Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 23:56, курсовая работа
Коррупция считается одним из более опасных проявлений в общественной жизни, которые разрушительно влияют на состояние национальной безопасности государства, в общем, и на всех ее составных частей. Основной опасностью коррупции как антигосударственного и опасного явления для общества является ее разрушительное воздействие на основу государственного устройства и конституционную основу правового регулирования общественной жизни. В первую очередь, это объясняется действиями коррумпированных государственных чиновников, которые направлены на получение различного рода материальных благ, вместо обеспечения постоянного и эффективного развития государства.
Глава 1 Понятие коррупции и предпосылки ее развития 5
1.1 Коррупция: сущность и разновидности 5
1.2 Влияние коррупции на экономический рост и общественное благосостояние 7
Глава 2 Проблема коррупции и возможные пути её решения 12
2.1 Предпосылки развития коррупции 12
2.2 Борьба с коррупцией 15
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Почта:koldunja999@bk.ru
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
(ФГБОУ ВПО ПГУПС)
Кафедра «Экономическая теория»
Дисциплина «Институциональная экономика»
Курсовой проект
на тему:
«Проблемы коррупции»
Выполнила: студентка
группы 14-МНБк -014
Маркова Д.М.
Проверил:
Малигонов А.Н.
Санкт-Петербург
2014 г.
Содержание
Важно отметить, что не только в России, масштабы коррупции увеличиваются, возрастает ее негативное влияния на развитие национальной экономики, и этому всему необходима новая оценка данного феномена в современных условиях.
В настоящее время коррупция представляет собой, с одной стороны, передача взятки государственному служащему от заинтересованного в чем-либо лица. С другой стороны, в частном случае коррупция возможна в ситуациях, когда частный продавец ставит ограничение на какой-то редкий продукт, а тот, кто заинтересован в покупке данного продукта, подкупает продавца для получения этого товара.
Эксперты Совета Европы выдвинули предложение об определении коррупции в более широком смысле. Они представляют коррупцию как взяточничество, подкуп и любое прочее поведение человека, который наделено ответственностью в общественном или частном секторе и который нарушает свои обязанности, при этом такое поведение вызвано желанием получить не правомерные преимущества для себя или третьего лица.
Есть признаки коррупционных ситуаций: принять решение, которое нарушает закон или неписаные нормы общества, действия партнеров по взаимному согласию, получить обеими сторонами незаконной выгоды или преимущества, стремления всех участников коррупционной сделки скрыть свои действия.
Важное место при этом играет государственная коррупция, то есть принятие участия в коррупционной деятельности должностного лица, состоящего на государственной службе, которое имеет возможность распорядиться не принадлежащим ему ресурсом за счет принятия (или непринятия) того или иного решения. К таким ресурсам относят средства из бюджета, государственный или муниципальный заказ и льготы, объект государственной и муниципальной собственности, социальная, образовательная, медицинская услуга, оказываемая за счет государства.
Выделены также верховая и низовая коррупции. Верховая государственная коррупция, связана с принятиями решений и стоит достаточно дорого. Это могут быть такие «услуги» чиновников, как заказное банкротство компании, лицензирования, формирования бюджетного трансферта или налогового зачета, уход от налога и таможенного платежа, кредитования в банковской сфере, выдачи государственной субсидии и закупки.
Низовая коррупция выражена в повседневном взаимодействии граждан и чиновников среднего и низшего звена в процессе совершения процедуры регистрации, лицензировании, получения патента, выплату штрафа, предоставление услуг в сферах социального обеспечения, образования, здравоохранения, жилья.
Коррупция, ее характер, масштабы и особенности развития – это не просто последствия нерешенной современной государственно-политической, социальной и экономической проблемы государства. Зачатки коррупции ушли глубоко в истории России. Вместе с этим коррупция, как представляет мировой опыт, всегда возрастает в условии трансформации общественных отношений. Это отнесено и к переходу России от тоталитарного государства к демократическому и правовому, от централизованной экономики к рыночной, от закрытого, подавленного государства общества к открытому, демократическому обществу. Противоречия этого перехода обусловлены возникновением взаимосвязанного комплекса причин стремительного роста и масштаба распространения коррупции.
Таким образом, рассматривая коррупцию с позиции экономической теории, возможно, определить проявления подобного поведения лиц, цель которых максимизировать их полезности путем извлечения непроизводительных доходов за счет использований и перераспределений ресурса, не принадлежащего этим лицам, но доступных им.
Рассмотрим различные точки зрения на коррупцию. Многими исследованиями подтверждено, что взятка — это аналог трансфертного платежа или за услугу, не влекущий за собой серьезного последствия на общественное благосостояние. Есть даже такой подход, где доказывается, что коррупция способна увеличить общественное благосостояние, так как предоставляет возможность избежать чрезмерности в регулировании и выстроить систему адекватного вознаграждения труда недостаточно оплачиваемого госслужащего. Некоторыми учеными утверждено, что коррупция способствует развитию в экономике и ведет к увеличению заключенных сделок в меньшие сроки за счет минимизации транзакционных издержек. Некоторые выделяют, что коррупционное поведение помогает избежать «обременительные и избыточные действия правительства».
