Проблемы экономики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования этой работы – социально-экономическое развитие регионов России и региональная политика федерального центра. Цель – изучить причины экономических проблем в региональном развитии Российской Федерации и выдвинуть способы ее преодоления. Значимость и актуальность разработки мер региональной политики для преодоления социально-экономических проблем в настоящее время признана на государственном уровне. Поэтому разработка совершенствования региональной политики, обеспечивающей во всех регионах равное финансирование закрепленных за ними расходных полномочий, является актуальной.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1 РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.................
1.1. Сущность и приоритетные направления региональной экономической политики................................................................................................................
1.2. Цели и средства реализации региональной экономической политики....
ГЛАВА 2.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ............................................................................
2.1. Экономические структурные проблемы....................................................
2.2. Проблемы управления региональным развитием......................................
2.3. Региональная политика и поддержка проблемных регионов.....................
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..........
3.1 Государственная поддержка «проблемных» регионов...........................
3.2 Разработка федеральных программ регионального развития РФ…….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Сложившаяся административно-территориальная форма  регионализации России далеко не всегда является продуктивной. В ряде случаев старые административные границы сковывают развитие социально-экономических процессов в России, сдерживают экономический рост ее регионов, существенно понижают масштабность региональных стратегий развития. В частности, старые административные формы российских регионов оказались маловосприимчивы к идущему в мире процессу нового регионального строительства, облекаемого в соответствующие правовые формы. Так, в мире новые крупные регионы становятся более активными игроками на глобальном рынке: они способны продуцировать более масштабные проекты; их столицы претендуют на более высокий статус в мировой региональной иерархии; схемы развития транспортных путей, системы расселения становятся более простыми и понятными.   
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
      

2.3 Региональная политика и поддержка  проблемных регионов      

Объектами особого внимания со стороны государства  являются проблемные регионы, которые  выделяются в зависимости от уровня развития, глубины кризисных процессов, значения в решении общегосударственных социально-экономических задач. Основными типами проблемных регионов в современной ситуации являются: отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения.     

Сохраняют свою остроту вопросы подтягивания отстающих в экономическом отношении регионов, характеризующихся чрезмерно низкими душевыми доходами населения и недостаточным производственным и финансовым потенциалами. На усиление экономической базы отстающих регионов требуются значительное время и активная поддержка государства, прежде всего в вопросах привлечения сюда инвестиций и создания новых рабочих мест, в том числе и за счет средств федерального бюджета. Населению этих регионов оказывается социальная помощь из фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.      

Депрессивные  районы — территории, обладающие достаточным  экономическим потенциалом, но охваченные в результате структурного кризиса устойчивым снижением производства и реальных доходов населения и растущей безработицей. К этой категории территорий следует относить не только субъекты Федерации, но и конкретные части областей, краев или республик в составе России, что позволяет оказывать целевую помощь депрессивным местностям, не распространяя ее на развитые центры субъектов Федерации.     

Основной формой поддержки депрессивных регионов является концентрация уже  предусмотренных нормативно-законодательными актами методов и механизмов поддержки предпринимательства, привлечения частных (в том числе иностранных) инвестиций, содействия инвестиционной активности, реструктуризации предприятий, переподготовки кадров и т.д. В связи с этим предусмотрено:      

- обеспечить для предприятий депрессивных  регионов первоочередное рассмотрение заявок на получение средств, выделяемых на проведение структурной реконструкции и санации производства, разработать механизм оказания им технической помощи при подготовке таких заявок;     

- пересмотреть порядок рассмотрения  заявок на получение государственных  кредитов (в том числе конверсионных)  предприятиями депрессивных регионов;      

- предоставлять предприятиям депрессивных  регионов налоговый кредит в  первоочередном порядке (в случаях  его отмены — сохранить данную форму поддержки предприятий исключительно для депрессивных регионов);     

Обеспечить  приоритет депрессивных регионов при  распределении инвестиций, проходящих по федеральным программам развития производственной инфраструктуры:     

- создать условия для дополнительного  привлечения средств фондов занятости,  используемых для переподготовки  кадров, финансирования общественных работ и т.п., в депрессивные регионы;     

- предоставлять высвобождаемым работникам  промышленных предприятий целевые кредиты на жилищное строительство (с выделением в собственность земельных участков).     

