Проблемы социальной политики в России и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Цель экономической деятельности человека, создание материальной базы для улучшения условий жизни населения. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики.

Содержание работы

Введение

3
Социальная политика государства
5
Сущность социальной политики государства
5
Основные цели и задачи социальной политики
7
Особенности современной социальной политики в России
11
Основные направления социальной политики в России
11
Проблемы социальной политики в России и пути их решения
16
Заключение
25
Список литературы
26

Файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.docx

— 74.87 Кб (Скачать файл)

Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнута ступень экономического развития, тем выше требования к людям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Реализация социальных функций государства осуществляется посредством социальных институтов на разных организационных уровнях. Это не обязательно должны быть государственные структуры. К субъектам социальной политики государства относятся компетентные государственные органы (или учреждения), формирующие социальное информационное и правовое поле, осуществляющие материальное обеспечение или представляющие натуральные виды помощи (социальные услуги) нуждающимся в них лицам в пределах утвержденных федеральных или территориальных гарантий.

Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, роста цен и т.д.

Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:

  1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала ).
  2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.
  3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.
  4. Дальнейшее совершенствование общественно- политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.

Главной целью социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. В этой связи безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому будет предусматриваться опережающий рост ассигнований на эти цели из бюджетов всех уровней по сравнению с большинством других направлений государственных расходов.

С целью обеспечения финансовой стабильности Правительство Российской Федерации будет осуществлять последовательную финансовую политику, основанную на приведении обязательств государства в соответствие с его ресурсами, повышении эффективности функционирования бюджетной системы, четком разграничении бюджетных полномочий и ответственности различных уровней власти. При этом совместно с Центральным банком Российской Федерации будут приняты меры, направленные на обеспечение стабильности национальной валюты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

2.1 Основные направления социальной политики в России

Смыслом социальной политики государства является поддержание отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации, такие как: социальное страхование, социальная защита граждан, регулирование занятости населения, политика государства в формировании доходов, пенсионная система, реформирование системы социальных услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера) и др.

Социальное страхование – одно из важнейших направлений в социальной сфере. В основе стратегии формирования системы социального страхования должны лежать принципы сотрудничества, взаимовыгодного социального партнерства и солидарности, ответственности между органами власти и различными частями гражданского общества.

По своему содержанию социальное страхование требует включение не только денежных выплат, компенсаций, но и оплаты услуг по лечению, медико-социальной реабилитации, в том числе профилактически-психологической, соматической.

Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения. Социальное страхование является также «формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба». Существуют три формы организации систем социального страхования:

  1. Коллективное (страхование, организуемое профсоюзами)
  2. Государственное
  3. Смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов)

Система социального страхования строится на определенных принципах. Первое, оно имеет законодательную основу. Второе, оно обязательно для лиц, работающих в условиях риска. Третье, система социального страхования предусматривает участие государства в финансирование соответствующих выплат. Делается это либо в форме снижения выплачиваемых самим работником сумм, либо за счет повышения предлагаемых государством пособий. Четвертое, система социального страхования ориентируется на помощь прежде, всего слабым в экономическом отношении членам общества.

Социальная защита – поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работника. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем самосознания.

Система социальной защиты включает обязательные виды социального страхования, его добровольные виды; государственную систему социальной помощи и программы социальной помощи предприятий.

Другим важнейшим направлением социальной политики является политика занятости. Под уровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющей работу в данный момент. Государство в своей политике стремится к достижению полной занятости. Причем в данном контексте под этим понятием подразумевается не использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная безработица.

Фрикционная безработица – безработица, связанная с добровольной сменой рабочими места работы и периодами временного увольнения; временная незанятость в периоды перехода рабочих с одной работы на другую.

Структурная безработица – безработица, возникающая в результате несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. Структурная и фрикционная безработица образуют естественную норму безработицы. Безработица – одна из основных проблем рыночной экономики, решать которую должно государство.

В целях регулирования занятости государство предпринимает следующие действия: сокращает продолжительность рабочей недели в периоды массовой безработицы; рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между сотрудниками (дни увеличения занятости); досрочно увольняет на пенсию госслужащих предпенсионного возраста; создает новые рабочие места и организует общественные работы в области инфраструктуры, особенно для хронически безработных и молодежи; ограничивает иммиграцию, стимулирует репатриацию иностранных рабочих для снижения предложения рабочей силы на рынке труда. Все более важное значение приобретает: создание бирж труда; реализация программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы.

Следующее направление это политика государства в формировании доходов. Доходы между различными слоями населения распределяются неравномерно, т.е. существует дифференциация доходов - различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого. Поэтому государство проводит политику в формировании доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца, при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в процент от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат - доли доходов рассматриваемых семей (в процент от совокупного дохода). [Приложение «А»]

Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20, 40, 60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода.  Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

Последним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между доходами 10 % самых богатых граждан и 10 % самых бедных.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Следующее направление социальной политики - пенсионная система. Суть ее заключается в том, что кроме минимальной, так называемой базовой пенсии, которую всем платит государство, люди получают еще и личные прибавки в зависимости от уровня заработной платы, стажа работы. Но это в некотором приближении существовало и 20 лет назад. А несколько лет назад государство ввело инвестиционную (накопительную) часть, которая вкладывается в инструменты фондового рынка.

Обычно у пенсионной системы есть несколько уровней. В России их два обязательная пенсионная система (ОПС) и добровольная пенсионная система (ДПС). В первой в принудительном порядке участвуют все работающие люди 1967 года рождения и моложе. В добровольной могут принимать участие все желающие.

На сегодняшний день Госдума приняла во втором чтении пакет поправок в законы "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии", которые были внесены правительством России. Эти изменения касаются новой формулы расчета пенсии по старости. Она будет вычислятьcя с помощью балльных коэффициентов. Новый принцип расчета начнет действовать с 1 января 2015 года. Сейчас пенсия рассчитывается с помощью денежной формулы. Кроме того, депутаты согласились поднять "потолок" минимального стажа для получения пенсии. Сейчас он составляет 5 лет, а будет – 15 лет. Поднимать "потолок" будут поэтапно. Начиная с 2015 года, он будет увеличиваться каждый год. К 2025 году достигнет 15 лет. Также поправки дают возможность тем, кто не будет торопиться выходить на пенсию раньше положенного срока по возрасту, получать повышенную пенсию.

Политика в области жилищного хозяйства рассматривается как элемент социальной политики, призванный обеспечить необходимые жилищные условия. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

Политика государства в области здравоохранения сводится к обеспечению условий для сохранения здоровья населения. В современных условиях эта задача решается в следующих направлениях:

Информация о работе Проблемы социальной политики в России и пути их решения