Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 19:28, курсовая работа
Актуальность темы: денежные отношения органически участвуют в механизме регулирования рыночной экономики. С развитием предпринимательства, деятель-ности различных акционерных обществ, конкурентоспособности предприятий и орга-низаций становится весьма необходимым уметь эффективно управлять финансовыми ресурсами. Государственные финансы – это мощный рычаг макроэкономического регулирования. С помощью умелого использования этого инструмента государство может решать различные задачи: регулировать темпы экономического роста, соци-альный уровень жизни граждан, сглаживать коньюнктурные колебания.
В итоге «рейганомика» стала очень мощным толчком к расслоению американского общества. От сокращения налогов выиграли состоятельные слои населения, а бедные пострадали от свертывания ряда социальных программ.
Помимо свертывания социальных программ Рейган прославился увеличением мощи вооруженных сил. Эти приоритеты оставались неизменными и во время его второго срока.
Законом о подоходном налоге 1986 года максимальных подоходный налог со-кращался с 50 до 28 %, а налог на прибыли корпораций – с 46 до 34 %. При этом, правда, закон освободил 6 млн. беднейших граждан от уплаты федеральных нало-гов.
Считается, что в 1983 году начался новый этап научно-технической револю-ции. Вместе с ним в США произошел и семилетний экономический подъем, а также структурная перестройка всей экономики, связанная с приходом компьютеров.
Одновременно проявились и негативные тенденции: дефицит госбюджета в результате «рейганомики», составил 152 млрд. долларов, а превышение расходов над доходами достигло 5 % ВНП. Почти столько же составили расходы по обслужи-ванию государственного долга. К началу 1990-х годов средняя зарплата в США на-ходилась на самом низком уровне за последние 30 лет. В добавок 1983 году США потеряли статус чистого кредитора, сохранявшихся с 1917 года, и задолжали другим странам больше, чем были должны Штатам.
В конце 1980-х годов начался период резкого замедления темпов роста, кото-рые и так не были слишком хорошими. В итоге начались 10 месяцев спада – с октяб-ря 1990 по март 1991 года, во время которых промышленное производство сократи-лось на 2 %.
В начале 1990-х годов дефицит бюджета уже составлял 290 млрд. долларов, а растущий государственный долг – около 4 млрд. долларов, что превратило США в крупнейшего должника в мире. Из страны начался отток капиталов. Поэтому глав-ной задачей администрации Б. Клинтона стало оздоровление экономики путем сти-мулирования инвестиционного процесса.
Вскоре, с марта 1991 года в США начался новый экономический подъем. Но укрепленный доллар стал втягивать в страну огромные объемы мировых товарных ресурсов. Импорт в страну рос значительно быстрее, чем экспорт, затормаживая подъем. Теперь эта страна – самый главный мировой потребитель. На долю США приходится около 20 % всего мирового производства, что, безусловно, очень много, но потребляет Америка значительно больше – около 35 %.
Чтобы поддерживать эту разницу, то есть чтобы поддерживать благосостояние своих граждан, стране приходится постоянно занимать деньги. В итоге внешний долг США, по данным за 2006 год составляет уже около 66 % их ВВП ( около 8,7 и 13 трлн. долларов соответственно). А общий внешний долг правительства, корпора-ций и граждан составляет уже почти 50 трлн. долларов, т.е. более 3 ВВП. Другими словами, страна и ее граждане живут «в долг».
Президент Буш пообещал своим гражданам, что к 2000 году каждая американ-ская семья будет иметь собственный дом. И американские банки с удовольствием начали выдавать ипотечные кредиты. Подобный кредит традиционно выдается под залог приобретаемого жилья, и если клиент перестает по какой-либо причине пла-тить взносы, то жилье продается, а банк возмещает свои потери. Но тут банки нача-ли выдавать кредиты больше, чем рыночная стоимость недвижимости, и они дости-гали 120 – 130 % от стоимости покупаемого дома. Предполагалось, что лишние деньги заемщики потратят на ремонт и благоустройство нового жилья. Понятно, что такой вид кредитования весьма рискован – случись что, и сумма от продажи дома не сможет покрыть расходы заемщика. [6, с.184].
Основная часть американских ипотечных кредитов выдавалась под «плаваю-щие» процентные ставки, привязанные к индексу LIBOR. То есть это внутренняя ставка банков, по которой они одалживают друг другу деньги. Одалживание это происходит обычно на срок не более года. Ставка потому и называется «плаваю-щей», что зависит от множества факторов, в том числе от погоды на общем мировом рынке. Одно дело брать под нее кредит на год, и совсем другое – на 10-20 лет, как берется ипотека. Дело в том, что, например, в 1989 году эта ставка была 9 %, а 1992 году – всего 3,3 %.
