Проблемы и тенденции инвестиционной политики в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.
Задачи:
-раскрыть общетеоретический аспект инвестиций;
-исследовать инвестиционную политику в переходной экономике Республики Беларусь;
-проанализировать динамику инвестиций во взаимодействии с основными макроэкономическими показателями Республики Беларусь при переходе к рынку.

Содержание работы

Введение
1. Общетеоретический аспект инвестиций: источники, назначение, виды, сочетание с результативными показателями
2. Инвестиционная политика в переходной экономике Республики Беларусь: направление, проблемы государственного регулирования, особенности реализации, тенденции
3. Анализ динамики инвестиций во взаимодействии с основными макроэкономическими показателями Республики Беларусь при переходе к рынку
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь.docx

— 80.14 Кб (Скачать файл)

На мировом  финансовом рынке идет жесткая конкурентная борьба за инвестиционные ресурсы, и  в этой борьбе побеждают те страны и регионы, которые в максимально  выгодном свете представляют свой инвестиционный климат и инвестиционные возможности, предлагают потенциальным инвесторам полный и удобный информационный сервис. Наиболее предпочтительным вариантом  является ситуация, при которой вся  необходимая информация доставляется прямо на рабочий стол инвестору, избавляя его от необходимости тратить  время и усилия на поиск приемлемых инвестиционных предложений. Информационная открытость является, таким образом, одной из важных составляющих привлекательного инвестиционного климата страны или региона. Очевидно, что использование  Интернет технологий является наиболее оптимальным средством доставки информации, позволяя с минимальными затратами для соискателя инвестиций оповещать о своих инвестиционных предложениях мировое финансовое сообщество.

Таким образом, в Республике Беларусь создаются  все условия для успешной и  безопасной инвестиционной деятельности, однако уровень инвестиций в настоящее время не достигает запланированного уровня. Следовательно, государственная политика в этой области еще не достаточно эффективна.

 

3. Анализ динамики инвестиций  во взаимодействии с основными  макроэкономическими показателями  Республики Беларусь при переходе  к рынку

 

Основным  показателем при оценке инвестиционной деятельности является «инвестиции  в основной капитал по источникам финансирования». Данные за ряд лет  по этому показателю приведены в  Приложении 1. [2.3]

При анализе данных получаем, что инвестиции в основной капитал за счет собственных  средств организаций (включая кредиты) занимают основной удельный вес и  стабильный рост. Поведение же других показателей менее стабильно (рис 1.)

 

 

Согласно  разработанному Министерством экономики  проекту Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. к концу прогнозного периода  предусматривалось:

-сохранить  основным источником инвестирования  собственные и заемные средства  предприятий (примерно 55 % к 2005 г.);

-увеличить  долю валового накопления в  ВВП до 26 %;

-увеличить  общий объем инвестиций в основной  капитал по сравнению с 2000 г.  в 1,4 - 1,6 раза

Как можно видеть, первый пункт прогноза выполнен (собственные и заемные  средства предприятий в источниках инвестиций к 2004г. составили 57,6 %). Увеличение общего объема инвестиций в основной капитал по сравнению с 2000г составило 566%. А вот доля валового накопления в ВВП составила 20,7%, что ниже планируемого уровня на 5,3 процентных пункта (п.п.).

Однако, достижение планируемых показателей не снимает проблему инвестиций. В настоящее время балансовая стоимость основного капитала только промышленности составляет в долларовом эквиваленте порядка 30 млрд. USD, что без малого в 1,5 раза выше годового ВВП Беларуси. Значит, даже при направлении 20% ВВП на инвестиции (что вполне нормально) на полное обновление капитала исключительно промышленности потребуется порядка 7 лет (показатель на уровне развитых стран). Однако за последние пять лет доля промышленности в капитальных вложениях экономики в среднем составляла 30%. Срок полного обновления увеличится еще в 3,3 раза и составит 23 года. При этом следует помнить, что доля основных фондов промышленности в экономике Беларуси составляет всего 36%. Становится очевидной с одной стороны, неприемлемость такого затягивания модернизации основного капитала, и, с другой стороны, непосильность инвестиционного бремени для экономики страны. Нужны иностранные инвестиции. На это нацелена и Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период с 2002 до 2010 года, которая устанавливает к 2010г уровень иностранных инвестиций в размере 13 млрд. USD (36% в общем объеме инвестиций). [2.2]

В то же время, как видно из графика (рис 1.) доля иностранных инвестиций в 2004г составила 3%. что на 2,5 п.п. ниже уровня 2003г., а объем иностранных  инвестиций составил 307 млрд.р. (146 млн. USD), что составило 78,1% уровня 2003г. Такое катастрофическое положение с иностранными инвестициями связано с недоверием иностранных инвесторов к политической обстановке в стране.

