Проблемы налогообложения и совершенствование налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 17:47, реферат

Описание работы

Налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством. Налоги – обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Главные принципы налогообложения это равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения. Устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закон

Содержание работы

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 4
1.1 Фискальная политика в Кейнсианской теории 4
1.2 Принципы налогообложения в рыночной экономике 5
Глава 2. Система налогообложения в России 7
2.1 Классификация налогов в рыночной экономике России 7
2.2. Проблемы налогообложения в России 9
2.3. Тенденции развития налоговой системы в РФ 12
2. 4. Совершенствование налоговой политики 13
Заключение 14
Список используемой литературы. 15

Файлы: 1 файл

Проблемы налогообложения в российской экономике.docx

— 49.13 Кб (Скачать файл)

2.1 Классификация налогов  в рыночной экономике  России 

С 1992 года в  нашей стране действует новая  налоговая система. Основные принципы ее построения определил закон об "Основах налоговой системы в РФ" от 28.12.91 (введен с 01.01.92).Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. 

Установление  и отмена налогов, сборов, пошлин и  других платежей, а также льгот  их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом. 

Законы, приводящие к изменению размеров налоговых  платежей, обратной силы не имеют. Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными системами. 

Налоговая система Российской Федерации включает 4 грyппы налогов: 

  • Общегосyдарственные налоги и сборы, определяемые законодательством РФ;
 
  • Респyбликанские налоги и сборы респyблик в составе РФ, национально-госyдарственных и административных образований, yстанавливаемые законами этих респyблик и решениями госyдарственных органов этих образований;
 
  • Местные налоги и сборы, yстанавливаемые местными органами госyдарственной власти в соответствии с законодательством РФ и респyблик в составе РФ;
 
  • Общеобязательные  респyбликанские налоги и сборы респyблик в составе РФ и общеобязательные местные налоги и сборы.
 

Состав налогов  и сборов может меняться по решению  соответствyющих органов. В настоящее время он определен законом "Об основах налоговой системы в РФ". 

К общегосyдарственным налогам, взимаемым на всей территории РФ по единым ставкам, относятся:

  • Налог на добавленнyю стоимость.
  • Акцизы.
  • Подоходный налог с банков.
  • Подоходный налог со страховой деятельности.
  • Налог с биржевой деятельности.
  • Налог на операции с ценными бyмагами.
  • Таможенная пошлина.
  • Подоходный налог (или налог на прибыль) предприятий.
  • Подоходный налог с физических лиц.
  • Налоги и платежи за использование природных ресyрсов.
  • Налоги на транспортные средства.
  • Налог с имyщества, переходящего в порядке наследования и дарения и др.
 

К респyбликанским налогам и налогам национально - государственным и административно-территориальных образований относятся:

  • Налог на имyщество предприятий.
  • Лесной доход.
  • Плата за водy, забираемyю промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и др.
  • К местным налогам и сборам относятся:
  • Налог на имyщество физических лиц.
  • Земельный налог.
  • Сбор за право торговли.
  • Налог на рекламy (до 5% от стоимости yслyг по рекламе)
  • Налог на перепродажy автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров.
  • Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками.
  • Лицензионный сбор за право проведения местных аyкционов и лотерей.
  • Сбор со сделок, произведенных на товарных биржах и при продаже и покyпке валюты (по ставке до 0.1% от сyммы сделки) и др.
 

Законы, приводящие к изменению налоговых платежей, обратной силы не имеют. Ответственность за правильность исчисления и yплаты налога несет налогоплательщик. 

В первyю очередь yплачиваются все поимyщественные налоги и пошлины (налог на имyщество предприятия и др.), их сyмма вычитается из налогооблагаемого дохода или налогооблагаемой прибыли. Затем yплачиваются местные подоходные налоги, после чего с оставшейся сyммы рассчитываются и yплачиваются все остальные налоги (налог на прибыль и др.). 

2.2. Проблемы налогообложения в России

  • Бюджет и налоги.

Для современной  налоговой системы России, характерно множество проблем, одной из которых  продолжает оставаться её фискальная направленность. 

Общее бремя  налогов и платежей в Российской Федерации в настоящее время  намного выше, чем в развитых зарубежных странах. Налоговую политику России можно охарактеризовать принципом "взять всё, что можно". При  этом государству уготована "налоговая  ловушка", когда она равняется 40%, то инвестирование в развитие производства уже невыгодно. Предельная ставка налогообложения, по мнению зарубежных учёных – 50 – 60%, после повышения которой начинается крах производства. 

В этой связи, естественна и понятна точка  зрения  многих учёных – экономистов (Явлинского, например) о необходимости значительного сокращения налогов и как следствие этого подъёма экономики. 

А то получается замкнутый круг. Для подъёма промышленности, сельского хозяйства необходимы средства. Чтобы иметь эти средства, т. е наполнения доходной части бюджета, государство вынужденно повышать налоги. В результате ни одно юридическое  или физическое лицо просто не в  состоянии реально заплатить  все налоги да ещё и вкладывать средства в расширение производства. Поэтому, сплошь и рядом идёт сокрытие налогов, неплатежи, разрастание теневой экономики. 

  • Проблемы  налогового законодательства

Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введённые  привилегии, что создаёт дополнительный источник риска для инвесторов. Государство  должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их  взимания в течение значительного периода  времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет. При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом. 

К сожалению, принятый Налоговый Кодекс требует  дальнейших уточнений и дополнений. Так в статье 6 сказано, что нормативно-правовой акт признаётся не соответствующим  кодексу, если он "противоречит общим  началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего кодекса. 

