Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 07:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ рынка труда, а также выявление проблем и путей их решения.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
Оценить состояние рынка труда в России на сегодняшний день.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования рынка труда
1.1 Понятие рынка труда
1.2 Теоретические подходы к анализу рынка труда и особенности его функционирования
1.3 Структура рынка труда
Глава 2. Проблемы рынка труда
2.1 Характеристика основных проблем развития рынка труда в России
2.2 Пути решения проблем рынка труда
Глава 3. Цели и задачи федеральной политики занятости в России
Заключение
Список литературы
Взаимодействие указанных элементов получило название механизма спроса и предложения, или ценового механизма, т.е. такое же название, как и на любом рынке ресурсов или товаров.
Спрос на труд (обобщенный покупатель) выражает потребность работодателей в работниках, необходимых для производства товаров и услуг. Предложение рабочей силы (обобщенный продавец) выражает определенное количество занятых наёмных работников, обладающих определёнными знаниями и квалификацией, а также ту часть трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе с учетом располагаемого дохода и возможностей проводить свое время.
Цена рабочей силы - это цена жизненных средств, которые необходимы для нормального воспроизводства рабочей силы. Но она не автоматически выплачивается наемным работникам, а является предметом договора (торга) между ними и работодателями. В результате, каждый из них выступает со своей ценой. Наемный работник (продавец) старается подороже продать, а работодатель (покупатель) стремится подешевле купить. В итоге договорная заработная плата устанавливается на уровне ниже цены продавца, но выше цены покупателя.
Графически
взаимоотношение работодателей
и наемных работников можно выразить
с помощью кривых спроса и предложения.
Наиболее общее представление об
этом процесс дает модель спроса и
предложения, излагаемая в версии представителей
классического и
Под действием каких-либо факторов заработная плата снизится до уровня W,, то в этом случае часть работников может уволиться. Предложение труда составит величину S,. При сохранении спроса на производимый товар спрос на рабочую силу будет равен D,, т.е. возникнет дефицит рабочей силы. В результате между работодателями возникает конкуренция за наем рабочей силы. Они будут стараться повысить вознаграждение за труд, чтобы привлечь рабочих на свои предприятия. В результате заработная плата может возрасти до величины W2. При таком уровне заработной платы предложение труда возрастет до величины S2 Но такое вознаграждение может повысить издержки работодателей и обусловить повышение цен на товары. Тогда реализация их будет затруднена. Поэтому работодатели будут вынуждены или сократить производство, или снизить заработную плату. Спрос на рабочую силу упадет до величины D2. Конкуренция между наемными работниками облегчит задачу снижения уровня заработной платы работодателями. В результате работники будут снижать свои требования к уровню зарплаты. Она понизится до W0, где спрос и предложение уравняются, интересы работодателей и работников совпадут. Рынок придет в состояние равновесия. Это не значит, что на предприятиях не будет других вознаграждений. Но зарплата на уровне W0 станет доминирующей, с которой будут считаться работодатели и работники. Данная цена труда (зарплата) становится равновесной. Следовательно, равновесная цена - это такая цена труда, при которой объем спроса равен объему предложения. Так действует модель конкурентного рынка.
В указанных зависимостях проявляется действие законов спроса и предложения, конкуренции, стоимости, общественной полезности рабочей силы и предельной производительности труда. Наиболее полно они проявляются на чисто конкурентном рынке. Но сегодня такой рынок - лишь идеальная модель. На рынке труда действуют силы, которые могут диктовать свои условия. Так, на него оказывает сильное воздействие монопсония (монополия) покупателя. Монополисты (например, крупные фирмы, от которых зависит экономика многих мелких и даже крупных городов) могут диктовать цену труда в сторону ее понижения, если работникам больше некуда трудоустроиться, ибо количество предприятий в таких населенных пунктах невелико.
На рынок труда оказывает влияние и монополия продавца рабочей силы. В данном случае монополистом может выступить какой-либо сильный профсоюз. Он может поднять цену труда выше равновесной и поддерживать ее, сокращая предложение труда. При повышении зарплаты работодатель вынужден часть рабочих уволить или трудоустраивать их через профсоюз (только членов профсоюза). Последний ограничивает прием новых членов в сам профсоюз. Подобные профсоюзы в некоторых странах создаются на отдельных предприятиях и являются закрытыми, например, в США профсоюзы каменщиков, столяров, водопроводчиков (модель рынка труда с учетом деятельности профсоюзов).
