Проблемы рынка труда и его особенности в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 07:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем рынка труда и его особенностей в современных условиях и безработицы - как элемента
этого рынка.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть характерные особенности рынка труда.
2. Выявить проблемы рынка труда. Безработицу - как элемент современного рынка труда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Рынок труда и его характерные особенности 4
1.1. Проблемы рынка труда 7
Безработица как элемент современного рынка труда 11

ГЛАВА 2. Инфраструктура рынка труда 19
2.1. Социальное партнерство в обеспечении занятости 21
2.2. Перспективы развития рынка труда 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по ЭКОНОМИКЕ ТРУДА..docx

— 62.01 Кб (Скачать файл)

Последствиями безработицы может быть обострение и даже социальный взрыв, если ее размеры превысят допустимый уровень. В зарубежной литературе такой критической величиной считают уровень безработицы в 10-12%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Инфраструктура рынка труда

 

Инфраструктура рынка труда (ИРТ) - это нормативно-правовая, информационная и организационная среда, которая обслуживает отношения между субъектами рынка труда и обеспечивает его функционирование. ИРТ включает две подсистемы - нормативно-правовую (законодательную базу функционирования рынка труда) и организационную.

Первая охватывает совокупность норм права, законодательных актов и административных установлений, регулирующих функционирование рынка труда и определяющих правила поведения его субъектов. Нормативное регулирование социально-трудовых отношений отражено в Конституции РФ, Трудовом кодексе РФ, Законе «О занятости населения в Российской Федерации», в ряде законов о разрешении коллективных трудовых споров и развитии социального партнерства, в Положениях о Федеральной службе занятости России и о Государственном фонде занятости населения, в нормативных документах (инструкциях и положениях) этих ведомств и Министерства труда РФ. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и занятости возложены на федеральные и местные органы законодательной и исполнительной власти, Прокуратуры РФ, Федеральную инспекцию труда (Рострудинспекцию) при Минтруде РФ и ее территориальные органы.

Организационная подсистема ИРТ представляет собой совокупность институтов, обслуживающих и обеспечивающих функционирование рынка труда. В качестве важнейших компонентов она включает:

- Государственную службу  занятости населения (систему бирж  труда), призванную оказывать бесплатные  услуги по содействию гражданам  в трудоустройстве;

- Негосударственные учреждения  содействия занятости, действующие  как на некоммерческой (биржи  труда молодежи, женщин, лиц определенных  профессий или занятых в определенных  отраслях или сферах: науке, культуре и т.п.), так и на коммерческой основе, т.е. оказывающие платные услуги населению и работодателям (частные рекрутерские фирмы, агентства по подбору кадров для и др.). Службы занятости (государственные и негосударственные) выполняют роль посредника на рынке труда, обеспечивая состыковку спроса на труд с предложением рабочей силы.

- Органы профессионального  обучения, повышения квалификации  и переподготовки незанятых, безработных  и работающих граждан (как государственные, так и негосударственные). Главной  задачей этих служб является  обеспечение сбалансированности  спроса и предложения на рынке  труда по качественным параметрам, прежде всего - по профессионально-квалификационному  составу. Примером развитой системы  такого рода является шведская АМУ, сосредоточившая все профессиональное обучение в стране и осуществляющая его по заказу различных организаций на возмездной основе.

- Координационные комитеты  содействия занятости, двух- и трехсторонние  комиссии, организации работодателей  и наемных работников (в том  числе профсоюзы), осуществляющие  отношения социального партнерства  на рынке труда;

- Организации, проводящие  научно-аналитические исследования, информационное и рекламное обслуживание  рынка труда (исследовательские  институты, рекламные агентства, специальные  периодические издания и т.п.);

- Система органов социальной  защиты в той части их деятельности, которая связана с обслуживанием  потенциального рынка труда (например, предоставление семейных пособий, позволяющих женщинам с малолетними  детьми не работать), профессиональной  реабилитацией инвалидов и лиц  с отклоняющимся поведением –  бездомных, алкоголиков, наркоманов, вышедших  из заключения и др.);

- Кадровые службы предприятий, осуществляющие обслуживание внутрифирменного  рынка труда: кадровую политику, управление персоналом, найм, увольнение и продвижение работников; внутрифирменное обучение, профилактику текучести, иные кадровые вопросы.

Для обслуживания рынка труда и решения каких-либо специфических задач в рамках инфраструктуры рынка труда могут создаваться и другие организации.

Развитая инфраструктура - признак цивилизованных рыночных отношений, высокой операционной эффективности экономики. Обеспечивая гибкое функционирование рынка труда, его быструю адаптацию к постоянно меняющимся условиям общеэкономической конъюнктуры, инфраструктура рынка содействует тем самым экономии затрат всех производственных факторов - труда, капитала, природных ресурсов.

