Проблемы совершенствования законодательной базы по налогообложению прибыли предприятий и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Прибыль как критерий эффективности воспроизводства и как показатель, имеющий две границы - объем производства продукции или услуг (реализации) и себестоимость - обладает одним важным свойством: она отражает конечный результат интенсивного и экстенсивного развития. Последнее связано с фактором роста объема производства и естественной экономии от относительного снижения условно-постоянных элементов себестоимости: фонд оплаты труда (соответственно - начисления, идущие во внебюджетные фонды), амортизация, энергетическое топливо, платежи бюджету за ресурсы, внепроизводственные и некоторые другие расходы. В отечественной практике при анализе прибыли этот фактор выделяется редко.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПРИБЫЛИ……………………………………… 4
1.1 Денежные накопления и прибыль………………………………………. 4
1.2 Виды прибыли и их состав………………………………………………. 4
Глава 2. РОЛЬ ПРИБЫЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………….. 8
2.1 Прибыль: ее сущность и формирование………………………………... 8
2.2 Факторы, влияющие на реализацию и предпринимательский доход…. 10
2.3 Издержки производства, прибыль и валовой доход……………………. 11
2.4 Экономические или предпринимательские издержки производства и реализации продукции и их влияние на формирование прибыли…………… 15
2.5 Значение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.. 16
2.6 Формирование и распределение чистой прибыли………………………. 18
2.7 Максимизация прибыли………………………………………………….. 22
2.8 Роль прибыли в условиях развития предпринимательства……………. 23
Глава 3. ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ………………………... 26
3.1 Плательщика налога на прибыль. Расчеты, используемые для расчета налогооблагаемой прибыли……………………………………………………. 26
3.2 Льготы по налогу на прибыль………………………………………….. 27
3.3 Проблемы совершенствования законодательной базы по налогообложению прибыли предприятий и пути их решения…………………………………… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Микроэкономике.docx

— 67.17 Кб (Скачать файл)

Фонд  накопления и фонд потребления - это  фонды специального назначения. Они  образуются, если это предусмотрено  учредительными документами. Фонд накопления представляет собой источник средств  хозяйствующего субъекта, аккумулирующий прибыль и другие источники для  создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств  и т.п. Фонд накопления показывает рост имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличение собственных его  средств. Вместе с тем операции по приобретению и созданию нового имущества  хозяйствующего субъекта не затрагивают  фонд накопления. Фонд накопления может  уменьшаться в случаях:

- списания затрат, связанных с созданием нового имущества, но по установленному порядку не включаемых в первоначальную стоимость этого имущества (на подготовку кадров);

- распределения его между юридическими лицами - учредителями;

- погашения убытка хозяйствующего субъекта, выявленного по результатам работы за год.

Фонд  потребления представляет собой  источник средств хозяйствующего субъекта, зарезервированный для осуществления  мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива. В фонд потребления перечисляются  следующие выплаты в денежных и натуральных формах:

- суммы, начисленные на оплату труда (ФОТ);

- доходы (дивиденды, проценты) по акциям членов трудового коллектива и вкладам членов трудового коллектива в имущество хозяйствующего субъекта, начисленные к выплате работникам;

- суммы предоставленных хозяйствующим субъектом трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь.

К трудовым и социальным льготам относятся:

- оплата дополнительно предоставленных по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам, в т.ч. женщинам, воспитывающим детей;

- надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;

- оплата проездов членам семьи работника к месту использования отпуска и обратно;

- стипендии студентам и учащимся, направленных хозяйствующим субъектом на обучение в высшие и средние специальные учебные заведения, выплаченные за счет средств хозяйствующего субъекта;

- оплата путевок работникам и их детям не лечение, отдых, экскурсии и путешествия за счет средств хозяйствующего субъекта;

- компенсации удорожания стоимости питания в столовых, буфетах, профилакториях;

- расходы на погашение ссуд, выделенных работникам на улучшение жилищных условий, приобретение садовых домиков.

С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.

2.7 Максимизация прибыли

Систематическое получение прибыли является необходимой  целью предпринимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирующей проблемой для предприятия является максимизация прибыли, что означает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и минимизацию издержек. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она требует системного подхода.

Поскольку на практике, чтобы принять решение  о выходе на рынок, необходимо сопоставлять цену предложения предприятия с ценой рыночного спроса, то для этого надо знать экономическую прибыль. Последняя определяется путем вычета из валового дохода экономических (предпринимательских) издержек предприятия:

Для принятия решений часто требуется  знать сумму прибыли, которую получает предприятие в расчете на единицу продукции при данном объеме реализации и цене, диктуемой спросом. При определении продажной цены используют среднюю прибыль и предельную прибыль:

Из  этого следует, что максимизация прибыли связана с процессом приращения предпринимательской прибыли. Это, в свою очередь, означает, что в расчетах требуется использование предельных величин: предельной прибыли, предельного дохода и предельных издержек. Иными словами, прибыль максимизируется в точке, в которой любое, даже малое приращение объема реализации (выпуска) продукции оставляет прибыль без изменения, т.е. приращение прибыли при приращении объема (реализации) продукции равняется нулю.

Для того чтобы решить вопрос максимизации прибыли, важно также знать, действует  ли предприятие в условиях свободной  конкуренции или монопольного рынка.

Для предприятия максимизация прибыли  заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором  предельные издержки предприятия в  производстве и при реализации равнялись  бы рыночной цене. Математически это  можно представить следующим  образом:

Иными словами, на рынке свободной конкуренции  доход равен рыночной цене.

