Проблемы внешней задолженности Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Современные условия экономического развития стран обусловлены необходимостью внешнего финансирования, или иными словами внешнего заимствования. Еще с 70-х годов развитые страны посчитали необходимым рециркулировать свои сбережения в развивающиеся страны, однако эта попытка привела к не только положительным, но и к отрицательным результатам. В одних случаях увеличение задолженности сопровождалось позитивными изменениями в национальном хозяйстве, в других - превращалось в непосильное бремя экономики.

Содержание работы

Введение
Теория внешней задолженности
Понятие, сущность и значение внешней задолженности
Государство как заемщик, гарант и кредитор
Иностранные кредиты
Экономическая безопасность страны
Основные приемы при анализе динамики и структуры внешнего долга Республики Беларусь
Анализ динамики и структуры внешнего долга Республики Беларусь
Общая характеристика основных кредиторов Беларуси
Особенности формирования внешнего долга Беларуси
Особенности обслуживания внешнего долга Беларуси
Влияние внешнего долга на экономический рост Республики Беларусь
3.1 Анализ взаимосвязи внешнего долга и экономического роста Беларуси
3.2 Рекомендации по стабилизации внешней задолженности
Республике Беларусь

Файлы: 1 файл

проблемы внешней задолженности РБ(Республики Беларусь).docx

— 3.67 Мб (Скачать файл)

Показателем, определяющим критичность уровня внешнего долга страны, является отношение общей суммы внешнего долга к ВВП, выраженное в процентах. Если при анализе данного индикатора использовать ВВП, рассчитанный в долларах на базе среднегодового обменного курса рубля, то в этом случае пороговое значение по разным оценкам колеблется от 60 до 80%. При его превышении обычно следует резкое падение доверия участников рынка, отток капитала, сопровождаемый повышением процентных ставок, наращивание суммы долга. В Беларуси в 2010 году доля валового внешнего долга к ВВП составила 52,2%, то есть пока она ниже порогового значения, но имеет тенденцию к росту.

Еще одним показателем, характеризующим обремененность страны внешними долговыми обязательствами, является отношение внешнего долга к стоимостному объему экспорта, выраженное в процентах. Приемлемой для национальной экономики является ситуация, когда такое отношение не превышает 200%. По итогам 2009 года в республике данный показатель составил 89%, что также значительно ниже порогового значения. В свою очередь, отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг на 1 января 2011 г. сложилось на уровне 95,6% против 88,8% на 1 января 2010 г. и 41% на 1 января 2009 г. С точки зрения экономической безопасности пороговое значение указанного индикатора в Программе социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010 гг. установлено на уровне не более 100%. То есть указанный индикатор, по сути, находится у критической отметки, поэтому сегодня важно наряду с ограничением внешнего долга усилить действия по наращиванию белорусского экспорта [10, c.7].

Рассматривая структуру  внешнего долга Республики Беларусь (приложение Г) за 2011 год можно сделать выводы о том, что большая часть внешних заимствований приходиться на долг центрального правительства и долг, гарантированный центральным правительством, по последним данным всего 13 401,10 млн. дол. США. Что составляет 40% от общей суммы задолженности страны. Другие сектора представлены в виде реального сектора экономики 11835 млн. дол. США. Большая часть этого долга (70%) представляет собой торговые кредиты, т.е. импорт в кредит или с частичной предоплатой. Ставки по таким кредитам равны 0, и определенную угрозу финансовой стабильности могут нести только в случае кризиса на валютном рынке. Еще 21% валового внешнего долга — 6981 млн. дол. США приходится на банковский сектор. Основной рост здесь был в 2010 году и был связан с тем, что банки с иностранным капиталом, в особенности с российским, привлекали средства от головных офисов. Масштабы же данной задолженности с точки зрения финансовых возможностей российских банков не столь значительны, что не должно вызвать особых проблем с ее обслуживанием или продлением. То же самое относится и к прямому внутрифирменному кредитованию 3%  — 884 млн. дол. США валового внешнего долга Беларуси. На органы денежно-кредитного управления приходится 6,5% валового внешнего долга, причем большая его часть – это своп-сделка с Китаем, также не требующая дополнительных расходов по ее обслуживанию.

 

 

    1.  Общая характеристика основных кредиторов Беларуси

 

Основными кредиторами Беларуси являются МВФ, Россия, Венесуэла, Германия, США, Международный банк реконструкции  и развития (Приложение Д).

