Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 19:28, курсовая работа
Актуальность темы: денежные отношения органически участвуют в механизме регулирования рыночной экономики. С развитием предпринимательства, деятель-ности различных акционерных обществ, конкурентоспособности предприятий и орга-низаций становится весьма необходимым уметь эффективно управлять финансовыми ресурсами. Государственные финансы – это мощный рычаг макроэкономического регулирования. С помощью умелого использования этого инструмента государство может решать различные задачи: регулировать темпы экономического роста, соци-альный уровень жизни граждан, сглаживать коньюнктурные колебания.
2.2 В л и я н и е г о с у д а р с т в а н а д е н е ж н о – к р е д и т н у ю
с и с т е м у С Ш А
Относительно масштабов вмешательства государства в экономику идет посто-янная дискуссия. Поэтому необходимо хорошо разобраться в практической деятель-ности государства. Для этого необходимо рассмотреть два направления.
Во - первых, роль государственного сектора как получателя и распорядителя «дохода». Прямое воздействие государства на экономику наиболее ощутимо через налогооблажение и правительственные расходы.
Однако существуют косвенное вмешательство государства в экономическую жизнь. Например, за последние два десятилетия в развитых странах значительно возросла регулирующая роль государства. Государственное регулирование экономики вызывает важные последствия для производства, занятости, производительности труда, уровня цен и размещения ресурсов. Они более значительны, чем сбор налогов и расходы на финансирование регулирующих агентств. Одним словом, рассмотрение лишь правительственных затрат и налоговых поступлений не дает полного понимания экономической важности государственного сектора. [7, с.196].
Во - вторых, между деятельностью частного и государственного секторов в экономике существует фундаментальное различие. Оно выражается в том, что в пер-вом случае экономическая деятельность носит добровольный характер, в последнем – обязательный. Доходы и расходы домохозяйств и предприятий являются резуль-татом их добровольных решений о покупке и продаже товаров и ресурсов. Прави-тельственные же налоговые поступления являются результатом обязательного на-логообложения. Домохозяйства и предприятия не имеют выбора, они вынуждены платить налоги. В меньшей степени этот обязательный характер проявляется в статьях государственных расходов. И если никого не принуждают пользоваться го-сударственными автомагистралями, библиотеками или клиниками, то все физичес-кие и умственно полноценные дети должны получить государственное образование или его эквивалент.
Общее представление о масштабах и возрастании экономической роли госу-дарства может быть получено при изучении правительственных закупок товарови услуг и государственных трансфертных платежей. [6, с.114].
Правительственные закупки – это закупки оружия, строительство автома-гистралей и почтовых учреждений, оплата услуг врачей, судей, пожарных, учителей и т. д.
В развитых странах правительственные закупки значительно увеличились по отношению к национальному продукту в период с 1929 по т1940 г., затем стреми-тельно возросли во время второй мировой войны. Однако сначала 50-х гг. прави-тельственные расходы США колебались на уровне 20% от национального продукта.
Необходимо заметить, что в США в сравнении с другими промышленно развитыми странами размер государственного сектора невелик. В Швеции, Норвегии, Франции, Великобритании и ФРГ налоги составляют соответственно 51, 46, 45, 39 и 37% на-ционального продукта по сравнению с примерно 30% в США.
Трансфертные платежи – это выплаты государства, через которые перераспре-деляют налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме: 1) пособий по безработице; 2) выплат по социальному страхованию и обеспечению; 3) пособий ветеранам войны и т.д. За последние деся-тилетия в развитых странах трансфертные платежи заметно возросли. Так, в США они увеличились с 4 до 12% национального дохода. В результате налоговые поступ-ления, необходимые для финансирования государственных закупок и трансфертных платежей, составляют приблизительно 1/3 американского национального продукта.
Государственный сектор США состоит из 3-х составных частей – федеральное правительство, правительства штатов и местные органы власти. Для того чтобы со-поставить характер их расходов и налоговых поступлений, первоначально остано-вимся на характеристике финансов федерального правительства. [2, с.96].
Расходы федерального правительства. Выделяются три важнейшие сферы приложения средств. 1. «Защита доходов» отражает множество программ по под-держанию уровня доходов, которые предусматривают помощь престарелым, нетру-доспособным, безработным, инвалидам, нуждающимся в медицинской помощи, семьям без кормильца и т.д. 2. Национальная оборона составляет более четверти расходов американского федерального бюджета, что указывает на высокий уровень затрат на поддержание боеготовности. 3. Выплата процентов по государственному долгу в последние годы в США значительно возросла, так как увеличился размер самого государственного долга и одновременно выросла процентная ставка.
