Проблемы социальной политики в России и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Цель экономической деятельности человека, создание материальной базы для улучшения условий жизни населения. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики.

Содержание работы

Введение

3
Социальная политика государства
5
Сущность социальной политики государства
5
Основные цели и задачи социальной политики
7
Особенности современной социальной политики в России
11
Основные направления социальной политики в России
11
Проблемы социальной политики в России и пути их решения
16
Заключение
25
Список литературы
26

Файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.docx

— 74.87 Кб (Скачать файл)

Динамичное развитие образовательной сферы является залогом поступательного экономического и социального развития страны. Содержание и технология образования должны соответствовать требованиям современного общества и экономики, механизмы финансирования и государственного управления - создавать благоприятные условия для развития системы образования. Требуют решения насущные для российских граждан проблемы доступности и качества образования.

Если говорить о проблемах образования в связи с общим экономическим положением в стране, то в целом они сводятся к следующим трем:

  1. Недостаточное финансирование учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования (бюджетное финансирование осуществляется в лучшем случае на 40-50%);
  2. Плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса (за последние 10 лет почти 90% учебных заведений системы образования не получали из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования);
  3. Низкая заработная плата педагогов.

Как следствие из отмеченного выше, заметным стало понижение качества образования по основным уровням:

 

  • общее среднее — устаревшая структура, перегруженность школьных программ;
  • начальное и среднее профессиональное — разрыв учебно-производственных связей с базовыми предприятиями;
  • высшее — особенности создания негосударственных вузов, введение «платного образования», открытие многочисленных филиалов государственных вузов не всегда качественно функционирующих.

Платное образование в значительной мере оказалось неэффективным из-за таких факторов, как:

  1. Большая часть средств от платного высшего образования направляются не для поддержки государственных вузов, а в негосударственные, которые не всегда обеспечивают уровень качества образования;
  2. Отсутствие четкого разграничения платных и бесплатных образовательных услуг в дошкольном и школьном образовании;
  3. Большая часть средств от репетиторства минует бюджеты вузов и криминализует процессы вступительных экзаменов.

Пути решения проблем в данной системе:

В общем среднем образовании:

- осуществление комплекса мер, направленных на изменение социального  статуса учителя;

- создание при общеобразовательных  школах попечительских советов;

- разработка стандартов содержания  общего образования;

- разработка федерально-региональных  нормативов финансирования общеобразовательных  учреждений;

- акцент в деятельности школы  на воспитание детей, особенно - на  формирование навыков здорового  образа жизни;

- широкое внедрение в общее  образование современных информационных  технологий обучения, в том числе дистанционного».

В высшем профессиональном образовании:

- разработка нового поколения  государственных стандартов высшего  образования с учетом современных  и перспективных потребностей  государства, общества, личности;

- повышение роли субъектов Российской  Федерации как в определении  структуры и объемов подготовки  специалистов, так и в оценке качества работы вузов (при аттестации и аккредитации, путем текущего контроля над выполнением образовательными учреждениями лицензионных требований);

- развитие практики соучреждения вузов субъектами Федерации и органами федеральной исполнительной власти;

- разработка новых, более жестких, требований к аттестации и  аккредитации вузов, в первую  очередь - филиалов и негосударственных;

- введение государственных возвратных  субсидий или образовательных  кредитов для получения высшего  образования (частично или полностью  погашаемых государством при  работе выпускника по государственному  распределению);

- создание более справедливого  доступа к высшему образованию  на основе экспериментальной  отработки системы единых государственных  экзаменов».

Что касается дошкольного образования, то здесь складывается ситуация нехватки мест в детских садах. За последние несколько лет в стране произошел демографический «бум». Но как водится в нашей стране, никто не был к этому готов. Из этого «вытекают» некоторые проблемы. Детей много, детских садов на всех не хватает, мамочки не могут выйти на работу, производительность труда падает. Кроме того, через несколько лет, когда сегодняшние «дошколята» подрастут, стране грозит нехватка мест в школе.

На итоговом заседание Госсовета этот вопрос обсуждался президентом : «Несколько лучше обстоят дела в образовании, но проблем и в этой сфере ещё очень много. Одна из них, как это не странно, связана с демографией. Рождаемость повышается, а темпы строительства новых детских садов до сих пор оставляют желать лучшего. И на заседании губернатор Приморского края Владимир Миклушевский предложил решить эту проблему за счет материнского капитала. Пустить деньги, в том числе и на оплату частных детских садов. "У нас же субсидируются детские сады, вы можете эти субсидии распространить и на частный сектор. А дополнительных каналов не нужно создавать, чтобы у женщины деньги утащили. Мы так много создадим всяких вариантов, по которым потом у людей будут вытаскивать деньги. И ставки за счет этого сразу поднимутся в детских садах, тут же вырастут, как только поймут, что есть дополнительные средства", - считает Владимир Путин. ».

На данный момент в РФ существует проблема высокой безработицы и низкого уровня занятости населения. Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Обращение к этой форме занятости связано прежде всего со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм.

Большое значение для решения проблем безработицы имеет развитие общественных работ. Опыт и практика зарубежных стран показывает, что за этот счет можно существенно сократить уровень негативных последствий, связанных с безработицей. Общественные работы, прежде всего, поддерживают доходы безработных.

Другим важным направлением минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров.

Решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.

