Проблемы экономики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования этой работы – социально-экономическое развитие регионов России и региональная политика федерального центра. Цель – изучить причины экономических проблем в региональном развитии Российской Федерации и выдвинуть способы ее преодоления. Значимость и актуальность разработки мер региональной политики для преодоления социально-экономических проблем в настоящее время признана на государственном уровне. Поэтому разработка совершенствования региональной политики, обеспечивающей во всех регионах равное финансирование закрепленных за ними расходных полномочий, является актуальной.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1 РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.................
1.1. Сущность и приоритетные направления региональной экономической политики................................................................................................................
1.2. Цели и средства реализации региональной экономической политики....
ГЛАВА 2.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ............................................................................
2.1. Экономические структурные проблемы....................................................
2.2. Проблемы управления региональным развитием......................................
2.3. Региональная политика и поддержка проблемных регионов.....................
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..........
3.1 Государственная поддержка «проблемных» регионов...........................
3.2 Разработка федеральных программ регионального развития РФ…….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

В составе каждой федеральной целевой  программы должен разрабатываться  территориальный блок.      

Основная  часть мероприятий Правительства, оказывающих воздействие на региональное развитие, будет осуществляться в рамках общей макроэкономической, структурно-инвестиционной, внешнеэкономической, социальной политики, проведения институциональных преобразований. При их разработке и реализации должны учитываться интеграционный (агломерационный) региональный эффект и соответствие интересам комплексного социально-экономического развития территорий Российской Федерации. Так, при проведении конкурсов инвестиционных проектов с долевым (20 %) участием государства важно учитывать их влияние на социально-экономическую ситуацию в конкретных регионах (создание рабочих мест, развитие социальной сферы и т.д.). [4, 97]     

По  мере расширения инвестиционных возможностей государства будет формироваться  фонд регионального развития, средства которого будут направляться на финансирование эффективных проектов регионального и межрегионального значения.     

В целях развития наукоемких производств, высоких технологий и активизации  международных экономических связей России в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру, будут создаваться условия для формирования свободных экономических зон, технополисов и также других "точек роста" и "локомотивов" экономики субъектов РФ.     

Для успешной реализации государственной  РЭП предусматривается продолжить создание системы правовых и организационно-экономических норм, научно-технических и проектных работ, совершенствование механизмов государственного регулирования регионального развития.      

- подготовить нормативно-правовые  документы о разграничении и  делегировании полномочий между  федеральными органами власти  и органами власти субъектов федерации, а также об общих принципах организации местного самоуправления;     

- законодательно-нормативно закрепить  процедуру оказания мер государственной  поддержки регионам;     

- пересмотреть структуру и размещение  подразделений федеральных служб в регионах;      

- шире использовать возможности  новых организационных форм экономического  сотрудничества (региональные и  межрегиональные ассоциации экономического  взаимодействия, территориальные ФПГ  и другие);      

- обеспечить единство нормативно-правового пространства для всех субъектов хозяйствования на всей территории Российской Федерации;      

- разработать систему мониторинга  и научных прогнозов финансово-экономического  и социального развития регионов  России. [9, 57]  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
      

2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ     

2.1 Экономические структурные проблемы       

Регионы, создававшиеся и развивавшиеся  в нерыночной логике, при помещении  их в рыночную среду перестали соответствовать масштабу экономических и социальных процессов открытого рынка. Часть субъектов Российской Федерации и городов - административных центров явно оказались не в состоянии обеспечивать конкурентоспособность собственного хозяйства не только в глобальном, но даже и страновом масштабе. В первую очередь, не нашли себя в новой экономике те поселения, которые исторически возникли в связи с решением старых геополитических задач (центры военно-промышленного комплекса, военные городки, закрытые административно-территориальные образования, монопрофильные поселения, полностью зависящие от технологии градообразующих предприятий и пр.). По экспертным оценкам, ежегодные потери Российской Федерации от неэффективной пространственной организации оцениваются в 2,25-3,0 % ВВП в год.     