Во-первых, не ясно, что такое "общее начало" в Налоговом Кодексе ст.1 упоминает  об "общих принципах" и ст. 3 посвящена "основным началам" станет всё, что захочется толкователю  закона, который с последующей  опорой на "буквальный смысл" сможет оспорить любую норму. 

В налоговом  кодексе любая неясность заведомо обращена в пользу одной стороны  – налогоплательщика. Буквальная трактовка Налогового Кодекса Российской Федерации предоставляет безграничные возможности для извращения сути налоговой идеи и субъективного толкования законодательства. Если пристрастно подойти к чтению положений Кодекса, если занять позицию непримиримого  ревнителя буквы, то почти все в нём может стать предметом спора с соответствующими потерями для бюджета. 

Т. е. В настоящее  время продолжает иметь место  недостаточная чёткость и ясность  положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что, значительно  затрудняет их изучение налогоплательщика, в связи с чем их ошибки при исчислении налогов остаются неизбежными. 

  • Проблема  неплатежей

Очень сложной  является проблема неплатежей налогов, т. е. Недоимки. Одной из причин, способствовавших значительному росту недоимки, стало  увеличение объёмов отсроченных  платежей, предоставляемых предприятием имеющим задолженность по платежам в бюджет, с целью бронирования поступающих на их расчётные счета  средств для выплаты заработной платы. 

Другие причины  неплатежей – отсутствие средств  на счетах плательщиков, а также  низкая платёжная дисциплина налогоплательщиков в этой связи на основании постановления  правительства, а также нормативных  актов субъектов Федерации проводится реструктуризация задолженности предприятий. Многие предприятия подали заявление на получение права на реструктуризацию. Для получения права от предприятий требуется:

    1. основная уплата текущих платежей в течении 2 месяцев до подачи заявления;
    2. положительное заключение агентства по  банкротству. Так, 30-ти предприятием  отказано именно из-за отрицательного заключения.
 

Реструктуризация  позволит предприятиям рассрочить выплату  задолженности на 6 лет, а в последующие 4 года – рассчитаться с задолженностью по штрафам и пеням, стимулируются  досрочные платежи. К примеру, если задолженность по налогам будет  погашена не за 6, а за4 года, то штрафы и пени автоматически списываются. Налоговым органом может быть принято решение и о прекращении рассрочки, если предприятие не заплатит текущие платежи в бюджет или не выполнит график погашения недоимок. 

По предварительному анализу в области немало предприятий, которые не выдержат условий реструктуризации, поскольку не смогут платить текущие  налоги. Поэтому сейчас трудно судить какой процент недоимок будет  реструктурирован, но тем не менее польза от этой очевидна. 

  • Трудности механизма налогообложения.

Обращает  на себя внимание проблема неэффективности  отдельных элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, налоговой  полиции, отделов УВД по борьбе с  экономическими преступлениями. А результат  работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические  и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов. 

Не поддаются  объяснению такие, например, факты, когда  на глазах у всех фирмы, предприятия  по документам почти убыточные, а  их руководители приобретают дорогостоящие  иномарки, возводят в короткие сроки  дворцы – коттеджи.  

Ежегодный "навар" подпольных алкогольных  дельцов на тамбовщине составляет по самым скромным подсчётам 300 млн. рублей Т. е. В этой сфере дельцы теневого бизнеса наносят существенный ущерб бюджету области. 

Россию захлестнула  волна разоблачений связанных с  незаконными финансовыми операциями. Теневая экономика – это наиболее латентный вид экономической  деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и "сокрытий" требующий большего количества сил  и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных делений в налоговой сфере. 

По виду и объёму сокрытие реальных финансово-хозяйственных  операций внутри теневой экономики  можно выделить три составляющие операции, которые полностью выводятся  из б/у (неучтённые операции, при которых  происходит сокрытие самого факта её проведения), операции, направленные на сокрытие части полученной от операции выручки, а также операции, проведённые  под видом других операций (псевдооперации). Схематично это может выглядеть следующим образом: 
 
 
 
 
 

                                                    Теневая экономика 

      
Неучтённые  операции   Сокрытие части  выручки от эк. операций   Псевдооперация

 

      
Сокрытие  всей экономической деятельности субъекта   Неотражение отд. Операций в б/у (сокрытие эк. Операций)

 

Не находит  понимания и тот факт, что очень  медленно внедряется положительный  опыт по сбору налогов, имеющийся  в отдельных регионах страны. Например, ещё несколько лет назад в  Башкортостане налоги собирались в  несколько раз больше, чем в  среднем по стране. 

  • Налоговая культура.

Наряду с  перечисленными выше проблемами необходимо отметить и проблему воспитания налоговой культуры, законопослушание наших сравнительно "молодых" налогоплательщиков. Сегодня уровень налоговой культуры остаётся низким. Об этом свидетельствуют данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе, в крупных и особо крупных размерах. Многие нарушения налогового законодательства носят особо опасный для российской экономики характер, так как связаны с "отмыванием" капиталов, добытых преступным путём, утечкой валютных средств за рубеж, сращиванием криминальных структур с рыночными. Преломление негативных тенденций в экономике, возникших в нашем обществе в крупных размерах, одновременно с построением и развитием новой модели хозяйствования – задача сегодняшнего и завтрашнего дня. Немаловажное значение при этом имеет совершенствование разъяснительной работы с гражданами. 

Информация о работе Проблемы налогообложения и совершенствование налоговой политики