С конца 2000 года «плавающая» ставка стремительно поползла вниз, дойдя чуть ли не до нуля, и количество кредитов увеличилось. Но в январе 2004 года став-ка стала повышаться. К декабрю 2006 года она составила 4,29 %. Ежемесячные пла-тежи по ипотечным кредитам стали, естественно, больше, и многие американские заемщики уже не могут их платить.
Проблема заключалась также в том, что кредиты выплачивались по такой схе-ме, что сначала клиент оплачивал начисленные проценты и только потом начинал вносить деньги непосредственно за дом. И тут выяснилось, что люди, которые уже выплатили весьма значительные суммы, не имеют от дома, в котором они жили, - ничего.
Но это, собственно, проблема несостоявшихся собственников, мы же сейчас говорим о банках. Они, в отличие от несчастных дефолтных жильцов, все - таки подогрели свои руки. Но дальше было хуже. Образовался, как обычно и бывает, некий заколдованный круг. Поскольку деньги по кредитам не возвращались, то бан-ки не могли кредитовать новых клиентов. И тогда они начали одалживать друг у друга. Сначала межбанковские кредиты выдавались весьма охотно – их стало так много, что пресловутый индекс LIBOR начал расти. А вместе с ним начали расти и ставки по ипотечным кредитам. И клиентов, которые больше не могли вносить еже-месячные платежи, становилось все больше и больше. На рынке ходили также цен-ные бумаги, обеспечением которых являлись именно те закладные, что оформляют при выдаче ипотечного кредита. Из-за высокого риска эти ценные бумаги просто перестали покупать. Банки несли серьезные убытки. Дальше – больше. Дефолтных жильцов оказалось слишком много, и когда вся отобранная у них недвижимость попала на рынок, то цены на дома стали стремительно падать. Если и раньше было весьма проблематично, что банк продав залог, сможет « отбиться » по неудачному кредиту, то теперь это стало невозможно поскольку Буш обещал народу, что жилье будет у всех, то банки, а вернее, агенства, которые действуют как посредники между банками и клиентами, занимались так называемым «нестандартным кредитовани-ем», то есть позволяли взять кредиты тем, кого обычно к банку подпускают не сов-сем близко. Они уже или имели просрочки по кредитам, или в их отношении выно-сились судебные решения, или осуществлялась процедура обращения взыскания на заложенное имущество, или они проходили через процедуру банкротства. Затем агентства продают эти кредиты, вернее, ценные бумаги, по которым будут
выплачиваться проценты клиентами ипотеки на финансовом рынке. Вот и вся схема. Но к 2006 году нестандартные кредиты составили около 20 % от всех выданных.
Кризис берет свое начало в октябре 2005 года, когда из-за различных финансо-вых неурядиц ( в частности, инфляции) стоимость привлеченных средств для нес-тандартных кредиторов выросла на 2,25 % за 40 дней.
Уже в ноябре кредиторы повысили ставки и ужесточили условия кредитова-ния. В декабре рост убытков инвесторов увеличился, и начался отток компаний из сектора нестандартного кредитования. Ряд компаний объявил о сокращении своих сотрудников.
В январе 2006 года начались первые банкротства. Кредитные обязательства продавались на рынке по цене 95-97 % от номинала. Но уже в феврале за них давали только 60 %.
Через год, в марте 2007, крупнейший нестандартный кредитор Countrywide заявил, что 19 % его кредитов просрочены более чем на 30 дней. Это был взрыв. Хо-тя до этого несколько фирм уже объявляли о подобных проблемах, именно сейчас на это обратила внимание пресса: все было уже слишком серьезно.
В июле 2007 один из лидеров рынка нестандартного кредитования, инвес-тициионная компания Bear Stearns, объявила об убытках примерно в 1,5 млрд. дол-ларов. Выдача «плавающих» кредитов прекратилась. [7, с.206].
В августе о своих колоссальных убытках заявляют еще несколько крупных компаний. Тогда же подает в отставку президент рейтинговой компании Standard end Poors, которая весьма неверно оценивала риски связанные с нестандартными кредитами. Инвесторы и законодатели обвиняют эти компании в запоздалом сниже-нии рейтингов, ценных бумаг: они были снижены лишь после того, как их рыночная стоимость упала в два раза.
В сентябре вторая по величине В США ипотечная компания Freddit Mac объя-вила о падении прибыли во втором квартале этого года на 45 % по сравнению с ана-логичным кварталом 2006 года. Это тоже был знак: компания не имела большого числа рискованных долговых обязательств, а просто пострадала от общего кризиса на рынке американского жилья.
