Продовольственный рынок: сущность, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ структуры и динамики продовольственного рынка современной России.
Для достижения этой цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
дать понятия рынка вообще и продовольственного рынка в частности;
описать проблему продовольственной безопасности населения как предпосылки изучения продовольственного рынка современной России;
проанализировать динамику основных показателей продовольственного рынка России

Содержание работы

Введение с.3
Продовольственный рынок: сущность, структура с.5
Анализ развития продовольственного рынка России с.18
Перспективы развития продовольственного рынка России с.21
Заключение с.24
Список литературы с.26

Файлы: 1 файл

1.docx

— 59.94 Кб (Скачать файл)
  • свобода выбора видов и форм деятельности для любого хозяйствующего субъекта;

  • равноправие субъектов различных форм собственности;

  • свобода ценообразования, при которой цена на продукцию, работы, услуги формируется на основе соглашения между продавцом и покупателем при минимизации государственного вмешательства; самофинансирование: каждый субъект рыночных отношений, обретая экономическую самостоятельность, должен сам покрывать финансовые расходы на свое существование и развитие;

  • конкуренция: в рыночной экономике благодаря многообразию форм собственности и свободе хозяйственного поведения возникают и автоматически поддерживаются условия конкурентной борьбы[7, c.47].

Одной из наиболее серьезных проблем, является проблема продовольственной безопасности. Поскольку обеспечение населения продовольствием - это в физическом смысле обеспечение его жизнедеятельности, то продовольственная безопасность является доминирующим объектом анализа ученых-экономистов. Встает теоретическая задача определения стратегии обеспечения продовольственной безопасности - через внутренние или внешние механизмы.

Продовольственная безопасность — ситуация, при которой все люди в каждый момент времени имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни.

Продовольственная безопасность является одной из главных целей аграрной и экономической политики государства. В своём общем виде она формирует вектор движения любой национальной продовольственной системы к идеальному состоянию. В этом смысле стремление к продовольственной безопасности — непрерывный процесс. При этом для ее достижения зачастую происходит смена приоритетов развития и механизмов реализации аграрной политики.[4]

Проблема продовольственной безопасности населения стала предметом пристального внимания со стороны мирового сообщества и уже в декабре 1974 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила разработанные Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) “Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире”.

В 1996 году на Всемирной встрече на высшем уровне по проблемам продовольствия, в которой участвовало 173 страны, была принята Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности. В декларации продовольственная безопасность определена как – “состояние экономики, при котором населению страны в целом и каждому гражданину в отдельности гарантируется обеспечение доступа к продуктам питания, питьевой воде и другим пищевым продуктам в качестве, ассортименте и объемах необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения страны.” В ней также отмечено, что источником продовольственной нестабильности является бедность.

Продовольственная безопасность населения (в терминологии мировой литературы), в первую очередь, определяется макроэкономической ситуацией, эффективностью общественного производства и доходами населения. Состояние продовольственной безопасности населения оценивается широким спектром показателей.

Если на начальном этапе это были среднедушевые доходы населения, переходящие остатки продовольственного зерна (сначала на уровне 20%, а в последствии 16% от общего объема годового потребления), доля импорта в продовольственных ресурсах (которая в большей степени характеризует продовольственную самообеспеченность страны, а не уровень питания населения), то теперь критерии продовольственной безопасности расширились и стали более сложными.[5]

Продовольственная безопасность - сложная и многоаспектная проблема, которая носит международный, внутристрановой характер, а также затрагивает каждого отдельного человека, каждую социальную группу населения. Для России она остается одной из центральных в политической, экономической и социальной жизни наряду с задачами, которые стоят в области оборонной, общеэкономической и национальной безопасности. За годы реформ, увлекшись массовым ввозом продуктов питания в страну, Россия стала зависима от импорта многих видов продовольствия, относящихся к разряду жизненно необходимых, и занимает одно из последних мест в Европе по самообеспеченности ими населения страны. В настоящее время население страны обеспечивается продуктами отечественного производства примерно на 5052%. Крупные административно-промышленные центры зависят от поставок извне на 70-80%. Граница же продовольственной безопасности находится на уровне обеспечения - 18-25% потребности за счет импорта. На ввоз импортного продовольствия правительство ежегодно затрачивает около 22-26 млрд долларов[9]. Однако необходимо помнить, что обеспечение продовольственной безопасности входит в сферу важнейших национальных интересов государства.

