Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:40, курсовая работа
Объект исследования этой работы – социально-экономическое развитие регионов России и региональная политика федерального центра. Цель – изучить причины экономических проблем в региональном развитии Российской Федерации и выдвинуть способы ее преодоления. Значимость и актуальность разработки мер региональной политики для преодоления социально-экономических проблем в настоящее время признана на государственном уровне. Поэтому разработка совершенствования региональной политики, обеспечивающей во всех регионах равное финансирование закрепленных за ними расходных полномочий, является актуальной.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1 РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.................
1.1. Сущность и приоритетные направления региональной экономической политики................................................................................................................
1.2. Цели и средства реализации региональной экономической политики....
ГЛАВА 2.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ............................................................................
2.1. Экономические структурные проблемы....................................................
2.2. Проблемы управления региональным развитием......................................
2.3. Региональная политика и поддержка проблемных регионов.....................
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..........
3.1 Государственная поддержка «проблемных» регионов...........................
3.2 Разработка федеральных программ регионального развития РФ…….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….32
Сложившаяся административно-
2.3 Региональная политика и
Объектами особого внимания со стороны государства являются проблемные регионы, которые выделяются в зависимости от уровня развития, глубины кризисных процессов, значения в решении общегосударственных социально-экономических задач. Основными типами проблемных регионов в современной ситуации являются: отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения.
Сохраняют свою остроту вопросы подтягивания отстающих в экономическом отношении регионов, характеризующихся чрезмерно низкими душевыми доходами населения и недостаточным производственным и финансовым потенциалами. На усиление экономической базы отстающих регионов требуются значительное время и активная поддержка государства, прежде всего в вопросах привлечения сюда инвестиций и создания новых рабочих мест, в том числе и за счет средств федерального бюджета. Населению этих регионов оказывается социальная помощь из фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Депрессивные районы — территории, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но охваченные в результате структурного кризиса устойчивым снижением производства и реальных доходов населения и растущей безработицей. К этой категории территорий следует относить не только субъекты Федерации, но и конкретные части областей, краев или республик в составе России, что позволяет оказывать целевую помощь депрессивным местностям, не распространяя ее на развитые центры субъектов Федерации.
Основной формой поддержки депрессивных регионов является концентрация уже предусмотренных нормативно-законодательными актами методов и механизмов поддержки предпринимательства, привлечения частных (в том числе иностранных) инвестиций, содействия инвестиционной активности, реструктуризации предприятий, переподготовки кадров и т.д. В связи с этим предусмотрено:
- обеспечить для предприятий
- пересмотреть порядок
- предоставлять предприятиям
Обеспечить приоритет депрессивных регионов при распределении инвестиций, проходящих по федеральным программам развития производственной инфраструктуры:
- создать условия для
- предоставлять высвобождаемым
Проблемы кризисных регионов, отличающихся экстремальным характером экономических, социально-политических и экоприродных процессов (остановка подавляющей части промышленных предприятий, межэтнические конфликты, последствия природных катаклизмов), будут решаться с помощью федеральных целевых программ. На кризисные регионы будут распространяться меры, предпринимаемые в отношении депрессивных регионов.
Народное хозяйство России не может нормально
развиваться без природных
Особое геополитическое положение
3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Пути преодоления экономических проблем
Ослабление асимметрии социально-экономического
развития субъектов РФ возможно только
на основе ускоренного роста уровня жизни в наиболее
депрессивных регионах, совершенствования
В последнее время немало делается по изучению состояния и обоснованию необходимости выравнивания уровней социально-экономического развития субъектов РФ как одного из важнейших факторов укрепления и развития российского федерализма.
И это вполне обоснованно, ибо выравнивание
уровней социально-
Выравнивание социально-экономического положения населения различных субъектов РФ возможно только на основе ускоренного роста уровня жизни в наиболее депрессивных регионах. Кстати, в этом отношении и в советские годы в стране делалось немало.
Одним из средств ослабления асимметрии
в социально-экономическом
Однако на деле эта схема работает пока неудовлетворительно, не приводит к ослаблению различий в уровне развития субъектов РФ.
Необходимы и должны реализовываться меры воздействия на определенные территории, конкретные программы региональной деятельности государства. Выделяются три ее главных направления:
1) помощь «проблемным» территориям (в
2) развитие средств коммуникации;
3) разработка федеральных программ
3.2 Разработка федеральных программ регионального развития РФ
Резкая межрегиональная дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение числа отстающих регионов, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий, что значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований. Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизму.
Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Первоочередной задачей является улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах, что становится возможным с началом устойчивого роста национальной экономики.
В настоящее время решение задачи выравнивания социально-экономического развития регионов осуществляется через Фонд финансовой поддержки регионов, Фонд компенсаций, Фонд регионального развития.
Средства Фонда регионального развития сегодня направляются на финансирование объектов, содержащихся в десятках федеральных целевых программах развития субъектов Российской Федерации. Сложившаяся практика не позволяет проводить эффективную региональную политику по государственной поддержке регионов. Данная федеральная целевая программа сориентирована на смягчение межрегиональных контрастов, возникших в переходный период.
К числу важнейших аргументов в пользу ее реализации относятся:
- возможность консолидации
- упрощение в рамках единой Программы процедуры
- возможность формирования в
Сконцентрированные ресурсы Программы будут
Достижение основной цели Программы – сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации; уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами - позволит решить такие важные задачи региональной экономической политики, как сохранение единого экономического пространства страны и развитие процессов межрегиональной экономической интеграции, формирование общероссийского и регионального рынков, обеспечение экономической самостоятельности регионов на основе согласованных отношений федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Федеральная целевая программа предполагает отбор регионов для программной проработки. Субъектами Российской Федерации, претендующими на государственную поддержку, будут признаны те, в пределах которых темпы, масштаб и длительность спада производства, снижения уровня жизни, нарастания негативных тенденций в сфере занятости населения, демографического и экологического положения, предоставления социальных услуг ниже общероссийских показателей.
Для каждого такого региона разрабатываются определенные комплексы мероприятий, требующие государственной поддержки, направленные на преодоление отсталости.
Программа рассчитана на долгосрочную перспективу. На каждом этапе ее реализации проводится оценка эффективности и на этой основе осуществляется уточнение, как методологии отбора регионов, так и содержания программных мероприятий.
Механизм решения задач изложен в виде системы мер государственной социальной, бюджетной и инвестиционной политики, нацеленной на адресную поддержку регионов и муниципальных образований. Неотъемлемой частью Программы являются организация управления ее реализацией, координация действий участников и контроль за ходом выполнения поставленных задач. Эффективность затрат на реализацию Программы обеспечивается путем согласования федеральных и региональных интересов при разработке соответствующих мероприятий.
Завершая рассмотрение проблем и путей дальнейшего ослабления, а в перспективе и преодоления асимметрии уровней социально-экономического развития регионов
Российской Федерации, совершенствования современного российского федерализма, важно отметить, что в этом отношении выделяются прежде всего следующие главные задачи на ближайшие годы: