Проблемы привлечения инвестиций в Россию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Сложившиеся в ходе проведения реформ в России экономические реалии, в первую очередь жесткая финансовая политика и неплатежи в бюджет, вызвали острейший дефицит бюджетного канала инвестирования государственных и смешанных предприятий. Ряд отраслей промышленности нуждается в значительном обновлении изношенных основных средств, уровень развития инфраструктуры существенно отстает от потребностей страны. Ежегодный размер неудовлетворенного инвестиционного спроса в России составляет около 120 млрд. долл. Прогноз инвестиционной потребности на ближайшие пять лет в целом по экономике страны составляет, по оценке Всемирного банка , 800 - 900 млрд. долл.

Файлы: 1 файл

Проблемы привлечения инвестиций в Россию.docx

— 39.52 Кб (Скачать файл)

неразработанность институциональной базы поощрения и защиты инвестиций; высокая степень зависимости экономики России от иностранной помощи, свидетельствующая о неспособности к самостоятельному развитию и сопротивлении проводимым экономическим реформам;

не  эффективную работу компетентных государственных  органов, занимающихся инвестиционной политикой и привлечением зарубежных инвестиций на уровне Федерации и  отсутствие таких органов в большинстве  регионов; недостаточно эффективное  распределение полномочий между  различными уровнями органов власти, чиновничий произвол; 
 
    слабый уровень развития рыночной инфраструктуры;

отсутствие  законодательных механизмов регулирования  взаимодействия субъектов предпринимательской  деятельности; 
 
    неполная конвертируемость рубля;

недостаточная стабильность валютного курса относительно темпов инфляции; отсутствие или недостаточная  разработка механизмов страхования  иностранных инвестиций, так же реализации механизма залога; 
 
    непроработанность права собственности на землю;

высокий уровень коррупции в органах  государственной власти и общая криминализованность экономики.

Действие  этих факторов инвестиционного климата  позволяет большинству аналитиков относиться к России как к недостаточно привлекательному инвестиционному  рынку, отводя ей по уровню привлекательности  место примерно выше Колумбии и Нигерии, но ниже Мексики, Китая, Польши и Чили. По международным стандартам оценка привлекательности России для иностранных  капиталовложений колеблется между (ВВ-) и (ВВ). Для примера, оценка США - (АА), Ирландии, Франции и ФРГ - (А+). (ВВ-) означает предпоследнюю группу, (ВВ) - третью с конца. Поскольку нормальные рыночные механизмы в виде выпуск акций в России не разработаны, права акционеров не обеспечиваются безоговорочно, "в автоматическом режиме", доля национальных ценных бумаг, привлекательных для мелкого и среднего западного инвестора очень мала . К тому же на предпочтения мелких вкладчиков из стран Запада влияют как многочисленные истории возникновения и распада различных "финансовых пирамид", так и воспоминания о действовавшем с 1917 г. в течение почти восьмидесяти лет принципиальном отказе России платить по т. н. "царским долгам". Последствия этого шага еще продолжают влиять на инвестиционный климат страны.

Что же касается средних инвесторов, готовых  идти на самостоятельные проекты, их отпугивает от России высокие потери на этапе вхождения в рынок, т. е. знакомства с реальными условиями  бизнеса в стране, выбор проекта  инвестирования, его согласования в  различных инстанциях и необходимость  на каждом шагу платить немалые суммы  поборов, как в виде вымогаемых взяток, так и в виде взносов и платежей, легально (но в нарушение международной правовой практики) устанавливаемых властями только для иностранцев.

5. Необходимость построения системы  приоритетов для привлечения  иностранного капитала

Особо требуется оговорить необходимость  системы территориально-отраслевых приоритетов. В отраслевом разрезе  иностранные инвестиции концентрируются  в первую очередь в добывающих отраслях (нефте- и газодобыча, добыч и первичная переработка цветных металлов, лесоразработки) и торговле (в сумме - свыше 65% всех иностранных инвестиций), так же в промышленности стройматериалов, пищевой, и в системе коммуникаций (транспорт и связь); в региональном разрезе–в местах добычи полезных ископаемых, так же в Москве и С. - Петербурге (в сумме - более 90%). В то же время, потребности экономики требуют совсем иного распределения инвестиций и по отраслям и по территориям.

Сформулированные  Правительством Российской Федерации  в рамках "Комплексной программы  стимулирования отечественных и  иностранных инвестиций.... " приоритеты развития экономики выглядят следующим  образом: 
 
    создание импортозамещающих производств, 
    развитие инфраструктуры, 
    продолжение конверсии оборонных отраслей, 
    общая модернизация экономики.

