Проблемы внешней задолженности Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить понятие «государственного долга», причины и последствия его образования, уровень влияния его на экономику, особенность его регулирования в Республике Беларусь.
Задачи данной курсовой работы – выяснить что такое «государственный долг», и в чем основная проблема внешнего государственного долга в Республике Беларусь.
Предмет исследования – внешний государственный долг Республики Беларусь, динамика его изменения.
В начале работы выясним что такое «государственный долг», каковы его виды, методы его подсчета, проблемы внешнего государственного долга в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2
Государственный долг: его понятие, сущность, основа возникновения……………………………………………………………..5
Понятие и причины возникновения государственного дефицита………..5
Понятие государственного долга…………………………………………...7
Виды государственного долга………………………………………………8
Методы оценки государственного долга…………………………………10
Функции государственного долга………………………………………....11
Подходы к пониманию госдолга в рыночной экономике……………….13
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГосударственныМ долгОМ Республики Беларусь…………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....25

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Последствия появления и увеличений внешнего государственного долга для  страны хуже, чем внутреннего, что объясняется потребностью возвращения долгов и нуждой в его обслуживании через переводы долей ВВП за границу,  как результат – снижение производственных возможностей и эффективности национальной экономики, уровня жизни граждан. К тому же выплата долгов становится делом будущих поколений, а это может привести к снижению уровня благосостояния.

Еще один негативный аспект состоит  в том, что при постоянном дефиците торгового баланса появляется угроза обнищания золотовалютных резервов страны, а это в свою очередь ведет к валютному кризису, и возникновению долгового кризиса.

Таким образом, в связи с серьезными негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит (в соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2012 год» лимит внешнего долга страны составляет 14,3 млрд. USD [3, ст.33]).

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методы оценки государственного долга

Для оценки размера государственного долга, его влияния на экономику, а также возможности сравнения в мире используется ряд показателей и индикаторов госдолга.

Один из наиболее популярных показателей совокупного  госдолга  - это процентное отношение  госдолга к ВВП.

Особое значение имеют показатели, основанные на оценке расходов по обслуживанию и оплате внутреннего и внешнего долга. Сюда, прежде всего, относятся: 1) коэффициент обслуживания государственного долга, определяемый как соотношение суммы погашения долгов и процентных платежей в данном году (объем текущего госдолга) и ВВП (объему экспорта товаров и услуг или общей сумм полученных государством в этом же году кредитов), 2) коэффициент обслуживания процентных платежей, определяемый как процент от совокупных государственных расходов (иногда как процент от суммы налоговых поступлений в бюджет или от объема ВВП).

Лучшими употребительными для измерения тяжести внешнего долга являются два показателя:

    • Размер внешнего долга
    • Расходы по обслуживанию внешнего долга к объёму экспорта товаров и услуг

Большинство экономистов уверены, что основное бремя долга кроется  именно в обслуживание его, то есть выплатах процентов. При достижении платежами по обслуживанию госдолга определенного уровня по отношению к ВВП государство больше не может расти в экономическом плане. Красной чертой считается превышение суммы госдолга размера экспорта в 2 раза. Для процентных платежей граница опасности – 15-20% от экспорта, граница повышенной опасности – 25-30%.

Государственный долг - как внутренний, так и внешний - можно рассматривать с точки зрения срока заимствований как краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). При этом наиболее обременительным является краткосрочный долг, ибо дата его погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие.

Кроме того госдолг подразделяют на капитальный, состоящий из суммы  все непогашенных обязательств, и текущий, состоящий и непогашенных долгов и процентов по ним за данный год.

