Продукция предприятия, её конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в "суровых условиях действительности" и его последующего эффективного развития. Конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от качества продукции. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………….3
1. Этапы жизненного цикла продукции…………………………...................5
1.1.Характеристики основных этапов жизненного цикла товара……..........5
1.2.Финансовые цели на отдельных этапах жизненного цикла…………….6
1.3.Особенности этапов жизненного цикла товара………………………….6
2. Конкурентоспособность…………………………………………………...10
2.1. Адаптация продукции предприятия к требованиям рынка…………...10
2.2. Обеспечение конкурентоспособности продукции…………………….11
Заключение…………………………………………………………………...16
Практика №1(Основные фонды)……………………………………………17
Практика №2(НМА)…………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………..........19

Файлы: 1 файл

1курсовая готовая.doc

— 750.00 Кб (Скачать файл)

«Пермский Гуманитарно-Технологический  Институт».

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

«Экономика предприятия».

 

 

 

 

Тема:

«Продукция предприятия, её конкурентоспособность».

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент гр. ЭУ-10-1:

Иванов В.А.

Проверил:

К.Э.Н, доцент В.И.Кузнецов

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2012

Содержание

Введение………………………………………………………….…………….3

1. Этапы жизненного цикла продукции…………………………...................5

1.1.Характеристики основных этапов  жизненного цикла товара……..........5

1.2.Финансовые цели на отдельных  этапах жизненного цикла…………….6

1.3.Особенности этапов жизненного  цикла товара………………………….6

2. Конкурентоспособность…………………………………………………...10

2.1. Адаптация продукции предприятия  к требованиям рынка…………...10

2.2. Обеспечение конкурентоспособности  продукции…………………….11

Заключение…………………………………………………………………...16

Практика №1(Основные фонды)……………………………………………17

Практика №2(НМА)…………………………………………………………18

Список литературы……………………………………………………..........19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Подтема, выбранная для исследования "Продукция предприятия, её конкурентоспособность", очень актуальна для предприятия любой формы собственности, и в то же время, она весьма обширна.

Заинтересованность предприятий  в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения  конкурентоспособности выпускаемой  продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в "суровых условиях действительности" и его последующего эффективного развития. Конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от качества продукции. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка, а также темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Следует отметить, что  от выпуска высококачественной продукции  выигрывает и национальная экономика, поскольку в этом случае увеличиваются  экспортный потенциал и доходная часть платежного баланса страны, повышается авторитет государства в мировом сообществе.

Отсюда вытекает необходимость  постоянной, целенаправленной, кропотливой  работы товаропроизводителей по повышению  качества продукции в сравнении  с аналогами конкурентов. Сегодня  в Россию поступает много товаров  и продуктов со всего света не всегда хорошего качества, поэтому нашим предпринимателям необходима информация и контроль, чтобы уберечь покупателей от некачественных товаров. Проблема качества, непростая во все времена, особенно остро стоит сейчас.

При активном формировании ассортимента товара весьма полезным может стать опыт маркетинговой деятельности по исследованию жизненного цикла изделий. Жизненный цикл товара — период, в течение которого товар покупается на рынке. Эта концепция используется для создания и сбыта продукции, разработки стратегии маркетинга с момента поступления товара на рынок до его снятия с рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Этапы жизненного  цикла продукции

1.1.Характеристики  основных этапов жизненного цикла  товара

1. Разработка — это анализ возможностей производства продукции; исследования и опытно-конструкторские разработки, маркетинговые исследования; рыночные испытания.

2. Внедрение, или выведение на рынок,— фаза появления нового товара на рынке (первоначально в виде пробных продаж). Цель маркетинга — создать рынок нового товара. На этой стадии товар еще является новинкой. Чтобы товар был признан и принят потребителями в коммерческом смысле и доказал свои достоинства в смысле техническом, требуются значительное время и большие затраты денежных средств. При этом объем реализации мал и увеличивается очень медленно. Если внедрение прошло успешно, товар вступает в фазу роста.

3. Рост спроса — фаза признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него. В этот период цель маркетинга — расширить сбыт и совокупность модификаций продукта. Возрастают число и объем повторных и многократных покупок, репутация и популярность товара повышаются в результате обмена мнениями между покупателями. Часто конкурирующие фирмы обращают внимание на этот потенциальный рынок, начинают предлагать аналогичные или сходные товары и, проводя собственные рекламные мероприятия, тем самым ускоряют увеличение емкости рынка. Характер этого этапа изменчивый, нестабильный.

