Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:11, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – определить понятие «государственного долга», причины и последствия его образования, уровень влияния его на экономику, особенность его регулирования в Республике Беларусь.
Задачи данной курсовой работы – выяснить что такое «государственный долг», и в чем основная проблема внешнего государственного долга в Республике Беларусь.
Предмет исследования – внешний государственный долг Республики Беларусь, динамика его изменения.
В начале работы выясним что такое «государственный долг», каковы его виды, методы его подсчета, проблемы внешнего государственного долга в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2
Государственный долг: его понятие, сущность, основа возникновения……………………………………………………………..5
Понятие и причины возникновения государственного дефицита………..5
Понятие государственного долга…………………………………………...7
Виды государственного долга………………………………………………8
Методы оценки государственного долга…………………………………10
Функции государственного долга………………………………………....11
Подходы к пониманию госдолга в рыночной экономике……………….13
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГосударственныМ долгОМ Республики Беларусь…………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....25
Из основных целей привлечения и использования государственных займов можно выделить:
На данный момент проблема государственного долга для Республики Беларусь является вполне острой. Отношение валового внешнего долга к валовому внутреннему продукту (ВВП) составляло 58,6% на 1 октября 2012 г., по официальным данным. Хотя в принципе в мировой практике размер государственного долга на уровне 50-70% от объема ВВП не вызывает опаски. Стоит отметить, что внешний госдолг РБ имеет низкий риск рефинансирования и невысокую стоимость. Не стоит так пугаться данного показателя, он не всегда точно показывает ситуацию, из-за того, что источник его погашения не национальный продукт, а государственный бюджет. Поэтому оптимальнее сравнивать государственный долг с доходами бюджета (в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2012 год» доходы республиканского бюджета запланированы в размере 92 771 972 225 тыс. рублей).[4] Еще обязательно нужно отслеживать отношение внешнего долга и экспорта. Экспорт – основной источник получения валюты для возврата долгов иностранным кредиторам.
В первой главе говорилось, что государственный долг делится на внутренний и внешний. Наша страна исключением не является.
Внешним долгом в нашем правительстве занимается Совет Министров Республики Беларусь или Министерство финансов. Они организовывают получение и возврат внешних кредитов. Темп роста государственного долга лучше всего ограничить, сокращая бюджетные расходы на управление, дотации слабым предприятиям, оборону и обеспечив рост налоговых поступлений.
Регулированием внешнего долга Республики Беларусь государство занимается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» от 22 июня 1998 года, Положением «О порядке привлечения, использования и погашения внешних государственных займов» от 1 июня 1998 года и Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2012 год».
В соответствии со статьей 1 Закона «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» внешний государственный долг – это сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам за определенны период времени.[1,с. 2]
В соответствии со статьёй 31 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2012 год» лимит внешнего государственного долга Республики на конец 2012 года установлен в размере 14,3 млрд. долларов США. [3, c. 2] Изучая данные о внешнем долге за истекший 2012 год, то на 1 октября 2012 года внешний долг страны составил 12,7 млрд. долларов США.
01.01.2012 |
01.10.2012 | |
Валовый внешний долг Республики Беларусь. |
34,02 |
32,96 |
Внешний долг органов государственного управления. |
12,35 |
12,77 |
Таблица 2.1 - Внешний государственный долг Республики Беларусь (млрд.долл.США)
Примечание – Источник: составлено по [13, с. 1]
При анализе динамики развития внешних долгов Республики Беларусь и тенденции их изменения, можно получить следующую таблицу.
.
внешний долг на конец года, млрд. USD |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 |
2011 |
0.6068 |
0,5809 |
2,0363 |
3,5972 |
8,3630 |
10,0579 |
12,7787 |
Таблица 2.2 - Динамика внешнего государственного долга Республики Беларусь
Примечание – Источник: составлено по [16, с. 1]
Исходя из представленных данных мы можем сделать вывод, что внешний долг РБ весьма динамичен. Размеры его постоянно меняются, с учетом конкретных социально-экономических потребностей страны в различные периоды. Но явно прослеживается тенденция в увеличению размера данного показателя.
Основными кредиторами в настоящий момент Республики Беларусь являются Россия, Германия, Международный банк реконструкции и развития, США, Кувейт.
Опираясь на официальные данные, внешний долг Республики Беларусь имеет следующий вид.
