Процессы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы: изучение и анализ сущности процессов управления и их принадлежности к науке и искусству.
Основными задачами курсовой работы являются:
• Развитие менеджмента.
• Рассмотрение сущность менеджмента.
• Изучение менеджмент с точки зрения принадлежности к науке и искусству.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 58.63 Кб (Скачать файл)

Введение

 
В  настоящее  время  трудно  назвать  более  важную  и  многогранную   сферу  деятельности,  чем управление,  или  менеджмент,  от  которого  в  значительной  мере  зависят  и  эффективность производства,  и  качество  обслуживания  населения.  
 
Тема моей курсовой работы «Менеджмент как деятельность, наука и искусство».  
В  данной  работе  рассмотрим менеджмент как деятельность, науку, искусство управления, т.е. уделим внимание всем сторонам и особенностям менеджмента. 
 
 О менеджменте принято говорить как об искусстве управления организациями. Можно приобрести навыки управления фирмой, отраслью, регионами, труднее управлять непосредственно людьми и наиболее сложно научиться управлять собой, управлять своей собственной жизнью. Существует огромное число изданий, содержащих рекомендации по рациональному управлению компаниями разного рода, структурам организаций, механизмам принятия решений, способам предотвращения и разрешения конфликтов, технологией общения и пр. При этом под успехом управления понимается не только максимизация прибыли или создание необходимых условий для этого, не только материальные стороны жизни, но и всестороннее развитие личности, самореализация, адекватность своего бытия образу собственного “я”, идентификацию себя и своего места в обществе. 
 
Управление является такой же профессией, как и все остальные, а обучение менеджменту стало привычным делом в подготовке профессионалов управления. В то же время, развитие навыков управления необходимо всем работникам в организации. В эпоху постоянных изменений от менеджера требуется умение использовать имеющиеся знания в конкретной ситуации, а так же выбирать направление приложения усилий всей организации. Осмысление данного понятия - совсем не праздное занятие. Многие беды в обществе обусловлены не столько разрушительными действиями природных сил, сколько непониманием и неорганизованностью усилий людей.

Исходя из понимания актуальности вопроса о принадлежности менеджмента  к науке или искусству, автором  курсовой работы было определено, что  предметом изучения является взаимосвязь  двух категорий «науки и искусства» в процессе управления.

Объект изучения: особенности менеджмента как деятельность, наука и искусство.

Целью курсовой работы: изучение и анализ сущности процессов управления и их принадлежности к науке и искусству.

Основными задачами курсовой работы являются:

  • Развитие менеджмента.
  • Рассмотрение сущность менеджмента.
  • Изучение менеджмент с точки зрения принадлежности к науке и искусству.
  • Определение предмета, целей и принципов менеджмента
  • Выявление основных функций и методов менеджмента
  • Выявление роли современного менеджера и его качеств в достижении организационной эффективности и управлении организаций.

 

Глава1. Теоретические  основы менеджмента. 
1.1 Развитие представлений о менеджменте.

 

«Менеджмент» (management) в переводе на русский язык означает «управление», происходит от корня латинского слова «рука». (менеджмент, Деревяго)

Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.(основы менеджмента Мескон).

Менеджментом  называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента  предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства – компьютеры, программные продукты, сеть Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое.

По мере развития производства и экономических  связей в обществе происходило усложнение управления. Возникновение и совершенствование рыночной экономики вызвало к жизни потребность в более творческих управляющих, лучше информированных о том, как наилучшим образом управлять организациями.

Менеджер  – кто это? Менеджер - это человек, занимающий управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации. Роль менеджеров состоит в том, что производственные, экономические, технические и социальные задачи они решают в организационном порядке, воздействуя на людей, которые должны непосредственно реализовать решение на практике.

Работа  менеджеров также имеет много  общих характеристик, в то время  как круг их обязанностей, степень ответственности и сферы деятельности могут существенно различаться. Американский теоретик Генри Минцберг определил три больших класса ролей: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Все роли взаимосвязаны и взаимодействуют для достижения единого целого.(менеджмент, Деревяго)

Рационально управлять своими делами - своей  производственной деятельностью и  своей жизнью в целом – основа успеха для любого из нас.