4. Зрелость (стабилизация) — фаза постепенного удовлетворения спроса на данный товар. Главная задача маркетинговой деятельности в этих условиях — сохранить преимущественное положение товара на рынке как можно дольше. Снижаются темпы роста спроса и стабилизируются объемы продаж. В этой фазе становится необходимым увеличение расходов на маркетинг — рекламу, повышение качества товара, улучшение сервиса; возможно снижение цен для поддержания объемов продажи. Прибыльность торговли может быть обеспечена в этой фазе только на основе уменьшения производственных расходов. В конце этой фазы должны приниматься тактические и стратегические решения по продукту — осуществлять его дальнейшую модификацию или переходить на новую модель. Наконец, рынок насыщается, и товар вступает в фазу спада.

5. Спад — фаза резкого снижения объемов продаж, а затем и прибыли. Для выигрыша времени в осуществлении изменений в ассортиментной политике фирма может усилить маркетинговые мероприятия (реклама, упаковка, методы сбыта и т. д.) или же вообще отказаться от производства потерявшего популярность товара. Объем реализации начинает уменьшаться. Рассматриваемый товар завершает свой жизненный цикл. Он вытесняется с рынка очередным поколением новых и перспективных товаров. [8]

1.2. Финансовые  цели на отдельных этапах жизненного  цикла

  • разработка — безубыточность;
  • выведение на рынок — прибыль за счет продаж;
  • рост — максимальный объем прибыли;
  • зрелость — прибыль за счет сокращения издержек;
  • насыщение и упадок — сокращение затрат при уменьшении объема продаж товаров.

С помощью теории жизненного цикла можно автоматически прогнозировать ситуацию. Однако если руководство компании полностью доверится этой теории, то на этапе зрелости товар может быть лишен маркетинговой поддержки с целью направить освободившиеся средства на разработку товара-субститута. Без поддержки маркетинга объем продаж товара неизбежно сократится, и возникнет необходимость форсировать продвижение на рынок товара-субститута без надлежащей его технической проверки и рыночных испытаний, что в целом поставит компанию перед двумя неудачами вместо одного успеха. [8]

1.3. Особенности  этапов жизненного цикла товара

Рассмотрим более подробно характеристики основных этапов

жизненного цикла товара по таблице №1

Таблица №1: Характеристики основных этапов [7]

жизненного цикла товара.

Характеристики

Фаза внедрения

Фаза роста

Фаза зрелости

Фаза спада

Общая характеристика

Выведение на рынок и  поступление товара в продажу. Новая  марка товара имеет кратковременные (монополистические) преимущества

Быстро растущий рынок  и ответная реакция конкурентов. Марка товара увеличивает или сокращает свою долю. Рост потребления на душу населения носит изменчивый и нестабильный характер

Стабилизация и рост продаж, но все более медленными темпами, затем приостановка и. в  конце концов, сокращение. Значительное число покупателей выбирают марку товара, т.е. предпочтение марки становится существенным фактором, потребление на душу населения падает

Происходит насыщение  рынка и упадок продаж, рынок сокращается. Возникает излишек мощностей. Возможны слияния фирм. Появляются товары-заменители

Товар и его изменения

Ключевое значение для  успеха имеют конструкция (дизайн), потребительские свойства товара, а  также обратная связь с потребителями. На рынке множество разных товаров

Товары имеют технические  и функциональные различия. Качество товаров высокое. Появляются конкурирующие товары

Превосходное качество. Замедление изменений товаров

Малая дифференциация между товарами. Качество товара нестабильное

Маркетинг

Очень высокие затраты  на рекламу по отношению к объему реализации товара. Максимальное использование возможностей цен. Большие расходы на мероприятия по маркетингу

Высокие расходы на рекламу, составляющие, однако, меньшую долю оборота, чем в фазе внедрения. Для  товаров, не имеющих технического характера, ключевыми задачами являются реклама и распределение товара

Сегментация рынка: его  разделение на отдельные сегменты. Усилия, направленные на продление  жизненного цикла. Углубление ассортимента. Конкуренция рекламных кампаний

Низкое отношение расходов на рекламу к объему и реализации. Прочие расходы по маркетингу также малы

Производство и распределение

Избыток и недо-загруженность производственных мощностей. Выпуск товаров малыми и средними партиями. Высокая себестоимость. Специально выделенные каналы товаро-распределения