Но встречаются ситуации, когда силы работодателей и профсоюзов бывают равны, тогда взаимодействие спроса и предложения осуществляется по схеме, близкой к конкурентному рынку (модель двусторонней монополии).
Безработица и социальные выплаты, связанные с ней - является обязательным для современного цивилизованного рынка труда. Действие законов рыночного хозяйства сопровождается постоянным высвобождением с предприятий и привлечением на предприятия рабочей силы. При этом число принимаемых работников не перекрывает полностью число увольняемых. В результате возникает и постоянно поддерживается безработица. Значительная часть безработных нуждается в определенной помощи в поиске работы, переподготовке, в материальной поддержке на период отсутствия работы и заработка.
Инфраструктура рынка труда. Хотя исследованию инфраструктуры труда в настоящее время уделяется большое внимание, тем не менее, отдельные вопросы требуют пристального изучения. Прежде всего, требует уточнения понятие инфраструктуры рынка труда, установление взаимосвязи и соподчиненности элементов инфраструктуры рынка труда, их классификация.
В экономической литературе понятие инфраструктура рынка труда трактуется следующим образом:
1. совокупность
учреждений и организаций,
2. инфраструктура
рынка труда включает биржи
труда, государственные
3. совокупность
институтов содействия
Внимание заслуживает точка зрения И. Бушмарина, по мнению которого инфраструктура рынка труда включает в себя, по сути, всю экономику, многочисленные государственные, общественные и частные институты, а также систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации и, что очень важно, институт семьи.
Такой подход
дает основание рассматривать
Обычно
отмечают, что главной социально-
Следует также иметь в виду, что в условиях рыночной экономики под полной занятостью понимают такую занятость, когда работой обеспечивается всё население, которое может и хочет работать. Под рациональной занятостью следует понимать такую занятость населения, которая создает условия для динамичного развития экономики и обеспечивает ее эффективное участие в международном разделении труда.
Для реализации этой задачи, то есть обеспечения эффективной занятости населения, инфраструктура выполняет ряд функций:
- содействие населению в трудоустройстве, профессиональной ориентации,
- обеспечение социальной защиты работников, выходящих на рынок труда,
-осуществление профессиональной подготовки и переподготовки,
- устанавливает контакты между работодателями и работниками
- координирует
деятельность различных
В настоящее
время можно выделить следующие
элементы инфраструктуры рынка труда,
которые можно классифицировать
по ряду признаков. Прежде всего, элементы
инфраструктуры рынка труда делятся
на государственные и
Особое место в системе элементов инфраструктуры рынка труда занимают государственные структуры. Как показал опыт стран с развитой рыночной экономикой, проблемы занятости не могут быть успешно решены без поддержки государства. Европейская модель занятости, прежде всего, связывает создание новых рабочих мест в частном секторе экономики, но при этом государство берет на себя выплаты пособий по безработице.
Федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
правоприменительные функции в
сфере труда и занятости
Территориальные органы и государственные учреждения службы занятости - это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости – человек должен быть безработным.
Органы
службы занятости совместно с
органами власти Российской Федерации
и органами местного самоуправления
осуществляют разработку и реализацию
государственной политики в области
содействия занятости населения. Услуги,
связанные с содействием
Проблемой занятости населения на государственном уровне занимается биржа труда. Биржа труда - это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочим и предпринимателем при совершении сделки купли-продажи рабочей силы.
Биржа труда, как рыночная структура, выполняет следующие функции:
- сбор
и анализ информации о рынке
труда, его состоянии и
- профориентация,
переподготовка и
- содействие
территориальной и
- участие
в подготовке и реализации
программ занятости, участие в
решении проблем
- контроль
за соблюдением трудового
- постановка
на учет безработных и
Биржа труда
- наиболее развитая организационная
форма существования рынка
Существующая конкуренция на рынке труда приводит к тому, что на рынке, наряду с государственными структурами, все возрастающую роль начинает играть негосударственная система занятости, которая также занимается трудовым посредничеством. Она имеет ряд направлений своей деятельности.
Негосударственные
службы занятости, действующие на рынке
труда, могут оказывать услуги по
всем квалификационно-
Все услуги
негосударственных служб
В процессе
своей деятельности негосударственные
структуры оказывают большой
спектр услуг консультационного
характера. Проводят работу, связанную
с выявлением потребностей и возможностей
конкретного человека или работодателя.
Деятельность частных агентств в
определенной степени регламентируется
законодательством о занятости,
поскольку оказание услуг в содействии
трудоустройству, профессиональной ориентации
и психологической поддержке
безработных граждан и