Проблемы  кризисных регионов, отличающихся экстремальным  характером экономических, социально-политических и экоприродных процессов (остановка подавляющей части промышленных предприятий, межэтнические конфликты, последствия природных катаклизмов), будут решаться с помощью федеральных целевых программ. На кризисные регионы будут распространяться меры, предпринимаемые в отношении депрессивных регионов.     

Народное  хозяйство России не может нормально  развиваться без природных ресурсов Крайнего Севера. Сохраняется приоритетное значение государственной поддержки  топливно-энергетического и горнопромышленного комплексов. Будут решаться проблемы структурной перестройки промышленности Севера в направлении ликвидации непрофильных, убыточных и экологически "грязных" предприятий, развития транспортной инфраструктуры, включая совершенствование трансарктической навигации.     

Особое  геополитическое положение Дальнего Востока и Калининградской области предопределяет необходимость принятия специальных целевых федеральных программ социально-экономического развития этих регионов, укрепления их транспортных связей с центральной Россией, усиления их роли во внешнеэкономических отношениях.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

3.1 Пути преодоления экономических проблем      

Ослабление  асимметрии социально-экономического развития субъектов РФ возможно только на основе ускоренного роста уровня жизни в наиболее депрессивных регионах, совершенствования функционирования вертикали власти, обеспечения оптимизации учета интересов федерации в целом и ее субъектов.     

В последнее время немало делается по изучению состояния и обоснованию  необходимости выравнивания уровней  социально-экономического развития субъектов  РФ как одного из важнейших факторов укрепления и развития российского федерализма.      

И это вполне обоснованно, ибо выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, является важнейшим направлением обеспечения  внутриполитической стабильности в  стране. Однако результаты проводимой политики выравнивания уровней развития субъектов РФ не всегда свидетельствуют об успехах в продвижении по этому пути.      

Выравнивание  социально-экономического положения  населения различных субъектов  РФ возможно только на основе ускоренного  роста уровня жизни в наиболее депрессивных регионах. Кстати, в этом отношении и в советские годы в стране делалось немало.      

Одним из средств ослабления асимметрии в  социально-экономическом развитии субъектов РФ являлось, в частности, перераспределение полученной государством в виде налогов части общенациональных доходов в пользу наименее обеспеченных регионов. Необходимостью такого подхода правительства России объясняли и ныне объясняет перераспределение в интересах федерального центра доли доходов, получаемых в регионах. Так, если в 2004 году в субъектах РФ оставалось 47 % общенациональных доходов, то в 2006 году -- около 40 %, в 2008 году -- около 30 %.     

Однако  на деле эта схема работает пока неудовлетворительно, не приводит к  ослаблению различий в уровне развития субъектов РФ.     

Необходимы  и должны реализовываться меры воздействия  на определенные территории, конкретные программы региональной деятельности государства. Выделяются три ее главных  направления:

1) помощь  «проблемным» территориям (в том  числе и депрессивным районам), к числу которых можно отнести и Крайний Север, и Дальний Восток, и Северный Кавказ, многие приграничные районы;

2) развитие  средств коммуникации;

3) разработка  федеральных программ регионального  развития России.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 

     3.2 Разработка федеральных программ регионального развития РФ

 

      

Резкая  межрегиональная дифференциация имеет  своим неизбежным следствием расширение числа отстающих регионов, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных  противоречий, что значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований. Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизму.      

Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной  региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Первоочередной задачей является улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах, что становится возможным с началом устойчивого роста национальной экономики.     

В настоящее время решение задачи выравнивания социально-экономического развития регионов осуществляется через Фонд финансовой поддержки регионов, Фонд компенсаций, Фонд регионального развития.     

Средства  Фонда регионального развития сегодня  направляются на финансирование объектов, содержащихся в десятках федеральных целевых программах развития субъектов Российской Федерации. Сложившаяся практика не позволяет проводить эффективную региональную политику по государственной поддержке регионов. Данная федеральная целевая программа сориентирована на смягчение межрегиональных контрастов, возникших в переходный период.     