Финансирование  инвестиций от населения имеет устойчивую тенденцию к снижению (с 2000 по 2004гг на 6,2 п.п.) и составило в 2004г 1176 млрд.р. (11,5% от общего объема инвестиций). Финансирование из республиканского бюджета составило 765 млрд.р. в 2004г (7,5% от общего объема инвестиций, что на 0,2 п.п. по отношению к 2003г(7,3%), однако, по сравнению с 2000г(9,8%) наблюдается  спад на 2,3 п.п.) Таким образом, рост инвестиций довольно длительное время осуществляется за счет стабильного роста двух источников финансирования – местные бюджеты, которые в 2004г внесли 1283 млрд.р. (12,5%) и собственные средства организаций  – 5901 млрд.р. в 2004г (57,6%). Это обусловлено  социальной направленностью политики Республики Беларусь, однако не стоит  забывать, что без стабилизации положения  в промышленности социальные реформы  будут менее эффективны. [2.5]

С другой стороны в постановлении  Совета министров №152 «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь в 2004году» сказано: «Руководители  министерств и концернов, облисполкомов, главы администраций свободных  экономических зон должны обеспечить под личную ответственность безусловное  выполнение доведенных заданий по объемам  инвестиций и по реализации инвестиционных проектов». Поэтому росту инвестиций удивляться не приходится, да и состояние  показателей структуры инвестиций становится более объяснимым.

Объем инвестиций в основной капитал в  процентах к ВВП (рис 2.) в 2004г составил 20,7%, что на 1,2 п.п. выше, чем в 2003г. Стоит так же заметить, что объем  инвестиций в основной капитал увеличился на 43,7% по сравнению с уровнем 2003г.

Можно предположить, что резкий всплеск  объема инвестиций в основной капитал  в процентах к ВВП в 2002г связан с переходом на новые условия  начисления амортизации основных средств  и нематериальных активов. Механизм реализации новой амортизационной  политики отражен в Положении  о порядке начисления амортизации  основных средств и нематериальных активов, предусматривающем либерализацию  существующей системы начисления амортизации. Согласно новым правилам, осуществляющая предпринимательскую деятельность организация, исходя из своего финансово-экономического состояния и конъюнктуры рынка, может определять в соответствии с самостоятельно выбранными (в рамках установленных государством диапазонов) сроками полезного использования амортизируемых объектов, способами и методами начисления амортизации, суммы амортизационных отчислений на воспроизводство основных средств и нематериальных активов. Объекты, используемые в предпринимательской деятельности, амортизируют у каждого нового собственника или балансодержателя. При этом ускорение процесса начисления амортизации по объектам, используемым в предпринимательской деятельности может происходить как посредством выбора нижней границы диапазона сроков полезного использования, применения нелинейных способов амортизации, так и через применение порядка индексации амортизации при использовании линейного способа в сочетании с проведением переоценок основных средств в период высокого уровня инфляции.

 

Новая амортизационная политика восстанавливает  воспроизводственную роль амортизационных  отчислений. При этом льгота по прибыли  на развитие и расширение производства связана с механизмом формирования и использования амортизационных фондов, потенциальные направления расходования которых расширены.

Поскольку новая амортизационная политика предусматривает формирование амортизационного фонда за счет амортизационных отчислений только той части, которая вошла  в себестоимость реализованной  продукции, появляется реальный инвестиционный источник воспроизводства основных средств и нематериальных активов.

 

Как видно из структуры инвестиций в  основной капитал по объектам инвестирования (рис 3. и Приложение 2) инвестиции в  производственную сферу составили  в 2004г 40,7% от всего объема инвестиций. Данную ситуацию стоит расценивать  как негативную. Учитывая степень  износа активной части основных фондов, можно сделать вывод, что сфера  производства в большей степени  нуждается в инвестировании. Если сравнить этот показатель с уровнем 1990г, то мы видим явное отличие  – 59,1%.

Прямые  инвестиции. Операции с прямыми инвестициями обеспечили чистый приток капитала в  страну в размере 168,1 млн. USD, что на 1,3 % меньше, чем в 2003 году. (рис 4.). [1.1]

Чистое  привлечение прямых инвестиций в  Республику Беларусь сложилось в  размере 169,4 млн. USD и было обеспечено, в первую очередь, вложениями нерезидентов в уставные фонды предприятий  и банков в размере 125,9 млн. USD и  реинвестированными доходами в размере 23,6 млн. USD. Вместе с тем, нетто-приток прямых инвестиций в форме акционерного капитала снизился по сравнению с 2003 годом на 7,5 %. Реинвестированные  доходы в 1,9 раза превысили уровень 2003 года. Прямые иностранные инвестиции в форме ссуд от зарубежных совладельцев обусловили чистый приток капитала в  экономику страны в размере 19,9 млн. USD, что меньше уровня 2003 года на 15 %.