Постепенная рыночная оптимизация хозяйственной  деятельности и численности населения в регионах, столкнувшись с неэффективной пространственной организацией страны, привела к росту расходов на поддержание инфраструктурного хозяйства, избыточного в теряющих население и производственные активы территориях и недостаточного в растущих регионах (ограниченность возможностей портового хозяйства, экспортных трубопроводов в нефтегазовом комплексе, систем жизнеобеспечения в ЖКХ). Зачастую, инженерные и социальные инфраструктуры были развернуты там, где они сейчас не нужны (в частности, 11—12% установленной мощности электрогенерирующих объектов в России не эксплуатируется уже длительное время), а там, где в этих инфраструктурах существует большая потребность, их явно недостаточно (энерогодефицит и перегруженность сетей уже ощущается и в Москве, и Санкт-Петербурге). Нередко данные инфраструктуры предельно устарели, а их эксплуатация чрезвычайно ресурсоемка. Например, эксперты отмечают, что 75% существующего жилого фонда России составляют самые энергозатратные в мире дома из сборного железобетона. На теплоснабжение данного фонда затрачивается не менее 45% энергоресурсов (около 430 млн. тонн условного топлива в год), что в 2,3 раза больше, чем расход топлива на производство электроэнергии. Постоянное наращивание расточительного теплопотребления и большие потери тепла в сетях привели к устойчивому дефициту тепловых мощностей и снижению надежности теплоснабжающих систем. Дефицит тепловой мощности почти в 190 городах России составляет 20% от потребности и, вполне понятно, что в холодные зимы этот дефицит увеличивается в разы. Потери тепла только при транспортировке теплоносителя из-за значительной протяженности и неудовлетворительного состояния магистралей достигают в зимний период 25-30%.      

Унаследованная  от СССР система расселения и территориальная хозяйственная организация Российской Федерации предопределили закрепление в первую очередь сырьевой специализации страны. Наиболее конкурентоспособной на мировом рынке частью страны оказываются сырьевые зоны России. Они «стягивают» на себя проектные мощности, поглощают свободные капиталы, квалифицированную и мобильную рабочую силу. В частности, большинство инфраструктурных проектов последнего десятилетия нацелены на обеспечение транзитной экономики. Специфической является направленность проектируемых крупных транспортных путей: от сырьевых зон к портам и пограничным переходам для вывоза на экспорт. Отсутствие зон высокоорганизованной урбанистической среды жизни (дефицит современных городских инфраструктур, информационных каналов, экологически благоприятных условий жизни в населенных пунктах, ограниченная транспортная доступность основных мировых центров) становится препятствием для концентрации на территории Российской Федерации ресурсов будущего: высококвалифицированной мобильной рабочей силы, инновационных технологий, источников информации, брэндов, культурных ценностей и так далее.      

Складывающаяся  в Российской Федерации новая  иерархия регионов не всегда обеспечивает рост связанности в стране. Существующие старые региональные границы, поддержанные административно, блокируют процессы социально-экономического развития, регионы-лидеры пока слабо влияют на развитие других территорий. Это выражается, с одной стороны, в значительных потерях, связанных с автономизацией хозяйственных и социальных комплексов отдельных территорий (например, конкуренция портовых комплексов и транспортных проектов на Северо-Западе России). С другой стороны, слабая связанность и непродуктивность взаимодействия регионов в существующей пространственной конфигурации выражается в том, что внутри страны возрастает разрыв в темпах роста экономики между отдельными субъектами Федерации. К 2008 году десять-двенадцать субъектов Федерации из 89 обеспечивали более 50% ВВП страны. В этих же регионах сосредоточились основные инвестиции и другие ресурсы экономики. Разрыв в социально-экономической ситуации становится основным социальным противоречием, порождающим политические конфликты.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

Таблица 1 Доля отдельных  субъектов Российской Федерации       

в суммарном ВРП России, %. 

 

Доля в 2009 г., %

 

Доля в 2004 г., %

1. г. Москва

21,1

1.г. Москва

10,2

2. Тюменская область

10,1

2. Тюменская  область

6,3

3. Московская область

3,9

3. Свердловская  область

3,8

4. г. Санкт-Петербург

3,9

4. Московская  область

3,6

5. Республика Татарстан

2,8

5. г. Санкт-Петербург

3,2

6. Свердловская область

2,6

6. Самарская  область

3,2

7. Самарская область

2,5

7. Красноярский  край

3,0

8. Красноярский край

2,5

8. Нижегородская  область

2,8

9. Краснодарский край

2,5

9. Башкортостан

2,7

10. Республика Башкортостан

2,3

10. Челябинская  область

2,7

Всего 10 субъектов

54,2

Всего 10 субъектов

41,5



 

      

