Продовольственный рынок: сущность, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ структуры и динамики продовольственного рынка современной России.
Для достижения этой цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
дать понятия рынка вообще и продовольственного рынка в частности;
описать проблему продовольственной безопасности населения как предпосылки изучения продовольственного рынка современной России;
проанализировать динамику основных показателей продовольственного рынка России

Содержание работы

Введение с.3
Продовольственный рынок: сущность, структура с.5
Анализ развития продовольственного рынка России с.18
Перспективы развития продовольственного рынка России с.21
Заключение с.24
Список литературы с.26

Файлы: 1 файл

1.docx

— 59.94 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

 

Продовольственный рынок представляет собой неотъемлемую часть категории «рынок» и обладает свойствами и связями, присущему множеству социально – экономических явлений, которые составляют сущность рынка. Продовольственный рынок является рынком потребительских товаров и наделен специфическими чертами, свойственными лишь данному виду рынка и отличающими его от других.

Сбалансированное развитие продовольственного рынка является одной из главных целей, как мировой, так и национальной,  и  региональной экономик. Ее достижение является необходимым условием, определяющим уровень и качество  жизни населения.

Курсовая работа посвящена изучению продовольственного рынка современной России, описанию его структуры и анализу основных показателей рынка в их динамике.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что ситуация на продовольственном рынке страны имеет прямое отношение к выживанию как отдельного гражданина, так и государства в целом – в связи с этим как на уровне Организации Объединенных Наций, так и на уровне правительства России ставится проблема продовольственной безопасности населения.

Целью курсовой работы является анализ структуры и динамики продовольственного рынка современной России.

Для достижения этой цели в курсовой работе решаются следующие задачи:

  • дать понятия рынка вообще и продовольственного рынка в частности;
  • описать проблему продовольственной безопасности населения как предпосылки изучения продовольственного рынка современной России;
  • проанализировать динамику основных показателей продовольственного рынка России;
  • по результатам анализа сделать выводы о современном состоянии продовольственного рынка России;
  • определить перспективы развития продовольственного рынка в России.

Объектом исследования является продовольственный рынок России.

 

Глава 1. Продовольственный рынок: сущность, структура

 

Рынок как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия.

В экономической литературе существует множество определений понятия «рынок». Самое простое из них – «Рынок – это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга». Французский экономист А.Курно (1801-1877гг.) и экономист А.Маршалл (1842-1924гг.) дали такое определение: «Рынок – это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться».

Английский экономист У. Джевонс (1835-1882гг.) в качестве основного критерия определения рынка выдвигает «тесноту» взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара. Американский экономист Ф. Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Экономисты Э. Додан и Д. Линсдей понимают под ним любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом.

В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.[1,с.93]

Так же есть и такое определение рынка - рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. Углубленное понимание категории рынок требует учета его места во всей системе общественного производства. Эта система включает в себя четыре сферы экономической  деятельности: 1) производство, 2) распределение, 3) обмен, 4) потребление. Хотя конечной, естественной целью экономической жизни  является потребление, важнейшей сферой экономики является  производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу.

Элементы рынка (отдельные рынки) не одинаковы по своему значению. Рынок начинается с возможности приобретения рабочей силы (трудовых ресурсов) и средств производства (инвестиционных ресурсов). Без этих элементов производительных сил, без их соединения с помощью капитала не может функционировать  производство. Огромное экономическое значение имеет потребительский рынок, т.е. рынок продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется  общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения.

Продовольственный рынок представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в сфере производства, транспортировки, хранения и реализации продовольствия. Необходимо отметить, что это саморегулирующаяся система, которая находится в состоянии непрерывного развития.

Рынок продовольствия можно определить и как вид хозяйственной деятельности, связанной с производством и реализацией продуктов питания. Понятие «рынок продовольствия» характеризует не только условия реализации, но также и процесс реализации, имеющий определенное экономическое содержание и включающий совокупность экономических отношений.