Доходы федерального правительства. Основными источниками поступления в федеральный бюджет являются личный подоходный налог, налог на заработную плату, налог на прибыль корпораций, акцизные налоги, таможенные пошлины, на-логи на недвижимость и др. налоги. Рассмотрим некоторые из них.
Личный подоходный налог. Этот налог является основным элементом налого-вой системы в США и других развитых стран. Он взимается с доходов домохозяйств и предприятий, не входящих в корпорации.
Налоги на заработную плату. Эти налоги взимаются как с работодателей, так и с лиц наемного труда. Развитие и расширение программ социального обеспечения, а также роста рабочей силы имеют результатом весьма значительное увеличение на-логов с заработной платы в последние годы в США.
Налог на прибыль корпораций. Налог на прибыль корпораций сопряжен с про-блемой двойного налогообложения. Та часть прибыли корпораций, которая выпла-чивается в виде дивидендов, облагается налогом дважды. Первый раз налог взимает-ся с прибыли корпорации, а второй раз налог взимается с личного дохода держателя акций.
Акцизные налоги. Косвенный налог на товар или налог на потребление могут принимать форму налога с продаж или акцизного налога.
Различие между двумя видами налогов заключается, в сущности, в сфере действия налога. Налоги с продаж распространяются на широкий диапазон продукции, в то время как акцизные налоги охватывают небольшой, избранный перечень товаров. Федеральное правительство собирает акцизные налоги с таких товаров, как алко-гольные напитки, табак и бензин. Однако федеральное правительство не взимает об-щий налог с продаж : налоги с продаж – это главный источник дохода почти всех правительств штатов и местных органов власти. [3, с.169-171].
Финансы штатов и местных органов власти США. В то время как федеральное правительство США финансирует свою деятельность в значительной степени за счет личных подоходных налогов, налогов на прибыль корпораций и налогов на
заработную плату, штаты и местные органы управления в основном получают сред-ства за счет налогов с продаж и поимущественных налогов. И несмотря на то что виды расходов, осуществляемые правительством на трех уровнях, в значительной мере дублируются, основную массу расходов на уровне федерального правительства составляют затраты на поддержание уровня доходов и на национальную безопас-ность, тогда как расходы на образование преобладают одновременно на уровне пра-вительств штатов и на уровне местных органов власти.
Доходы и расходы правительства штатов. 1. Доходы. Первым и основным источником налоговых поступлений на уровне штата являются налоги с продаж и акцизные налоги, на долю которых приходится около 50% всех налоговых поступ-лений штата. Вторым наиболее важным источником дохода штата выступают лич-ные подоходные налоги, ставки на которые значительно ниже федеральных. Треть-им источником налоговых поступлений штата являются налоги на прибыль корпо-раций, поимущественный налог, налог на наследство, а также сборы за разнообраз-ные лицензии и разрешения. 2. Расходы. В расходной части бюджетов штатов важ-ное место занимают затраты на образование, расходы на социальное обеспечение, на здравоохранение и больницы, на эксплуатацию и строительство автомагистралей.
В разных штатах США существуют значительные колебания в размерах нало-говых поступлений и расходов.
Доходы и расходы органов местной власти. Для всех подразделений органов местной власти, включая округа, муниципалитеты, районы и школьные округа выде-ляется один основной источник доходов и единственная основная статья их исполь-зования: основная масса доходов получаемых органами местной власти, поступает от поимущественных налогов; большая же часть затрат направляется на образова-ние. Дефицит бюджета всех органов местной власти заметно изменяет свои очерта-ния в том случае, когда принимаются во внимание неналоговые источники доходов в виде субсидий федерального правительства и властей штатов более того, органы местной власти получают доход от принадлежащей им собственности, т.е. доход от
государственных больниц и предприятий общественного пользования. Наконец, ло-тереи стали растущим источником неналоговых поступлений более, чем в половине штатов США. [2, с.160].
