Процессы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы: изучение и анализ сущности процессов управления и их принадлежности к науке и искусству.
Основными задачами курсовой работы являются:
• Развитие менеджмента.
• Рассмотрение сущность менеджмента.
• Изучение менеджмент с точки зрения принадлежности к науке и искусству.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 58.63 Кб (Скачать файл)

Методы, применяемые в теории систем, получили название системного анализа. Этот анализ позволил построить математические модели целевого управления, планирования, финансирования и других важнейших  процессов, интересующих менеджмент, и  получить важные теоретические и  практические результаты.

 

 

 

 

 

Глава 2. Место и роль менеджмента. 
2.1 Функции и методы менеджмента.

 

Система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.

В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая  должна быть максимально связана  с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно  связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или  с результатами деятельности всей фирмы.

 
В современном  менеджменте выделяется пять основных функций:

– прогнозирование  и планирование;

– организация;                                                                                   

– активизация  и стимулирование;

– координация  и регулирование;

– учет, анализ и контроль.                                                                                                                

 

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена  на отдельные функции, которые сосредоточены  в трех основных группах: 
- общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность); 
- управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация); 
- конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).

 

Успешно управлять – значит уметь справляться  с заданиями и выполнять их достаточно хорошо для того, чтобы  получить желаемый результат.

Управление  включает в себя множество разнообразных  действий, таких как планирование, распределение ресурсов, решение  проблем, принятие решений, управление операциями и контроль.

Хорошее управление требует совсем немного  времени и усилий. Легко сказать, что управлять – слишком сложно и стоически переносить любые  трудности и проблемы. Иногда пустить  все на самотек кажется самым  простым выходом, особенно если вы не уверены в том, что нужно для  эффективного управления. Важно осознавать необходимость целенаправленных действий. Не помешает знать, и как преодолевать препятствия, которые могут помешать полностью реализовать ваши управленческие способности.

Прогнозирование и планирование – основа менеджмента и его первый этап. На этом этапе вырабатываются цели деятельности и определяются пути их достижения.

Прогнозирование предшествует планированию. Оно представляет собой исследование будущего организации, нацеленное на решение его стратегических, долговременных задач. По результатам  прогноза расставляются вехи плана, определяются возможные ресурсы, оцениваются  ожидаемые условия и среда  деятельности, рыночная конъюнктура  и т. п. Источниками прогноза могут  выступать как собственные исследования персонала организации, так и  разработки, выполненные специализированными  учреждениями по заказу.

План  работы организации должен содержать  ответы на следующие вопросы:

– что  делать? (содержание мероприятия);

– когда  делать? (дата, период);                                                             

– кто  делает? (персонифицированный исполнитель);

– где  делать? (место проведения).                                                                                                    

План  должен предусматривать возможность  контроля его результатов. Для этого  итоги плана необходимо иметь  в количественной форме, легко поддающейся  проверке.

В небольшой  организации (численностью до 100 человек) целесообразно придерживаться следующей  системы планов:

– перспективные  планы на 2–3 года;

– целевые  программы – по наиболее актуальным проблемам;                                            

– годовые  планы;                                                                                                                                      

– месячные (календарные) планы;

– индивидуальные планы работников.

Организация как функция менеджмента – это работа руководителя по формированию и обеспечению деятельности структур предприятия в соответствии с ее целями и планами. Организация должна предусматривать:

– разработку обезличенной организационной схемы  предприятия, обеспечивающей возможность  решения его задач;

– установление организационных отношений между  работниками исходя из анализа процессов  разделения и кооперации труда;

– формирование системы управления;

– составление  штатного расписания;

– определение  функциональных обязанностей работников (разработку должностных инструкций);

– отработку  организационной схемы в динамике.                                                                                         

Активизация и стимулирование предусматривают изучение мотивов для эффективного труда и направленное использование менеджером стимулов к труду каждого работника и коллектива в целом.

Координация и регулирование предполагают деятельность руководителя по поддержанию работы предприятия на запланированном уровне.

Координация – это согласование деятельности организации и ее подразделений с намеченным планом. В отличие от прямого, административного вмешательства в деятельность подчиненных координация предполагает косвенные, преимущественно экономические методы управления. При этом создаются условия, при которых управляемый объект сам, по собственной инициативе будет работать в определенном, оптимальном для организации, направлении.

Регулирование – это коррекция деятельности организации, изменение ее состояния путем принятия необходимых поправок к управляющим воздействиям руководителей всех уровней. Регулирование дополняет координацию и применяется тогда, когда одной координации оказывается недостаточно.

