Прогноз развития малого бизнеса и предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – малый и средний бизнес в экономике России.
Исходя из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Рассмотреть сущность и роль малого бизнеса в экономике России
Выявить особенности функционирования малых и средних предприятий
Определить роль венчурного финансирования в развитии малого предпринимательства
Определить современное состояние российского малого бизнеса и перспективы его развития

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….5
Глава 1. Характеристика малого и среднего бизнеса в России
Сущность и роль малого и среднего бизнеса в экономике России ……………………………………………………………………….………..6
Состояние малого и среднего бизнеса в России……..…………………....10
Особенности и функции малых предприятий ……………………….…....14
Глава 2. Прогнозы развития предпринимательства в России
2.1. Сценарные условия развития (инерционный и инновационный варианты) и их характеристика……………………………………………………….………..16
2.2. Демографические прогнозы, характеристика и оценка влияния на экономику страны…………………………………………………………...…………..……22

Заключение……………………………………………….…………………………..25
Список используемой литературы………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Stepanova_A_V_MK-207_EP.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, преимущества малого бизнеса в инновационной деятельности являются недостатками для крупного бизнеса, и наоборот, преимущества крупного бизнеса являются недостатками малого.

Необходимо отметить, что малые инновационные предприятия выступают движущей силой качественного экономического роста, занятости, технологических разработок и структурных изменений. В течение 80-х годов ХХ века ведущая роль отводилась крупным предприятиям с их НИОКР, данное суждение было основным среди ученых и политиков. В 90-е годы роль и значение малых предприятий претерпели существенные изменения. Эмпирические исследования  подтверждают большое количество примеров успешных инноваций, осуществленных малыми предприятиями, которые революционизировали производство. Небольшие инновационные фирмы с участием университетов и молодые предприниматели сегодня все чаще осуществляют основные технологические прорывы и инновации, опережающие НИОКР и инновации крупных корпораций. Малые инновационные предприятия служат важными источниками создания знаний; их идеи, продукты, стратегии, инновации и технологии часто приобретаются и коммерциализируются крупными компаниями. 

Если рассматривать экономический опыт индустриально развитых стран в ХХ веке, то будет видно, что крупный промышленный капитал был основной движущей силой внедрения достижений научно-технического прогресса, что обеспечивало не только конкурентоспособность самих промышленных корпораций, но и в значительной степени национальных экономик.

Необходимо отметить, что крупный бизнес и в настоящее время продолжает играть значимую роль в реализации инноваций, которые требуют значительных капитальных вложений, но его роль в создании инноваций несколько трансформировалась.

По-прежнему наибольший удельный вес научных исследований в развитых странах принадлежит крупному бизнесу. Однако малый бизнес реализует половину инноваций и почти 100% радикальных инноваций, кроме того, эффективность инновационного процесса в малом предпринимательстве значительно выше, чем в крупном. Это связано, прежде всего с тем, что малые инновационные фирмы склонны к риску, который возникает при реализации радикальных инноваций, влекущих за собой технологический прорыв в какой-либо сфере.

Следовательно, для того чтобы выйти на рынок с инновационным продуктом и быть в какой-либо сфере новаторами, малым инновационным предприятиям приходится идти на этот риск.

Напротив, большинство крупных компаний в своей инновационной деятельности ориентируются на создание не радикальных, а совершенствующих инноваций. То есть крупные компании имеют значительный производственный потенциал и не готовы идти на риск ради создания радикальных инноваций.

Таким образом, большинство радикальных инноваций производит именно инновационный малый бизнес. Но серийное производство товаров на основе инноваций обеспечивается, только за счет концентрации капитала крупными корпорациями.  

Более высокая эффективность инновационного процесса на предприятиях малого бизнеса характеризуется следующими причинами. Во-первых, малые инновационные предприятия, как правило, занимаются научными исследованиями и разработками в тех областях, которые крупные фирмы считают неперспективными с высокой долей риска. Во-вторых, узкая предметная специализация малого предприятия обеспечивает концентрацию усилий и ресурсов на конкретных направлениях исследований, а также дальнейшей разработки и распространения инновационного продукта. Это позволяет малым фирмам, при ограниченном объеме ресурсов, конкурировать с крупными предприятиями. В-третьих, все этапы инновационного процесса от исследований до разработки конечного продукта являются основной деятельностью малых инновационных фирм, и в отличие от крупных предприятий со сложной структурой управления, объединяются под руководством одного лица, что ускоряет процесс получения конечного результата инновационной деятельности. В-четвертых, часто удельные затраты на НИОКР на предприятиях малого инновационного бизнеса в несколько раз превышают аналогичный показатель крупных компаний, однако эти затраты перекрываются экономией на накладных расходах, характерных для крупных компаний (представительские, административные, организационные и др.). Необходимо отметить, что малый инновационный бизнес занимается такими НИОКР, которые не требуют крупных затрат финансовых ресурсов и большого числа занятых.

Производство и широкое распространение инновационных продуктов, услуг, производственных процессов становятся критическими факторами роста объемов выпуска изделий, занятости, инвестиций, экспорта, повышения качества продукции; экономии трудовых и материальных затрат, повышения эффективности производственных мощностей. Все это, в свою очередь, предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках. 

