Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 19:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть виды, формы безработицы и специфику проблемы занятости в России.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1.Определить проблемы занятости и безработицы;
2. рассмотреть состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России;
o регулирование международных потоков рабочей силы.
В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами.
Также, я думаю, к основным направления государственной политики на рынке труда необходимо отнести:
o осуществление мер по
o создание единой
o содействие незанятой молодежи
в возрасте до 18 лет, не имеющей
профессии, специальности и
Расширение занятости в
Следует отметить, что структурные сдвиги в российской экономике, которые сопровождаются высвобождением большого числа работников с предприятий, испытывающих экономические трудности, повышают значимость территориальных аспектов политики занятости. Поэтому в этих условиях приоритетом государственной политики занятости становится содействие занятости и обучению безработных в тех регионах и населенных пунктах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных предприятий, влекущие массовое высвобождение работников.
Одним из ключевых элементов нового
подхода к политике занятости
является повседневное внедрение современных
методов профилирования безработных,
которые получили широкое распространение
в практике служб занятости промышленно
развитых стран. Профилирование позволяет
с помощью специальных
Одним из инструментов реализации политики
государства в области
Государственным органам необходимо больше направлять бюджетных средств на мероприятия по содействию трудоустройству населения, куда входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и др., а также мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан и профессиональной ориентации граждан. Но в сравнительном анализе за 2001 – 2002 года наблюдается снижение государственного участия в данном вопросе (См. таблицу 3 в приложении).
Подводя итог данного пункта, хочу
отметить, что забота государства
о достижении в стране наиболее полной
и эффективной занятости
На мой взгляд, регулирование и стратегическое планирование занятости имеет очень важное значение для экономики страны. Для успешной подготовки и принятия управленченских решений в области занятости необходим глубокий количественный и качественный анализ населения как производственной силы общества, субъекта производства.
Заключение.
Из всего сказанного можно
сделать следующие выводы. Являются
ли последствия безработицы
Действительно, в переходный
период единственным средством побудить
большие массы людей
Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в видколичества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.
Появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов. Подобные исследования представляют несомненный интерес, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы. Однозначным представляется вывод о том, что у нас появилась массовая безработица, которая хотя и не достигла пиковых значений, но служит причиной ухудшения материального положения народного большинства. Несомненным является и то, что расширение сферы безработицы в России оказалось весьма сложным и противоречивым процессом с неоднозначными последствиями. С одной стороны, она, как и везде в обществах с рыночной экономикой стала своеобразной "резервацией", куда попадают те, кто в силу объективных причин работники производств и предприятий, плохо адаптирующихся к рынку, жители депрессивных регионов и т.д. или по субъективным обстоятельствам оказались лишними в трансформирующемся хозяйстве. Часть, по мере возрастания потребности в рабочей силе, возвращается в производство, другие окончательно выбывают из него. С другой стороны, безработица играет роль специфической школы приспособления к новым условиям, в особенности для молодежи, отчасти для среднего поколения. Роль "резервации" берет на себя само производство, с его избыточной занятостью. Наоборот, многие из тех, кто проходит подобную школу именно в составе безработных, в особенности тех, кого безработица заставляет активизироваться, овладевать навыками трудовой деятельности рыночного типа, нередко остаются невостребованными производством, реструктуризация которого задерживается. В результате безработные и занятые живут, так сказать, в едином социально-экономическом и социально-психологическом пространстве.
Для кардинального решения
проблем безработицы надо в корне
менять политику занятости. И в особенности
федеральный закон. Нельзя сегодня
пассивно сдерживать безработицу. Нельзя
допустить, чтобы существовала катастрофически
большая величина безработицы. Только
целенаправленное активное повышение
уровня занятости населения на действующих
и на вновь создаваемых
В безработицу все в большей мере втягиваются как мужчины, так и женщины. А это означает, что все больше становится детей и подростков, растущих в такой обстановке, когда они не видят, чтобы их отцы и матери когда-либо ходили на работу.
Проблема существует - это факт. Но первые шаги к ее преодолению уже сделаны. Государственная программа уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активной государственной поддержке.
4 Библиографический список
1.Некрестьянова С. Социально-экономические условия, влияющие на общероссийский и региональные рынки труда // Резонанс.— 2009.— № 5. — С.55
2.Закон РФ от 19.04.1991 г.№ 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в редакции от 18.10.2007 г.// Собр. законодательства РФ.—2007.— №15 (Октябрь
3.Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru/wps/portal, 2010
4.Киселёва К.И. Проблемы занятости населения Российской Федерации // Труд и социальные отношения. — 2008. — № 12. — С. 115
5.Киселёва К.И. Проблемы занятости населения Российской Федерации // Труд и социальные отношения. — 2008. — № 12. — С. 116
6.Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru/wps/portal, 2010
7.Финансовый аудит. МРОТ в 2009
году.http://financial-audit.
8.Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru/wps/portal, 2010
9.Россия 2008: статистический справочник / Федеральная служба государственной статистики / Ред. В.Л. Соколин, Э.Ф. Баранов, М.И. Гельвановский — М., 2008. — С. 255
10.Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru/wps/portal, 2010
11.Денисова И.А., Савватеев А.В. Эффективность активных программ содействия занятости населения в России. / Препринт. - М.: ЦЭФИР, 2002.
12.Логвинов С.А. Макроэкономическое стратегическое планирование: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2001.
13.Логвинов С.А., Павлова Е.Г. Стратегическое планирование: Учебное пособие. М.: Финансовая академия, 2002.
14 Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда. Москва, ИНФРА-М, 2000. Гл.10.
15.Современный экономический словарь. – 3 – е изд.., - М.: ИНФРА – М, 2003
16. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.
17.Архангельская Н. Кто беден в России? // Эксперт. - 2004, № 16, с. 88 - 94
18.Бреев Б.Д. Экономические последствия безработицы: оценка потерь. // Общество и экономика. - 2002. №5.
19.Четвернина Т. Масштабы безработицы в России и способы её измерения. // Вопросы экономики. - 1999, № 11
20.Государственный комитет Российской Федерации по статистике. «Обследование населения по проблемам занятости»., М.: Февраль 2003.
21.«Регионы России». Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2002: статистический сборник/ Госкомстат России. – М., 2002.
22 Россия в цифрах. 2003: Краткий статистический сборник/Госкомстат России. – М., 2003.
23. «Труд и занятость в России»: Статистический сборник/ Госкомстат России. – М., 2001.
24. Данные Минтруда России и Минэкономразвития России. (www.government.ru)
26. Занятость и безработица в 2003 г. - материалы Вестника русского экономического общества (www.ress.ru)
Информация о работе Проблемы занятости в современной экономике России