Рост государственного долга Республики Беларусь до 2007 был умеренным и находился в пределах, намеченных государством. Размер долгов органов государственного управления начала расти в 2007 году. Особо сильный скачок в 2009 году, из-за кризиса мировой банковской системы. Этот скачок увеличил долг почти на 5 млрд. долларов США. К 1 октября 2012 долг органов государственного управления составил 12.7787 млрд. долларов США. По оценке МВФ золотовалютные резервы Беларуси составляют 8,126 млрд. долларов. Заметно, что золотовалютных средств не хватило бы даже для оплаты долгов органов государственного управления. [16, c. 1]
В соответствии с бюджетом Республики Беларусь на 2012 год, доходы государственного бюджета составят 92,771972225 трлн. рублей. По курсу доллара Нацбанка к белорусскому рублю на 1 января 2012 г. (8350 рублей за доллар) эта сумма равна 11,11 млрд. долларов США. А уже к концу года внешний долг в пересчете в доллары США составлял 12,7787 млрд. долларов. Это значит, что внешний долг органов государственного управления больше чем объем госбюджета. [16, c. 1]
Также стоит обратить внимание на размер валового внешнего долга на душу населения. К началу 2007 года каждый житель Республики был «должен» 704,6 доллара. К 1 октября 2012 эта цифра увеличилась до 3484,8 долларов США, при средней зарплате 487 долларов. [16, c. 1]
Выплаты по процентам к внешнему долгу органов государственного управления в 2007 составили 32,6 млн., а в 2008 уже 156,5 млн. долларов США. К 2012 цифра возросла втрое, и составил 494 млн. долларов США. Первые облигации правительство разместило под 9% годовых. Сейчас Беларуси придется платить примерно 8% годовых. Валовый внешний долг составил 58,6% от ВВП за 2012 год по официальным данным, а внешний долг органов внутреннего государственного управления составил 19% от ВВП за 2012 год. [16, c. 1]
Очевидно, что за каждым кредитом стоит тот, кто его дал, и кто будет получать проценты по выплатам.
Основные кредиторы нашей
Российская Федерация |
26% |
8,57 млрд. долларов США |
Международный Валютный Фонд |
25% |
8,24 млрд. долларов США |
Облигации на внешних финансовых рынках |
15% |
4,9 млрд. долларов США |
ЕврАзЭС |
14% |
4,61 млрд. долларов США |
Китайская Народная Республика |
13,5% |
4,44 млрд. долларов США |
Прочие займы |
6,5 |
2,2 млрд. долларов США |
Таблица 2.3 – Процентное распределение государственного долга Республики Беларусь по странам кредиторам
Примечание – Источник: составлено по [15, с. 1]
Доля государственного долга, задействованного в реализации инвестиционных проектов – 16,5 или 5,44 млрд. долларов США. Наиболее значимые из них: строительство АЭС, реконструкция трассы M5/Е271 Минск-Гомель, создание национальной системы спутниковой связи. [15, c. 1]
Важными показателями, характеризующими уровень задолженности страны, являются показатели ее кредитоспособности.
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу остаются неутешительными.
Показатели кредитоспособности |
01.01.2012 |
отношение внешнего госдолга к экспорту товаров и услуг, % |
71 |
отношение внешнего госдолга к ВВП, % |
58,6 |
Таблица 2.4 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь.
Примечание – Источник: собственная разработка
Основной проблемой
Касательно Республики Беларусь, капитал используется неэффективно и об этом свидетельствует просроченный задолженности не только по госдолгу, но и по кредитам банков и займов. Конечно это весьма негативно сказывается, на отношениях с кредиторами. Быстрее всего растет размер долга странам востока и международным финансовым организациям,
Около 70% привлекаемых иностранных кредитов направляется на валютно-не окупаемые проекты. Это усугубляет тяжесть бремени по возврату получаемых кредитов и уплате процентов по ним. [13, c. 1]
Рост размера государственного долга приводит к рост долгов без новых займов, а только за счет увеличения расходов для его обслуживания. Когда расходы по обслуживанию внешнего государственного долга превышают «красную черту» (отношений платежей для погашения кредитов и валютных поступлений равное 25%) то практически вся прибыль от экспорта в валюте идет на погашение кредитов и процентов, поэтому государству требуется привлечение новых займов для оплаты текущего импорта.