В рыночной экономике рабочая сила (труд) является товаром, одним из производственных ресурсов (факторов производства), который, подобно всем другим товарам, покупается и продается на рынке - на рынке труда, где работники предлагают свою рабочую силу за плату, а работодатели предъявляют спрос и платят за нее. Таким образом, на рынке труда, как и на прочих рынках, имеются предложение, спрос и цена, а именно - заработная плата, а его функционирование подчиняется законам спроса и предложения.

 

2.1. Социальное партнерство в обеспечении занятости

 

       Мировой опыт развития взаимодействия работников и работодателей (труда и капитала) доказал, что высокое качество социально-трудовых отношений, характеризующееся оптимальным учетом интересов их сторон, может быть обеспечено лишь на основе системы социального партнерства. Очевидно, что важное место в ней занимает регулирование вопросов занятости населения.  
Система социального партнерства регламентируется Трудовым кодексом РФ (Раздел II «Социальное партнерство в сфере труда»). Она включает пять уровней, устанавливающих основы регулирования отношений в сфере труда, соответственно, в РФ, в субъекте РФ, в отрасли, в муниципальном образовании, а также конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателями (уровень предприятия). Социальное партнерство осуществляется в установленных формах, в частности в коллективных переговорах по подготовке и заключению договоров и соглашений. В этих правовых актах устанавливаются общие принципы регулирования и взаимные обязательства сторон в сфере труда, в том числе касающиеся вопросов занятости населения. Социальное партнерство – проверенный опытом большинства развитых стран метод решения социально-экономических проблем и регулирования противоречий между наемным трудом, работодателем и государством. Социальное партнерство в сфере занятости – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ч. 1 ст. 23 ТК РФ).

Субъектами социального партнерства в сфере занятости выступают: работники, работодатели, представители работников, представители работодателей, органы государственной (исполнительной) власти, органы местного самоуправления.   На федеральном уровне заключается Генеральное соглашение. Так, Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими  объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2012–2014 годы включает специальный раздел III «Развитие рынка труда и содействие занятости населения» из 12 пунктов, которые касаются совершенствования функционирования рынка труда, устанавливают согласованные ориентиры его развития, в частности, по предельному уровню общей  безработицы в 2012 году – 7,2 %, в 2013 году – 7 % и в 2014 году – 6,8 % от численности экономически активного населения.  
         На уровне субъектов РФ заключаются региональные соглашения.  
В качестве примера можно привести Соглашение о социальном партнерстве на 2012–2014 годы между Правительством Омской области, Территориальным общественным объединением Федерации омских профсоюзов, Региональным объединением работодателей Омской области, в котором вопросы согласованных действий на рынке труда играют приоритетную роль. Им посвящен раздел II «Развитие рынка труда и содействие занятости населения», включающий подразделы 1 «Развитие трудовых ресурсов и кадрового потенциала» (15 пунктов) и 2 «Содействие занятости населения» (18 пунктов). Ниже приведены отдельные наиболее существенные обязательства сторон данногоСоглашения.  
         Правительство взяло на себя обязательство готовить предложения по квоте на привлечение иностранной рабочей силы в целях осуществления трудовой деятельности на территории Омской области, исходя из приоритетного использования трудовых ресурсов Омской области. Осуществлять контроль использования иностранной рабочей силы.

        Работодатели обязуются в случае принятия решения о массовом сокращении работающих уведомлять об этом профсоюзы и органы службы занятости не менее чем за три месяца и содействовать в этот период трудоустройству персонала, попадающего под увольнение. Принимать участие в финансировании учебного процесса при заключении договоров на профессиональное обучение безработных граждан под гарантированное трудоустройство.  
          Работодатели и профсоюзы совместно приняли обязательство предусматривать в коллективных договорах финансирование программ обучения, повышения квалификации и переподготовки работников ежегодно не менее 15 % персонала организаций, в том числе за счет внутрипроизводственного обучения. В целях предупреждения массового сокращения работников организовывать до наступления срока расторжения трудового договора подготовку и переподготовку кадров, опережающее обучение работников, подлежащих увольнению, с предоставлением им дополнительных льгот и гарантий, установленных законодательством Российской Федерации. Предусматривать в коллективных договорах финансирование данных мероприятий.  
Все три участника Соглашения совместно обязуются осуществлять меры по переподготовке и социальной поддержке работников организаций, находящихся в условиях проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством). Обеспечивать ежегодную организацию не менее 10 тысяч временных рабочих мест, в том числе в рамках общественных работ, для безработных граждан, граждан ищущих работу, на территории Омской области. Принимать меры по предотвращению случаев нелегального привлечения работодателями иностранной рабочей силы.  
Отраслевые (межотраслевые) соглашения могут заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.


