Проблемы занятости в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть виды, формы безработицы и специфику проблемы занятости в России.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1.Определить проблемы занятости и безработицы;
2. рассмотреть состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России;

Файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 57.61 Кб (Скачать файл)

Проводится профориентация, создаются центры трудоустройства  в вузах страны, временные рабочие  места для молодых людей, расширяется  их участие в программе "Молодёжная практика". Осуществляются мероприятия, связанные с адаптацией молодёжи на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России

Численность экономически активного  населения к концу 2003 г. составила 50% от общей численности населения  России или около 70,9 млн. человек. По состоянию на ноябрь 2003 г., 39 млн. человек  или 59,7% общей численности занятых  работали в крупных и средних  организациях.

Общая численность безработных (согласно определению, указанному в методологии  МОТ), по состоянию на конец 2003 г. составила 6,3 млн. человек или 8,9% экономически активного населения. Одновременно в органах государственной службы занятости было зарегистрировано 1,6 млн. человек в качестве безработных.

Ниже на рисунке представлена динамика численности безработных в процентах  к экономически активному населению  с января 1998 г. по декабрь 2003 г.

Источник: Госкомстат РФ, расчеты РЭО

В целом можно сказать, что в 2003 г. сохранилась тенденция роста  доли официально зарегистрированного  в качестве безработных населения, начавшаяся в середине 2000 г. Одновременно тенденция сокращения общей численности  безработных в процентах к  экономически активному населению  прекратилась и в 2003 г. наблюдалась  стабилизация данного показателя на уровне 8,5%.

Одним из наиболее наглядных показателей  для анализа ситуации, сложившейся  на рынке труда является коэффициент  напряженности (количество человек на 1 вакантное место)

Как видно из рисунка, динамика значений коэффициента напряженности носит  цикличный характер и, начиная с 2001 г., самые низкие значения приходятся на период с июля по октябрь, причем с каждым годом минимальный уровень находится выше минимума предыдущего года, а в 2003 г. в октябре произошло даже повышение значения коэффициента.

Анализируя ситуацию в области  занятости, сложившейся в 2003 г., можно  сделать вывод о том, что тенденция  по сокращению доли безработных в  общей численности экономически активного населения, намеченная в  предыдущие два года, фактически прекратилась. На мой взгляд, это в большей  степени обусловлено тем, что  после кризиса 1998 г. последовала  волна увольнений, после чего в  течение ряда лет происходила  коррекция, которая, судя по всему, прекратилась в 2003 г. Одновременно нарастает напряженность  на рынке труда, вызванная описанными выше процессами. Однако если общая  численность безработных снижалась  в предыдущие годы, то коэффициент  напряженности на рынке труда уже начиная с середины 2001 г. сигнализировал о том, что происходит нарастание угрозы роста безработицы. Данный фактор проявился только в 2003 г.

Таким образом, нельзя исключать того, что в 2004 г. ситуация в области  занятости и безработицы не улучшится. В целом, следует говорить о том, что нельзя медлить с принятием  кардинальных мер по стимулирования занятости.

Ситуация на рынках труда в разных субъектах Российской Федерации  различна. Допустим, если рассматривать  ситуацию за период с 2003 по январь 2004 года по численности не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих  на учете в органах государственной  службы занятости, то можно наблюдать  совершенно разную картину. В каких-то округах происходит увеличение числа  не занятых трудовой деятельностью  граждан, а в других наоборот уменьшение.

Так значительную проблему составляет существенная дифференциация, сложившаяся  в настоящее время по уровню безработицы на отдельных территориях Российской Федерации. Так, например, если к апрелю 2003 года высокие показатели уровня безработицы (свыше 10.0%) наблюдались в Республике Ингушетия и Корякском автономном округе, то в Оренбургской, Липецкой, Тверской областях, в г.Москве и г.Санкт-Петербурге этот же показатель равен 0.7%-0.8%.

При этом, как показывает практика, возможности государства по снижению отмеченной дифференциации довольно ограничены. В условиях низких доходов населения  и недостаточно развитого рынка  жилья основными инструментами  снижения безработицы в регионах с напряженной ситуацией на рынке  труда может являться механизм привлечения  инвестиций в те регионы, где ощущается  большая потребность в создании новых рабочих мест, развитии новых  форм занятости населения. К таким регионам, с напряженной ситуацией на рынке труда, которые определил Минтруд России, относятся: республики Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Тыва, Кабардино-Балкарская Республика, Агинский Бурятский и Коми-Пермяцкий автономные округа, Тамбовская область. А также 5 территорий, в которых сложилась неблагоприятная ситуация на рынке труда, пограничная с напряженной - республики Алтай, Адыгея, Марий Эл, Алтайский край и Астраханская область.

Прогноз ситуации на рынке труда  на 2004 - 2005 год

В 2004 году положительный прирост  населения трудоспособного возраста уменьшится до 366 тыс. человек, по сравнению  с предыдущим годом, а начиная  с 2007 года начнется абсолютное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте; миграционный прирост населения, главным образом из стран ближнего зарубежья (стран СНГ и Балтии) составит около 450 тыс. человек, из которых  более половины придется на лиц трудоспособного  возраста.

Ожидается, что иностранная рабочая  сила в целом не окажет существенного  влияния на ситуацию на российском рынке труда. Вместе с тем, в ряде приграничных районов Сибири и Дальнего Востока, а также центральных районах страны и на Северном Кавказе, где отмечается значительное количество нелегальных трудовых мигрантов, ситуация может осложниться.

