Проблемы социальной политики в России и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Цель экономической деятельности человека, создание материальной базы для улучшения условий жизни населения. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики.

Содержание работы

Введение

3
Социальная политика государства
5
Сущность социальной политики государства
5
Основные цели и задачи социальной политики
7
Особенности современной социальной политики в России
11
Основные направления социальной политики в России
11
Проблемы социальной политики в России и пути их решения
16
Заключение
25
Список литературы
26

Файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.docx

— 74.87 Кб (Скачать файл)
  • предотвращение массовых эпидемий;
  • обеспечение доступности качественной и своевременной медицинской помощи;
  • пропаганда здорового образа жизни и т.д.

Можно отметить, что политика в области здравоохранения тесно связана с таким элементом социальной политики, как регулирование доходов населения, так как именно от их уровня во многом зависит доступность медицинских услуг. Как показывает практика, развитые государства стремятся обеспечить минимальный бесплатный перечень медицинских услуг населению (например, оказание скорой помощи), но большинство из них все же оказываются на платной основе. При этом для оплаты расходов на лечение создаются специальные фонды, формируемые за счет отчислений из заработной платы работников.

Содержание школьного образования - это основа образовательной системы, и в условиях переходного периода в развитии общества оно является основным объектом реформирования и обновления. Содержание образования и его реализация воплощают те ценности и цели, которые общество ставит перед новым поколением. Успешная реализация реформы в области содержания образования является сложной и труднодостижимой задачей. Она требует тщательного планирования, хорошо разработанной стратегии, приверженности цели тех, кто ее реализует, внимания к ресурсам, обеспечения переподготовки и разработки соответствующей процедуры оценки. Реформу содержания образования затрудняет еще и то, что она проводится в обществе, где преподаватели и инфраструктура не обеспечены соответствующими ресурсами.

Сегодняшняя система образования в России - федеральная, централизованная.

В настоящее время российская система образования очень схожа с немецкой, но все же она представлена в более упрощенном виде:

  1. Дошкольное образование, которое, как и в Германии, дает детям элементарные знания, но, все же, не приравнивается к первой ступени школьного образования. Дети начинают посещать детский сад с 1/1,5 года (ясли) и находятся там до 6 лет (также добровольно по желанию родителей).
  2. Начальное образование (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования). В отличие от Германии начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно - с 1 по 11 классы.
  3. Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.
  4. Полное среднее образование или производственно- техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ. Это право распространяется также на окончившего любое профессиональное учреждение.
  5. Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете или НИИ, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже - доктора наук.

В результате нововведений в нашей стране, касательно образовательной сферы, в конце обучения выпускники сдают обязательный единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому языку; в рамках школы обязательными выпускными экзаменами являются литература, математика, первый иностранный язык (как правило, английский) и 2 предмета по выбору, причем один из них можно сдать "заочно" в конце 10 класса, если в 11 классе этот предмет не преподается (например, география).

2.2 Проблемы социальной политики в России и пути их решения

После проведения курса рыночных реформ на рубеже 21 века появились такие негативные последствия в социальной сфере, как неравенство в уровне жизни между различными слоями и регионами; нарастанием масштаба скрытой безработицы; мизерный уровень пенсии; ослабление трудовой мотивации; острый дефицит средств в образовании, здравоохранении, культуре; криминализация общественных отношений. Исходя из этого, можно выделить основные проблемы в социальной политике.

Во-первых, обострение ситуации в жилищно - коммунальном хозяйстве.

На сегодняшний день проблема состояния и развития ЖКХ является одной из наиболее острых проблем нашего общества. Неслучайно этому было посвящено заседание Президиума Государственного совета РФ, и неслучайно на встрече с руководителями парламентских партий Президент просил все политические партии обратить на это внимание как на острейшую проблему. Это подтверждают и опросы общественного мнения: если раньше на первом месте в числе вопросов социальной напряженности стояли зарплаты, пенсии и лекарства, то сейчас все это отходит на второй план, на первое место выходят проблемы сферы ЖКХ.

 Эта проблема возникла в связи с многолетним недофинансированием капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. За прошедшее десятилетие существенно увеличился износ жилого фонда и коммунальных объектов, что привело к увеличению объемов ветхого и аварийного жилья, снижению надежности, экологической безопасности эксплуатации инженерных систем, повышению текущих расходов на их содержание.

Проблема, связанная с несоответствием количественных и качественных параметров построенного жилья платежеспособному спросу населения. Основной причиной данного процесса являются ограниченные возможности привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций, недоступность кредитных ресурсов. Стоимость нового жилья не соответствуют платежеспособному спросу потребителей.

Проблема низкой доступности жилья для граждан с низким и средним уровнем дохода и связанная с ней проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.

Решение неотложных проблем развития жилищной сферы требует значительных инвестиций. Концепция жилищной политики на основе анализа ситуации и проблем, существующих в жилищной сфере, предполагает определение приоритетов жилищной политики органов государственной власти, путей, методов и механизмов решения проблем в жилищной сфере. Концепция жилищной политики предполагает объединение всех ее составляющих в единое целое и конкретизирует основные направления жилищной политики, определенные федеральной целевой программой с учетом особенностей развития жилищной сферы в современных экономических условиях. Исходя из этого, могут быть предложены следующие пути решения жилищной проблемы:

  1. Развитие сферы содержания и обслуживания жилищного фонда;
  2. Реформирование сферы жилищного строительства, землепользования и градостроительного регулирования;
  3. Развитие рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья;
  4. Реализация обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Во-вторых, в настоящее время пенсионная система России переживает трудный период и справедливо критикуется с различных сторон. Пенсионеры считают ее несправедливой из-за низких размеров пенсии, а работодатели считают пенсионную систему дорогостоящей и малоэффективной, так как вносят в ПФР немалые суммы страховых взносов, которые не обеспечивают достойных пенсий рабочим.