Собираемых налогов на уровне штатов и на уровне органов местной власти всегда было явно недостаточно для покрытия их расходов. Нехватка поступлений в бюджет штатов и местных органов власти в значительной степени покрывается пе-
рераспределением средств или субсидиями федерального правительства. Очень час-то от 15 до 20% всех доходов, получаемых правительствами штатов или органами местной власти поступает от федерального правительства США. На деле в дополне-ние к федеральным субсидиям правительствам штатов и органам местной власти правительства штатов, в свою очередь, также предоставляют субсидии учреждениям местных органов власти. Система межправительственного перераспределения средств называется фискальным федерализмом. Беспокойство по поводу крупного и устойчивого дефицита федерального бюджета привело к резкому сокращению фе-деральных субсидий, тем самым вынуждая правительства штатов и органы местной власти увеличивать налоговые ставки, вводить новые налоги и сдерживать расходы.
Налоговая структура американской экономики. Существуют два взгляда на проблему распределения налогового бремени в экономике.
Принцип налогообложения получаемых благ. Этот принцип утверждает, что домохозяйства и предприниматели должны приобретать товары и услуги, предос-тавляемые государством, таким же образом, как продаются другие товары. Логично, что те, кто получает большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг, должны платить налоги, необходимые для финансирования этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на ос-нове принципа налогообложения благ. Например, налоги на бензин обычно пред-назначаются для финансирования строительства и ремонта автодорог. Те, кто полу-чает выгоду от хороших дорог, оплачивает затраты на эти дороги.
Концепция платежеспособности. Этот принцип налогообложения резко кон-трастирует с принципом налогообложения получаемых благ.
Принцип платежеспособности базируется на идее, что тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость непосредственно от конкретного дохода и уровня благосостояния. Принцип платежеспособности гласит: отдельные лица или предприниматели с более высокими доходами будут выплачивать более высокие налоги – как в абсолютном, так и в относительном выражении, - чем те, что имеют более скромные доходы.
Налоговая структура американской экономике в большей степени соответствует концепции платежеспособности, нежели принципу налогообложения получаемых благ.
Обсуждение принципов платежеспособности и налогообложения получаемых благ приводит в конечном счете к вопросу о налоговых ставках и о способе измене-ния этих налоговых ставок по мере роста чьего – либо дохода.
Налоги обычно делятся на прогрессивные, пропорциональные и регрессивные. Эти определения базируются на соотношении между ставкой налога и доходом по той простой причине что все налоги независимо от того, взимаются ли они с дохода, или с продукции, или зданий, или участка земли, - в конечном счете выплачиваются из чьего – либо дохода.1. Прогрессивный налог – это налог, средняя ставка которого повышается по мере возрастания дохода. Такой налог предполагает не только боль-шую абсолютную сумму, но также и более значительную долю взимаемого дохода по мере роста дохода. 2. Регрессивный налог – это налог, средняя ставка которого понижается по мере роста дохода. Такие налоги требуют все меньшей части дохода при его увеличении. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при повыше-нии доходов. 3. Пропорциональный налог – это налог средняя ставка которого оста-ется неизменной, независимо от размеров дохода. В общих чертах прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на богатых; регрес-сивные налоги наиболее тяжело ударяют по бедным.
Поскольку недавние изменения в налоговом законодательстве сделали феде-ральную налоговую структуру менее прогрессивной, общая налоговая структура в настоящее время в США является фактически пропорциональной для большей части категорий доходов. [6, с.63-70].
Государственное регулирование кредитно-денежной системы США можно рассмотреть на примере кризиса 1970-80-х годов. В это время в большинстве стран Запада власть перешла к неоконсерваторам. Особенно ярким примером их политики стала «рейганомика», названная по имени президента США Рональда Рейгана.
После очередных кризисов, произошедших в 1970-х, и связанного с ними застоя в экономике рейгановская администрация в 1980 году выдвинула следующие по-ложения, которые должны были привести Америку в норму:
- сокращение
налогов на корпорации и
- ограничение
роста правительственных
- дерегулирование
предпринимательской
- проведение
жесткой денежно-кредитной
Рейган хотел стимулировать предложение и ограничить спрос, и при этом дол-жны были увеличиться сбережения. Все это было названо «теорией предложения». Но осуществления этой программы столкнулось с серьезными трудностями. Уже в 1980-1982 годах экономику США охватил новый экономический кризис, который начали сравнивать с Великой депрессией. В течение 1982 года в США бездейство-вало 30 % производственных мощностей в обрабатывающей промышленности, а безработица превысила 10 %. [7, с.152].