Проблемы и тенденции инвестиционной политики в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.
Задачи:
-раскрыть общетеоретический аспект инвестиций;
-исследовать инвестиционную политику в переходной экономике Республики Беларусь;
-проанализировать динамику инвестиций во взаимодействии с основными макроэкономическими показателями Республики Беларусь при переходе к рынку.

Содержание работы

Введение
1. Общетеоретический аспект инвестиций: источники, назначение, виды, сочетание с результативными показателями
2. Инвестиционная политика в переходной экономике Республики Беларусь: направление, проблемы государственного регулирования, особенности реализации, тенденции
3. Анализ динамики инвестиций во взаимодействии с основными макроэкономическими показателями Республики Беларусь при переходе к рынку
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь.docx

— 80.14 Кб (Скачать файл)

Новая амортизационная  политика восстанавливает воспроизводственную  роль амортизационных отчислений. При  этом льгота по прибыли на развитие и расширение производства связана с механизмом формирования и использования амортизационных фондов, потенциальные направления расходования которых расширены.

Поскольку новая  амортизационная политика предусматривает  формирование амортизационного фонда  за счет амортизационных отчислений только той части, которая вошла  в себестоимость реализованной  продукции, появляется реальный инвестиционный источник воспроизводства основных средств и нематериальных активов.

Проведение  мониторинга результатов внедрения  новой амортизационной политики и дальнейшая ее унификация в рамках создания Союзного государства Беларуси и России на основе международных  стандартов финансовой отчетности позволит уточнить новый порядок начисления амортизации, нормативные сроки  службы и сроки полезного использования  амортизируемых объектов и применять  с 2003 года ее уточненный вариант всеми  организациями и индивидуальными  предпринимателями Республики Беларусь.

Важной составляющей, способствующей финансовому оздоровлению и повышению инвестиционной активности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является установление оптимальных налоговых нагрузок на организации.

В этой связи, в  настоящее время готовится пакет  документов, предусматривающий:

· расширение круга и улучшение условий применения упрощенной системы налогообложения и бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей на основе повышения предельного для таких условий размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) и численности наемных работников;

· отмена авансовой оплаты патента и ограничения необходимых учетных операций;

· сокращение перечня налогов и сборов, уплачиваемых субъектами малого предпринимательства помимо ставки единого налога по упрощенной системе налогообложения;

· снижение ставки налога на прибыль для субъектов малого предпринимательства, не перешедших на упрощенную систему налогообложения, с 15 до 10%;

· отмена по целому ряду сделок и операций декларирования средств, инвестируемых физическими лицами в малый бизнес.

Смягчение налогового климата с 2002 года будет осуществляться по следующим направлениям:

· установление моратория на введение в течение финансового года новых налогов и обязательных платежей, а также изменение ставок (кроме случаев их индексации в порядке, установленном действующим законодательством) и увеличение базы налогообложения действующих доходных источников;

· расширение базы налогообложения за счет сокращения льгот по налоговым платежам;

· реализация мер по погашению накопленной задолженности юридическими лицами по платежам в бюджет с применением, при необходимости, процедуры банкротства;

· сохранение практики исчисления и уплаты едиными платежами налогов и сборов, взимаемых от одной базы налогообложения.

В дальнейшем предусматривается  реализация следующих мер:

· поэтапное снижение налоговой нагрузки на экономику (к 2005 году на уровне не менее 5-6 процентных пункта к ВВП) за счет постепенной отмены и снижения ставок оборотных сборов и отчислений в целевые бюджетные и внебюджетные фонды, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг, и усиления на этой основе роли прямого налогообложения реально полученных доходов;

· выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в первую очередь за счет поэтапного сокращения льгот по налоговым и таможенным платежам;

· введение общепринятых в мировой практике правовых основ и правил налогообложения на основе введения в действие общей части проекта Налогового кодекса Республики Беларусь;

· введение в действие второй специальной части проекта Налогового кодекса Республики Беларусь, обеспечивающей создание эффективной и четкой налоговой системы, свободной от оборотных платежей и унифицированной по основным параметрам с системой налогообложения Российской Федерации;

· продолжение работы по унификации налоговых законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Договора о создании Союзного государства и подготовка проекта Налогового кодекса Союзного государства.

Реализация  указанных мероприятий будет  побуждать юридических лиц и  население к накоплению средств  и инвестированию, создаст благоприятные  условия для финансового оздоровления организаций.