Развитые страны в целях внедрения новых технологий и проведения инноваций выбирают различные пути. Так, например, в США большая часть федеральных НИОКР проводится через контракты и гранты негосударственными организациями. Таким образом, федеральное правительство через них обеспечивает работой лучшие научно-исследовательские организации и талантливых ученых.

Германия в области высоких технологий вначале опиралась на опыт США и осуществляла реализацию существенных научно-производственных проектов и программ, также использовался опыт научных парков Великобритании и Японии. Однако с начала 1980-х годов был сделан акцент на создание сети региональных инновационных фондов с постепенным перенесением центра тяжести инновационной деятельности на малые и средние предприятия.

В азиатских странах основной акцент при реализации инновационной политики также делается на малые и средние инновационные предприятия. Так в Японии их число составляет 99% общего числа предприятий, а доля в ВВП равна 52%. Тайвань за счет малого и среднего бизнеса обеспечивает 78% занятости и 45% ВВП своей страны. 

Вывод

Развитие малого инновационного бизнеса является тем инструментом (рычагом), с помощью которого преодолевается спад в экономике, обеспечивается ее структурная перестройка и происходит наполнение рынка высокотехнологичной конкурентоспособной продукцией.

Таким образом, малый инновационный бизнес должен стать реальным и одним из наиболее значимых факторов для формирования в России инновационной экономики и ее выхода на путь устойчивого экономического развития.

Прогноз  инновационного вариан та развития ( Приложение 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Демографические прогнозы, характеристика и оценка влияния на экономику страны

   Социальная роль

          Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

           Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

          Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

          Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.

   Политическая роль

          Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально- экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

          Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

    Экономическая роль

           Существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.

Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

           Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе МП вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности

Демографическое развитие

Консервативный и умеренно-оптимистичный варианты долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации базируются на среднем сценарии демографического прогноза, разработанного Росстатом. Этот сценарий будет характеризоваться ростом численности постоянного населения до 144,5 млн. человек к 2020 году с последующим снижением  до 143,3 млн. человек в 2030 году.  Суммарный коэффициент рождаемости по данному сценарию стабилизируется на уровне 1,6-1,7. Кроме того, тенденция демографического старения населения приведет к росту общего коэффициента смертности до 13,8 в 2030 году (13,3 в 2012 году). Ожидаемая продолжительность жизни к 2030 году увеличится до 74 лет.

Вследствие вхождения в активный репродуктивный возраст малочисленных контингентов, родившихся в 1990-е годы, существенно ухудшится возрастной состав населения: численность населения трудоспособного возраста уменьшится с 86,6 млн. человек в 2012 году до 78,6 млн. человек в 2030 году, численность населения старше трудоспособного возраста возрастет с 32,8 млн. человек до 40,4 млн. человек к 2030 году, численность населения моложе трудоспособного возраста увеличится с 23,8 млн. человек в 2012 году до 24,3 млн. человек в 2030 году. В результате увеличится демографическая нагрузка на трудоспособное население. Если в 2012 году на 1000 лиц трудоспособного возраста приходилось 654 нетрудоспособных, то к 2030 году будет приходиться  824 нетрудоспособных.

Оптимистичный сценарий демографического перехода и максимальная эффективность выполнения мер по улучшению демографической ситуации учтены в высоком сценарии демографического прогноза, на основе которого формируется форсированный вариант долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. К 2030 году суммарный коэффициент рождаемости увеличится до 2, общий коэффициент смертности снизится до 11,2, продолжительность жизни вырастет до 78 лет. В этом сценарии также не удастся избежать увеличения демографической нагрузки. Несмотря на меньшее сокращение численности населения трудоспособного возраста (до 81,3 млн. человек к 2030 году), демографическая нагрузка к 2030 году вырастет до 878 нетрудоспособных на 1000 лиц трудоспособного возраста (численность населения старше и моложе трудоспособного возраста будет увеличиваться до 43,5 млн. человек и до 28 млн. человек соответственно).

Демографический прогноз

 

Варианты

2012

2012-

2015

2016-

2020

2021-

2025

2026-

2030

Численность постоянного населения (среднегодовая), млн. чел.

средний

143,2

143,6

144,3

144,4

143,7

высокий

143,7

146,1

149,0

151,7

Численность населения трудоспособного возраста, млн. чел.

средний

86,6

85,1

81,0

78,6

78,4

высокий

85,2

81,5

79,9

80,7

Численность населения старше трудоспособного возраста, млн. чел.

средний

32,8

33,8

36,9

39,1

40,1

высокий

33,9

37,4

40,6

42,7

Суммарный коэффициент рождаемости

средний

1,7

1,7

1,6

1,6

1,7

высокий

1,7

1,8

1,9

1,9

Общий коэффициент смертности                             (на 1000 человек населения)

средний

13,3

13,2

12,9

13,0

13,5

высокий

12,7

11,3

10,8

11,0

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

средний

70,2

70,8

72,4

73,5

74,1

высокий

71,4

74,5

75,7

77,9

Миграционный прирост,   тыс. чел.

средний

295

305

347

368

381

высокий

331

451

509

544

Информация о работе Прогноз развития малого бизнеса и предпринимательства в России