В 2012 Беларусь направила 1,63 млрд. долларов США на погашение и обслуживание внешнего государственного долга. В 2013 правительство вынуждено будет увеличить размер выплат в два раза до 3,2 млрд. долларов США. В 2014 такая тенденция сохраниться, можно сказать, 2013-2014 года - это пик выплат по внешним кредитам для Республики Беларусь. В сумме государству придется отправить за рубеж более 6 млрд. долларов США, что, конечно, скажется на ВВП и экономической ситуации в стране. Если в 2009 году страна заплатила своим зарубежным кредиторам $273,5 млн, в 2010-м — $757,3 млн, в 2011-м — $628,9 млн, то в 2012 году на погашение и обслуживание внешнего госдолга пришлось направить 1,63 млрд. долларов США. [17, c. 1]
Эта сумма кардинально отличается от предыдущих, выплаченных в прошлые годы и измеряющихся миллионами. Причем в нее входит не только часть "тела" основных долгов (925,7 млн), но и набежавшие проценты за обслуживание кредитов (705,9 млн). [17, c. 1]
Согласно официальным данным за 2012 год больше всего государство вернуло Международному валютному фонду – почти 563 млн. долларов, из них 133,9 млн. – проценты за обслуживание. На втором месте по уровню долгового бремени идут облигации на внешних финансовых рынка, это 440,8 млн. долларов США. Займы у КНР это 228,7 млн. долларов. Что касается кредитов, взятых у России и, находящегося под ее контролем Антикризисного фонда ЕврАзЭС, то за отмеченный год возврат проходил только по процентам, России – 136,7 млн, Антикризисному фонду – 106,6 млн. долларов США. Венесуэла получила в 2012 году 122,2 млн. долларов. Также и более мелкие займы, выглядящие не так внушительно: Всемирный банк – 13,1 млн., США – 5 млн., Германия – 526 тысяч долларов США. Стоит отметить, что отдельной статьей значатся платежи правительства Беларуси в качестве гаранта по погашению и обслуживанию внешних займов – это 14,8 млн долларов. [17, c. 1]
В общем можно отметить, что ухудшения качества долгового портфеля не происходит так, как средний срок долговых погашений кредитов составляет 6 лет, а стоимость их обслуживания около 4%. Но вот тенденция к увеличению внешнего государственного долга пугает, и потому правительству стоит принять меры по скорейшему росту инвестиционного кредитования. [17, c. 1]
Запланированный размер внешнего государственного долга к концу 2013 года составляет 14,3 млрд. долларов США, что на 1,8 млрд. больше нынешнего размера. Это увеличение планируется за счет займов от Всемирного банка и КНР на реализацию инфраструктурных проектов. Кроме этого Республики Беларусь имеет шанс получить два кредита Антикризисного Фонда ЕврАзЭС, речь идет о 880 млн. долларов. [17, c. 1]
Обратим внимание что в 2013 начнется строительство АЭС за счет государственного кредита от Российской Федерации, а это еще около 800 млн. долларов США. Однако и это не предел, Александр Лукашенко заявил, что будет добиваться еще одного кредита от МВФ в пределах от 2,5 до 5 млрд. долларов США. Правительство явно надеется на помощь МВФ в этом году, к тому же, новая программа фонда может стать зеленым светом для прихода инвесторов в Республику Беларусь. [17, c. 1]
Несмотря на все международные эксперты уверены в платежеспособности Республики Беларусь лишь в краткосрочный период, для уверенности в долгосрочной перспективе их сильно настораживает темпы роста долговой нагрузки государства.
Заключение
В современном мире практически нет такой страны, которая бы не имела бы государственного долга. Большинство стран берут государственные займы, потому что это очень удобный способ восполнения дефицита бюджета.
Бюджетный дефицит имеет различные причины возникновения, но в одном все случаи едины – разница между доходами и расходами становится отрицательной.
Государство всегда испытывало недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего является образование дефицита бюджета, а вместе с ним и госдолга. Перед государством поэтому встает проблема, с одной стороны, поиска дополнительных источников средств, а с другой - эффективного и действенного их использования.
Для восполнения это разницы государству требуются дополнительные средства, и когда повышение налогов не является оптимальным вариантом, правительство может надеяться только на государственный займ. Различают внешний и внутренний госзаймы. Внутренний – одалживание денежных средств внутри самой стран. Внешний – одалживание денежный средств за пределами государства.
Проблема потребностей в дополнительных денежных средствах с помощью государственного долга решается, но ее решение создает другие негативные явления, которые впоследствии могут увеличить инфляцию, снизить эффективность экономики и производственный потенциал страны, углубить дефицит бюджета, и увеличить угрозу долгового кризиса.
Информация о работе Проблемы внешней задолженности Республики Беларусь