Спрос на продовольствие, формируемый населением, за эти годы сократился почти вдвое. Объясняется это в основном низкими доходами значительной части граждан страны, социальной дифференциацией, вызванной реформированием экономики. В 2007 году в Российской Федерации численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляла 15,3% [8, 192]. В 2012 же численность населения в РФ с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет по итогам первого полугодия 2012 года 17,8 млн человек, или 12,5% от общего количества граждан[10].

 

 

Глава 2. Анализ развития продовольственного рынка России.

 

По данным Министерства сельского хозяйства России пищевая промышленность занимает 10,6% структуры обрабатывающих производств федерации. Это ведущая сфера в реальном секторе современной экономики России.

      В условиях мирового кризиса происходит резкое падение производства, рост безработицы, снижения доходов населения и как следствие - сжатие спроса. Агропромышленный сектор экономики в условиях кризиса выполняет важнейшую функцию – обеспечения продовольственной безопасности страны, недопущения социальных волнений среди населения из-за недостатка в рационе граждан продуктов питания. Ухудшение своего жизненного уровня население, как правило, напрямую связывает с изменениями своего рациона питания, и эти ощущения являются самыми болезненными.

      Главная цель государственного регулирования АПК в условиях кризиса это создание дополнительного спроса на отечественную продукцию и стабильного обеспечения граждан продовольствием на основе утвержденных медицинских норм потребления[11, c16].

К сожалению, последнее десятилетие продовольственный рынок страны формировался хаотично по принципу – побеждает сильнейший. Сильнейшими, как правило, являлись зарубежные производители продовольствия и транснациональные торговые сети. В эйфории нефтедолларовой лихорадки государство не инициировало создание новой рыночной экономики на продовольственном рынке. Оно учитывало специфику АПК, его социальную и стратегическую значимость, как основу продовольственной безопасности населения нашей страны. Кризисные явления диктуют необходимость в кратчайшее время сформировать каркас нового эффективного продовольственного рынка, открывающего свободу сбыта продовольствия отечественным производителям сельхозпродукции и установления конкурентных справедливых цен для потребителей[12, c.59].

В этой связи, необходимо принятие ряда чрезвычайных антикризисных мер. Одной из них может являться модернизация продовольственного рынка страны в интересах отечественных товаров производителей:

  • формирование национальной сети производственно-сбытовых кооперативов европейского формата. В районы производства сельхозпродукции выезжают эмиссары от Министерств сельского хозяйства   государства. Они организовывают строительство новых производственных мощностей по хранению, переработке, упаковки сельхозпродукции, обучают управленческие кадры. Даже после запуска предприятия сопровождают его деятельность в качестве консультантов.
  • организация муниципальных оптовых продовольственных рынков национального значения европейского формата. ОПР целесообразно создавать в городах с населением свыше 200 тыс. чел. с объединением их в национальную распределительную сеть, информационно интегрированную в мировую сеть ОПР. Создание системы ОПР в крупных городах России позволит противодействовать монополизации цен торговыми сетями, разовьет малый бизнес, откроет крупный канал сбыта продукции для отечественных производителей как на территории страны, так и за рубежом, даст инструмент проведения государством продовольственных интервенций по социальной группе товаров через уполномоченных государственных агентов.
  • внедрение национальной модели «Социальное кольцо», обеспечивающей нуждающееся население продуктами питания отечественного производства. Идея ее построения состоит в управляемом расширении спроса рынка за счет стимулирования потребления жизненно важных продовольственных товаров населением с низкими доходами, спецпотребителей.

      Еще одной проблемой продовольственного рынка России является то, что стоит на месте производительность труда. Не растут инвестиции. Деревня обезлюдела. В результате треть важнейших продуктов питания, а по мясу эта цифра значительно больше, поступает на прилавки по импорту, с чем не должны мириться ни государство, ни бизнес-сообщество. Это ставит Россию, в продовольственную зависимость от внешнего рынка. Засилье импорта сдерживает развитие собственного производства, и не только сельскохозяйственного. Как известно, один работающий в сельскохозяйственном производстве способствует созданию 5-6 рабочих мест в других сопутствующих отраслях.