В целом снижение налоговых ставок должно поощрять выявление  хозяйственной деятельности, скрытой  в настоящее время в "теневой  экономике". Это еще один из существенных элементов накопления и развития капитала.

Механизм реализации указанных конкретных предложений  найдет свое отражение в пакете документов, основными из которых являются - Налоговый кодекс Республики Беларусь и в дальнейшем - Союзного государства, проекты Законов и Декретов Президента Республики Беларусь. Сроки их разработки приведены в мероприятиях к настоящей  программе.

В то же время  весьма важным для белорусской экономики  являются прямые государственные инвестиции, финансируемые из государственного бюджета. Они являются основой для  развития материально-технической  базы социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, наука, спорт, жилищно-коммунальное хозяйство  и др.). Учитывая, что в среднесрочной перспективе снижается возможность резкого увеличения масштабов прямого государственного инвестирования, основными принципами инвестиционно-финансовой деятельности государства должны стать: строгое выполнение инвестиционно-бюджетных обязательств государства; разграничение инвестиционных обязательств республиканских и региональных органов власти; сохранение адресно-целевого подхода к распределению бюджетных инвестиций в годовых государственных инвестиционных программах; инвестиции в новое поколение, прежде всего в материально-техническую базу здравоохранения, образования и культуры; инфраструктурное обеспечение системы правоохранительных органов; участие в создании материальной базы для развития секторов новой экономики; решение экологических проблем и осуществление природоохранных мероприятий; выравнивание социально-экономического развития областей республики.

Необходимость развития инфраструктурных объектов для  обеспечения воспроизводственных  процессов требует увеличения бюджетной  поддержки инвестиционных проектов, связанных с экспортом продукции, решением проблемы импортозамещения и основанных на использовании новых и высоких технологий. Сохранится финансирование производственной сферы на условиях конкурсного размещения централизованных инвестиционных ресурсов в рамках Государственной инвестиционной программы на очередной финансовый год с использованием на эти цели 10% от общего объема государственных капитальных вложений, финансируемых за счет средств республиканского бюджета.

С целью привлечения  в инвестиционную сферу заемных  и собственных средств юридических  лиц и усиления роли государства  в поддержке указанных направлений  необходимо:

· установить в размере 10 процентов ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь оплату за пользование бюджетными средствами, предоставляемыми для реализации инвестиционных проектов в отраслях материального производства;

· предусмотреть возвратность указанных средств на инвестиции в основной капитал для дальнейшего реинвестирования в инвестиционные проекты на платной и возвратной основе.

Значение государственных  инвестиций состоит также в том, что они являются катализатором  инвестиционной активности в частном  секторе, что достигается за счет предоставления на конкурсной основе государственных гарантий для реализации коммерческих инвестиционных проектов. Эта роль централизованных инвестиционных ресурсов в экономике республики будет усиливаться по мере приватизации и разгосударствления.

В свою очередь  использование лизинга, как одной  из форм инвестирования в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов имеет широкую перспективу в  решении проблем технического перевооружения производства.

В целях развития, регулирования и поддержки лизинговой деятельности в Республике Беларусь в последнее пятилетие были приняты  Указ Президента Республики Беларусь № 587 (1997 год) "О лизинге", Положение "О лизинге на территории Республики Беларусь", утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.1997 г. № 1769. Палатой представителей Национального Собрания Республики Беларусь ратифицированы Конвенция  УНИДРУА о международном финансовом лизинге (1998 г.) и Конвенция о межгосударственном лизинге (1999 г.). Министерством финансов, Государственным таможенным комитетом  и Национальным банком республики принят ряд соответствующих решений  по бухгалтерскому учету, таможенному  и валютному регулированию лизинговых операций.

Принимая во внимание, что по своей природе  и действующему в Республике Беларусь законодательству лизинговая деятельность не может нанести ущерб государству, а финансовые и имущественные  потоки при осуществлении лизинговых операций в силу простоты и прозрачности договора лизинга не только легко  отслеживаются, но и находятся под  постоянным контролем банков-кредиторов и страховых организаций, Правительство  республики отказалось от лицензирования этого вида деятельности и ограничения размера уставного фонда.

За последние 3 года нормативная база лизинга  не подвергалась существенным изменениям, что свидетельствует о достаточности  достигнутого баланса интересов  государства и коммерческих образований.

