Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 07:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ рынка труда, а также выявление проблем и путей их решения.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
Оценить состояние рынка труда в России на сегодняшний день.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования рынка труда
1.1 Понятие рынка труда
1.2 Теоретические подходы к анализу рынка труда и особенности его функционирования
1.3 Структура рынка труда
Глава 2. Проблемы рынка труда
2.1 Характеристика основных проблем развития рынка труда в России
2.2 Пути решения проблем рынка труда
Глава 3. Цели и задачи федеральной политики занятости в России
Заключение
Список литературы
Функция регулирования занятости объективно требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест как на уровне основного звена экономики и первичного звена территорий, так и на общероссийском уровне. Комплексный подход может быть обеспечен на основе взаимодействия органов исполнительной власти, в той или иной степени (непосредственно либо опосредовано) участвующих в выработке и реализации государственной политики занятости.
В широком смысле механизм государственного регулирования включает экономические, юридические и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда.
Они осуществляются через систему трудоустройства - широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.
Меры
косвенного регулирования рабочей
силы: налоговая, денежно-кредитная
и бюджетная политика правительства,
совершенствование
Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на коньюктуру. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
- развитие трудовых ресурсов,
повышение их мобильности,
- обеспечение равных
- создание условий,
- поддержку трудовой и
предпринимательской
- осуществление мероприятий,
способствующих занятости
- предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;
- поощрение работодателей,
сохраняющих действующие и
- объединение усилий участников
рынка труда и согласованность
их действий при реализации
мероприятий по содействию
- координацию деятельности
государственных органов,
- международное сотрудничество
в решении проблем занятости
населения, включая вопросы,
Для обеспечения занятости
населения велико значение сферы
услуг. Однако до сих пор развивается
преимущественно одно посредничество,
а не производственные услуги. Происходит
это из-за отсутствия действенной
системы поддержки малого бизнеса,
падения платежеспособного
Конечно на данном этапе принимаются решения федеральных и региональных органов власти в области занятости. Однако зачастую их действия носят противоречивый характер. То, что делают власти, может, как-то и сдерживает рост безработицы, но точно не стимулирует занятость. Власти, напуганные страхами социальных последствий кризиса, резко ужесточили контроль за соблюдением трудового законодательства. Например, предприятия обязываются в десятидневный срок сообщать о вынужденных увольнениях, если задерживается выплата зарплат в ход идет прокуратура со всеми вытекающими последствиями.
В результате предприятия имеют крайне ограниченные возможности адаптации к кризису, как с точки зрения занятости, так и с точки зрения заработной платы и регулирования рабочего времени - двух главных механизмов адаптации рынка труда.
В такой ситуации у предприятий остается один выход, неподконтрольность государству - это постепенное выталкивание людей через стимулирование добровольных увольнений и замораживание найма. Предприятия все равно добьются своего, но какова будет итоговая цена такой политики. К тому же очевидно, что, если никак нельзя оптимизировать трудовые издержки в условиях спада, лучше не наращивать занятость в условиях подъема. Но это прямой путь к хроническому кризису на рынке труда и к дальнейшей деформализации занятости.
Таким образом, основной упор должен быть сделан на создание миллионов новых рабочих мест. Необходимо также подумать о качестве создаваемых рабочих мест. Недопустимо ставить во главу угла политики занятости дешевые рабочие места и жалкие пособия по безработице - это подрывает способность нации к социальному воспроизводству. Но чтобы в стране создавались качественные и дорогие рабочие места, требуются реальные шаги по созданию условий для долгосрочного развития бизнеса. Создать их сможет только частный сектор, когда увидит перед собой понятную перспективу, дружественные бизнесу государство и институты. В частности, работающим крупным компаниям нужны длинные дешевые кредиты, нужен благоприятный налоговый климат в сфере обложения фонда оплаты труда. Это тесно сопряжено с развитием малого и среднего бизнеса, который в нашей стране вместо развития окончательно уничтожается.
В опубликованном бюджете на 2009 год нет конкретных целей и объема финансирования в данном направлении и это очень плохо. В США еженедельно публикуются данные о количестве созданных рабочих мест и количестве новых обращений за пособиями по безработице (не говоря уж о данных о производительности труда). Эти данные очень важны для экономики. И почему бы нашим властям не начать брать пример в позитивных сферах у страны, которая в свое время научила мир заниматься бизнесом. Все остальное - пособия, защита рабочих мест, программы переподготовки - конечно крайне важно в общем комплексе мер, но не заменит людям работу.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература,2003.
2. Закон РФ «О занятости
населения в Российской
3. Федеральная служба государственной статистики «О производстве и использовании валового внутреннего продукта (ВВП) за 2008 год»,02.04.2009.
4. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В. Экономика труда: Конспект лекций.- Ростов н /Д: Феникс, 2002.
5. Бреев Б. Труд в
условиях рыночной
6. Викторов
И.С., Макашева А.Ж. Социально-
7. Волгина Н.А., Одегова Ю.Г. Экономика труда: Учебник. – М.:Экзамен,2004.
8. Государственное регулирование рыночной экономики.- М.: РАГС,2002.
9. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2000.
10. Камаева В.Д. Экономическая теория. – М.: ИМПЭ, 1999.
11. Карташов
С.А., Одегов Ю.Г. Рынок труда:
проблемы формирования и
12. Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.-М.: Омега-Л,2006.
Яковлева И. Класс, который мы потеряли // «Экономика и жизнь»,1999, №49.
13. Низова
Л.М. Правовое регулирование
14. Рофе
А.И., Збышко Б.Г.,Ишин В.В. Рынок
труда, занятость населения,
15. Руденко Г.Г., Кулапов М.Н., Карташов С.А., Рынок труда: Учебник. М.: Рос. экон.акад., 2004.
16. Cмольякова Т. Между Востоком и Западом// «Российская газета».2009 №4854.
17. Федосеев В.Н. Проблемы кадрового менеджмента в российской промышленности// «Менеджмент в России и за рубежом»,2000,№3.
18. Яковлева
И. Класс, который мы потеряли/
19. www.Lenta.ru.
20. www.SuperJob.ru.