Проблемы внешней задолженности Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Современные условия экономического развития стран обусловлены необходимостью внешнего финансирования, или иными словами внешнего заимствования. Еще с 70-х годов развитые страны посчитали необходимым рециркулировать свои сбережения в развивающиеся страны, однако эта попытка привела к не только положительным, но и к отрицательным результатам. В одних случаях увеличение задолженности сопровождалось позитивными изменениями в национальном хозяйстве, в других - превращалось в непосильное бремя экономики.

Содержание работы

Введение
Теория внешней задолженности
Понятие, сущность и значение внешней задолженности
Государство как заемщик, гарант и кредитор
Иностранные кредиты
Экономическая безопасность страны
Основные приемы при анализе динамики и структуры внешнего долга Республики Беларусь
Анализ динамики и структуры внешнего долга Республики Беларусь
Общая характеристика основных кредиторов Беларуси
Особенности формирования внешнего долга Беларуси
Особенности обслуживания внешнего долга Беларуси
Влияние внешнего долга на экономический рост Республики Беларусь
3.1 Анализ взаимосвязи внешнего долга и экономического роста Беларуси
3.2 Рекомендации по стабилизации внешней задолженности
Республике Беларусь

Файлы: 1 файл

проблемы внешней задолженности РБ(Республики Беларусь).docx

— 3.67 Мб (Скачать файл)

Поступающие в республику иностранные кредиты являются льготными  для заемщиков по сравнению с  кредитами, выдаваемыми коммерческими  банками республики. Льготный характер кредитования обеспечивается низкими процентными ставками, более длительным сроком предоставления средств, наличием моратория на выплату основного долга, а иногда и процентов.

Основным приоритетом  при использовании иностранных  кредитов является их целевое направление  для реализации инвестиционных проектов в различных отраслях экономики  республики с целью осуществления  структурной перестройки промышленности, развития транспорта, коммуникаций, укрепления экспортного потенциала белорусских  предприятий, создания новых производств  и технологий. Кроме того, кредиты  международных финансово-кредитных  организаций имеют и дополнительную цель – развитие малого и среднего бизнеса, а также в целом содействие процессам приватизации в Беларуси.

Однако следует отметить эффективность от получений и  использования иностранных кредитов, которая является достаточно низкой. К числу основных причин можно  отнести следующие: неурегулированность  отношений с международными финансовыми  организациями, наличие просроченной задолженности, недостаточное количество валютоокупаемых инвестиционных проектов, длительная процедура получения  гарантий Правительства. Особенно острой проблемой выступает неплатежеспособность предприятий, получивших или желающих получить средства из уже открытых кредитных линий.

Важнейшей причиной неэффективного использования и погашения иностранных  кредитов является отсутствие прямой материальной заинтересованности и  ответственности руководства государственных  предприятий, уполномоченных обслуживать  иностранный кредит, банков – правительственных  агентов за успешную реализацию проектов, под которые выданы эти кредиты. Так как в случае невыполнения кредитных обязательств по использованию  и погашению иностранных кредитов ответственность с руководителей  предприятий перекладывается на государство, которое вынуждено погашать задолженность за счет средств государственного бюджета.

Для того чтобы преодолеть существующие недостатки следует:

  1. изменить механизм предоставления, использования и погашения иностранных кредитов, привлекаемых под гарантии правительства;
  2. ужесточить требования к отбору и экспертизе проектов, которые финансируются за счет средств иностранного кредита;
  3. усилить контроль  и ответственность руководства предприятий, получивших кредиты.

Международные банки, предоставляющие  кредиты, играют важную роль в развитии экономика разных стран. Они способствуют аккумулированию свободных денежных средств для кредитоспособных и  нуждающихся в международном  финансировании стран, содействуя устойчивому  развитию путем предоставления займов, гарантий, продуктов для управления риском, аналитических и консультационных услуг.

 

1.4 Экономическая безопасность страны

 

Каждому человеку необходима гарантия в завтрашнем дне. Основная задача любого государства  - это  защита жизни, прав и свободы его  гражданина. С этой целью правительства  всех стран обеспечивают своим гражданам  национальную безопасность от внутренних и внешних негативных последствий  или угроз. Национальная безопасность включает оборонную, информационную, экологическую, энергетическую и др. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты.

