Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 18:42, контрольная работа
В последние десятилетия участие России в международном разделении труда и в ВТО привели к повышению степени открытости российской экономики, что было ожидаемо и предсказуемо, однако здесь возник вопрос, ответ на который пытаются найти ведущие ученые-экономисты: выигрывает или проигрывает национальная экономика от повышения открытости. Ответ на поставленный вопрос ученые-экономисты ищут с помощью анализа событий в современной российской экономической истории и теоретического анализа протекающих экономических процессов.
Уход от экономической автаркии, создание более открытой национальной экономики являлось одной из первоочередных целей российских реформ.
Достаточно либеральное таможенное регулирование (Федеральный закон «О Таможенном тарифе» и Таможенный кодекс были приняты только в мае 1993 г.) привели к широкой экспансии иностранных поставщиков на российский рынок продовольствия, ТНП, медикаментов и многих других товарных групп. Присоединение России к ВТО завершило процесс либерализации внешнеэкономической сферы страны с существенным ослаблением защиты внутреннего производства и сокращением фискальных поступлений. Так, средневзвешенный уровень таможенного обложения снизился с 14 до 9,8%, что уже в 2013 г. даст сокращение объёма валютных поступлений от таможенного обложения импорта на сумму не менее 15 млрд. долл. Другим негативным последствием либерализации внешнеторгового режима (наряду со значительным сокращением отечественного производства) стала потеря национальными товаропроизводителями значительных секторов российского внутреннего рынка. Так, в последние годы импортными поставками удовлетворялась почти половина внутренних потребностей в продовольствии, до 80% – в медикаментах, почти 3/4 – в легковых автомобилях. Что же касается легкой промышленности, то доля её продукции на российском рынке (включая обувь и одежду) составляет 10-15%, остальное – импорт. Более 95% внутренних потребностей (в том числе – ВПК) в элементной базе электроники также удовлетворяются за счет импорта.
2.7. Профессионализм и эффективность государственных институтов
Очевидно, что нормальная жизнедеятельность государства возможна лишь при эффективной работе законодательной, исполнительной и других ветвей власти. Одной из значимых функций и обязанностей властных структур является создание и оперативное совершенствование необходимой и достаточной правовой базы управления, регулирования и контроля исполнения всего комплекса социально-экономических задач развития государства. Другой, не менее важной функцией государственных институтов является разработка и реализация реальных концепций и стратегий социально-экономического развития страны и общества с оперативным мониторингом их реализации.
Стратегия социально-экономического развития должна базироваться на реальном положении страны и имеющихся предпосылках для выполнения поставленных стратегических задач, т.е. на природных, трудовых, финансовых, и интеллектуальных и прочих ресурсах, которыми располагает государство. При этом любая реальная стратегия должна содержать и строго детерминированные цели, программы и механизмы их реализации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анищенко А.А. Экономическая безопасность регионов России / А. А. Анищенко, И. В. Долматов. – М.: Маркетинг, 2006. – 72с.
2. Белик И. С., Никулина Н. Л. Методические подходы к оценке экологической безопасности региона // Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Экономика и управление». – 2006. – № 1 (72). – С. 100 – 106.
3. Бельских М.В. Институциональные основы обеспечения экономической безопасности России // Аспирант и соискатель. – 2006. – N3. – С. 21 – 25.
4. Вечканов Г.В. Экономическая безопасность: Учебник. – СПб: Питер, 2007. – 384 с.
5. Еделев А.Л. Стратегическая стабильность и экономическая безопасность субъектов Российской Федерации: монография. – М.: Акад. экономической безопасности МВД России, 2007. – 116 с.
6. Кремлев Н.Д., Федоров В.Г., Сергеев М.Ф. Вопросы оценки экономической безопасности региона // Вопросы статистики. – 2007. – № 2. – С. 42 – 48.
7. Любовный В. Состояние и проблемы
российских городов в
8. Сафонов О.А. Понятие и состав
финансово-правовых средств
9. Сенчагов В. Как обеспечить
экономическую безопасность
10. Социально-экономические
12. Цуканов В.Х. Экономическая безопасность: сущность, факторы влияния и методы обеспечения. – Челябинск: Челябинский Дом печати, 2007. – 443с.
13. Чимитова А.Б. Вопросы устойчивого
и безопасного развития экономи
15. Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Л.П. Гончаренко. – М.: Экономика, 2008. – 542 с.
16. http://inecon.org/ – сайт Института экономики РАН.
Информация о работе Проблемы открытости национальной экономики и ее экономической безопасности