Проблемы рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 07:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ рынка труда, а также выявление проблем и путей их решения.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
Оценить состояние рынка труда в России на сегодняшний день.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования рынка труда
1.1 Понятие рынка труда
1.2 Теоретические подходы к анализу рынка труда и особенности его функционирования
1.3 Структура рынка труда
Глава 2. Проблемы рынка труда
2.1 Характеристика основных проблем развития рынка труда в России
2.2 Пути решения проблем рынка труда
Глава 3. Цели и задачи федеральной политики занятости в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

488147.docx

— 83.42 Кб (Скачать файл)

Функция регулирования занятости объективно требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест как на уровне основного звена экономики и первичного звена территорий, так и на общероссийском уровне. Комплексный подход может быть обеспечен на основе взаимодействия органов исполнительной власти, в той или иной степени (непосредственно либо опосредовано) участвующих в выработке и реализации государственной политики занятости.

В широком  смысле механизм государственного регулирования  включает экономические, юридические  и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда.

Они осуществляются через систему трудоустройства - широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.

Меры  косвенного регулирования рабочей  силы: налоговая, денежно-кредитная  и бюджетная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских  правах и т.п.

Меры  косвенного регулирования рынка  рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на коньюктуру. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Государственная политика в  области содействия занятости населения  направлена на:

- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту  национального рынка труда;

- обеспечение равных возможностей  всем гражданам Российской Федерации  независимо от национальности, пола, возраста, социального положения,  политических убеждений и отношения  к религии в реализации права  на добровольных труд и свободный  выбор занятости;

- создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека;

- поддержку трудовой и  предпринимательской инициативы  граждан, осуществляемой в рамках  законности, содействие развитию  их способностей к производительному,  творческому труду;

- осуществление мероприятий,  способствующих занятости граждан,  испытывающих трудности в поиске  работы (инвалиды; лица, освобожденные  из учреждений, исполняющих наказание  в виде лишения свободы; лица предпенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования);

- предупреждение массовой  и сокращение длительной безработицы;

- поощрение работодателей,  сохраняющих действующие и создающих  новые рабочие места прежде  всего для граждан, испытывающих  трудности в поиске работы;

- объединение усилий участников  рынка труда и согласованность  их действий при реализации  мероприятий по содействию занятости  населения;

- координацию деятельности  государственных органов, профессиональных  союзов, иных представительных органов  работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

- международное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения, включая вопросы, связанные  с трудовой деятельностью граждан  Российской Федерации за пределами  территории Российской Федерации  и иностранных граждан на территории  Российской Федерации, соблюдение  международных трудовых норм.

Для обеспечения занятости  населения велико значение сферы  услуг. Однако до сих пор развивается  преимущественно одно посредничество, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной  системы поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного спроса населения, отсутствия необходимых  навыков, ограниченности возможностей получения соответствующих профессий.

Конечно на данном этапе принимаются решения  федеральных и региональных органов власти в области занятости. Однако зачастую их действия носят противоречивый характер. То, что делают власти, может, как-то и сдерживает рост безработицы, но точно не стимулирует занятость. Власти, напуганные страхами социальных последствий кризиса, резко ужесточили контроль за соблюдением трудового законодательства. Например, предприятия обязываются в десятидневный срок сообщать о вынужденных увольнениях, если задерживается выплата зарплат в ход идет прокуратура со всеми вытекающими последствиями.

В результате предприятия имеют крайне ограниченные возможности адаптации к кризису, как с точки зрения занятости, так и с точки зрения заработной платы и регулирования рабочего времени - двух главных механизмов адаптации рынка труда.

В такой ситуации у предприятий остается один выход, неподконтрольность государству - это постепенное выталкивание людей через стимулирование добровольных увольнений и замораживание найма. Предприятия все равно добьются своего, но какова будет итоговая цена такой политики. К тому же очевидно, что, если никак нельзя оптимизировать трудовые издержки в условиях спада, лучше не наращивать занятость в условиях подъема. Но это прямой путь к хроническому кризису на рынке труда и к дальнейшей деформализации занятости.

