Проблемы экономики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования этой работы – социально-экономическое развитие регионов России и региональная политика федерального центра. Цель – изучить причины экономических проблем в региональном развитии Российской Федерации и выдвинуть способы ее преодоления. Значимость и актуальность разработки мер региональной политики для преодоления социально-экономических проблем в настоящее время признана на государственном уровне. Поэтому разработка совершенствования региональной политики, обеспечивающей во всех регионах равное финансирование закрепленных за ними расходных полномочий, является актуальной.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1 РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.................
1.1. Сущность и приоритетные направления региональной экономической политики................................................................................................................
1.2. Цели и средства реализации региональной экономической политики....
ГЛАВА 2.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ............................................................................
2.1. Экономические структурные проблемы....................................................
2.2. Проблемы управления региональным развитием......................................
2.3. Региональная политика и поддержка проблемных регионов.....................
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..........
3.1 Государственная поддержка «проблемных» регионов...........................
3.2 Разработка федеральных программ регионального развития РФ…….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1 РЕГИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.................

1.1. Сущность и приоритетные направления региональной экономической политики................................................................................................................

1.2. Цели и средства реализации региональной экономической политики....

ГЛАВА 2.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ............................................................................

2.1. Экономические структурные проблемы....................................................

2.2. Проблемы управления региональным развитием......................................

2.3. Региональная политика и поддержка проблемных регионов.....................

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..........

3.1 Государственная поддержка  «проблемных» регионов...........................

3.2 Разработка федеральных  программ регионального развития  РФ…….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе российских реформ, когда основной задачей становится переход к устойчивому росту, возникает необходимость существенного реформирования социально - экономических систем регионов в Российской Федерации. Сглаживание экономических проблем - один из важнейших вопросов государственного строительства. Субъекты Федерации сильно различаются по площади, численности и плотности населения, уровню экономического развития, природным и климатическим условиям, национальным и историческим особенностям. Все это обусловливает значительные различия в потребностях бюджетного финансирования и налоговых базах отдельных регионов.

Как показывает мировой опыт, не существует универсального механизма функционирования социально-экономической системы  регионов, пригодного для всех стран. Напротив, эта сфера представляет огромное разнообразие национальных систем. Причины - сильное влияние политики и исторических особенностей формирования государств. Сложность процесса адаптации социально - экономической системы регионов к изменяющимся внешним и внутренним условиям, ключевая роль государственного регулирования при формировании условий для устойчивого экономического роста.

Объект  исследования этой работы – социально-экономическое  развитие регионов России и региональная политика федерального центра

Цель  – изучить причины экономических проблем в региональном развитии Российской Федерации и выдвинуть способы ее преодоления.

Значимость  и актуальность разработки мер региональной политики для преодоления социально-экономических проблем в настоящее время признана на государственном уровне. Поэтому разработка совершенствования региональной политики, обеспечивающей во всех регионах равное финансирование закрепленных за ними расходных полномочий, является актуальной.

За  прошедшие годы в России неоднократно предпринимались попытки разработки целостной программы регионального развития, проходившие широкое экспертное и общественное обсуждение. Тем не менее, целостная системная программа, содержащая комплекс эффективных мероприятий по стабилизации и обеспечению устойчивого социально-экономического развития регионов страны до сих пор отсутствует. Сложность решения этой задачи обусловлена широким разнообразием специфики регионов, которые в значительной степени различаются как по уровню своего развития, природно-климатическим особенностями, так и характером накопленных проблем.

 

ГЛАВА 1 РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

1.1. Сущность  и приоритетные направления региональной экономической политики

Федеративное  устройство российского государства, а также природно-географические, демографические, национально-культурные, хозяйственные различия регионов России определяют ведущую роль региональной политики в обеспечении экономической интеграции российских территорий и создании оптимальной системы экономического федерализма.

Под региональной экономической политикой  в РФ понимается система целей и задач по управлению экономическим и социальным развитием регионов, а также механизм их реализации. Отсюда следует, что РЭП является органической частью общей социально-экономической политики государства, синтезирующей ее региональные аспекты. Она направлена на всемерное использование благоприятных факторов и ограничение действия негативных региональных факторов для достижения общих стратегических целей и задач социально-экономического развития страны. Вместе с тем это часть общей региональной политики, создающая экономические основы целостности российского государства, всех жизненно важных направлений развития российского общества.

В рамках общей стратегии и тактики  социально-экономического развития страны предусматривается обеспечить решение целого ряда региональных проблем:

- учет специфики регионов и  особенностей социально-экономической ситуации в них;

-развитие экономического федерализма  и межрегиональной интеграции;

- поддержка проблемных регионов (отстающих,  депрессивных, кризисных, а также регионов особого стратегического значения);

- перенос ряда направлений реформ  в основном на региональный  уровень (особенно в содействии  развитию малого предпринимательства, социальной сферы, охраны природы и использования природных ресурсов);

- ликвидация неравномерности социально-экономического  развития различных районов и регионов (или сокращение разрыва между ними).

Общей тенденцией в РЭП как на национальном, так и на наднациональном уровнях является ее либерализация, а также стимулирование более полного использования научно-технического и производственного потенциала самих районов и регионов.

