Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 13:18, курсовая работа
Сложившиеся в ходе проведения реформ в России экономические реалии, в первую очередь жесткая финансовая политика и неплатежи в бюджет, вызвали острейший дефицит бюджетного канала инвестирования государственных и смешанных предприятий. Ряд отраслей промышленности нуждается в значительном обновлении изношенных основных средств, уровень развития инфраструктуры существенно отстает от потребностей страны. Ежегодный размер неудовлетворенного инвестиционного спроса в России составляет около 120 млрд. долл. Прогноз инвестиционной потребности на ближайшие пять лет в целом по экономике страны составляет, по оценке Всемирного банка , 800 - 900 млрд. долл.
Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию
Сложившиеся в ходе проведения реформ
в России экономические реалии, в
первую очередь жесткая финансовая
политика и неплатежи в бюджет,
вызвали острейший дефицит
До половины реального притока инвестиций покрывается за счет амортизации основных средств, однако в отличие от прежних лет на большинстве предприятий стало значительно сложнее отслеживать реальное расходование сумм, накопленных в виде амортизационных отчислений.
Другой
канал внутренних инвестиций - национальная
фондовая биржа, то есть оборот акций
предприятий, - не может быть использован
в сколько-нибудь существенной мере
из-за недостаточной
2. Особенности иностранных инвестиций
в России
2. 1 Статистические данные
Статистика показывает, что на долю портфельных инвестиций приходится в разные годы приблизительно от 45 до 70% всех частных инвестиций развитых стран, в зарубежных инвестициях доля портфельных вложений колеблется в разные годы от 30 - 40 до 60 - 65% всех частных инвестиций.
В этих обстоятельствах возрастет значение иностранных инвестиций в российскую экономику. Приток капитала из-за рубежа мог бы в немалой мере ослабить "инвестиционный голод", если бы его масштабы были сопоставимы с иностранными инвестициями в другие страны Центральной Европы, вставшие на путь экономических реформ почти одновременно с Россией.
Однако,
и этот источник финансирования экономического
развития весьма незначителен. По данным
агентства "Прайм-ТАСС", накопленный
итог объема иностранных капиталовложений
в России составил на конец первого
квартала 1997 г. 13. 52 млрд. долл. и 4. 26 трлн.
руб. , что составляет примерно 90 долл.
на душу населения, в то время как для Китая
этот показатель составляет 137 долл. , для
Польши–360 долл. , Чили - 597 долл. Динамика
притока иностранных инвестиций в Россию
оставалась неустойчивой в течении всего
периода экономических реформ: рост иностранных
инвестиций в 1991-93гг. сменился спадом в
1994 г. , затем был снова рост в 1995 -первом
полугодии 1996 г. и значительный спад во
втором полугодии 1996 г. Первый квартал
1997 показал снижение притока иностранных
капиталовложений на 8% по сравнению с
тем же периодом 1996 г. И в то же время, приток
зарубежных инвестиций остается единственной
возможностью для современной России
облегчить текущее состояние, которое
без натяжек можно назвать тяжелым инвестиционным
кризисом.
2. 2 Основные преимущества притока иностранных
инвестиций.
Существует
принципиальная точка зрения, что
иностранные инвестиции выгодны
не только инвестору, но и экономике
капиталопринимающей страны (страны-донора).
Использование иностранных капиталовложений
позволяет:
- оживить экономику;
-
получить доступ к передовым
технологиям и методам
-
противодействовать увеличению
внешнего долга государства,
-
стимулировать развитие
-
способствовать эффективному
- активизация экспортного потенциала
страны-донора;
- развитие ресурсов регионов.
Эта
же идеология лежит в основе большинства
законодательных и нормативных
актов, относящихся к регулированию
зарубежных инвестиций в Россию.
3. Краткая характеристика действующего
законодательства
и основных нормативных актов.