Список  же приоритетных отраслей для иностранного инвестирования до сих пор разработан не был, хотя то же самое Постановление  Правительства РФ от 13 октября 1995 г. N 1016, с частичными изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 27. 12. 95 N 1294) и предусматривало его  оставление и утверждение еще  в третьем квартале 1996 г. в рамках общего "Плана мероприятий по реализации комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации". Таким образом, налицо существенное несовпадение национальных приоритетов развития экономики и тенденций, реально сложившихся в ходе зарубежного инвестирования в Россию. На практике закрепляется неэффективная структура иностранных капиталовложений, способствующая фиксированию сырьевой специализации российской экономики. Преодолеть эту тенденцию непросто. Если, например, в деревообработке достаточно построить неподалеку от мест перевалки леса деревообрабатывающий цех, то в нефтеперерабатывающей промышленности дело обстоит значительно сложнее. Казалось бы, переработка сырой нефти значительно повышает ее стоимость, но в силу ряд причин (отсталые технологии переработки, малая загруженность оборудования и т. п. ), на каждом этапе переработки нефти происходит значительное снижение конкурентоспособности получаемого продукта по сравнению с зарубежными налогами.

Рассмотрим  простой пример из современной практики. 1 тонн добытой нефти имеет себестоимость  в России 80 долл. , в США - 120 долл, но после ряда циклов переработки (нефть - нефтепродукты - этилен - полиэтилен) конечный продукт, например полиэтиленовые пакеты, стоит в России 10 тыс. долл. за тонну, в США 2 тыс. долл. за тонну. Глубина переработки нефти в среднем по России составляет 60%, т. е. из тонны сырой нефти выходит 600 кг. нефтепродуктов и 400 кг. Мазута (на самом современном на сегодня в России Омском нефтеперерабатывающем заводе этот показатель составлял в 1995 г. 77. 7%, в 1996 г. - 77. 5%), в США глубина переработки как правило превышает 90%. Уровень загруженности мощностей нефтеперерабатывающей промышленности составляет в среднем по России 85% и нигде не превышает 91%, в США уровень загруженности мощностей нефтепереработки в 96% считается минимально рентабельным. Аналогичные проблемы технологической отсталости существуют и в других отраслях российской промышленности, как перерабатывающих сырьевые материалы - черной и цветной металлургии, химической промышленности и т. д. - так и в машиностроении.

Очевидно, что решение проблемы соответствия интересов национальной экономики  и иностранных инвесторов может  быть найдено лишь в рамках общего контекста модернизации национальной экономики Российской Федерации. В  принципе задачу развития производств  по глубокой переработке сырья и  перехода в обозримом будущем  на позиции экспортера преимущественно  готовой продукции , необходимо сделать одним из важнейших приоритетов реструктуризации национальной экономики. И поскольку возможен доступ к передовым технологиям через иностранные капиталовложения, целесообразно добиваться такого доступа в частности, ставить условием осуществления сырьевых инвестиционных проектов с участием иностранного капитала добычу сырья в сочетании с его переработкой по современным технологиям на территории России.

В ряде случаев иностранные инвестиции целенаправленно центрируются в  приоритетных отраслях, таких как  развитие существующих и создание новых  систем связи, дорожное строительство, развитие инфраструктуры туризма и  транспорта, создание импортозамещающих  производств - автомобилей, автодвигателей, авиационной техники, стройматериалов, средств бытовой химии. Однако, доля подобных производств составляет не более 12% всех прямых иностранных инвестиций.

Разумным  рычагом здесь могло бы стать  применение механизма налоговых  скидок к инвестиционным проектам зарубежного  капитала при условии комплексного освоения природных ресурсов.

6. Привлекательность инвестиционных  проектов с участием государственных  средств для иностранных инвестиций

Отдельной проблемой является привлечение  иностранного капитала в предприятия  с государственным участием. Как  показывает зарубежная практика, по многим причинам иностранный капитал, особенно частный, весьма неохотно вкладывается в предприятия, контрольный пакет  акций которых принадлежит государству В принципе привлечение иностранных инвестиций возможно в виде вложений в российские акционерные общества с государственным участием в форме кредитов или в виде приобретения различных видов их финансовых обязательств, гарантирующих определенный доход, но не предоставляющих права участия в управлении и контроле.

Однако, опыт экономических реформ в странах  Центральной Европы (Польша, Чехия, Венгрия), Азии (Индия, Шри-Ланка) и Латинской  Америки (Мексика, Чили, Колумбия, Бразилия) показывает, что аккумулирование  иностранных инвестиций этим путем, значительно затруднено. Инвестиционные средства из США, Германии, Великобритании, Канады и некоторых других стран , их владельцы предпочитают вкладывать скорее в акции частных предприятий, нежели в ценные бумаги компаний с государственным участием. Государственные акционерные общества имеют больше возможностей привлечения иностранных частных инвестиций в интересах развития национальной экономики. Основные преимущества, предоставляемые данной формой государственных предприятий следующие:

А. Государство имеет возможность  нормальными способами приобретать  контрольный пакет акций уже  действующего предприятия в качестве срочной меры по спасению национально-значимого  производителя товаров или услуг  в ответ на развитие кризисной  ситуации в области финансов, занятости, или иных неразрешимых проблем. При  этом приобретаемый государством пакет  акций впоследствии, когда необходимость  в государственном вмешательстве  исчерпывается, вновь продается  в частные руки.