Другими словами, каждый человек в определенной степени является менеджером. Он управляет  самим собой. Из этого следует, что  знание основ менеджмента полезно  каждому.

В сообществах  людей всегда присутствовало управление. Главы семейств, вожди родов и  племен, советы старейшин играли и  играют большую роль во всех видах  первобытных человеческих обществ. При появлении государств, проблемы управления вышли на первый план. Отметим, что сразу же с момента появления письменности появились (и дошли до нас) записи менеджеров о проблемах управления – деловые документы, рассуждения и учебная литература. Так, древнегреческий философ Платон (в традиционной хронологии – родился в 428 или 427 г. и умер в 348 или 347 г. до н.э.) во многих своих сочинениях обсуждал вопросы менеджмента. Например, в обширной книге [19] он сконструировал идеальную систему управления государством. Его идеи активно обсуждаются и в настоящее время.

Большой вклад в менеджмент внесли полководцы, генералы и офицеры. Методы управления войсками проверялись самым жестким  образом – в сражении с противником. «Наука побеждать» генералиссимуса  Александра Васильевича Суворова (1729-1800) должна быть настольной книгой у менеджера, желающего выйти победителем в схватке с конкурентами.

Разработка  методов управления производством  стала актуальной с того момента, как появилось разделение труда  в ходе единого технологического процесса. Очевидно, такое разделение труда необходимо при выполнении крупных проектов, например, строительстве  дворцов, кораблей, крепостей, пирамид. Революционной оказалась идея стандартизации. Создание кирпича – стандартного элемента строительных конструкций  – позволило резко поднять  производительность в ходе строительных работ. Разделение труда – основа мануфактур. Они составляли основу производства в XVI – XVIII в. В силу узкой  специализации работников и орудий труда мануфактуры способствовали углублению общественного разделения труда и подготовили переход  к машинному производству.

В истории менеджмента можно выделить четыре основные сложившиеся школы:

  1. Научная школа менеджмента. Начало современного периода развития менеджмента приходится на конец XIX – начало ХХ в. К менеджменту, прежде всего к управлению производством, стали относится как к предмету научного изучения. Стали тщательно анализироваться бизнес-процессы, прежде всего технологические процессы, в том числе движения работников во время труда. Цель такого анализа – повышение производительности путем рационализации трудового процесса.

Существенный  вклад в это направление внесли американец Ф.У. Тейлор. Он ставил перед собой задачу повышение производительности труда. Тейлор показывал, что в задачу менеджера должны входить: подбор, обучение и расстановка рабочих на те места, где они могут принести наибольшую пользу, установление для них заданий, распределение материальных ресурсов, обеспечение их рационального расходования, современный контроль их действий в соответствии с нормалью.

Один  из важнейших выводов Тейлора  в том, что именно награда представляет собой инструмент стимулирования производительности труда. Так же им впервые предложена новая организационная структура  управления. Вместо традиционно принятой линейной структуры управления он предложил  функциональную, когда вместо одного руководителя, знающего множество функций  и поэтому дорогостоящего, привлекались более дешевые работники, специализирующиеся на определенных функциях управления ( планирование, мотивация, организация, контроль). Заслугой Тейлора является признание менеджмента в качестве самостоятельной сферы и вида деятельности, самостоятельного научного знания.

Значительный  вклад в менеджмент внес американский инженер и промышленник Генри Форд. Он разработал теорию, получившую название «фордизм», основные положения которой можно сформулировать так:

    • высоко оплачивать труд каждого рабочего и контролировать, что бы он работал все 48 часов в неделю, но не больше.
    • обеспечивать наилучшее состояние всех машин, настаивать на их абсолютной чистоте, приучать людей уважать окружающих.

