Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:05, курсовая работа
Молодёжь — это особая социальная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от беззаботного детства к социальной ответственности.
Немецкий социолог Карл Мангейм (1893—1947) определяет молодёжь как своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам.
Цель моей работы: выявить и объяснить особенности занятости и безработицы молодежи на примере Франции и Великобритании.
Введение.........................................................................................................................................3
1.Особенности поведения и положения молодежи на рынке труда.........................................5
1.1.Молодежь как особая группа на рынке труда.......................................................................8
1.2. Экономическая активность молодежи...........................................................................11
2. Занятость и безработица молодежи во Франции и Великобритании: сравнительный анализ............................................................................................................................................11
2.1. Основные характеристики занятости.............................................................................11
2.2. Масштабы и динамика безработицы..............................................................................13
2.3. Система образования и рынок труда молодежи.. ........................................................15
3. Государственная политика в области молодежной занятости....................................18
Заключение...................................................................................................................................22
Относительно безработицы молодежи, она достигает 16,4% по странам ОЭСР. Но если продолжить рассматривать наш пример, то в подгруппе 15-19 летних молодых людей самый высокий показатель это 20% в Великобритании, а самый низкий в Португалии -5,1%. Здесь стоит отметить что в Португалии в принципе очень небольшое количество молодых людей выходит на рынок труда, тогда как в Великобритании цифра экономически активного населения одна из самых высоких. Если перейти в группе 20-24 лет, то здесь ведущей является Франция- ее показатель безработицы доходит до 21,5%, а низшую позицию занимает Германия- 11,2%. Что касается подразделения на девушек и молодых людей, то безработица среди молодых людей выше. Это не значит, что девушки испытывают меньше проблем с трудоустройством, просто юношей на рынке труда больше чем девушек, что следует из графиков экономической активность населения. Далее следует посмотреть на так скажем ретроспективу динамики безработицы за 2007-2009 год. Из графика видно, что в целом во всех странах за рассматриваемый период безработица только увеличивалась. Меньшим темпом в Италии, так как график более плавный, и наибольшим в Испании- наблюдается переломный момент в 2008 году, что вполне объясняет мировой экономический и финансовый кризис.
Говоря о занятости в рассматриваемых нами странах, можно увидеть, что наибольшее количество занятой молодежи 15-24 лет в Великобритании 56,4 %, а наименьшее в Италии-24,4%, что соотносится и с количеством экономически активного населения в этом возрасте и, что касается Великобритании, скрашивает ситуацию безработицы.
То есть, из всего указанного выше следует, что проблема безработицы среди молодежи действительно существует на данный момент, и чтобы разобраться в причинах и обстоятельствах более подробно, стоит перейти к следующей главе
2. Занятость и безработица молодежи во Франции и Великобритании: сравнительный анализ.
2.1 Основные характеристики занятости.
В настоящем году, занятость среди молодежи в Великобритании составляет 56% от общей ее численности ,тогда как во Франции только 30,7 %.
Если обратиться к динамике, то за период 2003-2005 год, занятость среди молодых людей во Франции была выше чем в Великобритании, а занятость девушек как раз наоборот, превышала французский уровень. Но необходимо отметить, что различия уровней неслишком существенны, что также видно из графика динамики занятости.
Продолжая анализировать
различия в области занятости, можно
отметить, что большинство экономически
активного населения
Если рассмотреть разделение
занятых по сферам экономики, то в
Великобритании среди мужчин предпочтение
отдается сфере недвижимости,
Очень сложно вычленить, какое количество молодых людей в какой сектор экономики поступает больше, заканчивая учебные учреждения. Но общая тенденция такова, что основная масса сосредотачивается в нескольких определенных секторах экономики, а остальные ,как например сельское хозяйство остаются незаполненными, так как все стремятся получить престижную,т.е. пользующуюся уважением со стороны взрослых и сверстников работу.
Также стоит отметить и тот факт, что если за более ранний период 2003-2005 уровень занятой молодежи во Франции был выше, то к настоящему времени он изменился в противоположную сторону. Это свидетельствует и о том, что во Франции большая часть молодежи имеет возможность не работать, а получать образование, тогда как в Великобритании молодые люди все больше и больше выходят на рынок труда. Но проблема системы образования мной будет рассмотрена в подглаве 2.3, а сейчас самое время перейти к проблеме безработицы среди молодежи.
