Проблемы молодежной безработицы во Франции и в Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Молодёжь — это особая социальная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от беззаботного детства к социальной ответственности.
Немецкий социолог Карл Мангейм (1893—1947) определяет молодёжь как своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам.
Цель моей работы: выявить и объяснить особенности занятости и безработицы молодежи на примере Франции и Великобритании.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................................................3
1.Особенности поведения и положения молодежи на рынке труда.........................................5
1.1.Молодежь как особая группа на рынке труда.......................................................................8
1.2. Экономическая активность молодежи...........................................................................11
2. Занятость и безработица молодежи во Франции и Великобритании: сравнительный анализ............................................................................................................................................11
2.1. Основные характеристики занятости.............................................................................11
2.2. Масштабы и динамика безработицы..............................................................................13
2.3. Система образования и рынок труда молодежи.. ........................................................15
3. Государственная политика в области молодежной занятости....................................18
Заключение...................................................................................................................................22

Файлы: 1 файл

курсовая работа_А.Денисова.docx

— 52.04 Кб (Скачать файл)

Относительно безработицы  молодежи, она достигает 16,4% по странам  ОЭСР. Но если продолжить рассматривать  наш пример, то в подгруппе 15-19 летних молодых людей самый высокий  показатель это 20% в Великобритании, а самый низкий в Португалии -5,1%. Здесь стоит отметить что в Португалии в принципе очень небольшое количество молодых людей выходит на рынок труда, тогда как в Великобритании цифра экономически активного населения одна из самых высоких. Если перейти в группе 20-24 лет, то здесь ведущей является Франция- ее показатель безработицы доходит до 21,5%, а низшую позицию занимает Германия- 11,2%.  Что касается подразделения на девушек и молодых людей, то безработица среди молодых людей выше. Это не значит, что девушки испытывают меньше проблем с трудоустройством, просто юношей на рынке труда больше чем девушек, что следует из графиков экономической активность населения. Далее следует посмотреть на так скажем ретроспективу динамики безработицы за 2007-2009 год. Из графика видно, что в целом во всех странах за рассматриваемый период безработица только увеличивалась. Меньшим темпом в Италии, так как график более плавный, и наибольшим в Испании- наблюдается переломный момент в 2008 году, что вполне объясняет мировой экономический и финансовый кризис.

Говоря о занятости  в рассматриваемых нами странах, можно увидеть, что наибольшее количество занятой молодежи 15-24 лет в Великобритании 56,4 %, а наименьшее в Италии-24,4%, что  соотносится и с количеством  экономически активного населения в этом возрасте и, что касается Великобритании, скрашивает ситуацию безработицы.

То есть, из всего указанного выше следует, что проблема безработицы  среди молодежи действительно существует на данный момент, и чтобы разобраться  в причинах и обстоятельствах  более подробно, стоит перейти  к следующей главе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Занятость  и безработица молодежи во  Франции и Великобритании: сравнительный анализ.

2.1 Основные характеристики  занятости.

В настоящем году, занятость  среди молодежи в Великобритании составляет 56% от общей ее численности ,тогда как  во Франции только 30,7 %.

Если обратиться  к  динамике, то за период 2003-2005 год,  занятость  среди молодых людей во Франции  была выше чем в Великобритании, а занятость девушек как раз  наоборот, превышала французский  уровень. Но необходимо отметить, что различия уровней неслишком существенны, что также видно из графика динамики занятости.

Продолжая анализировать  различия в области занятости, можно  отметить, что большинство экономически активного населения Великобритании и Франции занимает статус наемных  работников. Чуть больше женщин во Франции  являются нанятыми, чем в Великобритании, тоже самое касается и мужской части населения. Переходя к категории работодателей, среди женщин больше нанимателей в Великобритании, чем во Франции, а мужчин имеющих тот  же самый статус в обеих странах одинаковое количество. Французов-мужчин в статусе самозанятых больше, чем британцев, а женщины Франции и Британии прибегнувшие к  самозанятости составяют примерно одинаковое число.

Если рассмотреть разделение занятых по сферам экономики, то в  Великобритании среди мужчин предпочтение отдается сфере недвижимости,промышленному  производству, строительству, а также  транспортным перевозкам и сфере  торговли, во Франции же явно доминирует промышленное производство, торговля, строительство и ,в отличие от Великобритании,государственные ограны. Говоря о женщинах Британии, здесь можно выделить систему здравоохранения как наиболее пользующуюся спросом, наряду с ней систему образования, торговлю и сферу операций с недвижимостью. Во Франции большиство женщин также заняты в сфере здравоохранения,образования, но также большой процент занятых женщин наблюдается в государственной системе.