Приоритетными направлениями в региональной политике являются: социальные, экономические, экологические, национальные и межэтнические отношения. Все они, безусловно, взаимосвязаны, но в центре этих приоритетов находится экономическое направление. [3, 58]

В экономическом блоке приоритетными, безусловно, являются: социально-экономические  отношения собственности; земельные  отношения и формирование земельного рынка; бюджетно-налоговые отношения, отношения природопользования; селективная (выборочная) поддержка отдельных регионов. Все эти отношения относятся к проблемам экономического федерализма, которые подробно освещены в периодической печати.

Эффективная реализация экономического направления  требует решения следующих задач:

Обеспечение эффективной специализации  региональных экономик в едином  экономическом пространстве России.

Совершенствование механизмов вертикальных  и горизонтальных взаимодействий хозяйствующих субъектов и органов управления, разработка специальных программ проведения реформ в регионах (региональных блоков общероссийской программы).

Участие в хозяйственном освоении  новых регионов, в том числе  с привлечением иностранного и отечественного частного капитала.

Преодоление распада межрегиональных и межгосударственных экономических  связей.

Поддержка прогрессивных структурных преобразований в старопромышленных  районах. 

- Содействие усилиям по преодолению  кризиса в депрессивных регионах и районах с экстремальными природными условиями.

- Стабилизация финансовой и денежно-кредитной  систем.

Экологические задачи:

-Устранение кризисных ситуаций  в районах с чрезмерными нагрузками  на природную среду.

- Ликвидация последствий экологических катастроф (Чернобыльской, Челябинской аварий и др.).

Задачи  в области национальных и межэтнических  отношений:

-Содействие решению проблем русскоязычного  населения в странах ближнего  зарубежья.

- Обеспечение специфических интересов  и прав малочисленных народов, возрождение присущих им форм хозяйствования.

- Содействие традиционным формам  хозяйствования и переселению репрессированных народов.

- Обеспечение условий для урегулирования  военных и межэтнических конфликтов.

Государственная поддержка регионов должна быть ориентирована на обеспечение всем гражданам России независимо от места их проживания равных возможностей пользоваться правами и свободами на основе Конституции и законов РФ. Государственная поддержка призвана также компенсировать регионам потери от экстремальных природно-климатических условий, восполнять затраты на реализацию общегосударственных программ и т.д.

Государственное регулирование и селективная поддержка регионального развития осуществляется по двум каналам — прямым и косвенным. К прямым относятся трансферты из федерального бюджета, а также федеральные региональные программы. Косвенными видами государственной поддержки регионов можно считать поступления федеральных финансовых средств на социально-экономическое развитие территорий по каналам поддержки отраслей народного хозяйства.

Правительство взяло курс на создание равных экономических  возможностей во всех регионах и повышение  однородности формируемого общероссийского рыночного пространства. С этой целью отменяются не оправдавшие себя налоговые и таможенные льготы и субсидии отдельным регионам и хозяйствующим субъектам. [7, 88] 

    1. Цели  и средства реализации региональной экономической политики

 

      

Цели  региональной экономической политики Правительства имеют долговременный характер и связаны со стратегическими направлениями социально-экономического развития России.      

Главная цель предстоящего десятилетия в  области РЭП — это стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом регионе России, повышение на этой основе уровня и качества жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций РФ в мире.     

Более частными по сравнению с главной  целью являются:      

- укрепление экономического единства  страны на основе принципов федерализма, местного самоуправления и общероссийского рынка;     

- обеспечение примерно равных  условий социального развития  во всех регионах России;     

- всемерное использование региональных  факторов для формирования в регионах эффективной социально-ориентированной экономики.      

Для достижения этих целей необходимо решение  определенного круга задач. В  предстоящие годы в качестве основных задач РЭП могут быть названы:     

- повышение работоспособности основных  систем жизнеобеспечения и научно-производственного потенциала, преодоление спада производства прежде всего в наиболее развитых опорных регионах, сведение к минимуму социального и экономического ущерба от свертывания неконкурентоспособных производств;     

- оказание содействия по созданию  в каждом регионе — субъекте  федерации ресурсно-финансового потенциала, достаточного для решения основных задач социально-экономического развития;     

- оказание содействия восстановлению  нарушенных межгосударственных и межрайонных экономических связей, остающихся рациональными в новых условиях;     

- развитие общероссийского рынка  как интегрированной системы  региональных рынков товаров,  услуг, капитала и рабочей силы;      

- развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорт, связь, информатика и др.);     

- решение острых социально-экономических проблем регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока с учетом специфических интересов проживающих здесь малочисленных народов;      

- удержание в социально безопасных  рамках безработицы в крупных  центрах и индустриальных районах;     

- принятие мер к урегулированию миграции населения, обеспечение расселения переселенцев и беженцев в регионах, имеющих необходимые предпосылки.     

В практическом осуществлении задач  региональной экономической политики используются разнообразные формы и методы государственного воздействия. В качестве основных форм государственного регулирования регионального развития предусматривается:     

- использование федерального бюджета  для перераспределения финансовых  ресурсов между регионами;       

- осуществление федеральных программ  развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием, участие в отдельных структурообразующих инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;     

- размещение федеральных заказов  на поставку продукции для  общегосударственных нужд.     

Информация о работе Проблемы экономики РФ