 

 

 

    1. Функции государственного долга

Государственный долг – это относительно новая правовая категория и выполняет  она следующие функции:

    • Распределительная – перераспределяет потребности государства и экономики, учитывая потребности экономики в целом и необходимостью поддержки какого-то направления социально-экономического развития. С помощью этой функции идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо использование на принципах возвратности, срочности и платности. В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями, государственные займы, как уже отмечалось, стали в последнее время заметным инструментом финансирования расходов бюджета. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет госдолга, но при погашении задолженностей идут и для его уплаты, и для погашения процентов по задолженности.
    • Регулирующая – при вступлении в долговые отношения, регулирует денежное обращение, уровень процентных ставок на денежном рынке капитала, на производство, на занятость и заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд. Государство использует госдолг как инструмент регулирование экономики, и с его помощью проводит ту или иную политику.
    • Контрольная – контролирует целевое и эффективное использование заимствованных средств, соблюдение сроков возврата и своевременность оплаты процентов.

Стоит отметить, что долговые кредитные  отношения в банковской сфере и государственный долг отличаются друг от друга. Самым главным пунктом отличия является то, что у государственного долга нету целевой направленности, его обеспечивают не конкретные ценности, а все имущество, имеющееся у государства. Также немаловажный пункт, что государственный долг используется непроизводительно, чаще всего просто покрывают бюджет, у банковских займов все не так.

Возникновение проблемы, связанной  с появлением государственного долга, ставит в центр проблему государственного долга в системе рыночных отношений внутри страны.

К несчастью, тотальной научной  теории, связанной с проблемой государственного долга, которую можно было бы применить в любой стране мира, в настоящее время не существует. Среди всех развитых стран, с наиболее развитыми экономиками, нету такой ,в которой тенденция к полному закрытию государственного долга сохранилась. Потому государственный долг в мировой экономической системе не является чем-то негативным.

Отрицательная сторона госдолга хорошо известна и изучена нами в предыдущем разделе. Но вот стоит еще рассмотреть роль госдолга и со стороны полезности использование его механизмов.

Можно сказать, что самой главной выгодой для правительства, обосновывающей полезность государственного долга, является возможность притягивать в бюджет заемные ресурсы и при этом оставлять прежним относительный размер долга - в процентах к ВВП за экономический цикл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Подходы к пониманию госдолга в рыночной экономике

Два самых важных фактора, которые определяют динамику роста долга:

    • Размер сальдо бюджета
    • Объем реального ВВП

В зависимости от состояния этих факторов можно выделить два основных подхода к понятию роли госдолга в рыночной экономике:

  1. Классический подход.

Основная идея в замене государственными займами налоговые поступления. В современных государствах этот подход имеет отношение к государственному долгу как к инструменту стабилизации экономики. Заключается он в следующем.

В фазе снижения деловой активности поступления  в бюджет тоже идут на спад. Государство  пытается сократить уровень расходов, потому встает вопрос о компенсации в доходную часть бюджета. Поднятие налогов усугубит, и так далекую от хорошей тенденцию к спаду в экономике. Поэтому государственный долг и становится заменителем налоговых поступлений.

После наступления фазы деловой активности увеличиваются поступления в бюджет, сокращается объем займов и за счет этого размер госдолга снижается до первоначального уровня.

 Но есть еще один очень  важный момент. В период экономического  спада обостряется проблема дефицита бюджетных средств, и вроде государственный долг и может стать заменой налоговым поступлениям, но практика показывает, что увеличение объема долга в такой ситуации весьма нежелательно. Нежелательно из-за увеличения риска долгового кризиса и по попадания страны в замкнутый круг.

Из выше сказанного можно вынести, что государственный долг успешно  может выполнить роль макроэкономического  стабилизатора только при условии  постоянного экономического роста, который в свою очередь состоит из чередующихся периодов повышения и понижения деловой активности хозяйствующих субъектов. При экономическом спаде стоит снижать размер государственного долга, так как влияние его на экономику в это время весьма пагубно.

Итого, классический подход в определении  госдолга можно объяснить использованием последнего в качестве замены налоговым поступления,. Так же он характеризуется знанием о то, что объем займов стоит увеличивать в период снижения деловой активности и уменьшать в период ее увеличения. В период экономического спада и в период перед ним объем займов минимизируется или досрочно погашаются за счет государственного долга.