Прежде чем перейти  к определению безопасности, необходимо выделить ее компоненты:

  1. поддержание государственного суверенитета и самостоятельного развития;
  2. международное положение;
  3. место в мировом разделении труда, в специализации и кооперации производства, в мировой торговле, международной финансовой и банковской системах, важнейших рынках товаров и услуг, ценных бумаг;
  4. самосохранение, самозащита и саморазвитие страны.

Для понимания сущности экономической  безопасности важно уяснить ее связь  с понятиями «развитие» и «устойчивость». Если экономика не развивается, то резко  сокращается возможность выживания, сопротивляемость и приспособляемость  к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость напрямую связана с  безопасностью, так как она отражает прочность и надежность ее элементов; вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы; способность  выдерживать внутренние и внешние  «нагрузки». Следовательно «безопасность  – это состояние объекта в  системе его связей с точки  зрения способности к выживанию  и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и труднопрогнозируемых факторов [11, c.6].»

Под экономической безопасностью  понимается такое состояние экономики  и институтов власти, при котором  обеспечиваются: гарантированная защита национальных интересов; социально  направленное развитие страны в целом; достаточный оборонный потенциал.

Сущность экономической  безопасности реализуется в системе  критериев и показателей. В мировой  практике существует около 20 параметров, которые позволяют придать измеримый  смысл экономическим представлениям. В системе индикаторов экономической  безопасности необходимо выделить следующие [11, c.34]:

  1. уровень и качество жизни;
  2. темпы инфляции;
  3. норму безработицы;
  4. экономический рост;
  5. дефицит бюджеты;
  6. государственный долг;
  7. «встроенность» в мировую экономику;
  8. состояние золотовалютных резервов;
  9. деятельность «теневой экономики».

Важное значение для экономической  безопасности имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые  значения, состоящая из групп:

  1. производственной сферы (объем ВВП на душу населения);
  2. уровня жизни населения (рождаемость, смертность, доходы и расходы населения и др.);
  3. финансового состояния (объемы внутреннего/внешнего долга к ВВП, дефицит бюджета и т.д.).

Финансовая безопасность является важной составной частью экономической. Сущностное содержание понятия «финансовая  безопасность» достаточно многогранно: оно затрагивает практически  все аспекты функционирования экономики  страны как на макро-, так и на микроуровне.

Финансовая безопасность есть состояние, при котором параметры  финансовой системы находятся в  допустимых пределах, обеспечивающих устойчивость экономики к внутренним и внешним угрозам, а также  предупреждающих экономический  ущерб страны.

При этом внутригосударственные  интересы включают:

  • умеренные и стабильные темпы инфляции;
  • стабильность денежно-кредитной системы;
  • ориентацию финансовой инфраструктуры на обслуживание производственного сектора.

Обобщающая оценка ситуации в финансовой сфере может быть сделана по следующим показателям:

  1. отношение внутреннего долга государства к ВВП в анализируемом периоде;
  2. годовой уровень инфляции;
  3. отношение текущей потребности в обслуживании и погашении внутреннего и внешнего долгов к доходной части бюджета государства в анализируемом периоде;
  4. отношение объема денежной массы к ВВП [3, c.296].

Таким образом, стратегия экономической безопасности включает в себя характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности; определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающим требованиям экономической безопасности; механизм обеспечения экономической безопасности страны.

Для Республики Беларусь обеспечение  экономической безопасности можно  представить в следующей формализованной  модели:

  1. анализ геополитической ситуации (прежде всего — на региональном уровне), выделение местных центров, определение направления и вектора развития; формирование спектра национальных интересов и угроз;
  2. четкое формулирование целей экономического развития, исходя из мировых и региональных тенденций, выделение блока национальных экономических целей, приоритетов и угроз;
  3. формирование экономической модели, разработка экономической политики, предусматривающие трансформацию существующей экономической системы в соответствии с рыночными принципами, интегрирование в экономические союзы и мировую экономическую систему;
  4. реализация концепций, планов, программ экономического развития;
  5. измерение экономической безопасности государства на основе наблюдения и анализа макроэкономических показателей в сопоставлении с общемировыми и региональными интегральными показателями и их пороговыми значениями, используемыми европейскими экономическими структурами для оценки экономического состояния государства как в делом по стране, так и по отдельным составляющим;
  6. внесение коррективов в экономическую политику с целью эффективной реализации национально-государственных приоритетов;
  7. определение стратегических партнеров (государств, их союзов), согласование с ними интересов и построение взаимовыгодных партнерских отношений [3, c.296].

