Проблемы внешней задолженности Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить понятие «государственного долга», причины и последствия его образования, уровень влияния его на экономику, особенность его регулирования в Республике Беларусь.
Задачи данной курсовой работы – выяснить что такое «государственный долг», и в чем основная проблема внешнего государственного долга в Республике Беларусь.
Предмет исследования – внешний государственный долг Республики Беларусь, динамика его изменения.
В начале работы выясним что такое «государственный долг», каковы его виды, методы его подсчета, проблемы внешнего государственного долга в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2
Государственный долг: его понятие, сущность, основа возникновения……………………………………………………………..5
Понятие и причины возникновения государственного дефицита………..5
Понятие государственного долга…………………………………………...7
Виды государственного долга………………………………………………8
Методы оценки государственного долга…………………………………10
Функции государственного долга………………………………………....11
Подходы к пониманию госдолга в рыночной экономике……………….13
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГосударственныМ долгОМ Республики Беларусь…………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....25

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

кафедра экономической информатики и математической экономики

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

на тему: Проблемы внешней задолженности Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 2 курса      _________________Д.О.Дубовец

Дневного отделения      «___«_________ 2013 г.

«Экономика»

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель              ________________В.Н.Комков

Доктор  экономических наук     «___«_________ 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2013

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2

  1. Государственный долг: его понятие, сущность, основа возникновения……………………………………………………………..5
    1. Понятие и причины возникновения государственного дефицита………..5
    2. Понятие государственного долга…………………………………………...7
    3. Виды государственного долга………………………………………………8
    4. Методы оценки государственного долга…………………………………10
    5. Функции государственного долга………………………………………....11
    6. Подходы к пониманию госдолга в рыночной экономике……………….13
  2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГосударственныМ долгОМ Республики Беларусь…………..15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....25

 

 

 

 

 

Введение

 

Рыночное хозяйство, при наличии  многих его моделей известных  миру, на современном этапе является смешанной экономикой, в которой рыночный механизм сочетается с государственным регулированием, а бюджет представляет собой финансовую базу. Естественно встает вопрос об источниках финансирования этой гос. деятельности, структуре источников и их регулировании. Правительственные займы и денежные эмиссии являются таковыми источниками, наряду с налогами и другими доходами государства.

Все государства в мире, без исключения, в разное время истории сталкивалось с проблемами задолженностей. На сегодняшний  день такие страны, как США, Канада, Япония, Германия, Франция имеют значительный госдолг. И в основном эти задолженности сильно увеличились в последние два три десятка лет , из-за  внедрения долгосрочной дефицитной бюджетной политики. Популярность внедрения методов дефицитного финансирования разными странами легко объяснить:

    • Одалживая деньги, государство решает вопрос разницы между размером потребностей общества и возможностями правительства удовлетворить их за счет бюджетных средств.
    • С помощью государственного долга можно мобилизовать ресурсы и увеличить финансовые возможности
    • Уменьшается негативное влияние на функционирование экономики и на правящую партию, из-за отсрочки поднятия налоговых ставок.

Однако, неудачное и неграмотное  использование этого метода, слишком частое его использование, безответственная политика Центрального банка могут обернуться для экономики страны катастрофой. Поэтому увеличение государственного долга может являться показателем грамотного гос. регулирования и положительных сдвигов в переходной экономике, а может быть и показателем начала кризиса, и должно восприниматься правительством как сигнал для принятий мер для его остановки.

В общем, в современных рыночных отношениях, углубленной интеграции стран, проблемы государственного долга  становиться фундаментальными для благополучного экономического развития страны.

Цель данной курсовой работы –  определить понятие «государственного  долга», причины и последствия  его образования, уровень влияния  его на экономику, особенность его  регулирования в Республике Беларусь.

Задачи данной курсовой работы –  выяснить что такое «государственный долг», и в чем основная проблема внешнего государственного долга в  Республике Беларусь.

Предмет исследования – внешний  государственный долг Республики Беларусь, динамика его изменения.

В начале работы выясним что такое  «государственный долг», каковы его  виды, методы его подсчета, проблемы внешнего государственного долга в  Республике Беларусь.

 

1. Государственный долг: его понятие, сущность, основа возникновения

 

    1. Понятие и причины возникновения государственного дефицита

Описывая государственный долг простым языком, можно сказать, что  это использование правительством займов для различных целей. Явление  это появилось с момента становления  государств и появление денег.

Государственный долг возникает из-за дефицита бюджета. Возникает он по разным причинам, например:

    • Развитие больших государственных программ.
    • Спад экономики приводит к сокращению объемов производства, это уменьшает доходы и налоговые поступления – итог дефицит.
    • Стихийные бедствия приводят к милитаризации экономики.
    • Рост уровня инфляции приводит к увеличению гос. расходов.

При появлении дефицита с самого начала необходимо выяснить

причины его породившие, количество дефицитных средств, возможные источники  его покрытия и последствия.

Определить размер просто: сопоставить  доходы и расходы. Однако динамика его  абсолютно несоизмерима, изменения  объема ВВП и условий хозяйствования.

Именно поэтому для выяснения  размера дефицита используют

относительные показатели, сопоставляют:

  • дефицит бюджета и общую сумму расходов (процент покрытия)
  • дефицит бюджета и объем ВВП

Существуют различные пути устранения дефицита. Например:

  • Сократить расходы госбюджета.
  • Увеличить налоговое бремя
  • Устранить дефицит через эмиссию дополнительных денежных средств.
  • Превратить дефицит в государственный долг. Этот путь хотелось бы рассмотреть поподробнее.

