Проблемы молодежной безработицы во Франции и в Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Молодёжь — это особая социальная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от беззаботного детства к социальной ответственности.
Немецкий социолог Карл Мангейм (1893—1947) определяет молодёжь как своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам.
Цель моей работы: выявить и объяснить особенности занятости и безработицы молодежи на примере Франции и Великобритании.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................................................3
1.Особенности поведения и положения молодежи на рынке труда.........................................5
1.1.Молодежь как особая группа на рынке труда.......................................................................8
1.2. Экономическая активность молодежи...........................................................................11
2. Занятость и безработица молодежи во Франции и Великобритании: сравнительный анализ............................................................................................................................................11
2.1. Основные характеристики занятости.............................................................................11
2.2. Масштабы и динамика безработицы..............................................................................13
2.3. Система образования и рынок труда молодежи.. ........................................................15
3. Государственная политика в области молодежной занятости....................................18
Заключение...................................................................................................................................22

Файлы: 1 файл

курсовая работа_А.Денисова.docx

— 52.04 Кб (Скачать файл)

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Государственный  университет –Высшая школа экономики»

Факультет мировой экономики и мировой политики

Кафедра экономики труда и народонаселения

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему: Проблемы занятости молодежи в Великобритании и во Франции

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы 361

А.А. Денисова

Научный руководитель:

                                                                                                           И.О. Мальцева

 

 

 

 

План

Введение.........................................................................................................................................3

1.Особенности поведения  и положения молодежи на рынке  труда.........................................5

1.1.Молодежь как особая группа на рынке труда.......................................................................8

1.2. Экономическая активность молодежи...........................................................................11

2. Занятость и безработица молодежи во Франции и Великобритании: сравнительный анализ............................................................................................................................................11

2.1. Основные характеристики занятости.............................................................................11

2.2. Масштабы и динамика безработицы..............................................................................13

2.3. Система образования и рынок труда молодежи.. ........................................................15

3. Государственная политика в области молодежной занятости....................................18

Заключение...................................................................................................................................22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Молодёжь — это особая социальная группа, отличающаяся возрастными  рамками и своим статусом в  обществе: переход от беззаботного детства к социальной ответственности.

Немецкий социолог Карл Мангейм (1893—1947) определяет молодёжь как своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно  новым обстоятельствам.

 Молодые люди в возрасте  от 15 до 24 лет  представляют собой  особенно важный ресурс трудоспособной  части населения, так как   являются не только энергичной  и работоспособной, но и быстро  обучаемой частью общества. Это  солидная часть потенциальной  рабочей силы, поэтому полная  и эффективная занятость молодежи  это условие повышения конкурентоспособности  всей страны.

Нужно признать, что на сегодняшний  день, во всем мире существует проблема высокой безработицы среди этой группы населения. За период мирового экономического кризиса  с 2007 по 2009 год  доля безработных среди молодежи в мире возросла с 11,9% до 13%.Это значит что на конец  2009 г.  из 620 миллионов  экономически активной молодежи в возрасте от 15 до 24 лет 81 миллион составляли безработные, и это высочайший показатель молодежной безработицы за все время исследований, отмечается в докладе Международной  организации труда (МОТ  «Глобальные  тенденции молодежной занятости  в 2010 году» ILO Global Employment Trends for Youth 2010). Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на  человека. В современных условиях  потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. И это тот вопрос, который требует особого внимания, как со стороны исследователей, так и со стороны государственного регулирования. На мой взгляд, недостаточно было бы рассмотреть проблемы безработицы молодежи на примере одной страны. Именно проведя сравнительный анализ можно выделить общие проблемы занятости и причины молодежной безработицы, а также акцентировать внимание на частных проблемах каждой из рассматриваемых стран. Мой выбор пал на Великобританию и Францию. В первую очередь потому, что эти две страны  в этом году вышли для меня на передний план, так как Великобритания - это страна моей специализации, ее экономику и политику я изучаю сейчас очень подробно, а Франция в свою очередь это страна моего первого языка, в процессе углубления в лингвистику которого я поневоле узнаю о ней много нового, в частности в области экономики. Но не все сходится в этом выборе на моих личных предпочтениях. Великобритания и Франция это две страны, которых связывают многовековые отношения. Когда-то между ними был прочный союз, в другое время непримиримая вражда. Однако какой бы оттенок не носили в различные эпохи взаимоотношения этих соседствующих держав, без сомнения, это  отразилось на многих  сферах жизни, но я, в свою очередь, хочу остановиться на одной конкретной области–области занятости молодежи.

Цель моей работы: выявить и объяснить особенности занятости и безработицы  молодежи на примере Франции и Великобритании.