 

 

2.2. Перспективы развития рынка труда

После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения

благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

В такой трудной ситуации сложно говорить о перспективах развития рынка труда в РФ. Но кризис — не повод отказаться от модернизации дальнейшего развития рынка труда. Только сначала нужно выйти из кризиса.

В ближайшие годы будет последовательно проводиться политика интенсивного наращивания человеческого потенциала, структурного обновления и диверсификации экономики, макроэкономического оздоровления, повышения уровня социальной защищенности. Антикризисная политика будет последовательно сочетаться с мерами по комплексной модернизации российского рынка труда.

Меры антикризисного пакета будут не только смягчать неблагоприятное воздействие кризиса, но и стимулировать прогрессивные структурные и институциональные сдвиги, способствовать обновлению российской экономики и общества.

К важнейшим направлениям модернизационной политики Правительства относительно рынка труда на ближайшие годы относятся:

1. Усиление роли внутреннего  спроса в обеспечении экономического  роста. Структурное обновление экономики, ведущее к снижению зависимости  производства и финансовой системы  от экспорта топливно-сырьевых  продуктов. Последовательная демонополизация  и развитие конкуренции, без чего  все меры стимулирования спроса  не будут эффективными.

2. Сокращение дифференциации  по уровню доходов, включая уменьшение  разрыва по уровню жизни работающего  и нетрудоспособного населения. Последовательная политика адресной  социальной поддержки малообеспеченных  слоев населения, борьбы с бедностью, формирования и реализации эффективной  политики занятости, в том числе  путем содействия самозанятости и поощрения предпринимательской инициативы граждан.

В режиме немедленного реагирования Правительство Российской Федерации принимает специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда.

На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.

Задача органов власти совместно с бизнесом — обеспечить полноценное соблюдение Трудового законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения работников, их «растянутость» во времени с тем, чтобы ни один сотрудник предприятий не был просто выброшен на улицу без средств к существованию и успел адаптироваться к новым условиям.

Задача также — обеспечить повышение конкурентоспособности высвобождаемых работников на рынке труда за счет повышения их квалификации, переподготовки по востребованным специальностям, переезда в регионы с дефицитом рабочей силы соответствующей квалификации.

В то же время Правительство не ставит ни перед собой, ни перед регионами задачи сохранения рабочих мест на действующих предприятиях «любой ценой». Для повышения эффективности и производительности труда, для адаптации к кризису и повышения конкурентоспособности предприятия должны освобождаться от излишней и неэффективной занятости. Этот процесс объективен. Сохранение неэффективных рабочих мест «бьет», прежде всего, по самим работникам, сохраняя неопределенность их перспектив, снижая доходы, не давая им повысить свою квалификацию и найти более достойное рабочее место.

Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.

Переобучение будет проходить в соответствии с анализом востребованности в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкретных профессий. Зачисление на обучающие программы будет происходить по направлению службы занятости, которая будет информировать гражданина обо всех доступных программах. Переобучение будет проводиться на базе отобранных в результате конкурса учебных заведений, которые смогут предложить лучшие программы, ориентированные на востребованные профессии.

Дополнительные бюджетные средства будут выделены на переподготовку и повышение квалификации в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.

Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.

Остальные средства будут перечисляться в регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.

Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан будет увеличен на 33,95 млрд. рублей, в том числе 29,8 млрд. рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.

Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала «Работа в России». Обновление вакансий осуществляется еженедельно.

Для обеспечения защиты трудовых прав граждан в условиях кризиса получит дальнейшее развитие система правовой помощи социально незащищенным слоям населения, в том числе посредствам организации государственных юридических бюро.

Особое внимание будет уделено сохранению и созданию рабочих мест инвалидов, которые находятся в наиболее уязвимой ситуации на рынке труда. В частности, условием выделения государственной поддержки системообразующим и иным предприятиям будет сохранение рабочих мест и приоритетное трудоустройство инвалидов.

В целях создания условий для трудовой занятости лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, снижения уровня рецидивной преступности будет стимулироваться создание в субъектах Российской Федерации центров социальной реабилитации для указанной категории граждан.

Для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам Российской Федерации по сравнению с их предложениями.

Важными мерами будут принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, что будет способствовать трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, а также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.

Предполагается создание более 2,5 тысяч малых предприятий, что позволит создать до 30 тысяч рабочих мест, в первую очередь для выпускников вузов. Будет оказана поддержка субъектам Российской Федерации, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить реализацию первоочередных социальных обязательств, в т.ч. на которые уже предоставляются субсидии из федерального бюджета, увеличить общий объем субсидий на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных и репрессированных и граждан имеющих детей), на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, на оплату труда приемного родителя, а также на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Информация о работе Проблемы рынка труда и его особенности в современных условиях