МВФ (международный валютный фонд) предоставляет кратко- и среднесрочные  кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором  условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации [14].

Первоначальные и основные цели МВФ:

  1. способствовать развитию международного валютно-финансового сотрудничества;
  2. способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли;
  3. оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов;
  4. предоставлять ресурсы (при соблюдении адекватных гарантий) в распоряжение государств-членов, испытывающих затруднения в финансировании платежного баланса.

Основные функции МВФ  представлены в виде:

  1. кредитования;
  2. стабилизации денежных обменных курсов;
  3. консультировании стран дебиторов;
  4. разработки стандартов международной финансовой статистики;
  5. сбора и публикации международной финансовой статистики;

К основным видам деятельности МВФ в Беларуси можно выделить 3 основных направления, важнейшим из которых является сотрудничество с  Правительством и Национальным банком Беларуси при подготовке программ экономической  политики с акцентом на нижеследующие  макроэкономические вопросы:

  1. налогово-бюджетная и денежно- кредитная политика;
  2. обменный курс и торговая политика с целью достижения значительного экономического роста, низкой инфляции и устойчивости платежного баланса [15].

Совместно с МВФ МБРР также  предоставляет займы Республике Беларусь. Международный банк реконструкции  и развития (МБРР, англ. International Bank for Reconstruction and Development ) — основное кредитное  учреждение Всемирного банка. Международный  банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ  в соответствии с решениями Международной  валютно-финансовой конференции в  Бреттон-Вудсе в 1944 г.

В отличие от МВФ Международный  банк реконструкции и развития предоставляет  кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся  странах со средним уровнем доходов  на душу населения. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала  быть приняты в МВФ.

Основными целями МБРР являются:

  1. оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран‑членов;
  2. содействие частным иностранным инвестициям;
  3. содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов;
  4. сбор и публикация статистической информации;

В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий  кредитования. Сроки, объемы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями  кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определенными условиями. Все займы банка должны гарантироваться  правительствами стран-членов. Займы  выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трех до пяти лет [16].

Поддержка платежного баланса  и увеличение валютных резервов также  представлена в виде кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭс в размере 3 млрд долларов США. Этот кредит будет предоставляться  шестью траншами: первые 800 млн долл. США будут предоставлены 21 июня, а остальные транши, по 440 млн долл. США каждый, с конца 2011 по 2013 год. Этот кредит имеет 10-летний срок погашения, включая трехлетний льготный период. Проценты начисляются по трехмесячной переменной ставке с привязкой к  стоимости российских государственных  долговых обязательств. Ставка ограничена уровнем 4,9 процента. Каждый транш предоставляется  при условии выполнения мер, оговоренных  в соглашении с АКФ.

 

    1. Особенности формирования и внешнего долга Беларуси

 

Государство прибегает к  внешнему финансированию, прежде всего, для покрытия бюджетного дефицита, который в свою очередь складывается из разности расходов (закупка товаров  и услуг, социальные выплаты) и доходов (налоги). Природа образования бюджетных  дефицитов неразрывно связана с  понятием цикличности в экономической  сфере. Бюджетные дефициты достигают  максимальных размеров в период экономических  кризисов и депрессий, когда наблюдается  наибольшее снижение производства и  поступлений в государственный  бюджет. Так как дефицит государственного бюджета может покрываться из двух источников (внешних и внутренних), то внешний долг — это долг государства  перед нерезидентами. Таким образом, государственный долг тесно связан с понятием дефицита государственного бюджета. Если бюджетный дефицит  сохраняется на протяжении продолжительного периода времени, то неуклонно увеличиваются  размеры государственного долга. В  таком случае расходы на обслуживание долга становятся одной из первоочередных статей государственного бюджета и, в конце концов, причиной дефицита государственного бюджета, замыкая образовавшийся круг: дефицит государственного бюджета — рост государственного долга — дефицит государственного бюджета [8, c.197].

Помимо бюджетного дефицита, необходимо также покрывать платежный  баланс страны (показатели счета текущих операций) (приложение Е), который имеет рост с 2005 года – 1,4 % к ВВП и 2010 год – (-15,2%) к ВВП.

Внешний долг – задолженность  государства другим государствам и  международный финансовым организациям. Такой долг ложится тяжелый грузом на страну – надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг.