Доминирующая  в стране внутренняя производственно-территориальная  организация большинства регионов не обеспечивает их конкурентоспособность  в глобальном рынке. В результате советской политики размещения производительных сил в России не существует практически ни одного конкурентоспособного территориального кластера как динамичной и внутренне конкурентной сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукции и совместно обеспечивающих хорошие рыночные позиции для страны, отрасли и самих предприятий. Примерно одна четверть всех субъектов Российской Федерации имеет монопрофильную экономику и основным донором их бюджетов выступают не производственные сети, а крупные вертикально-интегрированные корпорации. Даже несырьевая и старонаселенная Тверская область, имеющая полиотраслевую структуру хозяйства, на деле зависит от счетного количества предприятий (четыре предприятия лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности производят более 60% продукции отрасли; в машиностроении три предприятия суммарно дают более 44%; в энергетике два предприятия обеспечивают почти 90% производства). Монофункциональные регионы наиболее уязвимы при изменении экономических условий. Монофункциональных городов больше всего в старопромышленных региона Центра, Урала и в регионах нового освоения. В 13 регионах Российской Федерации доля таких городов превышает 60%. Хотя более 74% монофункциональных городов - малые и средние, с населением менее 50 тыс. человек, концентрация населения в них достаточно высока. Только в Свердловской области в монофункциональных городах проживает 1,5 млн. человек (42% городского населения), в моногородах республик Хакасия и Коми, Тюменской, Вологодской, Архангельской областей - более половины всего городского населения. На долю монофункциональных городов приходится более 40% городского населения Сибири. Поэтому инвестиции в России пока идут преимущественно в сырье, в крупные корпорации, в большие рынки, но не в конкурентоспособные в мировом масштабе территориально-производственные кластеры.  
  
      

2.2 Проблемы управления региональным развитием      

Стабилизация  бюджетной системы страны и экономический  рост дал государству необходимые  ресурсы для реализации политики выравнивания социально-экономического развития регионов. Сегодня можно констатировать, что административные и институциональные механизмы государственного управления региональным развитием во многом утратили свою эффективность, в контексте использованных инструментов достигнут предел эффективности политики выравнивания.     

Для российского государства в сфере  региональной политики возник целый  ряд новых проблем.      

Политика  выравнивания социально-экономического развития регионов, характерная для  эпохи первичной индустриализации, и рассчитанная на размещение в регионах основных фондов, предназначенных для выпуска типовой массовой продукции, а также предполагающая концентрацию рабочей силы, была заменена на политику выравнивания последствий открытия внутреннего рынка.      

Бюджетное выравнивание отстающих  в адаптации к рыночным условиям регионов пока не привело к ожидаемым  результатам.      

Регионы-лидеры стали терять мотивацию к развитию, а среди остальных территорий начали проявляться иждивенческие  настроения.     

Для управления региональным развитием  в целом использовался ограниченный набор инструментов, сводившийся в основном к бюджетным трансфертам и федеральным целевым программам. Современные инструменты в систему государственного управления региональным развитием внедряются чрезвычайно медленно. Во-первых, проведение административной реформы и внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, сосредоточилось в основном на федеральном уровне государственной власти. В силу это трудно определить качество регионального управления, выделить показатели развития российских регионов, зафиксировать их связанность с действиями органов государственной власти. Во-вторых, отсутствует признанная типология регионов, позволяющая дифференцировать названные показатели для каждого типа территорий, а на основании этого определить по отношению к ним параметры государственной политики. В-третьих, отсутствуют механизмы согласования и синхронизации стратегий регионального развития субъектов Российской Федерации, стратегий развития муниципальных образований и федеральных отраслевых стратегий. В результате межрегиональная кооперация фактически отсутствует, бюджетные средства используются недостаточно эффективно. Федеральные целевые программы не решают этой задачи. В-четвертых, отсутствует утвержденная Генеральная схема пространственного развития Российской Федерации, в которой были бы обозначены федеральные приоритеты в отношении развития конкретных регионов страны, призванных обеспечить и поддержать решение общенациональных задач удвоения ВВП, сокращения уровня бедности и сохранения целостности страны, в отношении старопромышленных регионов, в отношении сырьевых зон. В-пятых,  различные аспекты деятельности территориального планирования «разнесены» по различным ведомствам. Реформы инфраструктур (транспорт, связь, энергетика, ЖКХ) и в целом последствия реализации пакета реформ на территориальном уровне не скоординированы и не синхронизированы. В-шестых, утрачена культура планирования использования территории. Аналитическая модель новой пространственной организации страны не востребована в правоприменительном и бюджетном процессе. Проектно-планировочная документация сохраняется в том виде, в каком она сложилась еще в советскую эпоху, но относительно эффективно может выполнять свою регулирующую функцию. В современных условиях, разработанная в 1994 году Генеральная схема расселения Российской Федерации не выполняет своей координирующей роли по отношению к действиям бизнеса и власти территорий.      

Информация о работе Проблемы экономики РФ