Проблемы внешней задолженности Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Современные условия экономического развития стран обусловлены необходимостью внешнего финансирования, или иными словами внешнего заимствования. Еще с 70-х годов развитые страны посчитали необходимым рециркулировать свои сбережения в развивающиеся страны, однако эта попытка привела к не только положительным, но и к отрицательным результатам. В одних случаях увеличение задолженности сопровождалось позитивными изменениями в национальном хозяйстве, в других - превращалось в непосильное бремя экономики.

Содержание работы

Введение
Теория внешней задолженности
Понятие, сущность и значение внешней задолженности
Государство как заемщик, гарант и кредитор
Иностранные кредиты
Экономическая безопасность страны
Основные приемы при анализе динамики и структуры внешнего долга Республики Беларусь
Анализ динамики и структуры внешнего долга Республики Беларусь
Общая характеристика основных кредиторов Беларуси
Особенности формирования внешнего долга Беларуси
Особенности обслуживания внешнего долга Беларуси
Влияние внешнего долга на экономический рост Республики Беларусь
3.1 Анализ взаимосвязи внешнего долга и экономического роста Беларуси
3.2 Рекомендации по стабилизации внешней задолженности
Республике Беларусь

Файлы: 1 файл

проблемы внешней задолженности РБ(Республики Беларусь).docx

— 3.67 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Кафедра экономической теории и маркетинга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по макроэкономике

 

на тему: «Проблемы внешней задолженности Республики Беларусь»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент  гр.

 

 

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИТЕБСК

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

  1. Теория внешней задолженности
    1. Понятие, сущность и значение внешней задолженности
    2. Государство как заемщик, гарант и кредитор
    3. Иностранные кредиты
    4. Экономическая безопасность страны
  2. Основные приемы при анализе динамики и структуры внешнего долга Республики Беларусь
    1. Анализ динамики и структуры внешнего долга Республики Беларусь
    2. Общая характеристика основных кредиторов Беларуси
    3. Особенности формирования внешнего долга Беларуси
    4. Особенности обслуживания внешнего долга Беларуси
  3. Влияние внешнего долга на экономический рост Республики Беларусь

3.1 Анализ взаимосвязи внешнего долга и экономического роста Беларуси

3.2 Рекомендации  по стабилизации внешней задолженности

Республике  Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Приложение  А. Основные соотношения, рекомендованные Мировым банком для анализа внешнего долга, %

Приложение  Б. Классификация стран по уровню внешней задолженности

Приложение В. Динамика внешней задолженности Республики Беларусь 2006-2011 годы, млн. долларов США

Приложения  Г. Структура внешнего долга Республики Беларусь, млн. долл. США; %

Приложение Д. Основные кредиторы Республики Беларусь

Приложение Е. Показатели счета текущих операций Республики Беларусь за 2003 - 2010 гг.

Приложение  Ж. Обслуживание валового внешнего долга Республики Беларусь за 2008-2011 годы, %

Приложение  И. Организационная структура агентства  по управлению внешним долгом

Приложение  К. Структура модели

Приложение  Л. Прогнозы от МВФ

 

 

 

 

4

5

5

7

9

12

 

15

15

21

23

25

27

27

 

34

40

45

 

46

47

 

48

 

49

50

 

51

52

 

53

54

55


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современные условия экономического развития стран обусловлены необходимостью внешнего финансирования, или иными словами внешнего заимствования. Еще с 70-х годов развитые страны посчитали необходимым рециркулировать свои сбережения в развивающиеся страны, однако эта попытка привела к не только положительным, но и к отрицательным результатам. В одних случаях увеличение задолженности сопровождалось позитивными изменениями в национальном хозяйстве, в других - превращалось в непосильное бремя экономики.

 Сегодняшняя ситуация  развития Республики Беларусь  является главной темой для  обсуждения, ведь именно от того  какими способами и механизмами  регулирования экономики воспользуется  государство зависит будущее  страны. Одним из основных объектов  регулирования является внешняя  задолженность РБ и динамика  ее развития. Сущность заключается  в том, чтобы правильно и  грамотно использовать внешнее  заимствование для поддержания  платежного баланса страны,   неинфляционного покрытия бюджетного  дефицита, финансирование государственных  программ структурной перестройки  экономики и текущих централизованных  государственных потребностей. От  решение долговых проблем будет  зависеть стабильность национальной  валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, устойчивый  экономический рост, в связи с  девальвацией – преодоление обеднения  населения и др.