Производственных мощностей  не хватает. Сдвиг в сторону массового  производства. Товаро-распределение осуществляется по каналам массового сбыта

Некоторый избыток производственных мощностей. Применяются стабильные, отработанные технологии. Товар выпускается крупными партиями. Высокие затраты на физическое распределение вследствие углубления ассортимента

Значительный избыток  производственных мощностей. Использование  лишь некоторых каналов товаро-распределения

Доля розницы в цене товара и прибыли

Высокие цены, высокая доля розницы. Низкая прибыльность. Эластичность цен, доступная отдельной розничной фирме, не столь велика, как в фазе зрелости и прибыли

Высокие прибыли. Весьма высокие цены, однако ниже, чем в фазе внедрения. Доля розницы в цене и прибыли устойчива к воздействию экономического спада

Цены падают. Доля розницы  в цене товара и прибыли уменьшается. Структура цен и распределение  долей рынка между конкурирующими фирмами устоялись

Низкая цена, низкая доля розницы в этой цене. В самом  конце фазы цены могут повыситься

Конкуренция

Лишь немногие фирмы  являются конкурентами

Многие фирмы вступают в конкурентную борьбу. Численность конкурентов становится значительной

Конкуренция цен. Увеличение количества фирменных торговых марок

Фирмы начинают выходить из конкурентной борьбы, количество конкурентов уменьшается


 

 

 

 

 

 

 

 

2. Конкурентоспособность

2.1. Адаптация продукции  предприятия к требованиям рынка

Конкурентоспособность — это характеристика товара, отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемого товара по отношению к товару-конкуренту. Базовой оценкой конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя и требований рынка. При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает то из них, которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. При этом покупатель учитывает потребительские свойства товаров, выясняет степень соответствия собственным запросам. Каждая потребность обладает определенными свойствами и характеризующими их параметрами, которые определяют сущность потребности, необходимый потребителю полезный эффект и конкретные условия процесса потребления. При совпадении параметров совершается покупка. Для того чтобы товар был приобретен конкретным покупателем, он должен соответствовать как его потребностям по техническим параметрам, так и финансовым возможностям (цена потребления товара), при этом покупатель стремится израсходовать минимум средств для приобретения и потребления товара, т. е. оптимизировать свои полные затраты. Поскольку требования к каждому отдельному товару складываются под воздействием обширного комплекса факторов и носят индивидуальный характер, оценки одного и того же товара разными потребителями могут не совпадать. Соответственно, неодинаковым и будет их предпочтение, выбор из массы аналогичных товаров, предлагаемых на рынке. Следовательно, по отношению к конкретному потребителю конкурентоспособность данного товара также будет индивидуальной. Таким образом, конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения и поэтому является относительным показателем. Наибольшее признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения определенной общественной потребности, получает тот, который наиболее полно ей соответствует. Это выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе. [9]

2.2. Обеспечение  конкурентоспособности продукции

Производится в несколько  этапов:

1. Конкурентоспособность  определяется совокупностью свойств  этой продукции, входящих в  состав ее качества и важных  для потребителя, определяющих  затраты потребителя по приобретению, потреблению (эксплуатации) и утилизации продукции. Общая схема оценки конкурентоспособности представлена на рис. №1.

2. Оценка конкурентоспособности  начинается с определения цели  исследования:

  • если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;
  • если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

Независимо от целей  исследования основой оценки конкурентоспособности  является изучение рыночных условий, которое  должно проводиться постоянно как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:

 

 

 

Рис. №1: Схема оценки конкурентоспособности.[7]

  • рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;
  • анализируются направления развития аналогичных разработок;
  • рассматриваются сферы возможного использования продукции;
  • анализируется круг постоянных покупателей.

Вышеизложенное подразумевает  необходимость комплексного исследования рынка. Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование его развития, связанное с длительностью осуществления разработки и производства многих видов компьютерной техники.

3. На основе изучения  рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ, или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар.

4. По каждой из групп  параметров проводится сравнение,  показывающее, насколько эти параметры  близки к соответствующему параметру  потребности.

5. Анализ конкурентоспособности  начинается с оценки нормативных  параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время превышение норм и стандартов, установленных законодательством, не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку, с точки зрения потребителя, оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает. Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.

Информация о работе Продукция предприятия, её конкурентоспособность