Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:40, курсовая работа
Объект исследования этой работы – социально-экономическое развитие регионов России и региональная политика федерального центра. Цель – изучить причины экономических проблем в региональном развитии Российской Федерации и выдвинуть способы ее преодоления. Значимость и актуальность разработки мер региональной политики для преодоления социально-экономических проблем в настоящее время признана на государственном уровне. Поэтому разработка совершенствования региональной политики, обеспечивающей во всех регионах равное финансирование закрепленных за ними расходных полномочий, является актуальной.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1 РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.................
1.1. Сущность и приоритетные направления региональной экономической политики................................................................................................................
1.2. Цели и средства реализации региональной экономической политики....
ГЛАВА 2.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ............................................................................
2.1. Экономические структурные проблемы....................................................
2.2. Проблемы управления региональным развитием......................................
2.3. Региональная политика и поддержка проблемных регионов.....................
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..........
3.1 Государственная поддержка «проблемных» регионов...........................
3.2 Разработка федеральных программ регионального развития РФ…….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….32
В составе каждой федеральной целевой программы должен разрабатываться территориальный блок.
Основная часть мероприятий
По мере расширения инвестиционных возможностей
государства будет
В целях развития наукоемких производств,
высоких технологий и активизации международных экономических
Для успешной реализации государственной
РЭП предусматривается
- подготовить нормативно-
- законодательно-нормативно
- пересмотреть структуру и
- шире использовать возможности новых организационных форм
- обеспечить единство
- разработать систему
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
2.1 Экономические структурные проблемы
Регионы, создававшиеся и развивавшиеся
в нерыночной логике, при помещении их в рыночную
среду перестали соответствовать
масштабу экономических и социальных
процессов открытого рынка. Часть субъектов
Российской Федерации и городов - административных
центров явно оказались не в состоянии
обеспечивать конкурентоспособность
собственного хозяйства не только в глобальном,
но даже и страновом масштабе. В первую
очередь, не нашли себя в новой экономике
те поселения, которые исторически возникли
в связи с решением старых геополитических
задач (центры военно-промышленного комплекса,
военные городки, закрытые административно-
Постепенная рыночная оптимизация хозяйственной деятельности и численности населения в регионах, столкнувшись с неэффективной пространственной организацией страны, привела к росту расходов на поддержание инфраструктурного хозяйства, избыточного в теряющих население и производственные активы территориях и недостаточного в растущих регионах (ограниченность возможностей портового хозяйства, экспортных трубопроводов в нефтегазовом комплексе, систем жизнеобеспечения в ЖКХ). Зачастую, инженерные и социальные инфраструктуры были развернуты там, где они сейчас не нужны (в частности, 11—12% установленной мощности электрогенерирующих объектов в России не эксплуатируется уже длительное время), а там, где в этих инфраструктурах существует большая потребность, их явно недостаточно (энерогодефицит и перегруженность сетей уже ощущается и в Москве, и Санкт-Петербурге). Нередко данные инфраструктуры предельно устарели, а их эксплуатация чрезвычайно ресурсоемка. Например, эксперты отмечают, что 75% существующего жилого фонда России составляют самые энергозатратные в мире дома из сборного железобетона. На теплоснабжение данного фонда затрачивается не менее 45% энергоресурсов (около 430 млн. тонн условного топлива в год), что в 2,3 раза больше, чем расход топлива на производство электроэнергии. Постоянное наращивание расточительного теплопотребления и большие потери тепла в сетях привели к устойчивому дефициту тепловых мощностей и снижению надежности теплоснабжающих систем. Дефицит тепловой мощности почти в 190 городах России составляет 20% от потребности и, вполне понятно, что в холодные зимы этот дефицит увеличивается в разы. Потери тепла только при транспортировке теплоносителя из-за значительной протяженности и неудовлетворительного состояния магистралей достигают в зимний период 25-30%.
Унаследованная от СССР система расселения и территориальная хозяйственная организация Российской Федерации предопределили закрепление в первую очередь сырьевой специализации страны. Наиболее конкурентоспособной на мировом рынке частью страны оказываются сырьевые зоны России. Они «стягивают» на себя проектные мощности, поглощают свободные капиталы, квалифицированную и мобильную рабочую силу. В частности, большинство инфраструктурных проектов последнего десятилетия нацелены на обеспечение транзитной экономики. Специфической является направленность проектируемых крупных транспортных путей: от сырьевых зон к портам и пограничным переходам для вывоза на экспорт. Отсутствие зон высокоорганизованной урбанистической среды жизни (дефицит современных городских инфраструктур, информационных каналов, экологически благоприятных условий жизни в населенных пунктах, ограниченная транспортная доступность основных мировых центров) становится препятствием для концентрации на территории Российской Федерации ресурсов будущего: высококвалифицированной мобильной рабочей силы, инновационных технологий, источников информации, брэндов, культурных ценностей и так далее.