Суть экономических отношений на рынке продовольствия, с одной стороны, заключается в необходимости возмещения затрат, а с другой – удовлетворения потребностей на основе эквивалентного обмена, обусловленного законом стоимости, или основного закона функционирования продовольственного рынка.[2,с.6]

Субъектами продовольственного рынка являются сельхозпроизводители всех форм собственности, перерабатывающие предприятия, оптовые и розничные торговые предприятия, потребители. Другими словами, к субъектам продовольственного рынка можно отнести все предприятия ЛПК, мелких индивидуальных производителей, торговлю и потребителей, то есть всех тех агентов рынка, кто определяет на этом рынке спрос и предложение. Как и любой рынок, рынок продовольствия классифицируется:

1. По объектам предложения (рынок зерна, рынок мяса, рынок  молока и т. д.).

2. По географическому  положению (местный, региональный, национальный, мировой).

3. По степени ограничения  конкуренции (монополистический, олиго-полистический, монопсонический, свободный, смешаный).

4. По характеру продаж (оптовый, розничный).

5. По степени переработки, поставляемой на рынок продукции (сырье, полуфабрикаты, готовый к потреблению продукт).

В соответствии с приведенной классификацией продовольственный рынок подразделяется на субрынки и рыночные сегменты. Сегмент рынка - это часть рынка, представленная его субъектами (потребителями и производителями), объединенными едиными требованиями по отношению к данному товару или услуге.

Продовольственный рынок характеризуется и качественно выделяется среди других рынков совокупностью реализуемых на нем продовольственных товаров. Продовольственный товар – это продукт, позволяющий удовлетворить физиологическую потребность человека в жизненной энергии, а также незаменимых веществах, что необходимо для обеспечения нормального функционирования его организма[6,c.124].

 Продовольственные товары объединятся в группы взаимозаменяемых продуктов питания:

«1. Зерно и хлебопродукты.

2. Мясо и мясопродукты.

3. Молоко и молочные  продукты.

4. Рыба и рыбопродукты.

5. Сахарная свекла, сахар  и кондитерские изделия.

6. Картофель и картофелепродукты.

7. Овощи и овощепродукты.

8. Яйцо.

9. Семена и маслопродукты.

10. Фрукты и фруктопродукты.

11. Безалкогольные напитки» [3, с. 89].

Эти группы товаров составляют основу соответствующих продуктовых рынков, между которыми существует косвенная связь через единый платежеспособный спрос населения на продовольствие и определенную взаимозаменяемость в потреблении. Рынок связан со всеми воспроизводственными стадиями в продовольственном хозяйстве, выполняющими свои определенные функции: производство формирует предложение, а потребление - спрос, распределение и обмен связывают потребление с производством. В товарном производстве рынок устанавливает экономические связи между производителями, удовлетворяя их личные и производственные потребности.

Рынок продовольственных товаров можно  разделить на типы по различным признакам, классификация продовольственных рынков приведена в таблице 1: 

Таблица 1 – Классификация продовольственных рынков по типам 

Классификационный признак

Типы рынка

Характеристика  рынка

Виды товаров или услуг

1

По характеру  продукции и конкурентному поведению фирм

Рынок сырьевых продовольственных товаров

Относительная однородность и стандартизированность товаров, реализация крупными партиями

Зерно, мука, сахар  и т.п.

Рынок продовольственных товаров высокой

степени переработки

Неоднородность  и высокая дифференциация продукции, сильная конкуренция, высокие входные  барьеры, нет возможности влияния на цену – олигополия

Кондитерские  изделия, консервы, колбасы, напитки и т.п.

Рынок относительно однородной продукции с низкой степенью переработки

Доступ на рынок  относительно свободный, продукция  – относительно однородная, ценообразование – близкое к конкурентному

Мясные полуфабрикаты, свежее мясо, молоко, свежие плоды, овощи и т. п.

Рынок продовольственного сервиса

Рынок специфичен и неоднороден, есть несколько подгрупп с различным уровнем сервиса и с механизмом ценообразования от свободного рыночного до олигопольного

Услуги предприятий общественного питания (буфеты, столовые, бистро, кафе, рестораны и т.п.)

