Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 23:56, курсовая работа
Коррупция считается одним из более опасных проявлений в общественной жизни, которые разрушительно влияют на состояние национальной безопасности государства, в общем, и на всех ее составных частей. Основной опасностью коррупции как антигосударственного и опасного явления для общества является ее разрушительное воздействие на основу государственного устройства и конституционную основу правового регулирования общественной жизни. В первую очередь, это объясняется действиями коррумпированных государственных чиновников, которые направлены на получение различного рода материальных благ, вместо обеспечения постоянного и эффективного развития государства.
Глава 1 Понятие коррупции и предпосылки ее развития 5
1.1 Коррупция: сущность и разновидности 5
1.2 Влияние коррупции на экономический рост и общественное благосостояние 7
Глава 2 Проблема коррупции и возможные пути её решения 12
2.1 Предпосылки развития коррупции 12
2.2 Борьба с коррупцией 15
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Можно сделать вывод, из выше представленных сведений и анализа данных вытекает весомый практический вывод. Коррупция - это один из основных факторов, которые определяют эффективность экономики. Высокий уровень коррупции негативно влияет и воздействует на экономику.
Поэтому для того, чтобы увеличить эффективность экономики в государстве в числе перечисленного нужно решить важную задачу: ликвидировать коррупцию. Ликвидацию коррупции необходимо поставить на первое место среди ключевых задач повышения эффективности экономики.
Снизив уровень коррупции, можно обеспечить развитие конкурентоспособности, появляется возможность развития малого, среднего и большого бизнеса. При снижении уровня коррупции обеспечивается снижение уровня инфляции, что приводит к снижению уровня бедности, повышению благосостояния общества.
Более распространенными объяснениями появления коррупции называются следующие:
Избранный ныне глава государства считает, что коррупция связана с двумя пунктами - уровнем жизни и традициями общества. Чем ниже уровень жизни, тем больше становится желание чиновника найти коррупционные схемы. В России любят говорить о коррупции среди государственных служащих, но и многие случаи взяточничества в этой сфере удается доказать. «Но если чиновник будет получать заработную плату на уровне, примерно одной пятой от зарплаты, которая соответствует позиции в бизнесе, взяточничество будет продолжаться. Один из способов борьбы с коррупцией возможен - улучшить общее качество жизни и оплаты труда», - заявил президент.
Еще одна проблема, достаточно низкий уровень правосознания. Большинство российских граждан, когда их остановил сотрудник ГИБДД, не задумываясь, предлагают деньги, возможно не осознавая, что предложение взятки и ее получение - это все-таки преступление.
Главные причины широкого масштаба коррупции в России на сегодняшний день представлены в безответственной и неэффективной власти, неразвитости гражданского общества, неконкурентоспособности, сырьевой направленности и теневого характера экономики, несовершенства законодательства.
Одна из причин таких масштабов распространения коррупции в стране считают смену морально-духовных ценностей личности, начавшуюся в 60-е годы ХХ века. Именно в это время появился коррупционный механизм общественных отношений современной России. Важный большой надлом произошел над общественной моралью в 90-е годы – в условии беззаконий государственной власти, на этапах радикальной рыночной реформы. Именно в тот период коррупция проникла во все сферы жизни России.
Особо важно отметить, что, так как коррупцию принимают за деформацию общественных отношений, что сигнализирует о болезни общества, потому что искоренить этот социальный недуг можно только ликвидировав причины, его порождающие. Ужесточить систему выявлений и наказаний коррупционеров, значит лишь начать борьбу с коррупцией. Это нужная мера, но она не будет играть большой роли, если не искоренены системные причины и условия, которые порождают коррупцию. Если причины и стимулы коррупции оставить неприкосновенными, то устранение одного «стада» приведет к возникновению нового, коррумпированные чиновники и взяткодатели. Поэтому ошибочно будет считать, что все проблемные ситуации возможно решать только путем принятия специальных законов о противодействии коррупции.