В экономике США началась рецессия. Спад жилищного строительства, вызванный кризисом на рынке жилья, привел к замедлению темпов роста американского ВВП на 1 %. По данным министерства труда США впервые за последние годы сократилась занятость. Больше всего рабочих мест было потеряно в строительстве, промышленности, на транспорте и в госучереждениях.
Но кризис затронул не только США. Множество инвесторов пришли в быс-трорастущий американский рынок ипотечного кредитования из других стран. Это отразилось и на общей стоимости ценных бумаг.
Центральные банки США, Европы, Японии, Австралии и Канады в августе 2007 года провели согласованные действия по преодолению кризиса ликвидности на финансовом рынке и стабилизации обменного курса национальных валют.
Федеральная резервная система США в сентябре 2008-го открыла кредитную линию объемом в 180 млрд. долларов «для смягчения последствий мирового финансового кризиса».
Но это не стало лекарством от кризиса, а лишь притормозило его.
Президент США пообещал государственную поддержку «невинно пострадавшим» гражданам. Федеральная резервная система снизила постоянно повышаемую в последние годы в желании нажиться на кризисе учетную ставку. Это должно было привести к удешевлению заимствований и способствовать росту ликвидности на мировых рынках. Кризис продолжался, и ставка была снижена еще несколько раз. Был предложен план помощи проблемным ипотечным заемщикам, не имеющим задолженности, в основе которого лежит предложения по замораживании процентных ставок по кредитам сроком на 5 лет и возможное рефинансирование кредитов.
Администрация Буша, вспоминая, видимо, политику Рузвельта, применяла все более протекционистские меры. В начале сентября 2008 года Белый дом взял под свое управление ипотечные компании Fannie Mae и Freddie Mac. Неделей позже страховая компания AiG, тут же получившая от государства экстренный кредит. [2, с.168].
В сентябре 2008-го лидеры демократов в конгрессе США представили зако-нопроект ( и после долгих прений он был принят), направленный на преодоление финансового кризиса в стране и тут же названный в честь министра финансов « план Полсона». Как заявила журналистам спикер палаты представителей Нэнси Пелоси, данная мера призвана «восстановить доверие к финансовым рынкам».
Закон предусматривает, в частности, выделение порядка 700 млрд. долларов для выкупа « токсичных долгов», то есть потерявших ликвидность инвестиционных облигаций. Эта сумма будет разделена на три части: стартовую в размере 250 млрд., дополнительные 100 млрд., когда президент определит, что чрезвычайная ситуация продолжается, и оставшиеся 350 млрд. долларов в мае 2009 года.
Но не стоит думать, что американцы просто одолжили денег и бросили их в черную дыру кризиса. План весьма большой (текст закона занимает в общей слож-ности 106 страниц) и предусматривает не только бросание денег, но и меры по подъему экономики. Сам Генри М.Полсон подчеркивает, что основная задача плана «…увеличить финансирование инвестиций бизнеса и расходов населения, то есть привести в движение основные факторы здорового экономического роста. Он позво-лит продолжить предоставление капитала, который необходим для создания новых рабочих мест, финансирования приоритетных государственных программ и помощи американским семьям в удовлетворении их повседневных нужд».
Этих денег хватило бы для того, что бы выплатить каждому жителю США по 2300 долларов. Или, кстати, выплатить 7 % американского долга . . .
Но все - таки об ипотечном кризисе пока больше вопросов, чем ответов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимость государственного регулирования денежно-кредитной системы возникло в капиталистическом государстве в связи с налаживанием регулярного товарно-денежного обмена и ростом потребностей государства в финансовых ресур-сах.
Финансовая система – наиболее динамичная категория, отражающая состояние экономики государства, его место в мировом сообществе, поэтому она требует постоянной адаптации к изменяющимся условиям.
Деньги – это составная часть рыночных отношений и одновременно важней-ший инструмент реализации государственной экономической политике. Денежно-кредитная система как экономическая категория проявляется в выпо-лняемых функциях: воспроизводственной, распределительной и контрольной.
В общественном воспроизводстве деньги выражают распределительные отно-шения. Финансы обслуживают процесс расширенного воспроизводства, сами буду-чи категорией не производства, а распределения. [6, с.408].
Существует две основные мировые концепции государственного регулиро-вания денежно-кредитной системы: монетаризм и кейнсианство. Кейнсианство, как и монетаризм в чистом виде применяется в мировой финансовой практике редко. Высокоразвитые страны при формировании финансовой концепции экономического роста применяют элементы как монетаристкой, так и кейнсианской теории. Это при-водит к появлению различных промежуточных теорий, базирующихся на нацио-нальных особенностях и разной степени развития экономики государств.
ЛИТЕРАТУРА