 Целью курсовой работы  будет рассмотрение проблемы  внешней задолженности, причины  ее возникновения исследование  сущности внешней задолженности,  основных показателей структуры и динамики долга и его влияния на экономику Беларуси.

 

1 Теория внешней задолженности

1.1 Понятие, сущность и значение внешней задолженности

Теория проблемы внешней  задолженности прошла 4 этапа своего развития [9, c.171]:

  1. 70-е гг. В развитых странах аккумулировано достаточно сбережений, чтобы их эффективно внедрять в развивающиеся страны, которые смогут справиться с дефицитом баланса текущих операций, смогут эффективно использовать займы и расплатиться с внешним долгом;
  2. 80-е гг. Выяснилось, что процентные ставки - высокие, сроки платежей сокращаются, развивающиеся страны подходят к грани банкротства. Платежи по долгам превышают приток новых кредитов. Теория внешней задолженности сконцентрировались на механизмах обеспечения платежей по долгам (debt repudiation). Что представляло собой смесь способов принуждения к платежам и поощрения стран, выполняющих свои обязательства;
  3. конец – 80-х. Основным механизмом решения долговой проблемы могут быть перенос сроков платежей и долгосрочная реструктуризация долга на много лет вперед, когда развивающиеся страны смогли бы потенциально начать выплаты по своим внешним обязательствам. Теория долгового навеса (debt overhang) – он является негативным налогом на государственные ресурсы и оказывает крайне негативное влияние на рост сбережений;
  4. 90-е (середина) – многие развивающиеся страны ни при каких условиях и никогда не смогут выплатить свою внешнюю задолженность, и что единственным способом решения проблемы их долгового бремени является простое списание значительное ее части. Теории внешнего долга сконцентрировались на анализе масштабов и механизмах такого списания.

По определению, внешний  долг – суммарные денежные обязательства  страны, выраженные денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность  страны по внешним займам и невыплаченным  по ним процентам.

Внешняя задолженность включает в себя различные виды долга, которые  классифицируются по следующим признакам:

  • по типу заемщиков - государственный долг; долг, гарантированный государством; частный (негосударственная часть внешнего долга);
  • по сроку погашения - долгосрочные обязательства (со сроком погашения более одного года); краткосрочные (срок погашения до одного года);
  • по типу кредитора - официальный долг (обязательства перед международными организациями и двусторонние обязательства перед другими государствами); частные долговые обязательства (долг коммерческим банкам, облигации и прочий долг). [4, с.103]

Привлечение государством внутренних и внешних займов для развития экономики (кредитование национального  импорта, развития реального сектора  и системы экспорта и т.п.) является нормальной международной практикой.  По которой во  внешней задолженности  действует два основных субъекта: кредитор, тот, кто дает в долг, и  дебитор, тот, на кого ложатся долговые обязательства. И те и другие преследуют свои выгоды: страна-кредитор - возврат  суммы с процентами, страна-дебитор  – решение с помощью полученной суммы ряда проблем, значимость которых  должна превышать уплачиваемые проценты. Государствам с менее сбалансированной экономикой приходиться прибегать  к внешним заимствованиям для:

  • проведения текущих централизованных потребностей;
  • поддержания курса национальной валюты, платежного баланса;
  • финансирования бюджетного дефицита.

Вследствие того, что эффект от таких внешних заимствований  невелик, а их объем превышает  платежные возможности, возникает  проблема с ростом госдолга. Иными  словами такие страны не способны справиться с платежами по обслуживанию долга (суммы платежей основной суммы  долга и проценты по остатку задолженности, производимые должником в течении  года) и приток новых кредитов означает углубление в долговую «яму». Теперь же речи о выгоде со стороны заемщика не может быть, а странам-кредиторам необходимо прибегать к инструментам, мотивирующим выплачивать долг. 

 

1.2 Государство как заемщик, гарант и кредитор

 

Государство для проведения своей политики нередко прибегает  к внешним финансированиям. Вследствие чего выступает как заемщик иностранных  средств. Согласно законодательной  базе Республики Беларусь внешние  займы  -  займы (кредиты) в иностранной  валюте,  по которым в качестве заемщиков выступают Республика  Беларусь  или  ее резиденты,  а  в качестве заимодавцев (кредитодателей) – иностранные государства,  международные  организации,  а также  иные нерезиденты  Республики Беларусь (далее - иностранные  кредиторы).

Обязательства по внешним  государственным  займам  возникают  из международных договорах, предоставлении гарантий, в  результате  выпуска  и  размещения  государственных  ценных  бумаг  в  качестве  государственных долговых обязательств на рынках ценных бумаг за пределами Республики  Беларусь[1, c.4].