К числу важнейших аргументов в  пользу ее реализации относятся:     

- возможность консолидации многих  действующих федеральных целевых  программ развития регионов в  рамках одной программы и при этом сохранения прежних объемов их финансирования за счет средств федерального бюджета через Фонд регионального развития;     

- упрощение в рамках единой  Программы процедуры согласования  решений, принятых в последние  годы Правительством Российской  Федерации - по регионам, получателям государственной поддержки, по сравнению с десятками ныне действующих целевых программ;     

- возможность формирования в рамках  Программы комплекса нормативно-правовых  и финансовых условий для повышения  в дальнейшем бюджетной самодостаточности регионов, уровень социально-экономического развития которых отстает от среднероссийского.      

Сконцентрированные  ресурсы Программы будут направлены адресно на реализацию программных  мероприятий по государственной  поддержке регионов, что позволит предупредить возникновение новых очагов политической и национально-этнической напряженности.     

Достижение  основной цели Программы – сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации; уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами - позволит решить такие важные задачи региональной экономической политики, как сохранение единого экономического пространства страны и развитие процессов межрегиональной экономической интеграции, формирование общероссийского и регионального рынков, обеспечение экономической самостоятельности регионов на основе согласованных отношений федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.      

Федеральная целевая программа  предполагает отбор регионов для  программной проработки. Субъектами Российской Федерации, претендующими  на государственную поддержку, будут  признаны те, в пределах которых темпы, масштаб и длительность спада производства, снижения уровня жизни, нарастания негативных тенденций в сфере занятости населения, демографического и экологического положения, предоставления социальных услуг ниже общероссийских показателей.     

Для каждого такого региона разрабатываются  определенные комплексы мероприятий, требующие государственной поддержки, направленные на преодоление отсталости.     

Программа рассчитана на долгосрочную перспективу. На каждом этапе ее реализации проводится оценка эффективности и на этой основе осуществляется уточнение, как методологии  отбора регионов, так и содержания программных мероприятий.     

Механизм  решения задач изложен в виде системы мер государственной  социальной, бюджетной и инвестиционной политики, нацеленной на адресную поддержку  регионов и муниципальных образований. Неотъемлемой частью Программы являются организация управления ее реализацией, координация действий участников и контроль за ходом выполнения поставленных задач. Эффективность затрат на реализацию Программы обеспечивается путем согласования федеральных и региональных интересов при разработке соответствующих мероприятий.     

Завершая  рассмотрение проблем и путей  дальнейшего ослабления, а в перспективе  и преодоления асимметрии уровней  социально-экономического развития регионов     

Российской  Федерации, совершенствования современного российского федерализма, важно отметить, что в этом отношении выделяются прежде всего следующие главные задачи на ближайшие годы:

  1. внести назревшие коррективы в размежевание полномочий и собственности между центральной и региональными властями и в то же время обеспечить развитие их кооперации, широкого сотрудничества между ветвями власти и управления по вертикали и горизонтали;
  2. усовершенствовать функционирование вертикали власти, обеспечить оптимизацию учета интересов федерации в целом и ее субъектов. Федеральные органы располагают в регионах широкой сетью учреждений, которые решают задачи в рамках полномочий Федерации. Для слаженной их работы на территориях особенно важна деятельность координирующих структур, в том числе аппарата полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Все более активную роль в этом отношении предстоит сыграть также Министерству регионального развития Российской Федерации, которое ответственно за вопросы региональной и национальной политики;
  3. как правильно доказывает О.Ю. Мамедов, «необходимо концентрировать ресурсы на реально-эффективных инфраструктурных объектах, имеющих межрегиональное значение». При этом следует активно использовать такие инструменты, как ускоренное развитие в регионах и федеральных округах приоритетных секторов экономики, обеспечивающих производство продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе продукции глубокой переработки; межотраслевой и межсубъектный характер инвестиционных проектов; реализация капиталоемких проектов на базе государственно-частного партнерства;
  4. необходимо продолжить отладку законодательной деятельности в субъектах Федерации, завершить законодательное оформление национальной и региональной политики, российского федерализма в целом, решить все еще имеющиеся проблемы несоответствия между Конституцией Российской Федерации и конституциями и уставами, федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Информация о работе Проблемы экономики РФ