По прогнозу Госкомстата России, в 2004 - 2005 годах продолжится отток  населения из северных и восточных  районов страны, наиболее богатых  сырьевыми ресурсами, прежде всего  из районов Сибири и Дальнего Востока  в размере 202 тыс. человек. В то же время миграционный прирост населения  в 433 тыс. человек будет отмечаться в Центральном федеральном округе, что осложнит ситуацию на региональном рынке труда.

По прогнозу Минэкономразвития  России, среднегодовая численность  занятых в экономике увеличится с 65,2 млн. человек в 2002 году до 65,5 млн. человек в 2004 году и 66,0 млн. человек  в 2005 году.

При этом сохранится тенденция роста  численности занятых в материальном производстве с 45,0 млн. человек в 2002 году до 45,5 млн. человек в 2005 году в  основном за счет отраслей промышленности (машиностроения и металлообработки, химической и нефтеперерабатывающей, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, оборонно-промышленного комплекса), торговли и общественного питания, при сохранении практически неизменной доли занятых в материальном производстве в общей численности занятых  в экономике.

Численность занятых в отраслях непроизводственной сферы будет  расти незначительно с 20,2 млн. человек  в 2002 году до 20,5 млн. человек в 2005 году.

Изменения произойдут в структуре  занятости населения по секторам экономики различных форм собственности. Так, численность занятых в частном  секторе негосударственной формы  собственности увеличится с 30,4 млн. человек в 2002 году до 31 млн. человек в 2005 году. В государственном секторе экономики прирост занятых составит лишь 100 тыс. человек и численность занятых здесь не превысит 24,7 млн. человек.

С учетом отмеченных демографических  факторов общая среднегодовая численность  безработных граждан, рассчитанная по методологии МОТ (в соответствии с прогнозом Минэкономразвития  России), возрастет в рассматриваемый  период с 6,5 млн. человек (9,1% от экономически активного населения) до 7,0 млн. человек  в 2004 году и 6,9 млн. человек в 2005 (9,5% от экономически активного населения).

Среднегодовая численность зарегистрированных безработных увеличится с 1,2 млн. человек  в 2002 году до 1,4 млн. человек в 2004 и 1,3 млн. человек в 2005 году, а доля регистрируемой безработицы в общей численности  безработных, определяемых по методологии  МОТ, возрастет с 18,5% до 18,8% соответственно.

С учетом рассмотренных выше факторов Минтруд России считает, что реальная численность безработных может  быть выше, чем прогнозирует Минэкономразвития  России.

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственное регулирование и стратегическое планирование занятости

В реализации среднесрочной программы  социально-экономического развития Российской Федерации на 2002–2004 годы среди основных задач в области социальной политики, которая «составляет одну из важшейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально – экономическим развитием общества» , особое значение приобретают вопросы:

• сокращения уровня бедности населения  и связанного с этим роста платежеспособного  спроса со стороны большинства категорий  граждан;

• безусловной приоритетности инвестиций в человека, и прежде всего в  образование, которое является непременным  условием конкурентоспособности нашей  страны в мировой экономике;

• создания для трудоспособного  населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных  доходов обеспечить более высокий  уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования  и здравоохранения, достойный уровень  жизни в пожилом возрасте.

Важно подчеркнуть, что успешное выполнение всех указанных задач, комплексно связано  с решением одной очень важной социально-экономической задачи –  созданием условий для обеспечения  в нашей стране наиболее полной и  эффективной занятости населения. Политика занятости как важнейшая  составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для  возможно более полного использования  потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.

В новых условиях государственная  политика занятости должна быть еще  более тесно взаимосвязана с  общими направлениями социально-экономического развития общества. В практической деятельности это означает обязательный учет интересов политики занятости  при принятии решений в области  инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной  политики, реализации производительных, научно-технических и социальных программ.

При определении основных направлений  деятельности Правительства Российской Федерации в области занятости  и рынка труда в первую очередь  необходимо учитывать существенный рост в 2002–2004 годах численности  населения в трудоспособном возрасте с 87,9 млн. до 89,3 млн. человек, или на 1,4 млн. человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция  между молодежью, вступающей в трудоспособный возраст, и высвобождаемыми работниками  среднего и старшего возраста. Учитывая это, в перспективе по-прежнему главной  задачей остается недопущение массовой безработицы, особенно в тех регионах, где она уже в настоящее  время близка к критической отметке.

Одновременно на рынке труда, в  силу обострения конкуренции, внедрения  в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных  требований к качеству будет иметь  место существенный рост дефицита квалифицированных  работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг  и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения  квалификации и переподготовки рабочих  и специалистов, внедрения эффективных  систем управления, организации и  мотивации труда.

Для регулирование занятости государство предпринимает следующие действия:

- в период массовой безработицы  сокращает законодательно установленную  продолжительность рабочего дня  и рабочей недели;

- рекомендует проводить на предприятиях  «разделение рабочих мест» между  работниками (для увеличения занятости);

- досрочно увольняет на пенсию  работников государственного сектора  экономики, которые не дослужили  до пенсии 2-3 года.

- создает новые рабочие места  и организует общественные работы, особенно для хронически безработных  и молодежи.

Реализация государственной политики занятости населения также должна осуществляется, на мой взгляд, по таким  основным направлениям, как:

o создание правовой базы, регулирующей  вопросы занятости и социальной  защиты безработных;

Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.

o создание условий со стороны  государства для самозанятости населения.

В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого  должна быть сформирована соответствующая  законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.

o обучение, переобучение и повышение  квалификации кадров.

o поощрение территориальной мобильности  рабочей силы.

Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам  и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать  в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной  политики занятости должны быть мероприятия  по организованному набору рабочей  силы.

Информация о работе Проблемы занятости в современной экономике России