Пожалуй, основной проблемой нынешней системы пенсионного обеспечения остается низкий размер пенсии. За последние четыре года политика ускоренного повышения пенсии привела к их значительному росту. Большую часть прошлого десятилетия средний размер пенсии варьировался вокруг величины прожиточного минимума пенсионера, а к 2012 году он составляет уже около 170%. Ставка замещения, измеряемая через соотношение средней пенсии и средней начисленной заработной платы, с 23 % в 2007 году поднялась до 35 % в 2011—2012 годах, что приближает ее к рекомендуемому Международной организацией труда значению в 40 % . Однако несмотря на позитивную тенденцию, даже с учетом соответствия показателей величины пенсионных расходов государства и тарифов пенсионных отчислений, средним значениям стран — членов ОЭСР, коэффициент замещения остается в 1,5—2 раза ниже среднего показателя развитых стран.

Также неразрывно связана с предыдущей и проблема финансовой нестабильности пенсионной системы, т. к. увеличение пенсий влечет за собой и соответствующее увеличение расходов всех участников пенсионной системы и, впервую очередь, государства. Реальная зависимость пенсионной системы от бюджета с увеличением пенсий постоянно растет, так, совокупный трансферт на пенсионное обеспечение из федерального бюджета вырос с 1,6 % ВВП в 2008 году до 3,9 % в 2011 и составил порядка 19,5 % расходов федерального бюджета .

Одним из серьезных плюсов новой накопительной пенсионной системы по сравнению с прежней, заключается в возможности самостоятельного управления своими пенсионными накоплениями, путем инвестирования накопительной части пенсии, участия в программе государственного со-финансирования, а также путем участия работников и работодателей в программах негосударственного пенсионного обеспечения. Однако на сегодняшний день население все еще слабо осведомлено об этих возможностях: только 23 % работающих граждан передали накопительную часть своих пенсионных взносов на управление в УК или НПФ. Еще один важный барьер в развитии добровольного пенсионного обеспечения — низкая доходность пенсионных накоплений, заметно уступающая альтернативным формам вложений. Решение первых двух проблем многие эксперты видят в повышении пенсионного возраста, что поможет одновременно снизить финансовую нагрузку на бюджет пенсионного фонда и увеличить объем обязательных отчислений за счет более длительной трудовой деятельности. Однако эта мера абсолютно непопулярна среди населения страны, пенсионный возраст в которой не менялся еще с 30-х годов прошлого века, а также здесь стоит учитывать разницу в средней продолжительности жизни и уровне медицинского обслуживания между нашей страной и развитыми странами с более высоким порогом пенсионного возраста. В качестве более мягких вариантов рассматриваются возможности увеличения минимального страхового стажа и стимулирование добровольного откладывания выхода на пенсию через значительное повышение пенсии тем, кто обращается за пенсией позже положенного срока.

В нынешних демографических условиях расходы государства на пенсионное обеспечения будут стремительно расти, поэтому необходимо более активно поддерживать становление добровольного пенсионного обеспечения, что послужит, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, а с другой — будет способствовать социально-экономическому развитию регионов путем инвестирования на эти цели сформированных таким образом ресурсов. Развивать данное направление нужно путем активного информирования граждан и предоставления налоговых льгот и иных форм стимулирования для добровольных корпоративных  пенсионных программ. 

В области здравоохранения можно выделить следующие проблемы:

  • доступность бесплатной медицинской помощи;
  • недостаточная эффективность финансирования здравоохранения;
  • нехватка кадров;
  • обеспечение лекарственными препаратами;
  • качество оказываемых услуг.

В связи с существующими проблемами  существуют следующие пути решения:

  1. Повышение реальной доступности медицинской помощи для широких слоев населения: создание правовых, экономических и организационных условий для предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и запросам населения, современному уровню медицинской науки и технологии, а также ресурсам, располагаемым государством и гражданами.
  2. Обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи с финансовыми возможностями государства.
  3. Развитие механизмов координации деятельности всех звеньев системы управления здравоохранением на основе введения комплексного территориального планирования в здравоохранении и пересмотра механизмов управления страховыми фондами.
  4. Реформирование системы финансирования здравоохранения, включающее:
  • обеспечение устойчивости и прозрачности многоканальной системы финансирования сферы здравоохранения;
  • внедрение механизмов финансового планирования и механизмов оплаты медицинской помощи, стимулирующих рост эффективности использования ресурсов в здравоохранении;
  • завершение перехода к преимущественно страховой форме мобилизации финансовых средств для здравоохранения и к страховому финансированию медицинских организаций;
  • усиление государственного регулирования платной медицинской помощи, оказываемой в государственных и муниципальных медицинских учреждениях;
  • постепенную легализацию соучастия населения в оплате медицинской помощи.
  1. Проведение реструктуризации сети медицинских организаций.
  1. Обеспечение хозяйственной самостоятельности государственных и муниципальных медицинских учреждений и расширение спектра организационно-правовых форм медицинских организаций.
  2. Изменение подходов к организации и оплате труда медицинских работников.
  3. Создание рациональной системы государственных гарантий лекарственного обеспечения населения. развитие научных исследований и технологических разработок для улучшения качества предоставляемых медицинских услуг и лекарственных средств.
  4. Укрепление институтов защиты прав пациентов и медицинских работников.

Информация о работе Проблемы социальной политики в России и пути их решения