Наличие госдолга имеет следующие  реальные негативные последствия:

  1. внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения. Выплаты государственного долга приводят к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным, так как именно они покупают государственные облигации;
  2. снижается эффективность экономики, так как на обслуживание долга и на его выплату отвлекаются значительные средства из реального сектора экономики;
  3. создается угроза инфляции в долгосрочном периоде;
  4. выплата долга перекладывается на следующее поколение, сокращая объем потребления будущих налогоплательщиков. Снижается уровень благосостояния людей, создается психологическая напряженность в стране, порождая неуверенность деловой активности ее экономики;
  5. выплаты процентов и основной суммы по внешнему долгу вызывает перевод определенной части ВВП за рубеж;
  6. заем для рефинансирования долга или уплаты процента по нему приводит к увеличению процентной ставки, что снижает склонность к инвестированию.

Вследствие задолженность  ложиться тяжелым бременем на экономику  страны.

 

    1.  Особенности обслуживания внешнего долга Беларуси

 

Важным показателем оценки внешней задолженности страны является отношение суммы платежей по обслуживанию внешнего долга к стоимостному объему ВВП (приложение Ж), показывающее, какая часть ВВП направляется на погашение внешних долговых обязательств государства. Пороговое значение по данному показателю составляет 5%. В 2010 и 2011 году в Беларуси отношение суммы платежей по обслуживанию валового внешнего долга к стоимостному объему ВВП составило 9.5 и 10.7% соответственно.

Еще одним показателем, используемым при анализе внешнего долга, является норма обслуживания долга, которая рассчитывается как отношение суммы платежей по обслуживанию внешнего долга к стоимостному объему экспорта товаров и услуг. В мировой практике принято считать такое отношение критическим, если оно превышает 20-25% [10, c.9].

В 2010 году в Беларуси на 6,1% упала доля расходов по обслуживанию внешнего долга в выручке от экспорта товаров и услуг, и на 01.01.2011 эта доля составила 17.3%, на 01.07.2011 - 14.3%. В виду того, что 2011 год выдался кризисным для страны, можно предположить, что отношение обслуживания к экспорту еще больше увеличиться. Следовательно, большое количество экспорта отвлекается на выплаты процентов, основного долга и комиссии, что также негативно сказывается на экономику страны.

В 2011 году расходы по обслуживанию государственного внешнего долга остаются не столь существенными, порядка $0,9 млрд. Часть соответствующих платежей уже была сделана в начале года (по первому выпуску евробондов). С учетом текущих задолженностей, проблемы возникнут в 2013–2014 гг., на которые приходится пик выплат – $2,7 и 2,5 млрд. соответственно. Согласно прогнозу МВФ, это соответствует 3,7–3,8% от ВВП Беларуси. На эту сумму сокращаются возможности бюджета (т.е. больше, чем на 10%) по финансированию социальных программ, здравоохранения, образования, и инфраструктуры. Это существенный вызов для экономической политики, с учетом существующего дефицита, и угроза долгосрочному экономическому росту. В таких условиях дальнейшее наращивание государственного внешнего долга следует расценивать как нежелательное. Тем не менее, необходимо учесть, что внешний долг не обязательно погашать, его можно перекредитовать, но это возможно лишь, когда кредиторы уверены в будущей платежеспособности страны. В свою очередь, это требует стабильной макроэкономической среды, что на данный момент отсутствует. Кроме того, рыночные проценты по новым кредитам будут неизбежно выше, чем по полученным ранее займам от России и МВФ. Единственным плюсом Беларуси, увеличивающим шансы на получение новых кредитов, является большая доля госсобственности в экономике и соответствующий потенциал покрытия долгов за счет приватизации.

Уровень внешнего долга остается контролируемым, но способность Беларуси обслуживать внешние обязательства  будет зависеть от действенности  мер экономической политики. Беларусь ожидает трудный график погашения долга в предстоящие годы, включая выплаты коммерческим банкам и внешним кредиторам и возврат кредитов МВФ. Имеется значительный краткосрочный долг, что подвергает Беларусь риску, связанному с пролонгацией долга. Согласно базисному сценарию, общий объем внешнего долга будет продолжать расти в среднесрочной перспективе. Необходима решительная комплексная программа реформ, чтобы усилить способность Беларуси обслуживать свои обязательства [15].

 

3 Влияние внешнего долга на экономический рост Республики Беларусь

3.1 Анализ взаимосвязи  внешнего долга и экономический рост Беларуси

Информация о работе Проблемы внешней задолженности Республики Беларусь