Кризис, наконец, заставит власти правильно считать число безработных, повысить адресность выдачи пособий по безработице, улучшить качество профессиональной переподготовки кадров. После выхода из кризиса правительство, возможно, поймет, что надо воссоздать фонд занятости (по ошибке ликвидированный в начале 2000 г.), из которого пособия по безработице будут выплачиваться по страховому принципу. Сейчас же выплата пособий безработным дополнительным грузом легла на бюджет. В идеале, возможно, в стране возникнут настоящие профсоюзы, которые на деле будут отстаивать интересы наемных работников и добиваться увеличения их роли в управлении предприятием.

Следующая проблема – формирование доходов. Доходы населения России неразрывно связаны с уровнем заработной платы. На сегодняшний день имеет место проблема высокой дифференциации в оплате труда и недостаточного уровня среднего дохода при существующих ценах.

Для того чтобы изменить уровень заработной платы , необходимы одновременные и комплексные изменения:

Во-первых, размер минимальной оплаты труда должен устанавливаться почасовым и не включать в себя какие-либо дополнительные выплаты – это должна быть чистая часовая тарифная ставка. Введение минимальной часовой ставки заработной платы позволит гораздо гибче реагировать на изменения в экономике и более тонко регулировать вопросы заработной платы не только на уровне отдельной организации, но и в регионах России.

Во-вторых, необходимо кардинально поменять структуру налога с доходов физических лиц – он должен иметь различные ставки применительно к разным видам доходов:

  • применительно к заработной плате он должен оставаться по своим размерам таким же или может быть даже иметь прогрессивную шкалу, причем взимание НДФЛ должно начинаться не с 401-го рубля заработной платы по основному месту работы, а только после двукратного размера минимальной месячной оплаты труда;
  • применительно к доходам физических лиц от дивидендов, то есть к доходам от прибыли хозяйствующего субъекта надо законодательно установить регрессивную шкалу налога, начиная с 10 процентов от размера дохода;
  • применительно к доходам физических лиц, не относящихся напрямую к экономической деятельности (доходы от выигрышей в лотереи, тотализаторе, кладоискательства и тому подобного), надо законодательно установить более высокую шкалу налога – ставка налога может быть установлена, например, на уровне 25 процентов.

Такая структура НДФЛ будет стимулировать руководящее звено компаний показывать реальную прибыль и не привязывать свои личные доходы только к заработной плате.

В-третьих, хозяйствующий субъект должен самостоятельно ежегодно устанавливать минимальный уровень заработной платы для своих работников, который не может быть меньше, чем установленный законодательно, причем этот минимальный уровень должен быть освобожден от уплаты налога с доходов физических лиц.

В-четвертых, нужно законодательно установить возможный максимальный разрыв в уровнях оплаты труда для работников.

В-пятых, необходимо закрепить в Налоговом кодексе требование, что единый социальный налог рассчитывается по всему коллективу работников организации в целом. При одновременном внесении в законодательство предлагаемых изменений и одновременном введении их в действие, есть надежда на то, что заработная плата в стране начнет постепенно принимать цивилизованные формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение данной курсовой работы можно сделать вывод, что существующие проблемы в социальной политике государства требуют незамедлительного решения. Именно от социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд невидимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить об уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то, какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны. Поэтому эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода Российской экономики из кризиса.

Ежегодно президент и главы обеих палат Федерального Собрания России обращаются с совместным социальным посланием к народу России, содержащим основные положения социальной политики на текущий год. В этих посланиях конкретизируются положения «Социальной доктрины» и «Социальной стратегии РФ», реализация которых позволит упорядочить взаимоотношения между социальными и экономическими решениями и действиями власти на всех уровнях управления, создать эффективную и гибкую систему приоритетов общественного развития, ускорить движение общества по пути социально-экономического прогресса.

Для наиболее плодотворной деятельности в формировании, реализации и контроле исполнения социальной политики должны участвовать в качестве субъектов все ветви и органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, общественные организации и общество в целом, работодатели и бизнес-сообщество. В свою очередь, объектами социальной политики должны стать все категории и слои населения, общественные и территориальные организации и группы, а также отрасли социальной сферы.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Ахинов Г.А., Калашников С.В.- Социальная политика: учебное пособие,

изд.Инфра-М, 2011г

  1. Гурвич Е.Т.- Реформа 2010 г.: решены ли долгосрочные проблемы российской пенсионной системы, Журнал Новой экономической ассоциации, 2010г
  2. Игнатов В. Г.- Экономика социальной сферы: учебное пособие.

Издательский центр «МарТ», 2005г

  1. Кудрин А.Л., Гурвич Е.Т.- Старение населения и угроза бюджетного кризиса, Вопросы экономики, 2012г
  2. Лебедев Н.Б.- Система образования в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и тенденции развития, Проблемы современной экономики, 2008г
  3. Николаева И.П.- Макроэкономика: учеб. пособие для вузов, Юнити-Дана, 2001г
  4. Панкова Н.В. – Особенности формирования государственной политики в сфере образования, Проблемы современной экономики, 2007г
  5. Платонов Н.А., Шумаева В.А., Бумуева И.В.- Государственное регулирование национальной экономики, Инфра-М, 2008г
  6. Савченко А.П. – Здоровье общества и система здравоохранения к контексте социальной политики России: Доклад, 2007г
  7. Сумцова Н.В.- Экономическая теория: Учебное пособие, Юнити 2003г
  8. Ухалина И.А.- О современных проблемах института социального страхования в аспекте пенсионной реформы, Гуманитарные и социальные науки, 2010г
  9. Холостова Е.И., Сорвина А.С., Социальная работа: теория и практика: учебное пособие, Инфра-М, 2004г
  10. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации

Информация о работе Проблемы социальной политики в России и пути их решения