Проблемы занятости в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть виды, формы безработицы и специфику проблемы занятости в России.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1.Определить проблемы занятости и безработицы;
2. рассмотреть состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России;

Файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 57.61 Кб (Скачать файл)

o регулирование международных  потоков рабочей силы.

В этих целях должны быть подписаны  международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между  государствами.

Также, я думаю, к основным направления государственной политики на рынке труда необходимо отнести:

o осуществление мер по предупреждению  высвобождений работников, смягчению  последствий массовых высвобождений  на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;

o создание единой информационной  системы о спросе на рабочую  силу и ее предложении, расширение  доступа населения к информации  о вакансиях с целью сокращения  времени поиска гражданами работы;

o содействие незанятой молодежи  в возрасте до 18 лет, не имеющей  профессии, специальности и впервые  вступающей на рынок труда,  в направлении в учреждения  профессионального образования  для получения соответствующего  образования до начала трудовой  деятельности.

Расширение занятости в будущем  зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию  и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

Следует отметить, что структурные  сдвиги в российской экономике, которые  сопровождаются высвобождением большого числа работников с предприятий, испытывающих экономические трудности, повышают значимость территориальных  аспектов политики занятости. Поэтому  в этих условиях приоритетом государственной  политики занятости становится содействие занятости и обучению безработных  в тех регионах и населенных пунктах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных предприятий, влекущие массовое высвобождение работников.

Одним из ключевых элементов нового подхода к политике занятости  является повседневное внедрение современных  методов профилирования безработных, которые получили широкое распространение  в практике служб занятости промышленно  развитых стран. Профилирование позволяет  с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению  проблем таких безработных. Услуги службы занятости в части трудоустройства  оказываются более результативными, если они становятся обязательным дополнением  системы пособий по безработице.

Одним из инструментов реализации политики государства в области занятости  населения является прежде всего стратегическое планирование, предусматривающее использование правового, экономического и финансового механизмов. «Основными формами стратегического планирования занятости населения в Российской Федерации являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, федеральных целевых программ содействия занятости населения, комплексных программ создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития» .

Государственным органам необходимо больше направлять бюджетных средств  на мероприятия по содействию трудоустройству  населения, куда входят: организация  ярмарок вакансий и учебных рабочих  мест, социальная адаптация безработных  граждан на рынке труда, информирование населения и работодателей о  положении на рынке труда, организация  временного трудоустройства безработных  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите и др., а также  мероприятия по профессиональному  обучению безработных граждан и  профессиональной ориентации граждан. Но в сравнительном анализе за 2001 – 2002 года наблюдается снижение государственного участия в данном вопросе (См. таблицу 3 в приложении).

Подводя итог данного пункта, хочу отметить, что забота государства  о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения  и росте на этой основе его доходов  является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Главное при этом: уже на предварительных  стадиях разработки различных программ и прогнозов обеспечить жесткую  координацию решения экономических  и социальных вопросов, встраивание  проблем занятости населения  в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований как на федеральном, так и на региональном уровне.

На мой взгляд, регулирование  и стратегическое планирование занятости  имеет очень важное значение для экономики страны. Для успешной подготовки и принятия управленченских решений в области занятости необходим глубокий количественный и качественный анализ населения как производственной силы общества, субъекта производства.

 

 

 

 

 

Заключение.

Из всего сказанного можно  сделать следующие выводы. Являются ли последствия безработицы серьезной  проблемой? Несомненно. Социально-экономические  проблемы безработицы рассматриваются  наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального  формирования структуры занятости  является вытеснение их с неэффективных  производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер  может вызвать массовое банкротство  предприятий и возникновение  такой волны безработицы, которая  неизбежно приведет к социальному  взрыву. Необходимо соблюдение “разумной меры” жесткости.

Очень часто оценивается  лишь экономический эффект безработицы в видколичества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