Прежде чем брать в  долг, государству необходимо:

  1. определить цели внешних государственных заимствований;
  2. обосновать их необходимость привлечения, с учетом уровня кредитоспособности государства;
  3. оценить условия, на которых осуществляются внешние государственные займы, исходя из экономии бюджетных средств и эффективности их использования.

Порядок привлечения внешних  государственных займов устанавливается  Президентом Республики Беларусь.

Займы государства должны быть выплачены кредитодателю, ведь первый субъект принимает условия  второго и обеспечивает гарантии выплаты. Однако, поскольку заемщиком  является суверенное государство, никаких  механизмов принуждения его к  платежам не существует. Считается, что  мотивами, побуждающими страну рассчитываться по своим внешним обязательства, могут быть лишь угроза политической конфронтации со страной-кредитором, которая  может привести к конфискации  активов страны-должника, находящихся  на ее территории (здания, земля, самолеты в аэропортах, депозиты в банках), которые могут быть обращены в  погашение долга. А также: понижение  кредитного рейтинга, что может привести к стрессовым ситуациям; прекращению  двусторонней торговли; эмбарго на поставку ключевых товаров и предоставление частных кредитов; прекращению международной  помощи.

По решению    Правительства   Республики   Беларусь   средства, получаемые  по  внешним  государственным   займам,   предоставляются пользователям  под  гарантии  банков-агентов  по обслуживанию внешних государственных  займов или других банков.

Существует порядок, согласно которому государство гарантирует  выплаты внешних займов дебитору. Платежные требования  к  Республике  Беларусь,  выступающей   в качестве  гаранта  по  внешнему  займу,  направляются  Правительству Республики Беларусь. До предъявления  требования к Правительству Республики Беларусь иностранный кредитор должен предъявить требование к заемщику. Если заемщик  отказался удовлетворить соответствующие  требования иностранного кредитора, Правительство  Республики Беларусь принимает меры по исполнению обязательств заемщика полностью  или  в не исполненной им части. После чего к Правительству переходят права кредитора по этому обязательству, включая право требовать уплаты процентов на сумму, выплаченную кредитору, и возмещения  убытков,  понесенных  в  связи  с  ответственностью за заемщика. Эффективная реализация и своевременное исполнение  обязательств  по внешним государственным займам обеспечиваются административными и экономическими методами государственного регулирования.

Правительство Республики    Беларусь    и   Национальный   банк Республики  Беларусь  принимают  меры  по   созданию   условий   для эффективной  реализации  и своевременного исполнения обязательств по внешним государственным займам.

Республика Беларусь помимо заемной деятельности занимается и кредитной деятельностью.

В основном государственные  кредиты предоставляются иностранным  государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь, и осуществляется Правительством Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь.

Каждый финансовый год  в законе о республиканском бюджете  утверждается предельный объем и  программа предоставления Республикой  Беларусь государственных кредитов [2, c.2].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Республике Беларусь существуют все необходимые условия для проведения кредитной и заемной деятельностью, полностью гарантированной Правительством Республики Беларусь, согласно ее законодательной основе.

 

1.3 Иностранные кредиты

 

Иностранный кредит (см. также  международный кредит) - движение ссудного капитала в сфере международных  экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процента.

К основным функциям международного кредита относят:

  1. перераспределение ссудного капитала между странами мира для обеспечения расширенного воспроизводства, выравнивая национальную прибыль в среднюю;
  2. экономия издержек обращения в сфере международных расчетов путем использования кредитных средств (тратт, векселей, чеков, переводов и др.), развития и ускорения безналичных платежей;
  3. ускорение концентрации и централизации капитала благодаря использованию иностранных кредитов;
  4. регулирование экономики.

Международный кредит играет двойную роль в развитии производства: положительную и отрицательную. С одной стороны, кредит обеспечивает непрерывность воспроизводства  и его расширение. Он способствует интернационализации производства и обмена, углублению международного разделения труда. С другой стороны, международный кредит усиливает  диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя скачкообразное расширение прибыльных отраслей, сдерживает развитие отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные средства [14].

Кредитные средства из-за рубежа поступают по двум основным направлениям:

  1. по линиям международных экономических и финансово-кредитных организаций, банков развития и фондов (МБРР, МВФ, Эксимбанк Китая и т.д.);
  2. по межправительственным кредитным линиям (двухсторонне соглашения с Германией, Россией, США и т.д.).

Информация о работе Проблемы внешней задолженности Республики Беларусь