Проблемы совершенствования законодательной базы по налогообложению прибыли предприятий и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Прибыль как критерий эффективности воспроизводства и как показатель, имеющий две границы - объем производства продукции или услуг (реализации) и себестоимость - обладает одним важным свойством: она отражает конечный результат интенсивного и экстенсивного развития. Последнее связано с фактором роста объема производства и естественной экономии от относительного снижения условно-постоянных элементов себестоимости: фонд оплаты труда (соответственно - начисления, идущие во внебюджетные фонды), амортизация, энергетическое топливо, платежи бюджету за ресурсы, внепроизводственные и некоторые другие расходы. В отечественной практике при анализе прибыли этот фактор выделяется редко.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПРИБЫЛИ……………………………………… 4
1.1 Денежные накопления и прибыль………………………………………. 4
1.2 Виды прибыли и их состав………………………………………………. 4
Глава 2. РОЛЬ ПРИБЫЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………….. 8
2.1 Прибыль: ее сущность и формирование………………………………... 8
2.2 Факторы, влияющие на реализацию и предпринимательский доход…. 10
2.3 Издержки производства, прибыль и валовой доход……………………. 11
2.4 Экономические или предпринимательские издержки производства и реализации продукции и их влияние на формирование прибыли…………… 15
2.5 Значение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.. 16
2.6 Формирование и распределение чистой прибыли………………………. 18
2.7 Максимизация прибыли………………………………………………….. 22
2.8 Роль прибыли в условиях развития предпринимательства……………. 23
Глава 3. ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ………………………... 26
3.1 Плательщика налога на прибыль. Расчеты, используемые для расчета налогооблагаемой прибыли……………………………………………………. 26
3.2 Льготы по налогу на прибыль………………………………………….. 27
3.3 Проблемы совершенствования законодательной базы по налогообложению прибыли предприятий и пути их решения…………………………………… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Микроэкономике.docx

— 67.17 Кб (Скачать файл)

- получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий;

- от сдачи имущества в аренду;

- дивиденды (проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям;

- суммы, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности.

Налогооблагаемая прибыль.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, или чистая прибыль.

3.2 Льготы по налогу на прибыль

Льготы, предоставляемые по налогу на прибыль, можно разделить на пять групп, предусматривающих:

- полное освобождение от уплаты налога на прибыль специализированных предприятий и организаций в части, полученной от осуществления их уставной деятельности;

- понижение ставки налога на прибыль на 50% для предприятий, если инвалиды составляют не менее 50% общего числа их работников;

- освобождение от налогообложения только той части прибыли, которая направляется на осуществление определенных, установленных законом целей;

- наряду с общими льготами для всех предприятий предоставление специальных льгот предприятиям малого бизнеса;

- разрешение для предприятий использовать так называемый «перенос убытков», что довольно широко применяется в мировой практике. Относительно к российскому законодательству это означает, что для предприятий, получивших в предыдущем году убыток, освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет.

3.3 Проблемы совершенствования  законодательной базы по налогообложению  прибыли предприятий и пути  их решения

Главная проблема, возникающая при налогообложении  прибыли, это не размер ставки, а  порядок определения налогооблагаемой базы.

В сложившихся экономических условиях предприятия часто вынуждены  реализовывать свою продукцию по цене не выше фактической себестоимости. Действующее налоговое законодательство не запрещает проводить эту операцию. Но если в бухгалтерском учете  выручка для определения финансового  результата отражается в фактически полученных суммах, то для целей  налогообложения выручка может  отражаться по-разному. Таким образом, особую важность приобретает определение  рыночной цены.

