В этой связи главной задачей
становится создание стимулов для использования
амортизации и прибыли на техническое
перевооружение основных производственных
фондов, особенно их активной части, имеющих
критический коэффициент
С 1 января 2002 года на территории республики осуществляется переход на новые условия начисления амортизации основных средств и нематериальных активов. Механизм реализации новой амортизационной политики отражен в Положении о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, предусматривающем либерализацию существующей системы начисления амортизации. Согласно новым правилам, осуществляющая предпринимательскую деятельность организация, исходя из своего финансово-экономического состояния и конъюнктуры рынка, может определять в соответствии с самостоятельно выбранными (в рамках установленных государством диапазонов) сроками полезного использования амортизируемых объектов, способами и методами начисления амортизации, суммы амортизационных отчислений на воспроизводство основных средств и нематериальных активов. Объекты, используемые в предпринимательской деятельности, амортизируют у каждого нового собственника или балансодержателя. При этом ускорение процесса начисления амортизации по объектам, используемым в предпринимательской деятельности может происходить как посредством выбора нижней границы диапазона сроков полезного использования, применения нелинейных способов амортизации, так и через применение порядка индексации амортизации при использовании линейного способа в сочетании с проведением переоценок основных средств в период высокого уровня инфляции.
Информация о работе Проблемы и тенденции инвестиционной политики в экономике Республики Беларусь