Появляется не просто возможность  оценить социальный ущерб или  косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного  времени, падения интенсивности  и производительности труда), но и  прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов. Подобные исследования представляют несомненный интерес, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы. Однозначным представляется вывод о том, что у нас появилась массовая безработица, которая хотя и не достигла пиковых значений, но служит причиной ухудшения материального положения народного большинства. Несомненным является и то, что расширение сферы безработицы в России оказалось весьма сложным и противоречивым процессом с неоднозначными последствиями. С одной стороны, она, как и везде в обществах с рыночной экономикой стала своеобразной "резервацией", куда попадают те, кто в силу объективных причин работники производств и предприятий, плохо адаптирующихся к рынку, жители депрессивных регионов и т.д. или по субъективным обстоятельствам оказались лишними в трансформирующемся хозяйстве. Часть, по мере возрастания потребности в рабочей силе, возвращается в производство, другие окончательно выбывают из него. С другой стороны, безработица играет роль специфической школы приспособления к новым условиям, в особенности для молодежи, отчасти для среднего поколения. Роль "резервации" берет на себя само производство, с его избыточной занятостью. Наоборот, многие из тех, кто проходит подобную школу именно в составе безработных, в особенности тех, кого безработица заставляет активизироваться, овладевать навыками трудовой деятельности рыночного типа, нередко остаются невостребованными производством, реструктуризация которого задерживается. В результате безработные и занятые живут, так сказать, в едином социально-экономическом и социально-психологическом пространстве.

Для кардинального решения  проблем безработицы надо в корне  менять политику занятости. И в особенности  федеральный закон. Нельзя сегодня  пассивно сдерживать безработицу. Нельзя допустить, чтобы существовала катастрофически  большая величина безработицы. Только целенаправленное активное повышение  уровня занятости населения на действующих  и на вновь создаваемых высокоэффективных  наукоемких рабочих местах поможет  вывести российскую экономику из тупика, дать простор развитию рыночных и социальных перспектив не на бумаге, а на деле.

В безработицу все в  большей мере втягиваются как  мужчины, так и женщины. А это  означает, что все больше становится детей и подростков, растущих в  такой обстановке, когда они не видят, чтобы их отцы и матери когда-либо ходили на работу.

Проблема существует - это  факт. Но первые шаги к ее преодолению  уже сделаны. Государственная программа  уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активной государственной  поддержке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Библиографический список

1.Некрестьянова С. Социально-экономические условия, влияющие на общероссийский и региональные рынки труда // Резонанс.— 2009.— № 5. — С.55

2.Закон РФ от 19.04.1991 г.№ 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в редакции от 18.10.2007 г.// Собр. законодательства РФ.—2007.— №15 (Октябрь

3.Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru/wps/portal, 2010

4.Киселёва К.И. Проблемы занятости населения Российской Федерации // Труд и социальные отношения. — 2008. — № 12. — С. 115

5.Киселёва К.И. Проблемы занятости населения Российской Федерации // Труд и социальные отношения. — 2008. — № 12. — С. 116

6.Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru/wps/portal, 2010

7.Финансовый аудит. МРОТ в 2009 году.http://financial-audit.ru/buh/manuals/manuals_62.htm

8.Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru/wps/portal, 2010

9.Россия 2008: статистический справочник / Федеральная служба государственной статистики / Ред. В.Л. Соколин, Э.Ф. Баранов, М.И. Гельвановский — М., 2008. — С. 255

10.Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru/wps/portal, 2010

11.Денисова И.А., Савватеев А.В. Эффективность активных программ содействия занятости населения в России. / Препринт. - М.: ЦЭФИР, 2002.

12.Логвинов С.А. Макроэкономическое стратегическое планирование: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2001.

13.Логвинов С.А., Павлова Е.Г. Стратегическое планирование: Учебное пособие. М.: Финансовая академия, 2002.

14 Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда. Москва, ИНФРА-М, 2000. Гл.10.

15.Современный экономический словарь. – 3 – е изд.., - М.: ИНФРА – М, 2003

16. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

17.Архангельская Н. Кто беден в России? // Эксперт. - 2004, № 16, с. 88 - 94

18.Бреев Б.Д. Экономические последствия безработицы: оценка потерь. // Общество и экономика. - 2002. №5.

19.Четвернина Т. Масштабы безработицы в России и способы её измерения. // Вопросы экономики. - 1999, № 11

20.Государственный комитет Российской Федерации по статистике. «Обследование населения по проблемам занятости»., М.: Февраль 2003.

21.«Регионы России». Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2002: статистический сборник/ Госкомстат России. – М., 2002.

22 Россия в цифрах. 2003: Краткий статистический сборник/Госкомстат России. – М., 2003.

23. «Труд и занятость в России»: Статистический сборник/ Госкомстат России. – М., 2001.

24. Данные Минтруда России и Минэкономразвития России. (www.government.ru)

26. Занятость и безработица в 2003 г. - материалы Вестника русского экономического общества (www.ress.ru)


Информация о работе Проблемы занятости в современной экономике России