В большинстве  промышленно развитых стран мира получение в долгосрочное пользование  по лизингу оборудования и других производственных активов является крупным источником финансирования капитальных вложений и составляет примерно 25-30 процентов их общего объема. В нашей стране этот показатель по итогам 1997 года достиг лишь 1 процента от общего объема капитальных вложений, в 1998 году - 2%, в 1999 году - 2,1%. Данные приведены  по информации Белорусского союза лизингодателей. На рынке лизинговых услуг Беларуси работают около 60 лизинговых компаний.

В республике имеется  положительный опыт использования  международного лизинга для обновления и увеличения основных средств. Белорусские  транспортники, не привлекая государственных  средств и правительственных  гарантий, полностью обновили по лизингу  подвижной состав для международных  перевозок. Это позволило дополнительно  получить сотни миллионов долларов валютной выручки и иметь стране положительное сальдо внешнеторгового  баланса по услугам.

Механизм лизинга  не предусматривает участия государства  в субсидировании лизинговых услуг. Однако, в связи с отсутствием  необходимых средств, в настоящее  время государство участвует  в закупке сельскохозяйственной техники с целью ее передачи в  долгосрочную аренду и, в значительно  меньшей степени, - в лизинг.

В настоящее  время наиболее активно осуществляется международный лизинг с юридическими лицами Российской Федерации. Действующая  законодательная база Беларуси, России, Украины, Молдовы и других стран  СНГ не препятствует осуществлению  лизинговых договоров между юридическими лицами.

Учрежденная в 1997 году Лизинговая конфедерация (союз) Содружества независимых государств (СНГЛИЗИНГ) предусматривает открытие в ряде регионов государств-участников территориальных агентств СНГЛИЗИНГ  и организацию их деятельности по разработке и осуществлению межрегиональных  лизинговых проектов и программ. Открытие такого агентства в Минске предусматривается  в 1 полугодии 2002 года.

Вместе с  тем, несмотря на положительную тенденцию  развития лизинговой деятельности, рынок  лизинговых услуг в Беларуси развит слабо.

Успешному развитию лизинга в республике препятствует ряд обстоятельств, основные из которых сводятся к следующему:

· недостаточность финансового, в том числе валютного потенциала;

· нехватка стартового капитала для организации лизинговых компаний;

· слабая диверсификация предоставляемых услуг;

· неразвитость связей с другими страховыми компаниями (практическое отсутствие рынка перестраховочных услуг);

· отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, которая предоставляла бы постоянно восполняемую и доступную информацию о предложениях лизинговых услуг, и, связанное с этим, недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств, как у потенциальных лизингодателей, так и предпринимателей - потенциальных лизингополучателей.

В перспективе  лизинг, как одна из рыночных и высокорентабельных форм, может дать рост общих объемов  инвестиций в республике и реально  расширить выбор методов и  способов хозяйствования для организаций  материальной сферы.

За счет развертывания  лизинговых операций представляется реальным осуществить продвижение производимой отечественной промышленностью  продукции на внутренний и международный  рынок, обновление парка оборудования, не прибегая к крупным капиталовложениям, и в условиях низкой покупательной  способности.

В связи с  необходимостью формирования при участии  государства эффективной системы  привлечения иностранных инвестиций, продвижения на зарубежных рынках капитала белорусских инвестиционных возможностей и формирования привлекательного образа страны, принимающей инвестиции, была создана информационная система «Инвестиции в Республике Беларусь». [2.1]

Информационная  система «Инвестиции в Республике Беларусь» создана компанией ЗАО "ИПМ - Консалт" при поддержке Департамента по делам инвестиций Министерства экономики Республики Беларусь.

Проект  представляет собой, функционирующую  в Интернете, систему, основой которой  является электронная база данных инвестиционных проектов (http://www.ib.by)/. В базе бесплатно  размещается подробная информация по инвестиционным проектам (на русском  и английском языках) в формате, соответствующем  международным стандартам.

Целью проекта  «Инвестиции в Республике Беларусь» является оказание помощи белорусским предприятиям в привлечении финансовых средств под разработанные инвестиционные проекты, обеспечение "прозрачности" инвестиционного рынка для отечественных и иностранных инвесторов. А также, обеспечение открытого доступа российских и иностранных инвесторов к наиболее полной информации об инвестиционных возможностях в Республике Беларусь путем публикации в сети Интернет базы данных инвестиционных проектов белорусских предприятий.

Информация о работе Проблемы и тенденции инвестиционной политики в экономике Республики Беларусь