Тема  рыночных цен на продукцию (работы, услуги) одна из наименее методически  проработанных тем в нормативных  актах по налогообложению. Слабым местом порядка определения рыночной цены для целей налогообложения реализации продукции по ценам не выше себестоимости  является отсутствие нормативно-правового  акта, в котором был бы конкретно  изложен приемлемый, универсальный  метод определения рыночной цены продукции, одинаково обязательный как для предприятий, так и  для налоговых органов. Разработать  такой универсальный метод не только чрезвычайно трудно, но и  вряд ли возможно, если от метода требуется, чтобы он мог быть одновременно пригоден для разных видов производств. Но если не всегда можно определить для  целей налогообложения рыночную цену продукции в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, то еще труднее определить таким образом рыночную цену для целей налогообложения применительно к работе или услуге. Практически возможно определение рыночных цен только на элементарные работы и услуги, состоящие из минимального количества операций, и на широко распространенные, состоящие из однотипных, повторяющихся операций. Определить же рыночную цену работы или услуги, носящей индивидуальный характер, практически невозможно. Именно этими трудностями объясняется то, что в нормативных актах только формулируется понятие рыночной цены и указываются основные принципы ее определения, но не дается конкретный метод ее определения.

Все вышеизложенное свидетельствует о  том, что простота и доступность  восприятия налога на прибыль в данном случае не соблюдается. Налогоплательщик вынужден прилагать время и средства на определение рыночных цен и  аналогичной продукции (привлечение  оценщиков для этих целей).

Основное  направление эволюции российского  законодательства по налогу на прибыль  в целом совпадало с аналогичными реформами в других странах. Однако, принципиальное отличие реформирования российской системы налогообложения прибыли от западной модели состоит в расширении налогооблагаемой базы за счет включения в нее новых объектов обложения и ограничения льгот и скидок. Ограничение размера совокупности применяемых льгот - не более 50% налогооблагаемой прибыли, не говоря уже о частных ограничениях (по вычету убытков, на капитальные вложения).

Особенностью  льготного налогообложения в  России является то, что выступая федеральным  налогом, по части, зачисляемой в  бюджеты субъектов Российской Федерации, органы законодательной власти этих субъектов могут устанавливать  свои льготы, перечень которых достаточно широк. Однако, экономическая целесообразность некоторых льгот, вводимых субъектами Федерации, весьма сомнительна.

Льготы  можно рассматривать как самый  нестабильный элемент налоговой  системы, они постоянно изменяются, пересматриваются, отменяются, сокращаются  и т.д.

Во  многих странах западной Европы налоговые  льготы считаются более эффективным  средством поддержки предприятий, чем бюджетные субсидии. Существует мнение, что налоговые стимулы  не способны оказать решающего воздействия  на развитие инвестиций, но, несмотря на это они оказывают определяющее воздействие на макроэкономический климат в стране. Экономическую значимость льгот можно подтвердить размерами  той доли прибыли, которая посредством  льготного налогообложения остается у предприятий - 18,6% налогооблагаемой прибыли. При этом большую долю в  этой сумме составляют средства, использованные на долгосрочные инвестиции - 11,1%.

Существуют  сторонники и противники налоговых  льгот. Процесс сокращения налоговых  льгот, в особенности носящих  индивидуальный характер, в целом - позитивное явление. Но он не должен свестись к полной ликвидации льгот как  элемента налога. Отмена всех налоговых  льгот в принципе возможна, в условиях стабильной экономики, и существуют страны, где при таком подходе  минимален уровень налогообложения. Недостатки заключены не в самих  льготах, а в их неоправданном  применении.

Основное  направление действия налоговых  льгот - это сокращение налогового обязательства  налогоплательщика, прямо или косвенно. По механизму действия налоговые  льготы имеют существенные различия и группируются в зависимости  от того, на изменение какого из элементов  структуры налога направлено в их действие. Их можно разделить на такие, как освобождение части прибыли от налогообложения (например, от производства сельскохозяйственной продукции), скидки, действие которых направлено не на исключение из налогооблагаемой базы доходов, а связано с расходами, в зависимости от их влияния на результаты налогообложения; отсрочки (налоговые кредиты) и рассрочки; уменьшение ставки налогообложения; налоговые каникулы.