Недостаток данного подхода в том, что есть вероятность ошибочно распланировать объем займов. К тому же необходимо наверняка знать чем закончится фаза снижения – оживлением или экономическим спадом. Во втором случае наращивание объема госдолга будет ошибочным.

Тем не менее классический подход предоставляет государству возможность не менять уровень налогов или даже чуть-чуть снизить его в фазе снижения деловой активности и при этом оставить прежним уровень государственных расходов. В этом основное преимущество данного подхода.

 

  1. Альтернативный подход.

В основе прямо-противоположная концепция  – в период снижения деловой активности объемы займов уменьшают, в фазе увеличения – увеличивают. Перед экономическим спадом и во время него объемы займов уменьшают или полностью погашают досрочно.

В рамках такого подхода государственный долг выполняет роль финансового инструмента, ускоряющего экономическое развитие. В фазе увеличения деловой активности государство увеличивает объем займов, тем самым получая возможность направлять дополнительные ресурсы на финансирование проектов, которые обеспечивают снижение издержек экономической деятельности и тем самым усиливают экономический рост. В такой экономике доходы бюджета начинают расти, а это, в свою очередь, позволяет государству выполнять свои финансовые обязательства.

Система, на первый взгляд, полная парадоксов, все же обладает преимуществами, и при остальных равных условиях позволяет привлечь в государственный бюджет больший объем денежных ресурсов чем классический подход за экономический цикл. К тому же оптимальный размер государственных займов в этом методе принимается на основе фактических данных, а не на основе прогнозов. Вошли в фазу усиления деловой активности – госзаймы увеличили, фаза спада деловой активности – госзаймы сократили, с наступление экономического спада просто минимизировали или уничтожили госдолг. В это методе такой подход значит весомое уменьшение риска ошибочного планирования сальдо бюджета.

Таким образом, рассмотрев понятие, сущность такого явления, как государственный долг, причины и последствия его образования, а также роль в развитии экономики государства, мы можем сделать выводы о том, что основной причиной и источником формирования государственного долга является наличие дефицита государственного бюджета, который в свою очередь погашается с использованием механизма внутреннего и внешнего заимствования.

Роль государственного долга в жизни государства довольно неоднозначна и обуславливается его отрицательными и положительными последствиями для экономики.

В конечном счете государственный долг может принести экономически весомые выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития, но для этого требуется ответственное и профессиональное управление им.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГосударственныМ долгОМ Республики Беларусь

 

1991-2000 года являются переломными  для Республики Беларусь в  преодолении глубочайший кризисных  явлений в государстве после  распада СССР.

Сегодняшний этап в развитии нашей страны – период перехода, преодоления кризиса финансовой системы и попытка положить новый курс экономическому развитию и росту. Финансовые системы всех стран без исключения не совершенны, и это факт, у всех есть свои проблемы. Беларусь не стала исключением, на ряду с другими проблемами государственного финансирования, всплывающими при переходе к новому уровню экономики, остро стоит и проблема госдолга.

Государственный долг страны является совокупностью долговых обязательств Республики Беларусь, появившихся в результате получения внешних и внутренних государственных займов, с включением сюда обязательств государственных гарантий, представленными Республикой Беларусь и предъявленными к оплате.

Государственный долг Республики Беларусь в полном размере подкрепляется средствами государственного республиканского бюджета и иными имущественными ценностями, находящимися в собственности РБ.

У нашей страны существуют следующие  формы долговых обязательств:

    • Соглашения и договоры на имя Республики Беларусь заключенный с различными кредитными организациями, другими государствами, различными финансовыми организациями
    • Государственные займы, полученные путем выпуска ценных бумаг на внешних финансовых рынках
    • Государственные гарантии Республики Беларусь, представленные в виде договоров.
    • Соглашения и договоры, которые пролонгируют и реструктуризируют долговый обязательства Республики Беларусь за прошлые годы.

Информация о работе Проблемы внешней задолженности Республики Беларусь