2.8 Роль прибыли в условиях  развития предпринимательства

Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Предприятие любой формы собственности вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской  деятельности» предусмотрено, что  предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность  предприятий, направленную на получение  прибыли. При этом предприятие как  хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается  выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью.

Ведущее значение прибыли в качестве финансового  показателя предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей  роли прибыли показывает, что в  отдельных хозяйствующих субъектах  преобладает стремление извлечь  высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб  производственному и социальному  развитию коллектива.

В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.

Стремление  любыми путями получить высокую прибыль  с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращение, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда - дальнейший рост цен, инфляции, а, следовательно, эмиссии денег.

Для реальной оценки уровня рентабельности предприятия можно воспользоваться  методами комплексного анализа прибыли  по технико-экономическим факторам. Комплексный анализ прибыли рекомендуется  проводить в определенной последовательности. Прежде всего валовую прибыль анализируют по ее составным элементам, главным из которых является прибыль от реализации товарной продукции. Анализируют изменение объема и структуры реализации, изменение уровня цен на реализованную продукцию, а также на определенное сырье, материалы, топливо, энергию и другие затраты. Кроме отмеченных методов факторного анализа прибыли в том числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используется показатель рентабельности.

Рентабельность - это относительный показатель интенсивности  производства. Он отражает уровень  прибыльности относительно определенной базы. Предприятие считается рентабельным, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для  покрытия затрат на производство и  реализацию, но и для образования  прибыли.

Рентабельность  может исчисляться по-разному. Показатель рентабельности, исчисляемый как  отношение прибыли к стоимости  производственных фондов, применяется  для обобщения оценки уровня прибыльности, доходности предприятия. Этот показатель исчисляется по формуле:

Р = ( П / ОФ + НОС) х 100,

где Р - уровень рентабельности производства, %;

П - валовая прибыль предприятия, руб.;

ОФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;

НОС - среднегодовая стоимость нормируемых  оборотных средств, руб.

 

Кроме рентабельности производства в  процессе анализа предпринимательской  деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемой как отношение прибыли  от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции.

 

Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных  аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

Прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой  оно реализуется, поэтому рентабельность продукции может быть исчислена  как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам.

Эти показатели взаимосвязаны и характеризуют  изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. Поэтому  важно сформировать структуру продукции  в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или  меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность  производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

Рентабельность  продукции в двух ее разновидностях исчисляется по формулам:

Р = ( П / Сn ) х 100    и    Р = ( П / Ц n ) х 100,

где Р - рентабельность продукции, %;

П - валовая прибыль предприятия, руб.;

Сn полная себестоимость реализованной продукции, руб.;

Ц n объем реализованной продукции в соответствующих ценах (за минусом налогов на добавленную стоимость НДС и акцизов), руб.

Факторы роста любого показателя рентабельности зависят от единых экономических процессов и явлений:

- совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово кредитной и денежной системах;

- повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений;

- индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

Важным  фактором роста рентабельности в  нынешних условиях является работа предприятий  по ресурсосбережению, что ведет  к снижению себестоимости, а следовательно, росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

Снижение  себестоимости должно стать главным  условием роста прибыльности и рентабельности производства.

Глава 3. ПОРЯДОК  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ

3.1 Плательщика налога на прибыль.  Расчеты, используемые для расчета  налогооблагаемой прибыли

Налог на прибыль предприятий был введен с 1 января 1992 г. Он регулируется Законом  РФ «О налоге не прибыль предприятий  и организаций».

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия  и организации (в том числе  бюджетные), включая предприятия  с иностранным капиталом, а также  международные объединения и  организации, осуществляющие предпринимательскую  деятельность. Плательщиками являются филиалы и другие аналогичные  подразделения предприятий и  организаций, имеющие отдельный  баланс и расчетный счет. На предприятия, полностью принадлежащие иностранным  инвесторам, действие этого закона не распространяется. В своей предпринимательской  деятельности на территории РФ эти  предприятия должны руководствоваться  Законом РФ «О налогообложении прибыли  и доходов иностранных юридических  лиц». Полностью освобождены от налога на прибыль предприятия любых  организационно-правовых форм в части  прибыли от реализации произведенной  ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции.

Объектом  налогообложения является облагаемая налогом прибыль. Для расчета  налогооблагаемой базы используется несколько  показателей:

Балансовая прибыль, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов и иного имущества и от доходов от внереализационных операций, уменьшенных на величину потерь от внереализационных операций.

Валовая прибыль, отличающаяся от балансовой тем, что: для целей налогообложения прибыли используется несколько иной расчет при определении прибыли от реализации основных фондов, нематериальных активов, МБП, а также при проведении бартерных и других аналогичных операций;

при определении валовой прибыли  убытки, получаемые от производства и  реализации сельскохозяйственной продукции  подсобного сельского хозяйства  предприятия, в расчет не включаются, т.е. валовая прибыль увеличивается  на сумму убытков подсобного сельского  хозяйства, так как при определении  балансовой прибыли эти убытки были учтены.

Прибыль от реализации работ, услуг, продукции, определяемая как разница между выручкой от реализации без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества. При ее определении учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции.

Доходы от внереализационных операций, в состав которых включаются доходы:

Информация о работе Проблемы совершенствования законодательной базы по налогообложению прибыли предприятий и пути их решения