Среди наиболее значимых по содержанию выступают  льготы по капитальным вложениям, которые  можно разделить на две группы: для отраслей сферы материального  производства освобождается от налогообложения  прибыль, например на финансирование капитальных  вложений производственного назначения с целью развития собственной  производственной базы; и - на финансирование жилищного строительства. В отличие от предыдущей льготы последняя распространяется на все предприятия. Однако, эти льготы имеют ограничения они предоставляются только при условии полного использования предприятием сумм начисленного износа на последнюю отчетную дату. Существующие ограничения в части их применения значительно усложняют расчеты налогооблагаемой прибыли. При реализации или безвозмездной передаче (в течение двух лет со дня получения льготы) основных средств и объектов, при приобретении которых предприятие получило указанные льготы по налогу на прибыль, налогооблагаемая прибыль увеличивается на остаточную стоимость этих основных средств в пределах сумм предоставленных льгот.

Вопрос  об упразднении или сохранении этой льготы очень важен. В настоящее  время она не выполняет той  роли, которая на нее возложена, по причине сильной размытости и  неконкретности. В определенной мере она дает возможность налогоплательщику  уходить от налогообложения. Основная цель, с которой была введена эта  льгота стимулирование инвестиций в  реальный сектор экономики. Но при этом механизме, который предусмотрен действующим  законодательством, эффективность  использования предприятием данной льготы крайне низкая.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изменение социально-экономического развития государства  в период перехода к рыночным отношениям приводит к качественным структурным  сдвигам в сторону интенсификации производства, что обусловливает  неизменный рост денежных накоплений и главным образом прибыли  предприятий различных форм собственности.
Заинтересованность  предприятий в производстве и  реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при  прочих равных условиях находится в  прямой зависимости от объема реализации этой продукции.
Прибыль является основным источником собственных  средств фирмы. С одной стороны, прибыль рассматривается как  результат деятельности фирмы, с  другой, как основа дальнейшего развития. Для страны прибыль фирм означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона.
Эффективность налогового регулирования предпринимательской  деятельности с помощью налога на прибыль напрямую связана со стабильностью  налоговой ставки и налоговой  системы вообще. Нарушение стабильности налогообложения стало одним  из важнейших факторов сужения предпринимательства  в производственной сфере и перетекания  капитала в сферу непроизводственной деятельности, где переложение прямых налогов на потребителя с помощью  увеличения цен осуществляется проще. Налоговая система в целом  и система налогообложения прибыли  в частности должна быть гибкой и  активно реагировать на конъюнктурные  изменения в экономике.
Одна  из важнейших перспективных задач  совершенствования системы налогообложения  прибыли это ослабление ее фискальной направленности, либерализация при  повышении четкости и ясности  налогового законодательства, ликвидация многочисловой и противоречивой нормативной базы, сложных и неопределенных налоговых процедур. Реформирование налогообложения прибыли, как и налоговой системы в целом, должно опираться только на воспроизводственный принцип, налог должен стимулировать рост производства, его пропорциональность, повышение производительности труда. Сочетание интересов государства и производителя, целостная активно действующая система регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии, методы и средства хозяйственной деятельности каждого предприятия при одновременном учете приоритетных общегосударственных интересов основное условие выхода страны из кризиса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балабанов И.Т.  Основы финансового менеджмента.  Как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика.
2. Ван Хорн  Дж.К. Основы управления финансами. Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика.
3. Под ред.  Ковалевой А.М. Финансы. Учебное  пособие. М.: Финансы и статистика.
4. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства, М.: Финансы и статистика.
5. Под ред.  Терехина В.И. Финансовое управление фирмой, М.: Экономика.
6. Комарова И.Ю.  Льготы по налогу на прибыль,  проблемы и пути их решения / Финансы № 11.
7. Комарова И.Ю.  Налогообложение прибыли и проблемы  совершенствования законодательной базы / Финансы №3.

 


Информация о работе Проблемы совершенствования законодательной базы по налогообложению прибыли предприятий и пути их решения