2

Организационная фирма

Оптовые рынки (ярмарки, аукционы, биржи)

Крупные партии товаров различной степени переработки, ценообразование от свободного рыночного до монопольного

Различные виды продовольственных товаров

Розничные рынки

Продажа товаров  различной степени обработки  мелкими партиями и штучно

Различные виды продовольственных товаров

Фирменные магазины

Продажа товаров  как крупными, так и мелкими  партиями, а так- же штучно –  монопольное ценообразование

Товары, выпущенные   о или несколькими  фирмами – владельцами магазина дной

3

По территориальному признаку

Локальный

Небольшой по размеру  рынок, ограниченный ассортимент товаров, небольшое количество потребителей, мало возможностей для выхода на другие рынки

Хлебопродукты, свежее молоко, цельномолочные продукты

Региональный

Недостаточная самообеспеченность всем ассортиментом пищевых продуктов

Мясо и мясные продукты, овощи и фрукты

Национальный

Присутствие как  отечественных, так и иностранных  товаропроизводителей, неценовая конкуренция (реклама)

Консервы, кондитерские изделия, напитки

Мировой

Влияние небольшой  группы стран – основных экспортеров  продовольствия, высокие входные барьеры – олигопольное ценообразование

Различные виды пищевых товаров

4

По родовому признаку

Рынок зерна

Относительно однородная продукция закупки крупными партиями у производителей для дальнейшей переработки

Зерно и продукты его переработки

Рынок мяса и мясопродуктов

Мясо и мясные продукты

Рынок молока и молочных продуктов

Молоко и молочные продукты

Плодоовощной рынок

Плоды, овощи  и продукты их переработки

Рынок рыбопродукции

Рыбопродукция

5

По срокам хранения и реализации товаров

Рынок товаров длительного хранения

Региональные  и межрегиональные рынки с высокой дифференциацией товаров и конкурентным ценообразованием

Консервы, колбасы, напитки, зерно, мука, макароны и т.п.

Рынок скоропортящихся товаров

Локальные высококонкурентные рынки с относительно конкурентным ценообразованием

Хлебопродукты, молоко и молочные продукты, свежее мясо


 

 

Рынок продовольственных товаров выполняет следующие функции:

  1. информационную. Через цены, процентные ставки и т. д. рынок дает участникам информацию об объективно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров (продуктов и услуг), которые следует поставлять. Это позволяет товаропроизводителям постоянно координировать собственное производство в связи с меняющимися условиями рынка;
  2. посредническую. Экономически обособленные производители и потребители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В рамках рыночной экономики с достаточно развитой конкуренцией посредник имеет возможность выбрать наиболее приемлемого поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя;
  3. ценообразующую. Рыночное ценообразование подчинено двум законам: закону стоимости и закону спроса и предложения. Согласно исходному определению цена есть денежное выражение стоимости. Стоимость создается трудом. Но затраты труда на производство однородной продукции могут сильно варьировать. Рынок решает эту задачу путем определения общественно необходимых затрат труда, то есть затрат, которые готов компенсировать покупатель. Действие закона спроса и предложения основывается на поведении продавца и покупателя. Первый стремится дороже продать свой товар. Чем выше цены на рынке, тем большую прибыль получает продавец, соответственно он будет стремиться наращивать объем. продаж при увеличении цены товара. Типичным поведением покупателя является удовлетворение своих потребностей по возможно более низкой цене. Чем ниже цена, тем больше покупатель готов купить товара. Акт купли-продажи не состоится, пока не установится взаимоприемлемая цена, которую называют равновесной, так как она уравновешивает спрос и предложение;
  4. регулирующую. Благодаря взаимодействию спроса и предложения рынок дает ответ на вопросы: Что производить? Для кого производить? Как производить?
  5. санирующую. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, не жизнеспособных хозяйственных единиц и дает простор более предприимчивым и эффективным. В результате повышается средний уровень устойчивости хозяйств в целом[7, c.34].

Необходимы определенные условия функционирования рынка продовольственных товаров:

  • право собственности хозяйствующих субъектов на средства производства, землю, произведенные продукты, доходы;

Информация о работе Продовольственный рынок: сущность, структура