2.2. Масштабы и динамика безработицы.
На сегодняшний день проблема молодежной безработицы в Соединенном Королевстве актуальна и очевидна: в то время, как уровень безработицы в целом снизился за период с декабря по февраль 2010 года на 0,2%( 8% до 7,8%), уровень безработицы среди молодежи достиг 20,5%-выше чем в среднем в Европе.
Если посмотреть на динамику изменения общего уровня безработицы (см. Приложение 1) и уровня безработицы молодежи, то можно увидеть, что последний всегда в 1993-2010 годах был выше. Внимание привлекает тот факт, что расти безработица среди молодежи, после относительно стабильного периода 1999-2005, начинает с 2006 года.Но настоящий скачок 2008-2010 приходится как раз на начало всемирного финансового и экономического кризиса. График общего уровня безработицы повторяет характер безработицы среди молодой части населения, но его колебания гораздо меньше и сам он более плавный. Объяснение этому довольно простое: молодежь острее переживает периоды спада и подъема, она испытывает больше последствий как наиболее неустойчивая часть общества, о чем я уже говорила выше в главе 1.
Если рассмотреть ситуацию во Франции ,то уровень безработицы среди данной группы населения составляет 21,2%, несколько выше чем в Великобритании. Также необходимо отметить, что существует категория молодежи, называемая NEET (Not in education, employment or training). К ней относятся молодые люди, которые не работают и не получают образования . На сегодняшний она составляет 11%, выше чем в среднем по странам ОЭСР(12%). Особенности этой подгруппы молодых людей варьируются от страны к стране, но во Франции это люди, не имеющие диплома, иммигранты или жители неблагополучных районов. По последним данным в Великобритании к ним относятся 18% молодежи-существенно больше, чем во Франции. Но и здесь, я полагаю причина именно в системе образования, о чем будет рассказано ниже.
Рассмотрев в свою очередь также и динамику уровня безработицы (см. Приложение 6), нетрудно заметить, что уровень безработицы среди населения 24-65 лет всегда оставался ниже, чем среди молодежи. На графике видно, характер изменения уровня безработицы среди молодежи скачкообразен. Высокий уровень можно отметить в период с 1992 по 1998 год, в этот период во всем мире остро встала на повестке дня проблема занятости молодежи. Франция, как и остальные страны мира, пострадала от недавнего экономического кризиса . Темпы роста безработицы оказались значительными, особенно среди молодежи. В то время как уровень безработицы среди категории людей в возрасте 25-54 лет не подвергся кардинальному изменению, достигнув в 2008 году уровня 7,4 %, тот же показатель для молодежи вырос с 19% до 21,2%-больше чем в среднем в других странах ОЭСР.
И если мы посмотрим на динамику, то после периода относительного затишья (2000-2007), в 2008 году, который является периодом бума в экономике Франции, безработица среди молодежи упала до рекордно низкой отметки в 18%. Но после 2008 года, когда начался период спада в экономике, безработица снова стала набирать обороты и на сегодняшний день она достигает 21,5%-выше, чем в среднем в странах Европейского Союза.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день в рассматриваемых странах прослеживается негативная тенденция временной работы и занятости неполный рабочий день. Каждый третий в возрасте 15-24 лет входит в ряды временно занятых. Негативная тенденция это также практика трудоустройства без оформления трудовых отношений. Несмотря на то, что подобные действия преследуются по закону, многие предприниматели, особенно мелкие, прибегают к ней.
2.3 Система образования и рынок труда молодежи
Эта подглава в моем анализе
несет особую важность, так как
ранее уже говорилось, что основной
выбор каждого молодого человека
или девушки-это выбор работа-
В Великобритании и Франции зародились правовые системы, преобладающие сегодня во всем мире. Но следует подчеркнуть принципиальное отличие между ними : граница трудоспособного возраста в Великобритании начинается с 16 лет, тогда как во Франции человек может начать трудовую деятельность в 15 лет.