Таким образом, основной упор должен быть сделан на создание миллионов новых рабочих мест. Необходимо также подумать о качестве создаваемых рабочих мест. Недопустимо ставить во главу угла политики занятости дешевые рабочие места и жалкие пособия по безработице - это подрывает способность нации к социальному воспроизводству. Но чтобы в стране создавались качественные и дорогие рабочие места, требуются реальные шаги по созданию условий для долгосрочного развития бизнеса. Создать их сможет только частный сектор, когда увидит перед собой понятную перспективу, дружественные бизнесу государство и институты. В частности, работающим крупным компаниям нужны длинные дешевые кредиты, нужен благоприятный налоговый климат в сфере обложения фонда оплаты труда. Это тесно сопряжено с развитием малого и среднего бизнеса, который в нашей стране вместо развития окончательно уничтожается.

В опубликованном бюджете на 2009 год нет конкретных целей и объема финансирования в данном направлении и это очень плохо. В США еженедельно публикуются данные о количестве созданных рабочих мест и количестве новых обращений за пособиями по безработице (не говоря уж о данных о производительности труда). Эти данные очень важны для экономики. И почему бы нашим властям не начать брать пример в позитивных сферах у страны, которая в свое время научила мир заниматься бизнесом. Все остальное - пособия, защита рабочих мест, программы переподготовки - конечно крайне важно в общем комплексе мер, но не заменит людям работу.

 

Список  литературы

 

1. Конституция  Российской Федерации. - М.: Юридическая литература,2003.

2. Закон РФ «О занятости  населения в Российской Федерации» в редакции, введенной в действие с 6 мая 1996 года Федеральным законом от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ (с изменениями на 25 декабря 2008 года), статья 5.

3. Федеральная служба  государственной статистики «О  производстве и использовании  валового внутреннего продукта (ВВП) за 2008 год»,02.04.2009.

4. Белокрылова  О.С., Михалкина Е.В. Экономика  труда: Конспект лекций.- Ростов н /Д: Феникс, 2002.

5. Бреев Б. Труд в  условиях рыночной трансформации// «Общество и экономика», 2003,№1.

6. Викторов  И.С., Макашева А.Ж. Социально-правовые  аспекты проблемы занятости населения// «Трудовое право»,2004г,№8.

7. Волгина  Н.А., Одегова Ю.Г. Экономика труда: Учебник. – М.:Экзамен,2004.

8. Государственное регулирование рыночной экономики.- М.: РАГС,2002.

9. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2000.

10. Камаева В.Д. Экономическая теория. – М.: ИМПЭ, 1999.

11. Карташов  С.А., Одегов Ю.Г. Рынок труда:  проблемы формирования и управления.- М.: Финстатинформ,2004.

12. Липсиц  И.В. Экономика: учебник для вузов.-М.: Омега-Л,2006.

Яковлева  И. Класс, который мы потеряли // «Экономика и жизнь»,1999, №49.

13. Низова  Л.М. Правовое регулирование занятости  населения //«Трудовое право».2008, №1.

14. Рофе  А.И., Збышко Б.Г.,Ишин В.В. Рынок  труда, занятость населения, экономика  ресурсов для труда.- М.: МИК, 1998.

15. Руденко Г.Г., Кулапов М.Н., Карташов С.А., Рынок труда: Учебник. М.: Рос. экон.акад., 2004.

16. Cмольякова Т. Между Востоком и Западом// «Российская газета».2009 №4854.

17. Федосеев В.Н. Проблемы кадрового менеджмента в российской промышленности// «Менеджмент в России и за рубежом»,2000,№3.

18. Яковлева  И. Класс, который мы потеряли// «Экономика и жизнь».1999,№49.

19. www.Lenta.ru.

20. www.SuperJob.ru.


Информация о работе Проблемы рынка труда