Есть два вида государственного долга: через внутренний или внешний

займ. Внутренний – выпуск государственных  ценных бумаг и продажа их населению. Это не инфляционный способ так, как денежная масса не меняется. Также этот метод оперативен. Но нужно понимать, что долги необходимо отдавать, и не просто отдавать, а отдавать с процентами, иначе население просто не купит эти ценные бумаги. Да и не инфляционным он является только в краткосрочном периоде, в долгосрочной перспективе правительство рефинансирует долг.

Внешний займ – одалживание средств  у международных финансовых организаций и других стран. Используя этот способ можно получить большие кредиты, если внутренний займ невозможен. Стоит понимать, что при выплате внешнего долга национальный доход уходит за границу, а это приводит к сокращению внутренних объемов производства.

В общем, требуется глубокое изучение конкретной ситуации в стране с дефицитом, для применения одного из четырех выше представленных способов, ведь каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Нормальным считается положение, когда бюджетный дефицит находится в пределах 2,3% от ВВП, 8-10% от расходной части бюджета. В соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2013 год» предельный размер дефицита республиканского бюджета был установлен в сумме 0 руб.

Вот так выглядит схема по формированию государственного долга, учитывая все выше сказанное:

 

 

Дефицит

бюджета

 

Дефицитное

финансирование

 

Государственный

долг

       

       
       

обслуживание государственного долга

     
         
     

 

 

 

Рисунок 1.1 - Формирование государственного долга

Примечание  - Источник: составлено по [5, с.15, рисунок 2.5]

 

 

 

 

 

    1. Понятие государственного долга

Так что же представляет собой государственный долг? Существует множество определений данного явления, каждое из которых по-своему отражает его суть.

Например, существует определение государственного долга как суммы задолженности государства по кредитным операциям. [5, с.39]

Распространенным является понятие государственного долга как суммы задолженности страны своими и (или) иностранными юридическими и физическими лицами, правительствам других государств. [7, с.25]

Государственный долг также определяется и как сумма величин бюджетных дефицитов, накопленных за определенный период времени, за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране. [10, с.428]

В соответствии с законодательством Республики Беларусь государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств страны, возникших в результате внешних и внутренних государственных заимствований, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь и предъявленным к оплате. [5, ст.30]

В общем, самое широкое определение государственного долга такое: государственный долг – сумма всех непогашенных долговых обязательств государства.

В экономическом смысле гос. долгом является задолженность гос. органов, в  результате создания новых государственных ресурсов, для разрешения проблем экономических и социальных потребностей общества, используя займы.

Хотя такое определение экономического смысла государственного долга нуждается в уточнении. Если государство имеет долг, это не значит, что оно находится в упадке, и долг является чрезвычайным и исключительным событием. Порой все донельзя наоборот, нету ни одной страны, которая в своей истории не сталкивалась с этой проблемой.

Главным образом, причины возникновения  государственного долга в основном кроются в кризисных и наиболее трудных периодах в жизни государства. Это может быть война, спад производства, рост предельных производственных издержек, неконтролируемая эмиссия национальных денег, рост оборота в теневой экономике и т.д.

 

 

 

 

    1. Виды государственного долга

Различают два вида государственного долга: внутренний и внешний.

Внутренний – это долг правительства  перед субъектами хозяйствования, физическими  и юридическими лицами , за займы денежных средств внутри страны, нужных для покрытия дефицита бюджета. Другими словами, внутренний государственный долг – это долг правительства перед жителями своей страны, который равен сумме стоимостей всех имеющихся у них государственных облигаций. Учитывая эти определения, можно судить о том, что внутренний госдолг вызывается бюджетным дефицитом, долговым финансированием.

Подавляющее большинство современных  экономистов уверены, в том, что  увеличение размера внутреннего  долга не приводит к негативным последствиям для государства, нация не беднеет  так, как это является долгом самим себе.

Но тем не менее, не стоит  недооценивать отрицательные последствия внутреннего долга, ведь при определенных обстоятельства он может стать серьезнейшей проблемой для государства. Это происходит из-за того, что:

    • Эффективность экономики снижается, потому что средства и производственного сектора извлекаются в пользу обслуживания и уплату долга.
    • Основной капитал может сократиться из-за быстрого наращивания объема выпуска ценных государственных бумаг
    • Неравенство в доходах граждан становится ярко выраженным
    • Появляется риск роста уровня инфляции в будущем. Это возможно, потому что подавляя дефицит за счет внутреннего долга, государство выпускает ценные бумаги, этим самым строя финансовую пирамиду, платя за старые долги новыми займами. Причем, и за долги, и за проценты по ним. Правительство рефинансирует долг таким образом. Но если в такой ситуации используется только метод финансирования дефицита, то рано или поздно дефицит окажется столь велик, что его покрытие через долги станет абсолютно невозможным. Тогда необходимо будет использовать эмиссионное финансирование, но только размер эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить эмиссию долями ежегодно. Это и может вызвать всплеск инфляции.
    • Дефицит государственного бюджета может стать хроническим.
    • Безысходность от выплат процентов по долгам может вынудить повысить налоги, а это может вызвать сокращение объемов производства, изменение базы налогообложения и, как следствие, уменьшение налоговых поступлений в казну государства.

 

Таким образом, внутренний государственный долг - задолженность государства перед своими гражданами - образуется в результате выпуска долговых обязательств с целью финансирования дефицита госбюджета и требует большой осторожности в своем использовании.

Внешний государственный долг – сумма всех задолженностей страны и ее резидентов у международных организаций, других стран и международных финансовых организаций. Таким образом, внешний госдолг - результат заимствований за границей.

Есть два основных пути появления внешнего государственного долга:

    • Взять займы у иностранных государств и частных иностранных компаний
    • Продать государственные ценные бумаги на внешних финансовых рынках

Информация о работе Проблемы внешней задолженности Республики Беларусь