В настоящее время в Российской Федерации действует Закон “Об иностранных инвестициях” , принятый в 1991 г. и прошедший редакционные изменения в 1993 и 1995 гг. , Президент Российской федерации и Правительство РФ за период с 1991 по 1998 гг. неоднократно принимали соответствующие распорядительные акты (соответственно , указы и постановления, распоряжения), подкреплявшиеся соответствующими документами различных органов исполнительной власти (Центробанка РФ, Министерств экономики и финансов, Государственным таможенным комитетом, Государственной налоговой службой и т. п. ). Упомянутые документы в целом направлены на стимулирование притока иностранных капиталовложений в экономику России.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 г. Nо 1016 одобрена специальная Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации. Данная программа декларировала свои цели в области привлечения иностранных инвестиций как: "Привлечение иностранных инвестиций, обеспечивающих развитие международных экономических связей и освоение передовых научно - технических достижений, хотя они не способны компенсировать недостаток отечественных инвестиций. Активизация иностранных инвесторов возможна при условии активизации деятельности отечественных инвесторов и предоставления иностранным инвесторам национального режима". Прогноз Комплексной программы относительно иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации был сформулирован следующим образом: "Дальнейшее развитие получат иностранные инвестиции. За целевой норматив по привлечению иностранных инвестиций в Россию можно принять повышение их доли в общем объеме капитальных вложений до 10 процентов (в настоящее время 1, 8 процент), что определяется состоянием мирового рынка капиталов и жесткой конкуренцией на нем. "
Данная программа предполагала, что "привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику в 1995 - 1997 годах будет способствовать решению следующих проблем социально - экономического развития:
-
освоение невостребованного
рынок;
-
содействие в расширении и
диверсификации экспортного
- содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;
создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производств; освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства; содействие развитию производственной инфраструктуры. "
Вследствие
того, что авторы Комплексной программы
значительно переоценили
4. Основные характеристики инвестиционного
климата России.
Рассматривая
принципиальную сторону процесса привлечения
капитала из-за рубежа, необходимо учесть,
что капитал иностранных
- налоговое законодательство страны-донора;
-
возможности эффективного
-
уровень квалификации трудовых
ресурсов и управленческого
-
отношение к иностранным
Ниже будет рассмотрено положение с каждым из компонентов инвестиционного климата в России. Однако, своего рода интегральным показателем инвестиционного климата является в ряде случаев даже не ряд серьезных аналитических статей, имеющиеся разнообразные сведения о вывозе капиталов из России на Запад. Действительно, было бы странно ожидать приток иностранных инвестиций в то время, как за рубеж ежемесячно с начала 1992 г. и до сегодняшнего дня вывозится, в основном в нарушение российского законодательства, от 1. 5 до 2 млрд. долл. (за весь 1996 г. легальный вывоз капитала за рубеж составил около 1. 8 млрд. долл. ). Общая сумм "утекших" за рубеж и благополучно работающих на западную экономику российских капиталов оценивается в пределах 90 - 120 млрд. долл. , что сопоставимо с объемом годичной инвестиционной потребности всей российской экономики.
Роль
этого процесса в формировании низкой
оценки привлекательности российского
инвестиционного рынка
Отметим,
что данные инвестиции (в основном
в объекты недвижимости и акции
крупных компаний) означают экономический
рост, выплату налогов, создание новых
рабочих мест, повышение благосостояния
населения - и все это в странах-
Оговоримся,
что при этом ограничения на экспорт
собственного капитала из Японии либо
совсем не распространялись на вывоз
прибыли, полученной от иностранных
инвестиций, либо существенно облегчали
вывоз такой прибыли по сравнению
с экспортом капитала. Схожие ограничения
были приняты в периоды
Таким образом, первая задача в сфере привлечения иностранного капитала в экономику России состоит в прекращении оттока российских капиталов за рубеж и–в идеале - в возврате российского капитала из-за рубежа. Однако, если первая часть данной задачи решается относительно легко средствами ужесточения законодательства, регулирующего отток капиталов за рубеж, разработки эффективных мер контроля и жестких санкций по отношению к нарушителям законодательства и применением их невзирая на лиц, то для решения второй ее части необходимо всерьез создавать условия выгодного размещения капиталов внутри страны и последовательно в течение ряд лет проводить политику "амнистии" для возвращенных в страну капиталов.
Второй
важный аспект создания благоприятного
инвестиционного климата
К
отрицательным характеристикам
инвестиционного климата в
общую нестабильность существующей власти;
слабость и неразвитость инфраструктуры инвестирования, высокие потери на этапе вхождения в рынок;
низкие
экономические показатели роста
ВВП и продукции
Информация о работе Проблемы привлечения инвестиций в Россию