Имеет место быть и другая точка зрения, которая ведет на отрицательное воздействие коррупции для общественного благосостояния. Государственный служащий иногда заинтересован в искусственном создании бюрократического барьера, который порождает дополнительный спрос на взятку, что ведет к ограничениям в достижении эффективности. При этом взятки создают негативные последствия и отрицательно отражаются на экономическом развитии в целом.
Чтобы получить правильную оценку влияния коррупции на экономику страны и ее рост, лучше всего воспользоваться статистическими данными. Международной организацией Transparency International опубликован ежегодный отчет о ситуации по коррупции в мире. По данному рейтингу 0- самый высокий уровень восприятия коррупции, а 100 — самый низкий.
В 2014 году Россия упала на один балл. Она оказалась на одной позиции с Нигерией, Ливаном, Ираном, Киргизией и Камеруном, смогла набрать 27 баллов, заняв, таким образом, 136 место.
Международный валютный фонд приводит данные по экономическому развитию «ВВП на душу населения» в странах мира от 12 мая 2014 г.
В прошлом году Российская Федерация заняла 51 место, на каждого россиянина в 2013 году - 14818 долларов. Этот показатель выше среднемирового более чем на 3,5 тысячи долларов (среднемировой на душу населения – 11200 долларов). [12]
Для того, чтобы определить взаимосвязь коррупции и конкурентоспособности стран мира представлен график на рис. 1.
Рис. 1. Зависимость конкурентоспособности от индекса восприятия коррупции (чем больше индекс, тем меньше уровень коррупции), 132 страны мира.
Из данного графика хорошо видна закономерность, нет стран при высоком уровне коррупции и одновременно высоком уровне конкурентоспособности. А ведь именно конкурентоспособность компании определяет экономический успех.
Коэффициент корреляции (взаимосвязи) между уровнем коррупции и конкурентоспособностью высокий, и равен 0,87 (максимально возможное значение 1).
Теперь понятно, коррупция не дает развиваться конкурентоспособности компании, отсутствие же коррупции в условии цивилизованных рыночных отношений стимулирует это развитие. В то же время в настоящее время взятки во многих странах постсоветского пространства стали обычным проявлением. В России, к примеру, в некоторых отраслях получить заказ на поставку товара или выполнить услуги без взятки почти невозможно.
Уровень коррупции значительно влияет на развитие экономики стран мира (рис. 2).
Рис. 2. Зависимость ВВП на душу населения стран мира от индекса восприятия коррупции, данные по 132 странам мира. Страны мира с высоким уровнем коррупции – это бедные страны, а страны с низким уровнем коррупции – богатые.
Коэффициент корреляции между индексом восприятия коррупции и ВВП стран мира равен 0,81. Проще говоря, взаимосвязанность между уровнем коррупции и эффективностью экономики очень велика. Снижение уровня коррупции даже на 1 балл индекса восприятия сопровождено увеличением ВВП более чем на 5000 долл. в год.
На рис. 3 приведена зависимость уровня инфляции стран мира от индекса восприятия коррупции. Интересно заметить, что во многих странах мира при низком уровне коррупции уровень инфляции тоже достаточно низкий.
Следует отметить, что при любом уровне коррупции взятка представлена в большинстве случаев в виде вычета из сбережений как источников накопления (помимо сферы недвижимости) в данной стране в пользу личных потреблений (внутри и вне страны), возможное реинвестирование за рубежом, в меньшей степени — инвестирование дома, в частности расширение вторичного сбережения.
Рис. 3. Зависимость уровня инфляции стран мира в % от индекса восприятия коррупции
В рамках административной коррупции более значимое влияние на рост экономики оказывает коррупция «высшего общества», которая охватывает деятельность в большей степени среднего и крупного бизнеса, а также сферу государственного инвестирования.
На низовом уровне административной коррупции масса мелких взяток образует ощутимый поток платежей, которые напрямую перераспределяют доходы бедных и средних групп населения в рамках существующей системы отношений.
Важным моментом является воздействие верховой административной коррупции на структуру и эффективность государственных инвестиций, определяющих потенциал экономического роста. При мягком бюджетном ограничении выбор осуществлен в пользу высоко затратного инвестиционного проекта, в котором заинтересован коррумпированный чиновник, что ограничивает ресурсы, которые необходимы для поддержки и модернизации работающей инфраструктуры. Результат снижений эффективности государственных инвестиций и искажений структуры расходов в сторону дорогого проекта в ущерб инвестиции в области, обладающей положительной экстерналией1 с точки зрения социально-экономического развития (образование, здравоохранение), представлен замедлением темпов роста экономики.