Проблемы налогообложения и совершенствование налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 17:47, реферат

Описание работы

Налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством. Налоги – обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Главные принципы налогообложения это равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения. Устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закон

Содержание работы

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 4
1.1 Фискальная политика в Кейнсианской теории 4
1.2 Принципы налогообложения в рыночной экономике 5
Глава 2. Система налогообложения в России 7
2.1 Классификация налогов в рыночной экономике России 7
2.2. Проблемы налогообложения в России 9
2.3. Тенденции развития налоговой системы в РФ 12
2. 4. Совершенствование налоговой политики 13
Заключение 14
Список используемой литературы. 15

Файлы: 1 файл

Проблемы налогообложения в российской экономике.docx

— 49.13 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ФГАОУ ВПО  «Уральский федеральный университет 

имени первого  Президента России Б.Н. Ельцина»

Строительный  факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад 

Проблемы  налогообложения  и совершенствование  налоговой политики 
 
 
 
 
 
 
 

    Преподаватель        С.М. Боталов 
 

    Студент         Е.В. Якулина

    С-48013 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург, 2012

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ  ПОЛИТИКИ 4

1.1 Фискальная политика  в Кейнсианской  теории 4

1.2 Принципы налогообложения  в рыночной экономике 5

Глава 2. Система налогообложения  в России 7

2.1 Классификация налогов  в рыночной экономике  России 7

2.2. Проблемы налогообложения  в России 9

2.3. Тенденции развития  налоговой системы  в РФ 12

2. 4. Совершенствование  налоговой политики 13

Заключение 14

Список  используемой литературы. 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Налогообложение - это система распределения доходов  между юридическими или физическими лицами и государством. Налоги – обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Главные принципы налогообложения это равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения. Устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона. 

Денежные  средства, вносимые в виде налогов  не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику. 

Налоговая система базируется на соответствующих  законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся: 

  • объект налога - это имyщество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога
 
  • сyбъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог.
 
  • источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог;
 
  • ставка налога - величина налоговых отчислений с  единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой
 
  • налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога
 
  • срок уплаты налога – срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
 

Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ  ПОЛИТИКИ 

1.1 Фискальная политика  в Кейнсианской теории

Основная  задача государства - это стабилизация экономики. Такая стабилизация осуществляется средствами фискальной политики. 

Фискальная  политика предполагает использование  возможность правительства взимать  налоги и расходовать средства государственного бюджета не только на закупку товаров  и услуг, но и для регулирования  устойчивого функционирования рыночной экономики и решения различных  социальных задач. Такие расходы  способствуют увеличению либо сокращению объема национального производства (ЧНП) в периоды его спада или подъема. Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Очевидно, чем выше налоги, тем меньшим доходом будет располагать субъект, а значит меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех факторов, которые могут стимулировать либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества. 

На первый взгляд кажется, что высокие налоги, способствуя увеличению государственного дохода, будут работать на общество и бюджет страны. Но при более подробном рассмотрении обнаруживается противоположное: ни предприятию, ни рабочему при чрезмерно высоких ставках налога работать оказывается не выгодным. Однако, низкие ставки налогов значительно подорвут государственный бюджет. 

Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает  во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержания на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства. 

В экономике  кейнсианцы ориентируются на спрос, считая, что спрос создает свое собственное предложение. Поэтому  они традиционно считают, что  сокращение налогов приводит к росту  совокупного спроса, одновременно с  которым растет реальный объем ВНП  и уровень цен, т.е. ускоряется темп инфляции. Кроме того происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является появление или нарастание бюджетного дефицита.  

Фискальная  политика складывается из так называемой дискреционной и автоматической фискальной политики. Под дескриционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость инфляцию и экономический рост. 
 
 

1.2 Принципы налогообложения  в рыночной экономике

Обязательные  сборы с физических и юридических  лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства, это  и есть налоги. 

Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и  регрессивные налоговые  ставки. 

  • Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме  на единицу обложения, независимо от размеров дохода.
 
  • Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины
 
  • Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами.
 
  • Регрессивные  ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог  может и не приводить  к росту абсолютной суммы поступлений  в бюджет при увеличении доходов  налогоплательщиков.
 

По  платежеспособности налоги делятся на прямые и косвенные.  

  • Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно (подоходный налог, налог на недвижимость, налог на операции с ценными бумагами и т.п.) и прямо пропорциональны платежеспособности.
 
  • Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются  через надбавку к цене (например, акцизы).
 

В зависимости от использования  налоги делятся на общие и специфические.  

  • Общие налоги используются на финансирование текущих  и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов.
 
  • Специфические налоги имеют целевое назначение (например , отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).
 

Адам  Смит сформулировал  четыре основополагающих принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе. 

1) Подданные  государства должны участвовать  в содержании правительства соответственно  доходу, каким они пользуются  под покровительством и защитой  государства. 

2) Налог,  который обязан уплачивать определенный  субъект налога, должен быть точно  определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа). 

3) Каждый  налог должен взиматься в то  время и тем способом, когда  и как налогоплательщику удобнее  всего уплатить его. 

4) Каждый  налог должен быть задуман  и разработан таким образом,  чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства. 

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения. 

Налоги  могут взиматься  следующими способами: 

1) кадастровый  - (от слова кадастр - таблица,  справочник) когда объект налога  дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. 

Примером  такого налога может служить налог  на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.  

2) на основе  декларации Декларация - документ, в  котором плательщик налога приводит  расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. 

Примером  может служить налог на прибыль. 

3) y источника - этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтомy оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода полyчает его уменьшенным на сyммy налога. 

Например подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сyмма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сyмма выплачивается работникy. 

Сyществyют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная. 

  • В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могyт быть yстановлены различные ставки, льготы и дрyгие элементы налога, перечисленные выше.
 
  • В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц  облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и yпрощает планирование финансового резyльтата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных госyдарствах.
 

Налогам присyща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем yвереннее чyвствyет себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков бyдет эффект осyществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т.п. Неопределенность - враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска по крайней мере yдваивается, если к неyстойчивости рыночной конъюнктyры прибавляется неyстойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, yсловий налогообложения, а в yсловиях нашей печальной памяти перестройки - и самих принципов налогообложения.  

Глава 2. Система налогообложения  в России

Информация о работе Проблемы налогообложения и совершенствование налоговой политики