Складывающаяся в Российской Федерации новая
иерархия регионов не всегда обеспечивает
рост связанности в стране. Существующие
старые региональные границы, поддержанные
административно, блокируют процессы
социально-экономического развития, регионы-лидеры
пока слабо влияют на развитие других
территорий. Это выражается, с одной стороны,
в значительных потерях, связанных с автономизацией
хозяйственных и социальных комплексов
отдельных территорий (например, конкуренция
портовых комплексов и транспортных проектов
на Северо-Западе России). С другой стороны,
слабая связанность и непродуктивность
взаимодействия регионов в существующей
пространственной конфигурации выражается
в том, что внутри страны возрастает разрыв
в темпах роста экономики между отдельными
субъектами Федерации. К 2008 году десять-двенадцать
субъектов Федерации из 89 обеспечивали
более 50% ВВП страны. В этих же регионах
сосредоточились основные инвестиции
и другие ресурсы экономики. Разрыв в социально-экономической
ситуации становится основным социальным
противоречием, порождающим политические
конфликты.
Таблица 1 Доля отдельных субъектов Российской Федерации
в суммарном ВРП России, %.
|
Доминирующая в стране внутренняя производственно-
2.2 Проблемы управления региональным развитием
Стабилизация бюджетной системы страны и экономический рост дал государству необходимые ресурсы для реализации политики выравнивания социально-экономического развития регионов. Сегодня можно констатировать, что административные и институциональные механизмы государственного управления региональным развитием во многом утратили свою эффективность, в контексте использованных инструментов достигнут предел эффективности политики выравнивания.
Для российского государства в
Политика выравнивания социально-экономического
развития регионов, характерная для эпохи первичной
Бюджетное выравнивание отстающих в адаптации к рыночным условиям регионов пока не привело к ожидаемым результатам.
Регионы-лидеры стали терять мотивацию к развитию, а среди остальных территорий начали проявляться иждивенческие настроения.
Для управления региональным развитием в целом использовался ограниченный набор инструментов, сводившийся в основном к бюджетным трансфертам и федеральным целевым программам. Современные инструменты в систему государственного управления региональным развитием внедряются чрезвычайно медленно. Во-первых, проведение административной реформы и внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, сосредоточилось в основном на федеральном уровне государственной власти. В силу это трудно определить качество регионального управления, выделить показатели развития российских регионов, зафиксировать их связанность с действиями органов государственной власти. Во-вторых, отсутствует признанная типология регионов, позволяющая дифференцировать названные показатели для каждого типа территорий, а на основании этого определить по отношению к ним параметры государственной политики. В-третьих, отсутствуют механизмы согласования и синхронизации стратегий регионального развития субъектов Российской Федерации, стратегий развития муниципальных образований и федеральных отраслевых стратегий. В результате межрегиональная кооперация фактически отсутствует, бюджетные средства используются недостаточно эффективно. Федеральные целевые программы не решают этой задачи. В-четвертых, отсутствует утвержденная Генеральная схема пространственного развития Российской Федерации, в которой были бы обозначены федеральные приоритеты в отношении развития конкретных регионов страны, призванных обеспечить и поддержать решение общенациональных задач удвоения ВВП, сокращения уровня бедности и сохранения целостности страны, в отношении старопромышленных регионов, в отношении сырьевых зон. В-пятых, различные аспекты деятельности территориального планирования «разнесены» по различным ведомствам. Реформы инфраструктур (транспорт, связь, энергетика, ЖКХ) и в целом последствия реализации пакета реформ на территориальном уровне не скоординированы и не синхронизированы. В-шестых, утрачена культура планирования использования территории. Аналитическая модель новой пространственной организации страны не востребована в правоприменительном и бюджетном процессе. Проектно-планировочная документация сохраняется в том виде, в каком она сложилась еще в советскую эпоху, но относительно эффективно может выполнять свою регулирующую функцию. В современных условиях, разработанная в 1994 году Генеральная схема расселения Российской Федерации не выполняет своей координирующей роли по отношению к действиям бизнеса и власти территорий.