И в Великобритании и во
Франции образование
Про образование – в отдельный раздел. И на мой взгляд, это представляет собой одну из проблем образования в Великобритании. Изучая материалы по данному вопросу, я прочла статью молодого человека по имени Джон Мак-Грегор. Ссылка? Он сдал экзамены A2-levels,закончил обучение в высшем учебном заведении, и получил специальность, т.е. сам себе подобрал такую « Журналистика\Футбол и межкультурные коммуникации». На данный момент, уже в течение 3ех месяцев он безработный, подав 50 заявлений, он везде получил отказ. Действительно увидев его специальность, можно слегка удивиться, чем же он должен заниматься: то ли спортивной журналистикой, то ли проводить переговоры. И что?
Итак, после прохождения двухгодичного курса A-levels студенты могут получить либо профессиональное, либо высшее образование. Профессиональное образование в Британии представляет собой курсы профессиональной подготовки для тех, кто ушел из школы в 16 лет , а также получение бакалавриата. В Великобритании более 600 подобных учебных заведений. Что касается высшего образования, то оно платное. Студенты учатся в долг, который начинают отдавать лишь после получения диплома и устройства на работу с минимальной заработной платой в размере 21 тысячи фунтов в год. Если же этого не происходит, возвращать долг не нужно. Таким образом, вложив немало сил в получение образования и найдя достойную работу, молодой человек вынужден выплачивать затраченные государством на его образование средства, в то время как если бы он вышел на рынок труда по достижению 16 лет , ему не было нужды тратить уйму сил и времени, а в дальнейшем и денег. Это еще одна причина высокой безработицы среди молодежи в Соединенном королевстве.
Если мы посмотрим на образование во Франции, то оно основывается на свободе преподавания и бесплатности образования. Как система, оно немного сложнее, чем в Великобритании. Образование делится на несколько этапов:
- начальное образование(3-4 года в детском саду и 5 лет в начальной школе)
- среднее образование( 4 года в колледже и 3 года в лицее)
-высшее образование(
Среднее образование, как разумеется и начальное, является обязательным. Подросток учится в колледже 4 года, и обучение делится на 3 цикла: цикл адаптации, центральный цикл и цикл профессиональной ориентации.
Цикл адаптации основан на закреплении знаний начальной школы, а также ученики имеют возможность выбрать первый иностранный язык.
Центральный цикл особое внимание уделяет выбору профессионального направления для изучения в лицее.
В течении цикла профессиональной ориентации учеников готовят к выбору между общим образованием, техническим или профессиональным. Есть специальный 3-6 часовой модуль как «введение в профессиональную жизнь». Хочется отметить, что все же во Франции большее внимание, нежели в Великобритании, уделяется подготовке молодых людей к будущей самостоятельной жизни и выходу на рынок труда. По завершению этого цикла молодые люди получают французский Diplôme national du brevet и делают свой выбор: поступить в профессиональный лицей и получить сертификат о профессиональной пригодности или записаться в общий или технологический лицей. Если говорить о типах лицеев, то они отличаются по приобретаемым дипломам. Закончив общий лицей, ученик получает общий бакалавриат и имеет возможность получить высшее образование, а закончив технологический лицей он получает технический бакалавриат и поступает в университет на технологическую специальность. Профессиональный лицей это прототип российского ПТУ, через два года ученику выдают свидетельство о профессиональной пригодности , но он не имеет права поступления в университет.
Во Франции, для получения высшего образования необходимо иметь степень бакалавра. Высшее образование можно получить в высшей школе или лицее, и те и другие учебные заведения исторически подчиняются Министерству образования Франции. Важно подчеркнуть здесь бесплатность как профессионального так и высшего образования, что является существенным отличием французской системы образования от британской. Однако уровень безработных молодых людей во Франции выше. Это можно объяснить и тем, что во время кризиса, государственные расходы на образование сокращаются, и большее количество молодежи выходит на рынок труда, а также тем, что при большой доступности среднего и профессионального образования выпускается больше специалистов, чем требуется на рынке труда.
Информация о работе Проблемы молодежной безработицы во Франции и в Великобритании