Главная цель государственных и общественных анти коррупционных действий состоит в комплексной работе, направленной на устранение главной причины и стимула, которые порождают коррупцию, а не только ужесточением системы выявлений и наказаний коррупционеров.
Если говорить в общих чертах, то причины развития коррупции можно разделить на следующие группы:
Выражены в несовершенстве экономических институтов и экономической политики, в несовершенстве систем принятия политического решения, в неразвитости конкурентоспособности, в чрезмерном государственном вмешательстве в экономику, в монополизации отдельных секторов экономики, в контроле государства над ресурсной базой, в низком уровне развития гражданского общества, в неэффективности судебной системы.
Возникают из-за слабости закона, отсутствия ясной законодательной базы и слишком частого изменения экономического законодательства, несоблюдения норм международного права, неадекватных мер наказания за взяточничество, возможности влияния на ход судебных решений, наличия норм, которые позволяют субъективно трактовать нормативные акты.
Проявляются при слабой системе контроля над распределением государственных (в особенности – природных) ресурсов. Выражены в трудностях управления большой территорией, в громоздком и неэффективном бюрократическом аппарате, в относительно низкой оплате труда служащих, в дискриминации доступа к инфраструктурным сетям, в жестком торговом протекционизме (тарифные и нетарифные барьеры), в прочих формах дискриминации. Также здесь сложно не заметить низкую степень ответственности чиновников: должной вероятности наказания за коррумпированное поведение и его тяжесть, низкой профессиональной квалификации государственной бюрократии, лояльного отношения к административной коррупции политического руководства государства.
Проявляются при непрозрачности государственного механизма, информационной асимметрии, отсутствия реальной свободы слова и печати, , отсутствия исследований проблемы коррупции.
Выражены при клановых структурах, эксплуатации «дружеских связей», блата, традиции «дарения» подарков-взяток, низкого уровня грамотности и образования.
Проявляется в непонятно сложенной системе норм бюрократического поведения, в массовой культуре, которая формирует снисходительное отношение к коррупции; в особенностях исторического развития, в придании малого значения понятии честности и чести. [5]
Решением проблем противодействия коррупции, по мнениям многих экспертов, считают только те решения, которые неотделимы от повышения эффективности деятельности страны, сокращений и упорядочения его функций в вопросах регулирования экономики.
По опыту азиатских стран, эффективность против коррупционных мер представлена минимум двумя пунктами: адекватность мер по борьбе с коррупцией и стимулы политической элиты. Поэтому, при анти коррупционных мерах стоит ликвидировать причину коррупции, а не просто направить действия на их пресечение. В развивающихся странах при высоком уровне коррупции возможны причины в низкой заработной плате чиновников, в широких возможностях осуществления коррупционной деятельности, в недостаточной тяжести возможных наказаний.
Сократить дифференциацию в заработной плате будет недостаточным условием преодоления всеобъемлющей коррупции, потому что необходимо при этом учесть ожидаемые потери индивида, навязывания коррупционных форм поведений на частном рынке институтов, воспроизводство неформальных правил поведения, которые противоречат формальным правилам. Отсюда, особое значение отдается формированию эффективных институтов и соответствующему механизму принуждения.
В это же время страны, которые используют адекватные меры в борьбе с коррупцией, достигают успехов лишь в том случае, если получили поддержку со стороны политического лидера. Политический режим, который ставит перед собой задачу борьбы с коррупцией, должен быть устойчивым в течение длительного времени, чтобы коррупционную карьеру перестали считать приемлемой, нормальной, «планируемой». Без движений сверху к потребности общественной группы и экономики ликвидировать корни коррупции сложно; и трудно быть абсолютно уверенным в твердости намерений политической элиты предпринимать подобные действия.
Повышением образованности населения, зрелостью бизнеса и благосостояния его представителей, а также более широкого слоя среднего класса, включая чиновничество, возможно получить снижение уровня коррупции, признание гражданами ее неприемлемости и формирование консенсуса в кругах крупного бизнеса относительно необходимости изменений правил игры.
