Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 19:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть виды, формы безработицы и специфику проблемы занятости в России.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1.Определить проблемы занятости и безработицы;
2. рассмотреть состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России;
Проводится профориентация, создаются центры трудоустройства в вузах страны, временные рабочие места для молодых людей, расширяется их участие в программе "Молодёжная практика". Осуществляются мероприятия, связанные с адаптацией молодёжи на рынке труда.
2. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России
Численность экономически активного населения к концу 2003 г. составила 50% от общей численности населения России или около 70,9 млн. человек. По состоянию на ноябрь 2003 г., 39 млн. человек или 59,7% общей численности занятых работали в крупных и средних организациях.
Общая численность безработных (согласно определению, указанному в методологии МОТ), по состоянию на конец 2003 г. составила 6,3 млн. человек или 8,9% экономически активного населения. Одновременно в органах государственной службы занятости было зарегистрировано 1,6 млн. человек в качестве безработных.
Ниже на рисунке представлена динамика
численности безработных в
Источник: Госкомстат РФ, расчеты РЭО
В целом можно сказать, что в 2003 г. сохранилась тенденция роста доли официально зарегистрированного в качестве безработных населения, начавшаяся в середине 2000 г. Одновременно тенденция сокращения общей численности безработных в процентах к экономически активному населению прекратилась и в 2003 г. наблюдалась стабилизация данного показателя на уровне 8,5%.
Одним из наиболее наглядных показателей для анализа ситуации, сложившейся на рынке труда является коэффициент напряженности (количество человек на 1 вакантное место)
Как видно из рисунка, динамика значений коэффициента напряженности носит цикличный характер и, начиная с 2001 г., самые низкие значения приходятся на период с июля по октябрь, причем с каждым годом минимальный уровень находится выше минимума предыдущего года, а в 2003 г. в октябре произошло даже повышение значения коэффициента.
Анализируя ситуацию в области
занятости, сложившейся в 2003 г., можно
сделать вывод о том, что тенденция
по сокращению доли безработных в
общей численности экономически
активного населения, намеченная в
предыдущие два года, фактически прекратилась.
На мой взгляд, это в большей
степени обусловлено тем, что
после кризиса 1998 г. последовала
волна увольнений, после чего в
течение ряда лет происходила
коррекция, которая, судя по всему, прекратилась
в 2003 г. Одновременно нарастает напряженность
на рынке труда, вызванная описанными
выше процессами. Однако если общая
численность безработных
Таким образом, нельзя исключать того, что в 2004 г. ситуация в области занятости и безработицы не улучшится. В целом, следует говорить о том, что нельзя медлить с принятием кардинальных мер по стимулирования занятости.
Ситуация на рынках труда в разных
субъектах Российской Федерации
различна. Допустим, если рассматривать
ситуацию за период с 2003 по январь 2004 года
по численности не занятых трудовой
деятельностью граждан, состоящих
на учете в органах
Так значительную проблему составляет существенная дифференциация, сложившаяся в настоящее время по уровню безработицы на отдельных территориях Российской Федерации. Так, например, если к апрелю 2003 года высокие показатели уровня безработицы (свыше 10.0%) наблюдались в Республике Ингушетия и Корякском автономном округе, то в Оренбургской, Липецкой, Тверской областях, в г.Москве и г.Санкт-Петербурге этот же показатель равен 0.7%-0.8%.
При этом, как показывает практика, возможности государства по снижению отмеченной дифференциации довольно ограничены. В условиях низких доходов населения и недостаточно развитого рынка жилья основными инструментами снижения безработицы в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда может являться механизм привлечения инвестиций в те регионы, где ощущается большая потребность в создании новых рабочих мест, развитии новых форм занятости населения. К таким регионам, с напряженной ситуацией на рынке труда, которые определил Минтруд России, относятся: республики Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Тыва, Кабардино-Балкарская Республика, Агинский Бурятский и Коми-Пермяцкий автономные округа, Тамбовская область. А также 5 территорий, в которых сложилась неблагоприятная ситуация на рынке труда, пограничная с напряженной - республики Алтай, Адыгея, Марий Эл, Алтайский край и Астраханская область.
Прогноз ситуации на рынке труда на 2004 - 2005 год
В 2004 году положительный прирост
населения трудоспособного
Ожидается, что иностранная рабочая сила в целом не окажет существенного влияния на ситуацию на российском рынке труда. Вместе с тем, в ряде приграничных районов Сибири и Дальнего Востока, а также центральных районах страны и на Северном Кавказе, где отмечается значительное количество нелегальных трудовых мигрантов, ситуация может осложниться.
По прогнозу Госкомстата России,
в 2004 - 2005 годах продолжится отток
населения из северных и восточных
районов страны, наиболее богатых
сырьевыми ресурсами, прежде всего
из районов Сибири и Дальнего Востока
в размере 202 тыс. человек. В то же
время миграционный прирост населения
в 433 тыс. человек будет отмечаться
в Центральном федеральном
По прогнозу Минэкономразвития России, среднегодовая численность занятых в экономике увеличится с 65,2 млн. человек в 2002 году до 65,5 млн. человек в 2004 году и 66,0 млн. человек в 2005 году.
При этом сохранится тенденция роста
численности занятых в
Численность занятых в отраслях непроизводственной сферы будет расти незначительно с 20,2 млн. человек в 2002 году до 20,5 млн. человек в 2005 году.
Изменения произойдут в структуре
занятости населения по секторам
экономики различных форм собственности.
Так, численность занятых в частном
секторе негосударственной
С учетом отмеченных демографических
факторов общая среднегодовая
Среднегодовая численность зарегистрированных
безработных увеличится с 1,2 млн. человек
в 2002 году до 1,4 млн. человек в 2004 и 1,3
млн. человек в 2005 году, а доля регистрируемой
безработицы в общей
С учетом рассмотренных выше факторов Минтруд России считает, что реальная численность безработных может быть выше, чем прогнозирует Минэкономразвития России.
3. Государственное регулирование и стратегическое планирование занятости
В реализации среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2002–2004 годы среди основных задач в области социальной политики, которая «составляет одну из важшейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально – экономическим развитием общества» , особое значение приобретают вопросы:
• сокращения уровня бедности населения и связанного с этим роста платежеспособного спроса со стороны большинства категорий граждан;
• безусловной приоритетности инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике;
• создания для трудоспособного
населения экономических
Важно подчеркнуть, что успешное выполнение
всех указанных задач, комплексно связано
с решением одной очень важной
социально-экономической задачи –
созданием условий для
В новых условиях государственная
политика занятости должна быть еще
более тесно взаимосвязана с
общими направлениями социально-
При определении основных направлений
деятельности Правительства Российской
Федерации в области занятости
и рынка труда в первую очередь
необходимо учитывать существенный
рост в 2002–2004 годах численности
населения в трудоспособном возрасте
с 87,9 млн. до 89,3 млн. человек, или на 1,4
млн. человек. В связи с этим нельзя
исключать возможность
Одновременно на рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству будет иметь место существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда.
Для регулирование занятости государство предпринимает следующие действия:
- в период массовой безработицы
сокращает законодательно
- рекомендует проводить на
- досрочно увольняет на пенсию
работников государственного
- создает новые рабочие места
и организует общественные
Реализация государственной
o создание правовой базы, регулирующей
вопросы занятости и
Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.
o создание условий со стороны государства для самозанятости населения.
В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.
o обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.
o поощрение территориальной
Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.
Информация о работе Проблемы занятости в современной экономике России