Для этого необходимо выполнить  следующие задачи:

  1. Изучить особенности поведения и положения молодежи на рынке труда
  2. Провести сравнительный анализ проблем занятости молодежи во Франции и в Великобритании
  3. Исследовать государственную политику в области занятости рассматриваемых стран

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности поведения молодежи на рынке труда

         1.1. Молодежь как особая группа  на рынке труда

По терминологии Международной  организации труда, молодежь это  часть населения в возрасте от 15 до 24 лет.  Она является частью экономически активного населения в большинстве  стран мира. Молодежь – это социально-важная  составляющая современного общества. Молодые люди сегодня перейдут в  более зрелую категорию населения  завтра. С течением времени именно они во многом определят политические, экономические и социальные аспекты  жизни общества.

Необходимость анализа места  молодежи  на  рынке  труда обусловлена  двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые  люди  составляют немалую долю всего трудоспособного  населения, во-вторых, и что наиболее важное, они представляют собой будущее  страны,  и  от  того, каковы стартовые  условия  их труда  зависит последующее  развитие всей страны. На возраст 15-24 года  приходятся  главные  события  в  жизни человека:  получение  общего образования,  выбор сферы  деятельности, получение профессии, начало трудовой  деятельности и первый выход на рынок труда, заключение брака и создание семьи, рождение  детей. Тем не менее,  это одна из особенно уязвимых групп населения в области занятости, поэтому исследование этой проблемы требует особого внимания.

Молодежь условно можно разделить на несколько категорий. Первая - это люди, в возрасте от 15 до 19 лет. Она состоит в основном  из учащихся  средних школ и профессиональных училищ, а также абитуриентов.  В большинстве своем они не вовлечены в трудовую деятельность, так как получают среднее или средне-специальное образование. Однако значительное снижение  уровня жизни в стране может изменить жизненную позицию этой  части молодежи. Многие из них будут стремиться заработать  деньги : и либо вступят на рынок труда, пополнив ряды безработных, либо, и чаще всего это так и происходит, они прибегнут к самозанятости (мойке машин, пение в переходе метро) или перейдут  в    "теневой"   сектор   экономики.

В связи с этим занятость  молодежи вызывает большие опасения, ведь организации вроде сети ресторанов "Макдоналдс"  естественно,  не  могут  своим количеством  рабочих мест охватить всю эту  категорию молодежи. Поэтому  необходимо особое внимание к проблеме занятости  этой  молодежной  группы, иначе  есть вероятность возникновения  угрозы криминализации общества.

Молодые люди в возрасте 20-24  лет – это   студенты  и те, кто уже получил высшее образование или профессиональную подготовку.  Эта категория молодежи, вступающая на рынок труда, самая уязвимая и тому есть целый ряд причин. Студенты сталкиваются с массой сложностей, таких как выбор специализации, высшего учебного заведения, получение образования, которое на данном этапе почти во всем мире является платным.  Правильный выбор в случае образования и специальности значит очень многое. Если посмотреть на примере нашей страны, то  3\4 нынешних студентов получают высшее гуманитарное образование, отнюдь не гарантирующее им занятость в будущем из-за отсутствия опыта работы и дисбаланса на рынке труда (учебные заведения зачастую не успевают реагировать на изменения потребности работодателей, из года в год выпуская специалистов одного и того же профиля, что усиливает неравновесие между спросом и предложением).

Не маловажным фактором является и психологическая неготовность молодых людей к самостоятельным  действиям в рамках рынка труда. Пока молодой человек получает образование он живет за счет родителей, или , что реже происходит, за счет государства на стипендию. Окончание университета - это открывающая дверь в настоящую взрослую жизнь. Это не просто выход за какие-то возрастные рамки, это начало своей собственной жизни и мало кто из молодых людей представляет, пока живет под крылом родителей, с чего начать и как подступиться к этому.  То есть теоретически все имеют представление о том, как искать работу. В настоящее время в сети Интернет можно воспользоваться множеством поисковых систем вроде сайта Head Hunter, где следует заполнить анкету и подбирать вакансию самому, оставляя отклик, или оставить резюме и ждать, когда работодатели сами позвонят тебе с предложением о работе.

Здесь следует отметить следующий  момент- получение образования и  работа это полярно разные вещи. То есть юноша или девушка могут  быть чрезвычайно умными и прилежными студентами, могут окончить ВУЗ с  красным дипломом. Они могут обладать множеством разных знаний. Но для работы требуются конкретные навыки, которые нужно будет демонстрировать.

Бывает так, что студент  изучает в университете предмет  вроде « Бухгалтерский учет», прилежно вызубривает все проводки и даже проводит их через программу 1С, не без инструкции преподавателя  разумеется.  Однако, придя на работу, и столкнувшись в действительности с деятельностью определенного  предприятия не сможет применить  свои знания в полной мере за недостаточностью опыта. Да и со временем знания ослабевают в связи с тем, что предметов у студентов очень много, и помнить все досконально просто невозможно.