Для осуществления  координации и регулирования  менеджер должен располагать достоверной  и своевременной информацией  о требуемом и фактическом  состоянии объекта управления, а  также о причинах, вызывающих сбои в его работе. Такими причинами  могут быть ошибки в прогнозах, необоснованно, непродуманно составленные планы, постоянный или временный дефицит информации, некачественные решения, плохая исполнительская  дисциплина, плохой учет, анализ деятельности и контроль.

Учет, анализ и контроль – безусловно важнейшие функции менеджмента. Однако не следует придавать им чрезвычайного, самодовлеющего значения (типа «социализм – это учет»). При всей их важности учет, анализ и контроль имеют смысл лишь тогда, когда способны реально поднять эффективность деятельности организации. Расходовать средства на совершенствование учета и его расширение имеет смысл, только если уверен, что от этого улучшатся конкретные результаты работы. Это относится и к контролю, и к анализу.

Функция контроля имеет для менеджера  особое значение. Контроль необходим  менеджеру, во-первых, для снятия неопределенности информации о текущем состоянии  дел в организации, во-вторых, для  предупреждения возможности возникновения  связанных с этой неопределенностью  кризисных ситуаций и, в-третьих, для  постоянного поддержания условий  успешной деятельности предприятия.(эффективное управление)

      Принципы управления Анри Файоля:

      1. Разделение  труда.  Специализация   является  естественным  порядком

вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по  объему и  лучшей  по  качеству,  при  тех  же  усилиях.  Это  достигается  за  счет сокращения числа  целей,  на  которые  должны  быть  направлены  внимание  и усилия.

      2.  Полномочия  и  ответственность.  Полномочия  есть  право  отдавать

приказ,  а  ответственность  есть  ее  составляющая  противоположность.  Где

даются  полномочия — там возникает ответственность.

      3.  Дисциплина.  Дисциплина  предполагает  послушание  и  уважение   к

достигнутым соглашениям между фирмой и  ее  работниками.  Установление  этих соглашений,  связывающих  фирму   и   работников,   из   которых   возникают дисциплинарные  формальности,  должно  оставаться  одной  из  главных  задач руководителей   индустрии.   Дисциплина   также   предполагает   справедливо применяемые санкции.

      4. Единоначалие. Работник должен  получать  приказы  только  от  одного

непосредственного начальника.

      5. Единство направления. Каждая  группа,  действующая  в   рамках  одной

цели, должна быть объединена единым планом, иметь одного руководителя.

      6. Подчиненность личных интересов  общим. Интересы одного работника  или группы работников не должны  превалировать  над интересами компании или организации большего масштаба.

      7. Вознаграждение персонала.  Для  того, чтобы  обеспечить  верность  и

поддержку работников, они должны  получать  справедливую  зарплату  за  свою службу.

      8. Централизация.  Как  и   разделение  труда,  централизация   является

естественным  порядком вещей. Однако, соответствующая  степень  централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий.  Поэтому  возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и  децентрализацией.  Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

      9.  Скалярная  цепь.   Скалярная   цепь  —  это  ряд  лиц,  стоящих  на

руководящих  должностях,  начиная  от  лица,   занимающего   самое   высокое положение в этой цепочке, — вниз, до руководителя низового  звена.  Выло  бы ошибкой   отказываться   от   иерархической   системы    без    определенной необходимости в этом, но  было  бы  еще  большей  ошибкой  поддерживать  эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

      10. Порядок.  Место — для всего  и все на своем месте.

      11.   Справедливость.    Справедливость—это   сочетание   доброты    и

правосудия.

      12. Стабильность рабочего места  для персонала.  Высокая текучесть

      кадров снижает эффективность  организации. Посредственный руководитель, который держится за место,  безусловно,  предпочтительнее,  чем  выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

      13. Инициатива. Инициатива означает  разработку плана и обеспечение  его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

      14. Корпоративный дух. Союз —  это сила,  а  она  является  результатом

гармонии  персонала.

2.2 Основные принципы управления.

 

Управление  — неотъемлемый элемент, функция  организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических). Управление обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.

Управление различными системами имеет общие закономерности, базирующиеся на следующих основных принципах.

Принцип новых  задач. Системы управления должны обеспечивать качественно новые решение управленческих проблем на последующих этапах развития, а не повторять механически приемы управления, реализуемые в предыдущих периодах. На практике это приводит к необходимости решения многовариантных оптимизационных задач на базе экономико-математических моделей большого объема (масштаба). 

Принцип системного подхода. Проектирование систем управления должно основываться на системном анализе как объекта, так и процессов управления им. Это означает необходимость определения целей и критериев эффективности функционирования объекта (вместе с системой управления), анализа структуры процесса управления, вскрывающего весь комплекс вопросов, которые необходимо решить для того, чтобы проектируемая система наилучшим образом соответствовала установленным целям и критериям. 

Информация о работе Процессы управления