Валовый объем поступивших прямых инвестиций в экономику страны составил 897,8 млн. USD, увеличившись по сравнению 2003 годом на 18,8 %.

В объеме поступивших в страну прямых инвестиций по-прежнему наибольший удельный вес составили кредиты и займы, полученные от зарубежных совладельцев совместных и иностранных предприятий (81,8 % общего объема). Оставшаяся часть  пришлась на вклады в уставные фонды  предприятий и банков (15,5 %) и реинвестированные  доходы (2,6 %).

 

 

Основная  часть прямых инвестиций в форме  кредитов и займов направлена в такие  отрасли экономики, как торговля и общественное питание, связь. Прямые инвестиции в форме участия в  капитале поступили, в основном, в  экспортно-ориентированные отрасли  промышленности, торговлю и общественное питание, транспорт. Объемы выполненных  строительно-монтажных работ на территории Республики Беларусь по строительству  и обслуживанию газопровода "Ямал - Западная Европа" составили 26,3 млн. USD. Основными донорами прямых инвестиций в экономику Республики Беларусь являлись резиденты Швейцарии, Российской Федерации, Великобритании, Нидерландов, США и Кипра. Долгосрочный интерес  к белорусской экономике (взносы в уставный фонд предприятий) имели  иностранные инвесторы из Нидерландов, Великобритании, США, Латвии и Кипра.

В 2004 году банками Республики Беларусь привлечено прямых иностранных инвестиций в форме вкладов в уставные фонды банков в размере 12,4 млн. USD против 41,2 млн. USD в 2003 году. Основные инвестиции поступили из России, Латвии, Великобритании и Кипра.

Прямые  инвестиции резидентов Республики Беларусь за границу оставались незначительными  и сложились в размере 1,3 млн. USD. Прямые инвестиции в форме акционерного капитала осуществлены, в основном, в Венгрию, Украину, Латвию и Польшу.

Портфельные инвестиции. Сальдо по операциям с  ценными бумагами сформировалось положительным  в размере 59,7 млн. USD против 6,1 млн. USD в 2003 году. Приток капитала в страну обусловлен увеличением на 56,5 млн. USD обязательств перед нерезидентами  по ценным бумагам белорусских эмитентов (в том числе на 51,7 млн. USD по долгосрочным и краткосрочным облигациям Министерства финансов) и снижением на 3,2 млн. USD активов резидентов Республики Беларусь, размещенных в ценных бумагах  иностранных эмитентов. Основной формой операций с ценными бумагами, как  иностранных, так и белорусских  эмитентов, явились сделки с долговыми  ценными бумагами (в основном, краткосрочными), которые обеспечили приток капитала в страну в размере 58,6 млн. USD. Операции с ценными бумагами, обеспечивающими  участие в капитале, обусловили приток капитала в размере 1,1 млн. USD.

Другие  инвестиции. По операциям, проведенным  с коммерческими кредитами, ссудами, прочими иностранными активами (кроме  резервных) и обязательствами, наблюдался чистый приток финансовых ресурсов в  страну в размере 715,5 млн. USD против 123,3 млн. USD в 2003 году.

Иностранные активы резидентов Республики Беларусь по данному разделу выросли на 145,6 млн. USD, что в 2,4 раза больше, чем  в 2003 году. Увеличение иностранных активов  обусловлено ростом текущей задолженности  нерезидентов за белорусский экспорт  и ростом прочих активов органов  денежно-кредитного регулирования.

Обязательства перед внешним миром увеличились  на 861,1 млн. USD. Приток финансовых ресурсов обеспечен, прежде всего, ростом задолженности  перед поставщиками за импорт товаров  и услуг, поступлением инвестиций в  страну в форме заемного капитала и увеличением обязательств перед  нерезидентами по счетам и депозитам.

Как показал предшествующий анализ, существует прямая необходимость в сотрудничестве с иностранными инвесторами и  привлечении иностранного капитала в экономику нашей страны.

Иностранные инвестиции приведут к процветанию  государства, в противном случае – к процветанию инвесторов и  негативным последствиям в развитии собственной экономики.

Работы  на государственном уровне по привлечению  в страну иностранного капитала должны включать:

- разработку концепции привлечения  иностранных инвестиций, её обсуждение  и утверждение Президентом;

- принятие дополнительных законов  и других законодательных актов  способствующих привлечению иностранных  инвесторов в республику;

- создание системы государственного  управления процессом привлечения  иностранных инвесторов.

Информация о работе Проблемы и тенденции инвестиционной политики в экономике Республики Беларусь