Все многообразные антикоррупционные стратегии, отсюда, можно разделить на три вида: системная стратегия устранения причин, «стратегия войны» и стратегия сознательной пассивности. В настоящем времени антикоррупционная стратегия может быть представлена синтезом трех этих видов. Но в любом случае будет доминировать то или другое начало.
1. Системное устранение причин коррупции
Основным акцентом при создании стратегии этого типа приходится на устранение причин, которые порождают коррупцию.
Первым очевидным преимуществом данной стратегии принято считать её системность. Порой коррупция представлена как институциональная ловушка, которая встраивается в социальную реальность. Так, по мнению В. М. Полтеровича, коррупцию в России весьма органично переплели с прочими неэффективными устойчивыми социальными нормами. В преодолении коррупции в данной ситуации случае поможет только системная борьба, взламывающая все социальные практики, которые подпирают и усугубляют коррупцию. Системность придает этой стратегии потенциал преобразований всей страны, и ее отношений с гражданским обществом. [3]
Помимо этого, при системной стратегии не отрицается возможность преследования коррупционеров. Но если смотреть отличия от «стратегии войны», данную стратегию условий ориентируют не столько на коррупционера, сколько на ликвидации стимулов для совершения коррупционного преступления.
Можно отметить, что рассматриваемую стратегию можно номинировать на универсальность ее применения в любом обществе. Во-первых, нет нарушений права и свободы человека, и, отсюда, в отличие от «стратегии войны», ее можно применить и в условии перехода к демократии. Во-вторых, она весьма способна быть реализованной и в авторитарной политической системе.
В процессе реализации данной стратегии заметны явные преимущества. Так как в ней не предусмотрено жесткое наказание виновных коррупционеров, единственным барьером на пути осуществления данной стратегии возможна бюрократическая инерция.
Просматривая преимущества данной стратегии не сложно заметить ее значительный недостаток: невозможность прогнозировать эффективный результат. Чем дольше идет процесс реализации данной стратегии, тем только усугубляется этот недостаток.
При усилении давлений системной стратегии, коррупционная власть начинает представляться в более изощренных формах. Стратегия устранения причин представляет потенциал постоянного приспособления к постоянно эволюционирующей коррупции, что придает ей возможность самовоспроизводиться.
Но при глобальности изменений, которые проповедует данная стратегия, создается угроза невозможности спрогнозировать результат. Потому что реакцию на неё со стороны общества предугадать сложно. И здесь мы снова попадаем в ограниченную ситуацию стратегии.
Из-за системности этой стратегии возможно порождение еще одной возможной угрозы– возможности сбоя всей программы из-за провалов на отдельных участках.
Помимо этого, есть значительная вероятность того, что в процессе задумки и реализации, в системной стратегии устранения причин можно потерять ряд направлений и на этапе осуществления стать в значительно урезанном варианте. Поэтому, стратегия теряет своё главное преимущество—системность.
2. Стратегия «войны»
Стратегия «войны» представлена борьбой с внешним проявлением коррупции (случаи дачи взяток конкретным чиновникам), с уже действующей коррупцией, с определенными коррупционерами.
При анализе различных аспектов применения «стратегии войны», а также её концептуальной сущности, возможно, выделить следующие преимущества этого подхода:
Первым шагом в успешной борьбе против коррупции считают признание существования самой коррупции как существенной проблемы. Помимо этого, государство принимает достаточно конкретную позицию по отношению к коррупции, что означает политическую волю и готовность власти активно реформировать общество. Данная позиция достаточно конструктивна, нежели игнорировать проблему.
«Стратегия войны» довольно быстро приводит к видимому результату.
Репрессивные меры по сути своей публичны, поскольку их результат затронет большое число людей, что легко измерить, также легко можно использовать в целях политической рекламы, что быстро доходит до общественности и запоминается надолго.