Прогноз развития малого бизнеса и предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – малый и средний бизнес в экономике России.
Исходя из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Рассмотреть сущность и роль малого бизнеса в экономике России
Выявить особенности функционирования малых и средних предприятий
Определить роль венчурного финансирования в развитии малого предпринимательства
Определить современное состояние российского малого бизнеса и перспективы его развития

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….5
Глава 1. Характеристика малого и среднего бизнеса в России
Сущность и роль малого и среднего бизнеса в экономике России ……………………………………………………………………….………..6
Состояние малого и среднего бизнеса в России……..…………………....10
Особенности и функции малых предприятий ……………………….…....14
Глава 2. Прогнозы развития предпринимательства в России
2.1. Сценарные условия развития (инерционный и инновационный варианты) и их характеристика……………………………………………………….………..16
2.2. Демографические прогнозы, характеристика и оценка влияния на экономику страны…………………………………………………………...…………..……22

Заключение……………………………………………….…………………………..25
Список используемой литературы………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Stepanova_A_V_MK-207_EP.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

       Б) Более низкие  издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы

      В) Гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей

2. Малые фирмы, которые непосредственно  конкурируют с крупным бизнесом  и друг с другом на рынке. Предпосылками их бурного развития являются:

       А) Способность  быстро откликаться на требования  рынка и удовлетворять возникающий  спрос на товары и услуги

       Б) Существенно  меньший по размерам стартовый  капитал, что позволяет      выдерживать конкуренцию более  сильных соперников

      В) Стремление заполнить  те ниши, которые по различным  причинам невыгодны крупным фирмам

      Г) Ценовая политика  крупных фирм, которые диктуют рынку довольно высокие цены.

Мировая практика свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Состояние малого и среднего бизнеса в России

В России нынешние возможности малого бизнеса пока ещё используются не на полную мощность. По статистическим данным, имеет место порядковое различие в численности малых предприятий между развитыми странами мира и Россией.

Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по степени “насыщенности” малыми предприятиями, в частности, на тысячу жителей. Так, на тысячу граждан в среднем приходится всего лишь 10 малых предприятий, тогда как в развитых европейских странах — не менее 35. Роль малого бизнеса в общественном производстве также существенно разнится от 10–11 % ВВП в России, и до 50–60 % в развитых странах мира.

Малое предпринимательство в Российской Федерации испытывает серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого и среднего предпринимательства, по регулированию экономики, устранению административных барьеров и преодолению коррупции.

В возникшей ситуации в первую очередь необходимо выработать долгосрочную стратегию развития малого бизнеса в России, которая позволит разрешить проблемы, связанные с процессом формирования новой социально-экономической системы страны.

Именно сейчас, когда динамично развивающийся малый бизнес, особенно его инновационная сторона, является важнейшим фактором развития рыночной экономики, повышения благосостояния людей, улучшения социально-экономической сферы в стране, в первую очередь нужен государственный подход, чтобы малый бизнес был обозначен как объект, стратегической политики развития конкурентоспособного государства.

Помимо выше сказанного для успешного развития малого бизнеса необходимо также:

-          иметь развитую правовую систему, включающую законы, эффективно защищающие предпринимателя. Формирование правовой среды решает многие проблемы, которые возникают на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации, лицензирования и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования;

-          осуществлять искоренение административных барьеров, расходы на преодоление которых, по оценкам экспертов, на сегодняшний день достигают 10 % от выручки предприятия. Прежде всего, следует оградить малый бизнес от бюрократии, упростить процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Административное вмешательство в большей степени негативно отражается на малом бизнесе;

-          слабо развитая система гарантий и страхования рисков для финансирования и кредитования малого бизнеса, так же ограничивает доступ средних предприятий к кредитным ресурсам. Кредиты в нашей стране выдаются только под залог или поручительство, которые далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются частные предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает возможность их конкуренции с иными предприятиями;

Похожая статья: Современное состояние ипотечного кредитования в России

-          решение проблем налогообложения, так как именно давление со стороны налоговой системы на малый бизнес выходит за пределы разумного в нашем государстве. Четко не продуманная налоговая политика способствует ещё большему уходу малого бизнеса в теневую сторону экономики, второстепенно работая на пользу криминальных структур.

Таким образом, говоря о важности развития малого бизнеса как фактора улучшения социально-экономической стороны государства необходимо, чтобы малое предпринимательство стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Ведь, помощь со стороны государства, а также содействие со стороны региональных органов власти, могут оказать существенное влияние на прогресс малого бизнеса, формированию среднего класса, снятию социально-экономической напряженности, способствовать насыщению рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, развитию конкуренции и стабилизации цен. В настоящее время, Россия находится в той стадии, когда есть масса возможностей для создания новых проектов, внедрения инновационных технологий.