Очень сложно вычленить, какое  количество молодых людей в какой  сектор экономики поступает больше, заканчивая учебные учреждения. Но общая тенденция такова, что основная масса сосредотачивается в нескольких определенных секторах экономики, а остальные ,как например сельское хозяйство остаются незаполненными, так как все стремятся получить престижную,т.е. пользующуюся уважением со стороны взрослых и сверстников работу.

Также стоит отметить и  тот факт, что если за более ранний период 2003-2005 уровень занятой молодежи во Франции был выше, то к настоящему времени он изменился в противоположную сторону. Это свидетельствует и о том, что во Франции большая часть молодежи имеет возможность не работать, а получать образование, тогда как в Великобритании молодые люди все больше и больше выходят на рынок труда. Но проблема системы образования мной будет рассмотрена в  подглаве 2.3, а сейчас самое время перейти к проблеме безработицы среди молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Масштабы и динамика безработицы.

 

На сегодняшний день проблема молодежной безработицы в Соединенном Королевстве актуальна и очевидна: в то время, как уровень безработицы в целом снизился за период с декабря по февраль 2010 года на 0,2%( 8% до 7,8%), уровень безработицы среди молодежи достиг 20,5%-выше чем в среднем в Европе.

Если посмотреть на динамику изменения общего уровня безработицы (см. Приложение 1) и уровня безработицы  молодежи, то можно увидеть, что последний  всегда в 1993-2010 годах был выше. Внимание привлекает тот факт, что расти безработица среди молодежи, после относительно стабильного периода 1999-2005, начинает с 2006 года.Но настоящий  скачок 2008-2010 приходится как раз на начало всемирного финансового и экономического кризиса. График общего уровня безработицы повторяет характер безработицы среди молодой части населения, но его колебания гораздо меньше и сам он более плавный. Объяснение этому довольно простое: молодежь острее переживает периоды спада и подъема, она испытывает больше последствий как наиболее неустойчивая часть общества, о чем я уже говорила выше в главе 1.

Если рассмотреть ситуацию во Франции ,то уровень безработицы среди данной группы населения составляет 21,2%, несколько выше чем в Великобритании. Также необходимо отметить, что существует категория молодежи, называемая  NEET (Not in education, employment or training). К ней относятся молодые люди, которые не работают и не получают образования . На сегодняшний она составляет 11%, выше чем в среднем по странам ОЭСР(12%). Особенности этой подгруппы молодых людей варьируются от страны к стране, но во Франции это люди, не имеющие диплома, иммигранты или жители неблагополучных районов. По последним данным в Великобритании к ним относятся 18% молодежи-существенно больше, чем во Франции. Но и здесь, я полагаю причина именно в системе образования, о чем будет рассказано ниже.

Рассмотрев в свою очередь  также и  динамику уровня безработицы (см. Приложение 6), нетрудно заметить, что уровень безработицы среди населения 24-65 лет всегда оставался ниже, чем среди молодежи.  На графике видно, характер изменения уровня безработицы среди молодежи скачкообразен. Высокий уровень можно отметить в период с 1992 по 1998 год, в этот период во всем мире остро встала на повестке дня проблема занятости молодежи. Франция, как и остальные страны мира, пострадала от недавнего экономического кризиса . Темпы роста безработицы оказались значительными, особенно среди молодежи. В то время как уровень безработицы среди категории людей в возрасте 25-54 лет не подвергся кардинальному изменению, достигнув в 2008 году уровня 7,4 %, тот же показатель для молодежи вырос с 19% до 21,2%-больше чем в среднем в других странах ОЭСР.

И если мы посмотрим на динамику, то после периода относительного затишья (2000-2007), в 2008 году, который является периодом бума в экономике Франции,  безработица среди молодежи упала до рекордно низкой отметки в 18%. Но после 2008 года, когда начался период спада в экономике, безработица снова стала набирать обороты и на сегодняшний день она достигает 21,5%-выше, чем в среднем в странах Европейского Союза.

Необходимо отметить, что  на сегодняшний день в рассматриваемых  странах прослеживается негативная тенденция  временной работы и  занятости неполный рабочий день. Каждый третий в возрасте 15-24 лет входит в ряды временно занятых. Негативная тенденция это также практика трудоустройства без оформления трудовых отношений. Несмотря на то, что подобные действия преследуются по закону, многие предприниматели, особенно мелкие, прибегают к ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Система образования  и рынок труда молодежи

Эта подглава в моем анализе  несет особую важность, так как  ранее уже говорилось, что основной выбор каждого молодого человека или девушки-это выбор работа-учеба. И здесь система образования, как ничто иное играет свою роль.

В Великобритании и Франции  зародились правовые системы, преобладающие  сегодня во всем мире. Но следует  подчеркнуть принципиальное отличие  между ними : граница трудоспособного  возраста в Великобритании начинается с 16 лет, тогда как во Франции человек  может начать трудовую деятельность в 15 лет.

