Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 23:35, курсовая работа
Современные условия экономического развития стран обусловлены необходимостью внешнего финансирования, или иными словами внешнего заимствования. Еще с 70-х годов развитые страны посчитали необходимым рециркулировать свои сбережения в развивающиеся страны, однако эта попытка привела к не только положительным, но и к отрицательным результатам. В одних случаях увеличение задолженности сопровождалось позитивными изменениями в национальном хозяйстве, в других - превращалось в непосильное бремя экономики.
Введение
Теория внешней задолженности
Понятие, сущность и значение внешней задолженности
Государство как заемщик, гарант и кредитор
Иностранные кредиты
Экономическая безопасность страны
Основные приемы при анализе динамики и структуры внешнего долга Республики Беларусь
Анализ динамики и структуры внешнего долга Республики Беларусь
Общая характеристика основных кредиторов Беларуси
Особенности формирования внешнего долга Беларуси
Особенности обслуживания внешнего долга Беларуси
Влияние внешнего долга на экономический рост Республики Беларусь
3.1 Анализ взаимосвязи внешнего долга и экономического роста Беларуси
3.2 Рекомендации по стабилизации внешней задолженности
Республике Беларусь
Поступающие в республику иностранные кредиты являются льготными для заемщиков по сравнению с кредитами, выдаваемыми коммерческими банками республики. Льготный характер кредитования обеспечивается низкими процентными ставками, более длительным сроком предоставления средств, наличием моратория на выплату основного долга, а иногда и процентов.
Основным приоритетом
при использовании иностранных
кредитов является их целевое направление
для реализации инвестиционных проектов
в различных отраслях экономики
республики с целью осуществления
структурной перестройки
Однако следует отметить
эффективность от получений и
использования иностранных
Важнейшей причиной неэффективного
использования и погашения
Для того чтобы преодолеть существующие недостатки следует:
Международные банки, предоставляющие
кредиты, играют важную роль в развитии
экономика разных стран. Они способствуют
аккумулированию свободных
1.4 Экономическая безопасность страны
Каждому человеку необходима гарантия в завтрашнем дне. Основная задача любого государства - это защита жизни, прав и свободы его гражданина. С этой целью правительства всех стран обеспечивают своим гражданам национальную безопасность от внутренних и внешних негативных последствий или угроз. Национальная безопасность включает оборонную, информационную, экологическую, энергетическую и др. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты.
Прежде чем перейти к определению безопасности, необходимо выделить ее компоненты:
Для понимания сущности экономической
безопасности важно уяснить ее связь
с понятиями «развитие» и «устойчивость».
Если экономика не развивается, то резко
сокращается возможность
Под экономической безопасностью
понимается такое состояние экономики
и институтов власти, при котором
обеспечиваются: гарантированная защита
национальных интересов; социально
направленное развитие страны в целом;
достаточный оборонный
Сущность экономической
безопасности реализуется в системе
критериев и показателей. В мировой
практике существует около 20 параметров,
которые позволяют придать
Важное значение для экономической безопасности имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые значения, состоящая из групп:
Финансовая безопасность является важной составной частью экономической. Сущностное содержание понятия «финансовая безопасность» достаточно многогранно: оно затрагивает практически все аспекты функционирования экономики страны как на макро-, так и на микроуровне.
Финансовая безопасность есть состояние, при котором параметры финансовой системы находятся в допустимых пределах, обеспечивающих устойчивость экономики к внутренним и внешним угрозам, а также предупреждающих экономический ущерб страны.
При этом внутригосударственные интересы включают:
Обобщающая оценка ситуации в финансовой сфере может быть сделана по следующим показателям:
Таким образом, стратегия экономической безопасности включает в себя характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности; определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающим требованиям экономической безопасности; механизм обеспечения экономической безопасности страны.
Для Республики Беларусь обеспечение
экономической безопасности можно
представить в следующей
Из вышесказанного можно
сделать вывод о том, что экономическая
безопасность играет важную роль в
устойчивом развитии не только экономики,
но и страны в целом, так как
не обеспечив экономическую
2 Основные приемы при анализе динамики и структуры внешнего долга Республики Беларусь
2.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга Республики Беларусь
Для анализа уровня и динамики внешнего долга, способности страны продолжать обслуживать внешний долг, используя поступления валюты, что позволило бы сопоставлять его между разными странами, Мировой банк использует следующие соотношения (приложение А):
В аналитических целях считается, что верхним пределом оптимальности внешнего долга является соотношение EDT/XGS на уровне не более 200-250% и соотношение TDS/XGS не более 20-25%. При этом, правда, в числителе учитывается не весь внешний долг, а только государственный и гарантированный государством долг [9, c.171].
В зависимости от уровня показателей долгового бремени страны, имеющие внешний долг, делятся на несколько групп (приложение Б):
Начиная с 2006 года, стала наблюдаться тенденция роста валового внешнего долга Республики Беларусь (приложение В). Однако до того как влияние мирового финансового кризиса распространилось на республику, данная тенденция не рассматривалась как негативная. Рост отрицательного сальдо торгового баланса в тот период объяснялся, в основном, увеличением цен на российские энергоносители. При этом темпы роста валового внешнего долга оставались невысокими, что позволяло рассматривать внешние заимствования как благоприятный фактор, обеспечивающий стабильное развитие национальной экономики [10, c.6].
Удорожание внешних
Нежесткая экономическая политика, проводившаяся в 2010 году и начале 2011 года, привела к валютному кризису. В период перед президентскими выборами, состоявшимися в декабре 2010 года, власти Республики Беларусь значительно ослабили экономическую политику. Как следствие, возрос дефицит счета текущих операций и усилилось давление на резервы. После значительного сокращения резервов в начале 2011 года доверие к белорусскому рублю снизилось, что породило валютный кризис и вынудило НБРБ прекратить интервенции. Валютные рынки стали раздробленными, и возник черный рынок. После мер принятых правительством Республики Беларусь белорусский рубль вышел на плавающий курс, а разработанная программа мер совместно с АКФ (антикризисным фондом) способствовала привлечению 4 июня 2011 года кредита от ЕврАзЭс 3 млрд долларов США на поддержку платежного баланса и увеличение валютных резервов [15].
Информация о работе Проблемы внешней задолженности Республики Беларусь