Форд максимально разделил производственный процесс на простейшие операции, которые  могли выполнять не квалифицированные  рабочие.  (Деревяго)

  1. Административная школа менеджмента примыкает к научно школе. Она ориентирована на управление организациями, регионами, странами.

Принципиально важный вклад в менеджмент внес французский  ученый и практик Анри Файоль. Он предложил линейно-штабную структуру управления, которая и сегодня является повсеместно распространенной. Так же он пришел к выводу, что аппарат управления должен быть системой иерархической. Директор завода – генерал, его помощники (специалисты), остальные служащие и рабочие.

Американским  последователем идей А. Файоля был Г. Эмерсон, вершиной исследований которого было создания 12 принципов производительности. Он считал, что правильные принципы даже в руках посредственных руководителей оказываются эффективнее безсистемных и случайных действий «профессионалов».  Большое внимание Эмерсон уделял вопросам правильного подбора кадров. Он считал, что основное внимание должно обращаться на внутренний потенциал человека.

Логическим  завершением классической школы  управления стала концепция «рациональной  бюрократии» Макса Вебера. Он выделил  три типа власти, которой обладает руководитель: харизматический,  традиционный и идеальный. Харизматический –  руководитель обладает исключительными  личными качествами, позволяющими ему  быть неформальным лидером. Традиционный – происходит естественная замена лидера и члены организации подчиняются лидеру. Идеальный тип основан на специальном разделении власти, регламентированном должностными инструкциями  и обеспечивающим руководителю возможность быть формальным лидером.

Основной  недостаток исследования классической школы являлось то, что представители  рассматривали возможность повышения  эффективности организации путем  внутренней организацией без учета  внешней среды.(деревяго)

  1. В менеджменте 30-50-х годов ХХ в. видную роль играла школа человеческих отношений. Представители школы человеческих отношений настаивали на необходимости анализа психологической деятельности индивида и выдвинули положение о том, что «человек — главный объект внимания». Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо. В результате эксперимента он пришел к выводу, что на производительность труда оказывают влияние психологические факторы и групповые ценности. Исследования показали, что на эффективность труда работников влияют : отношение руководства к проблемам коллектива; взаимоотношения в коллективе. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав «привязанности людей». Это - не простая задача, а «социальное искусство». Была установлена важность адекватной системы коммуникаций, прежде всего каналов передачи информации от работников к управляющим. Процитируем Мейо: «Менеджер добивается успехов или терпит поражение в той пропорции, в которой он безоговорочно принимается группой как власть и лидер».
  2. Школа «поведенческих» наук. В соответствии с теорией бихейвиоризма (от англ. behaviour – поведение), т.е. поведение человека есть положительная реакция на повторяющиеся положительные стимулы, которые способствуют выработке устойчивого поведения. Наиболее яркими ее представителями были американские социальные психологи Ренсис Лайкерт (1903-1981), Дуглас Мак Грегор (1906-1964) и Абрахам Маслоу (1908-1970). Они считали, что эффективность управления в фирме следует повышать воздействием на каждого человека в отдельности с помощью различных видов стимулирования. Работы представителей этой школы явились основой для относительно самостоятельной области менеджмента – управления персоналом. Наиболее известна «пирамида потребностей Маслоу», согласно которой потребности человека удовлетворяются в следующем порядке: физиологические потребности; потребности в безопасности; социальные потребности (любовь, дружба, принадлежность к группе); потребности в уважении (признании и самоутверждении); потребности в самореализации (самовыражении). Из научных результатов бихейвиористской школы вытекает, что люди трудятся не только из-за денег, поэтому не всегда позволяет поднять эффективность работы. Согласно исследованиям Фредерика Герцберга (университет штата Юта, США) размер вознаграждения относится к т.н. «гигиеническим» факторам. В обычных условиях наличие гигиенических факторов воспринимается как естественное и не оказывает мотивационного воздействия. Однако отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности трудом. Другими словами, величина оплаты труда может побудить уйти с работы, но не может стимулировать повышение производительности, особенно если вознаграждение фиксировано (повременная оплата).

Информация о работе Процессы управления