Из вышесказанного можно  сделать вывод о том, что экономическая  безопасность играет важную роль в  устойчивом развитии не только экономики, но и страны в целом, так как  не обеспечив экономическую безопасность, практически невозможно решить ни одной  из задач, стоящих перед страной  во внутригосударственном и в  международном плане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основные приемы при анализе динамики и структуры внешнего долга Республики Беларусь

2.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга Республики Беларусь

 

Для анализа уровня и динамики внешнего долга, способности страны продолжать обслуживать внешний  долг, используя поступления валюты, что позволило бы сопоставлять его  между разными странами, Мировой  банк использует следующие соотношения (приложение А):

  1. EDT/ XGS — отношение общей суммы внешнего долга к экспорту товаров и услуг;
  2. EDT/GNI — отношение общей суммы внешнего долга к валовому национальному доходу;
  3. TDS/XGS — отношение платежей по обслуживанию долга к экспорту товаров и услуг;
  4. INT/GNI — отношение платежей процентов к ВНД;
  5. RES/EDT — отношение международных резервов к общей сумме внешнего долга;
  6. RES/MGS — отношение международных резервов к импорту товаров и услуг;
  7. Short term/EDT — доля краткосрочного долга в общей сумме внешнего долга;
  8. Concessional/EDT — доля краткосрочного долга в общей сумме внешнего долга;
  9. Multilateral/EDT — доля долга международным организациям в общей сумме внешнего долга.

В аналитических целях  считается, что верхним пределом оптимальности внешнего долга является соотношение EDT/XGS на уровне не более 200-250% и соотношение TDS/XGS не более 20-25%. При этом, правда, в числителе учитывается не весь внешний долг, а только государственный и гарантированный государством долг [9, c.171].

В зависимости от уровня показателей долгового бремени  страны, имеющие внешний долг, делятся  на несколько групп (приложение Б):

  1. страны с низким доходом и высоким долгом (Беларусь);
  2. страны со средним доходом и высоким долгом;
  3. страны с низким доходом и умеренным долгом;
  4. страны со средним доходом и умеренным долгом;
  5. страны с низким доходом и небольшим долгом;
  6. страны со средним доходом  и небольшим  долгом.

Начиная с 2006 года, стала  наблюдаться тенденция роста валового внешнего долга Республики Беларусь (приложение В). Однако до того как влияние мирового финансового кризиса распространилось на республику, данная тенденция не рассматривалась как негативная. Рост отрицательного сальдо торгового баланса в тот период объяснялся, в основном, увеличением цен на российские энергоносители. При этом темпы роста валового внешнего долга оставались невысокими, что позволяло рассматривать внешние заимствования как благоприятный фактор, обеспечивающий стабильное развитие национальной экономики [10, c.6].

Удорожание внешних заимствований во второй половине 2008 г. не остановило увеличение внешнего долга государства. Некоторое снижение стоимости внешних заимствований в 2009 году, в свою очередь стимулировало дальнейший рост внешнего долга Беларуси. Валовой внешний долг страны увеличился с 12,5 млрд долл. США на 01.01.2008 до 15,1 млрд долл. США на 01.01.2009 и до 22 млрд долл. США на 01.01.2010. То есть за 2 года валовой внешний долг республики вырос в 1,8 раза.

Нежесткая экономическая  политика, проводившаяся в 2010 году и  начале 2011 года, привела к валютному  кризису. В период перед президентскими выборами, состоявшимися в декабре 2010 года, власти Республики Беларусь значительно ослабили экономическую политику. Как следствие, возрос дефицит счета текущих операций и усилилось давление на резервы. После значительного сокращения резервов в начале 2011 года доверие к белорусскому рублю снизилось, что породило валютный кризис и вынудило НБРБ прекратить интервенции. Валютные рынки стали раздробленными, и возник черный рынок. После мер принятых правительством Республики Беларусь белорусский рубль вышел на плавающий курс, а разработанная программа мер совместно с АКФ (антикризисным фондом) способствовала привлечению 4 июня 2011 года кредита от ЕврАзЭс  3 млрд долларов США на поддержку платежного баланса и увеличение валютных резервов [15].

Информация о работе Проблемы внешней задолженности Республики Беларусь