Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 21:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ структуры и динамики продовольственного рынка современной России.
Для достижения этой цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
дать понятия рынка вообще и продовольственного рынка в частности;
описать проблему продовольственной безопасности населения как предпосылки изучения продовольственного рынка современной России;
проанализировать динамику основных показателей продовольственного рынка России
Введение с.3
Продовольственный рынок: сущность, структура с.5
Анализ развития продовольственного рынка России с.18
Перспективы развития продовольственного рынка России с.21
Заключение с.24
Список литературы с.26
Оглавление
В экономической литературе существует множество определений понятия «рынок». Самое простое из них – «Рынок – это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга». Французский экономист А.Курно (1801-1877гг.) и экономист А.Маршалл (1842-1924гг.) дали такое определение: «Рынок – это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться».
Английский экономист У. Джевонс (1835-1882гг.) в качестве основного критерия определения рынка выдвигает «тесноту» взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара. Американский экономист Ф. Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Экономисты Э. Додан и Д. Линсдей понимают под ним любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом.
№ |
Классификационный признак |
Типы рынка |
Характеристика рынка |
Виды товаров или услуг |
1 |
По характеру продукции и конкурентному поведению фирм |
Рынок сырьевых продовольственных товаров |
Относительная однородность и стандартизированность товаров, реализация крупными партиями |
Зерно, мука, сахар и т.п. |
Рынок продовольственных товаров высокой степени переработки |
Неоднородность и высокая дифференциация продукции, сильная конкуренция, высокие входные барьеры, нет возможности влияния на цену – олигополия |
Кондитерские изделия, консервы, колбасы, напитки и т.п. | ||
Рынок относительно однородной продукции с низкой степенью переработки |
Доступ на рынок относительно свободный, продукция – относительно однородная, ценообразование – близкое к конкурентному |
Мясные полуфабрикаты, свежее мясо, молоко, свежие плоды, овощи и т. п. | ||
Рынок продовольственного сервиса |
Рынок специфичен и неоднороден, есть несколько подгрупп с различным уровнем сервиса и с механизмом ценообразования от свободного рыночного до олигопольного |
Услуги предприятий общественного питания (буфеты, столовые, бистро, кафе, рестораны и т.п.) | ||
2 |
Организационная фирма |
Оптовые рынки (ярмарки, аукционы, биржи) |
Крупные партии товаров различной степени переработки, ценообразование от свободного рыночного до монопольного |
Различные виды продовольственных товаров |
Розничные рынки |
Продажа товаров различной степени обработки мелкими партиями и штучно |
Различные виды продовольственных товаров | ||
Фирменные магазины |
Продажа товаров как крупными, так и мелкими партиями, а так- же штучно – монопольное ценообразование |
Товары, выпущенные о или несколькими фирмами – владельцами магазина дной | ||
3 |
По территориальному признаку |
Локальный |
Небольшой по размеру рынок, ограниченный ассортимент товаров, небольшое количество потребителей, мало возможностей для выхода на другие рынки |
Хлебопродукты, свежее молоко, цельномолочные продукты |
Региональный |
Недостаточная самообеспеченность всем ассортиментом пищевых продуктов |
Мясо и мясные продукты, овощи и фрукты | ||
Национальный |
Присутствие как отечественных, так и иностранных товаропроизводителей, неценовая конкуренция (реклама) |
Консервы, кондитерские изделия, напитки | ||
Мировой |
Влияние небольшой группы стран – основных экспортеров продовольствия, высокие входные барьеры – олигопольное ценообразование |
Различные виды пищевых товаров | ||
4 |
По родовому признаку |
Рынок зерна |
Относительно однородная продукция закупки крупными партиями у производителей для дальнейшей переработки |
Зерно и продукты его переработки |
Рынок мяса и мясопродуктов |
Мясо и мясные продукты | |||
Рынок молока и молочных продуктов |
Молоко и молочные продукты | |||
Плодоовощной рынок |
Плоды, овощи и продукты их переработки | |||
Рынок рыбопродукции |
Рыбопродукция | |||
5 |
По срокам хранения и реализации товаров |
Рынок товаров длительного хранения |
Региональные и межрегиональные рынки с высокой дифференциацией товаров и конкурентным ценообразованием |
Консервы, колбасы, напитки, зерно, мука, макароны и т.п. |
Рынок скоропортящихся товаров |
Локальные высококонкурентные рынки с относительно конкурентным ценообразованием |
Хлебопродукты, молоко и молочные продукты, свежее мясо |
Информация о работе Продовольственный рынок: сущность, структура