Другой момент в том, что  для того, чтобы определится с  тем, что ты на самом деле хочешь делать и что тебе будет более  интересно во время учебы невозможно, потому что пока приходится просто решать « задачи», может быть многое интересно. А применять на практике понравится далеко не все. Что-то покажется рутинным, что-то скучным, а что-то просто окажется не под силу.

 Выпускник должен соизмерять свои возможности со своими желаниями. Это тоже одна из проблем ныне существующих : в недалеком прошлом студенты сегодня молодые люди хотят все и сразу. И интересную работу, и высокую зарплату, а так ,как известно, бывает за редким исключением. Всегда нужно начинать с малого и не забывать, что в университете ты учишься учиться, а на работе нужно учиться работать. Эту проблему завышенных ожиданий можно также отнести к целому ряду выше перечисленных проблем трудоустройства этой подгруппы молодежи.

Но она к сожалению  не последняя. В настоящее время у многих работодателей сложился потребительский взгляд на кадры: им необходимы высококвалифицированные специалисты с опытом работы. Работодатели, со своей стороны, не хотят нести дополнительные издержки по обучению на рабочем месте, а тем более в случаях, когда этого можно избежать. Поэтому часто происходит так, что на работу нанимают человека с меньшим уровнем и количеством лет образования, но с большим опытом, чем только что выпустившегося студента.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 . Экономическая активность  молодежи

Молодежная безработица  — общемировая проблема. За период мирового экономического кризиса  с 2007 по 2009 год  доля безработных среди  молодежи в мире возросла с 11,9% до 13%.Это  значит что на конец  2009 г.  из 620 миллионов экономически активной молодежи в возрасте от 15 до 24 лет 81 миллион  составляли безработные, и это высочайший показатель молодежной безработицы  за все время исследований, отмечается в докладе Международной организации  труда (МОТ  «Глобальные тенденции  молодежной занятости в 2010 году» ILO Global Employment Trends for Youth 2010) 1

 В 2010 г. молодежная  безработица в мире продолжала  расти и достигла отметки в  81,2 млн(13,1%). В нынешнем году ожидается,  что безработица среди молодежи  снизится до 78,5 млн (12,7%). Если сравнить  этот показатель с безработицей  среди взрослого населения то  получиться, что в 2009 г. она  составила в 4,9%, а в 2010 и 2011 гг. , в отличие от молодежной,  снизилась на 0,1 процентного пункта  за каждый год (до 4,8% и 4,7% соответственно). 2

Можно говорить о том, что  такая тенденция роста молодежной безработицы будет иметь серьезные  последствия.  Безработица это  стрессовая ситуация, которая делает людей несчастными. И не только конкретно  безработных, но и всех остальных. Страх  стать безработным в будущем  снижает субъективное благосостояние человека уже сегодня. Новые поколения  молодых людей ,выйдя на рынок  труда пополнят ряды уже безработных. Как утверждают эксперты, «Кризис  оставил наследство в виде “потерянного поколения” — молодых людей, выброшенных  с рынка труда и потерявших надежду заработать средства на достойную  жизнь».3

Что касается развитых стран  и государств Евросоюза , то за период с 2008 по 2009 год молодежная безработица  увеличилась на 4,6% .Это самый большой  годовой прирост молодежной безработицы, когда-либо зарегистрированный в каком-либо регионе мира. В 2009 г. этот показатель достиг 17,7% — это самый высокий  показатель, зафиксированный с 1991 г.

Если рассмотреть ситуацию более подробно на примере нескольких европейских государств , то в среднем  количество экономически активного  населения  в возрасте от 15 до 19 лет составляет 50-60 тысяч человек среди мужчин и меньше- 20-30 тысяч среди женщин. Этот же параметр в возрастной категории 20-24 года заметно выше- в среднем 70-80 тысяч молодых людей  и 50-60 тысяч девушек выходят на рынок труда, ведь первая категория это молодые люди школьного возраста и студенты первого-второго курсов, а вторая состоит в основном из дипломированных юношей и девушек. Самый высокий показатель экономической активности среди населения  15-19 лет наблюдается в Великобритании- 24%, а самый низкий в Италии всего 6%. Среди подгруппы молодежи в возрасте от 20 до 24 лет как самые экономически активные выделяются британцы и шведы, а самые пассивные по прежнему итальянцы-  экономическая активность первых составляет 16%, вторых -11%. Если посмотреть распределение этого показателя по гендерному профилю, то самая высокая экономическая активность среди молодых девушек в наблюдается в Великобритании , а самая низкая в Италии в обеих возрастных категориях, по показателю экономической активности юношей также лидирует Великобритания.

Информация о работе Проблемы молодежной безработицы во Франции и в Великобритании