      Очень высокой остается себестоимость продуктов питания. Цены на них не соответствуют покупательной способности основной массы населения. Не удивительно, что среднедушевое потребление мяса составляет у нас 52 кг при норме рационального питания более 80кг, молока и молочных продуктов в пересчете на молоко немногим более 230 кг при норме почти 400, рыбы — 10 кг, когда, по утверждению медиков, нужно хотя бы 20 кг[12,c.38].

 

Глава 3.  Перспективы развития продовольственного рынка  России.

Только  научно обоснованные детальные прогнозы развития продовольственного рынка могут служить основой разработки их стратегии, определяющей основные  направления его развития в перспективе и его место и роль в  социально-экономическом комплексе исследуемой территории, а также конкретные мероприятия по реализации этих направлений.

     Несмотря на то, что наша страна обладает одним из крупнейших в мире потенциалом агропродовольственного рынка, перспективы его функционирования весьма неоднозначны.    Во многом они будут зависеть от макроэкономических условий в  стране и от степени интеграции данного рынка в мировой. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, разработанной Министерством экономического развития и торговли РФ, экономика страны может развиваться по трем сценариям[13,c.90].

В реальной  действительности, на предстоящие 20 лет  можно прогнозировать два варианта развития продовольственного рынка: оптимистический и пессимистический. Первый рассчитывается на стабильно растущую экономическую ситуацию в стране, позволяющую государству оказывать весомую поддержку сельхозпроизводителям, снижать диспаритет цен, финансировать научные исследования в агропромышленной сфере и развивать рыночную инфраструктуру. При таких условиях, на наш взгляд, можно надеяться на  значительное увеличение к 2020 г. производства сельскохозяйственной продукции (в 1,5 - 2 раза).   При этом самообеспеченность страны продовольственными ресурсами будет полностью достигнута по зерну, растительному маслу, картофелю  и овощам, яйцам и  молочной продукции. Самообепеченность страны мясной продукцией также увеличится до 70 – 80 %. Для достижения данных результатов объемы инвестиций в развитие отечественного агропродовольственного рынка необходимо увеличить более чем в 10 раз.

      Пессимистический вариант формируется исходя из существующих тенденций  функционирования АПК в последние годы, когда посевные площади и поголовье скота сокращаются, а  цепные темпы роста валовой продукции сельского хозяйства в среднем составляют 2 - 3 % в год. При продолжающемся росте цен на энергоносители,  ГСМ и существующем уровне государственной поддержки сельхозпроизводителей самообеспечение страны продовольственными ресурсами достигнуто не будет. Ситуация на самом проблемном для нашей страны  рынке мясной продукции при таких условиях может развиваться по следующему сценарию. После вступления страны в ВТО усилившаяся конкуренция приведет в ближайшие годы к многоразовому росту предложения отечественными производителями мяса, так как из-за нерентабельности выращивания скота начнется его массовый убой. Далее ожидается кризис животноводческой отрасли сельского хозяйства, который в  последующие годы приведет к тому, что отечественное  производство мясной и молочной продукции будет находиться на минимальном уровне.

      Таким образом, для достижения цели обеспечения сбалансированности   продовольственного рынка необходимо в соответствии с данными прогнозными вариантами  определить адекватные приоритетные направления и стратегии его дальнейшего развития.

      Исходя из сложившейся на сегодняшний день ситуации на отечественном продовольственном рынке,  основной стратегической целью его развития должно стать достижение  полноценного (по количеству, структуре и качеству) удовлетворения потребностей населения в еде преимущественно за счет внутренних ресурсов государства, а также поддержание  экономических интересов отечественных производителей продовольствия. Это предопределяет необходимость выделения в модели формируемой системы стратегических приоритетов развития  продовольственного рынка  блоков, отвечающих за определенный  круг вопросов  (рис. 1)[7,c.141].

Рисунок 1


 

 


 




 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Стратегические приоритеты развития продовольственного рынка.

В качестве одного из приоритетных направлений развития отечественного продовольственного рынка следует выделить усиление его интеграции с продовольственными рынками стран СНГ.

     Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что наша страна обладает одним из крупнейших в мире потенциалом агропродовольственного рынка, перспективы его функционирования весьма неоднозначны. Они будут зависеть от макроэкономических условий в  стране и от степени интеграции данного рынка в мировой. Можно прогнозировать два варианта развития продовольственного рынка: оптимистический и пессимистический[7,c.148].

Информация о работе Продовольственный рынок: сущность, структура