И в Великобритании и во Франции образование обязательно  до 16 лет. В Соединенном королевстве  образование делится на младшую  школу(до 11 лет) и старшую школу  с 11 до 16 лет. В старшей школе учеников готовят к получению  GCSE (General Certificate of Secondary Education) — общего свидетельства о среднем образовании, или GNVQ (General National Vocational Qualification) — национального свидетельства о профессиональной квалификации. В 16 лет, после окончания старшей школы молодой человек встает перед выбором- продолжить учебу или выйти на рынок труда. Для желающих продолжить образование есть двухгодичные курсы A-levelsи A2-levels.После первого года обучения сдаются 4-5 экзаменов, после второго 3-4 экзамена. Предметы подбираются из списка предложенных каждым учеником индивидуально, впоследствии они определяют специализацию в университете.

Про образование – в  отдельный раздел. И на мой взгляд, это представляет собой одну из проблем образования в Великобритании. Изучая материалы по данному вопросу, я прочла статью молодого человека по имени Джон Мак-Грегор. Ссылка? Он сдал экзамены A2-levels,закончил обучение в высшем учебном заведении, и получил специальность, т.е. сам себе подобрал такую « Журналистика\Футбол и межкультурные коммуникации». На данный момент, уже в течение 3ех месяцев он безработный, подав 50 заявлений, он везде получил отказ.  Действительно увидев его специальность, можно слегка удивиться, чем же он должен заниматься: то ли спортивной журналистикой, то ли проводить переговоры. И что?

Итак, после прохождения  двухгодичного курса A-levels студенты могут получить либо профессиональное, либо высшее образование.  Профессиональное образование в Британии представляет собой курсы профессиональной подготовки для тех, кто ушел из школы в 16 лет , а также получение бакалавриата. В Великобритании более 600 подобных учебных заведений. Что касается высшего образования, то оно платное. Студенты учатся в долг, который начинают отдавать лишь после получения диплома и устройства на работу с минимальной заработной платой в размере 21 тысячи фунтов в год. Если же этого не происходит, возвращать долг не нужно. Таким образом, вложив немало сил в получение образования и найдя достойную работу, молодой человек вынужден выплачивать затраченные государством на его образование средства, в то время как если бы он вышел на рынок труда по достижению 16 лет , ему не было нужды тратить уйму сил и времени, а в дальнейшем и денег. Это еще одна причина высокой безработицы среди молодежи в Соединенном королевстве.

Если мы посмотрим на образование  во Франции, то оно основывается на свободе преподавания и бесплатности образования. Как система, оно немного сложнее, чем в Великобритании. Образование делится на несколько этапов:

- начальное образование(3-4 года в детском саду и 5 лет  в начальной школе)

- среднее образование( 4 года  в колледже и 3 года в лицее)

-высшее образование(варьируется  от желаемой степени)

Среднее образование, как  разумеется и начальное, является обязательным. Подросток учится в колледже  4 года, и обучение делится на 3 цикла: цикл адаптации, центральный цикл и цикл профессиональной ориентации.

Цикл адаптации основан  на закреплении знаний начальной  школы, а также ученики имеют  возможность выбрать первый иностранный  язык.

Центральный цикл особое внимание уделяет выбору профессионального  направления для изучения в лицее.

В течении цикла профессиональной ориентации учеников готовят к выбору между общим образованием, техническим или профессиональным. Есть специальный 3-6 часовой модуль как «введение в профессиональную жизнь». Хочется отметить, что все же во Франции большее внимание, нежели в Великобритании, уделяется подготовке молодых людей к будущей самостоятельной жизни и выходу на рынок труда. По завершению этого цикла молодые люди получают французский Diplôme national du brevet и делают свой выбор: поступить в профессиональный лицей и получить сертификат о профессиональной пригодности или записаться в общий или технологический лицей. Если говорить о типах лицеев, то они отличаются по приобретаемым дипломам. Закончив общий лицей, ученик получает общий бакалавриат и имеет возможность получить высшее образование, а закончив технологический лицей он получает технический бакалавриат и поступает в университет на технологическую специальность. Профессиональный лицей это прототип российского ПТУ, через два года ученику выдают свидетельство о профессиональной пригодности , но он не имеет права поступления в университет.

Во Франции, для получения  высшего образования необходимо иметь степень бакалавра.  Высшее образование можно получить в  высшей школе или лицее, и те и  другие учебные заведения исторически  подчиняются Министерству образования  Франции. Важно подчеркнуть здесь бесплатность как профессионального так и высшего образования, что является существенным отличием французской системы образования от британской.  Однако уровень безработных молодых людей во Франции выше. Это можно объяснить и тем, что во время кризиса, государственные расходы на образование сокращаются, и большее количество молодежи выходит на рынок труда, а также тем, что при большой доступности среднего и профессионального образования выпускается больше специалистов, чем требуется на рынке труда.

Информация о работе Проблемы молодежной безработицы во Франции и в Великобритании