Как показывает практика, достижения в части развития малого бизнеса в сфере социальной инфраструктуры имеют те из субъектов Российской Федерации, в которых разработаны, утверждены и реализуются программы, посвященные формированию в регионах благоприятной среды для развития малых предприятий; решению проблем занятости трудоспособного населения; насыщению рынка потребительских товаров и услуг за счет развития соответствующих производств в регионе; достижению высокой конкурентоспособности местной продукции, прежде всего на региональном рынке; сохранению и развитию имеющегося потенциала; поощрению конкуренции и преодолению монополизма отдельных хозяйствующих субъектов на местном рынке; созданию благоприятной (стабильной) социально-экономической обстановки в регионе.

В экономике России поддержка малого предпринимательства государством осуществляется в различных формах:

а) создание системы информационного обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфраструктуры и т. п.;

б) налоговые льготы и послабления;

в) целевые фонды, финансирование из федерального и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в России.

Государственной поддержкой охватываются, создаваемые предпринимательские структуры до момента их перехода из малого в категорию крупного предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности и функции малых предприятий

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей.

В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятая – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и  “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

          Не менее  значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской  деятельности многие люди раскрывают  и реализуют свой творческий  потенциал. Во-вторых, в основном  здесь используется труд социально  уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В–третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении.

     Уже сегодня актуальна  и будет актуализироваться и  далее экологическая функция  малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

Проблемы малого бизнеса:

1 - трудности с приобретением  сырья, оборудования 

2 - рост цен на сырье, материалы

4 - трудности с арендой и приобретением  помещений 

5 - проблемы со сбытом товаров  и услуг 

6 - нехватка денежных оборотных средств

7 - нормативно-правовые и административные  барьеры 

8 - большие налоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Прогнозы развития предпринимательства в России

2.1. Сценарные условия развития (инерционный и инновационный варианты) и их характеристика

Инерционный вариант

Инерция в любом бизнесе, как правило, приводит к устареванию, т.к. изначально заданное направление и толчок, без каких либо попыток усовершенствования, в последующем в любом случае приведут к остановке. Малый бизнес при развитии по инерции будет иметь минимальный цикл жизни, т.к. весь мир живет инновациями, не стоит на месте.

Для развития и успешного существования малого бизнеса нужно придерживаться инновационного сценария развития.

 

Инновационный вариант

Основной проблемой ускорения инноваций в народном хозяйстве является нахождение таких экономических механизмов взаимодействия науки и производства, которые стимулировали бы как стремление малого инновационного бизнеса к удовлетворению потребностей рынка инноваций, так и достижение наибольшего эффекта от научных разработок и наиболее быстрое применение достижений научно-технической мысли. Преодолеть разрыв между научной и производственной сферами можно только повышением спроса на технологические инновации.

На сегодняшний день в научной литературе нет единого мнения о том, где инновационный процесс более эффективен: в крупных корпорациях или в малых инновационных предприятиях.

Сравнительный анализ малого и крупного бизнеса с точки зрения эффективности инновационного процесса показал, что они имеют свои преимущества и недостатки. Так, некоторые ученые считают, что крупный бизнес имеет возможность обеспечить диверсификацию: научных исследований (одновременно разрабатывать несколько направлений); знаний (привлекать к решению поставленной задачи специалистов из разных отраслей науки). Также крупный бизнес способен сконцентрировать огромные материальные, финансовые, технологические и интеллектуальные ресурсы в инновационной сфере. Следовательно, крупные корпорации, сосредотачивая значительные ресурсы на конкретных разработках, способны быстро наладить массовое производство наукоемкой инновационной продукции. Тем не менее, крупные корпорации – это сложные структуры, обладающие многоуровневой системой управления и принятия решений, что в свою очередь требует длительных процедур согласования этих решений. Тем самым снижается мобильность управления, снижается творческая активность сотрудников, замедляется реакция на поведение рынка.

Напротив, предприятия малого бизнеса мобильны, оперативно реагируют на изменение конъюнктуры рынка, так как объем производства на таких предприятиях невелик, риск потерь, связанный с переходом к новым технологиям, существенно меньше относительно крупных предприятий.

Отсутствие сложных структур управления повышает оперативность управление малыми предприятиями, что в свою очередь способствует быстрому совершенствованию и внедрению технологий. Малый бизнес проявляет высокую устойчивость в трудных условиях адаптации к рыночным отношениям, что позволяет ему быть устойчивым и долговременным потребителем прогрессивных технологий. Вместе с тем малый инновационный бизнес не способен обеспечить диверсификацию научных исследований и знаний, сосредотачивать значительные ресурсы на одном направлении и разрабатывать капиталоемкие инновации.

Информация о работе Прогноз развития малого бизнеса и предпринимательства в России