Этим  путем государство, как правило, не влияет непосредственно на процесс  производств. Впервые такой тип  государственного вмешательства в  экономику имел место в ходе кризиса 1919-1921 гг. , во время послевоенной реструктуризации экономики в Германии, Франции и Италии.

Правда , при этом многие из приобретенных в государственное владение предприятий принадлежали государству в течение многих лет - некоторые и до сих пор. По видимому, не находился покупатель контрольных пакетов данных предприятий на приемлемых условиях, либо поддержка данных фирм государством приобретала черты долговременной политики. В Великобритании аналогичным образом и с теми же целями в 70-х гг. государство приобрело акции авиамоторостроительного комплекса фирмы "Роллс-Ройс" и угледобывающих предприятий.

Б. Государство может стремиться организовать предприятия с участием частного национального или международного–капитала. При этом доля государственного участия в акционерном капитале может быть зафиксирована безотносительно его роста.

В. Аналогично предыдущему варианту может  быть организовано акционерное общество , в котором государственное участие предполагается исключительно на период "постановки на ноги", с перспективой продажи контрольного пакета после того, как организуемое предприятие начнет приносить прибыль.

Г. В целях развития отдельных отраслей, производств или регионов в некоторых  случаях организатором государственного акционерного общества может выступать  государственная корпорация - национальное агентство по развитию. В тех случаях, когда государственные предприятия  принимают форму акционерных  обществ повышается риск полной или частичной потери контроля государства за их деятельностью. Подобные обстоятельств требуют решить вопрос об объемах властных полномочий, передаваемых государством своим обособленным органам в лице акционерных обществ, и форме этой передачи, поскольку затрагиваются национальные интересы. В государственных акционерных обществах данная практика является почти универсальной и осуществляется следующими способами: В случае, если размер принадлежащего государству пакеты акций равны или превосходят 50% + 1 голос, государство как главный акционер просто назначает своих представителей в состав административного совета. Если же доля государства ниже упомянутого порога, используется фиксация уставного положения о доле представителей государства в административном совете (в уставе или ином документе государственного акционерного общества). Кроме того, в этом документе в обязательном порядке фиксируется право государства распределять прибыль, назначать аудиторов, утверждать рост уставного капитала.

Как правило, любые меры по ограничению  влияния частных акционеров применяются  регулирующими органами стран-получателей  иностранных капиталов с осторожностью, чтобы не вызвать отток части  акционеров, озабоченных судьбой  своих инвестиций. В условиях российской экономики сочетание в одном  акционерном обществе иностранного капитала с участием государства  имеет и очевидные преимущества, и явные недостатки.

К преимуществам такого типа предприятий  может быть отнесено то, что функции  регулятора экономических отношений, гранта ввозимых капиталов и совладельца  предприятия совпадают в одном  лице. Естественно, что в таком  случае необходимо декларирование государственными органами полного отказа от использования  своих привилегий, вытекающих из такого совпадения и последовательное выполнение такой декларации. В первую очередь  для привлечения новых инвесторов важно, чтобы органы власти и представители  государства в составе административного  совета таких предприятий принципиально  и добровольно приняли на себя ряд ограничений, не позволяющих  менять правил игры в угоду неверно  понимаемым экономическим или конъюнктурным  политическим соображениям.

Использование совместных инвестиционных проектов с  участием государственных активов  и иностранных инвестиций целесообразно  в тех случаях, когда для осуществления  крупного проекта необходимы значительные вложения, отличающиеся низкой эффективностью и большими сроками окупаемости - например, в инфраструктуру (прокладка  инженерных коммуникаций, развитие транспортной сети, возведение объектов производственной инфраструктуры и т. д. ). Совершенно очевидно, что в инвестиционных проектах со смешанным участием российского , государственного и зарубежного частного капитала, задачей государства не должно быть извлечение высокой прибыли, но наоборот, обеспечение эффективных условий применения иностранных инвестиций. Государственные интересы в таких проектах, тем не менее, никоим образом не будут попраны. Основные причины низкой привлекательности совместных инвестиционных проектов с участием бюджетных средств для частных иностранных инвесторов являются опасения потери контроля над проектом и подозрения своего российского партнера в "нечестной игре", т. е. в том, что соблазн переменить правила взаимоотношений между партнерами в свою пользу будет достаточно велик и государственные органы России, неверно трактуя государственные интересы, начнут пользоваться своим влиянием не в интересах совместного проекта. Выгоды от роста числа рабочих мест, увеличения средств от уплаты налогов, рост платежеспособного спроса населения и инвестиционного спроса в связи с реализацией проекта , от получения доступа к передовым технологиям будут дополнены выигрышем от создания в среде потенциальных зарубежных экспортеров капитала цивилизованного образа российского государства, стремящегося к привлечению иностранного капитала и на макроуровне перевесят потери из-за низкой отдачи непосредственно вложенных государственных средств.

Информация о работе Проблемы привлечения инвестиций в Россию