Прогнозирование и планирование деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассмотрена тема “Планирование и
прогнозирование деятельности предприятия”. Были рассмотрены следующие теоретические
вопросы: содержание, цели и методы прогнозирования деятельности
предприятия; планирование деятельности предприятия; основы прогнозирования
и планирования народного хозяйства в современных условиях.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

3. ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 64.83 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

     

3. ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

     

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  ВВЕДЕНИЕ

 

 

    В   данной   курсовой   работе   рассмотрена   тема   “Планирование   и

прогнозирование деятельности предприятия”. Были рассмотрены следующие  теоретические

вопросы:    содержание,   цели   и   методы   прогнозирования   деятельности

предприятия; планирование деятельности предприятия;  основы  прогнозирования

и планирования  народного  хозяйства  в  современных  условиях.

      Целью выполнения  курсовой  работы  является  закрепление   полученных

теоретических знаний. Основной  задачей является  выработка  навыков  работы  с  учебной  и   научной   литературой, знакомство с  проблемами  планирования  и  прогнозирования  в  экономической деятельности предприятий, приобретение  опыта  по  разработке  и  реализации управленческих решений в сфере деятельности предприятия.

    В современных  рыночных  условиях  эффективность  реализации  продукции

залог успешной деятельности товаропроизводителей. Особенно  это  сказывается

в сельском хозяйстве где производство  продукции имеет ряд специфических

особенностей. Поэтому правильно  спланировать сбыт  с  определением  наиболее

выгодных каналов реализации наиважнейшая задача стоящая перед руководством

сельскохозяйственных предприятий.

    Планирование  на  уровне  хозяйствующих   субъектов   —   это   процесс

планирования поступлений и  использования финансовых  ресурсов,  установление

оптимальных соотношений в  распределении  доходов  предприятий.  В  рыночной

экономике  совершенствование  планирования  на  микроуровне   осуществляется

непрерывно; оно  в  условиях  рыночной  экономики  имеет  качественно  более

существенное значение по сравнению  с  директивно-плановой  экономикой.  Без

этого не  может  быть  достигнут тот уровень управления  производственно-

хозяйственной деятельностью предприятия, который обеспечивает ему  успех  на

рынке, постоянное усовершенствование материальной базы, социальное  развитие

коллектива.

    Под   прогнозированием  финансового  состояния  предприятия   принимают

приведение  объема  и  размещение   финансовых   ресурсов   предприятия   на

определенный срок наперед путем  изучения динамики его развития как  субъекта

хозяйственной деятельности на фоне реальной экономической жизни общества.

    Объектом прогнозирования  в первую очередь должен быть  объем  финансовых

ресурсов,  которые  поступят   в   распоряжение   предприятия   за   период,

относительно  которого  составляется  прогноз.  Такими  ресурсами   являются

прибыль, остающаяся у предприятия  после уплаты всех налогов  и  обязательных

платежей, а также амортизационные  отчисления, которые  возмещаются  за  счет

цены на продукцию.

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

 

                Содержание, цели и методы прогнозирования

 

 

                          деятельности предприятия

 

 

    Эффективная  деятельность  предприятий  и  фирм  в   условиях   рыночной

экономики в значительной степени  зависит от того, насколько  достоверно  они

предвидят  дальнюю  и  ближнюю  перспективу  своего  развития,  то  есть  от

прогнозирования.

    Прогнозирование деятельности  предприятий и фирм – это  оценка перспектив

их развития на основе анализа конъюнктуры  рынка, изменения рыночных  условий

на предстоящий период.

    Результаты прогнозирования  деятельности предприятий и фирм  учитываются

в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных  масштабов

реализации  продукции,  ожидаемых  изменений  условий  сбыта  и  продвижения

товаров.

    Прогнозирование  как   результат  маркетинговых   исследований   является

исходным  пунктом  организации  производства   и   реализации   именно   той

продукции, которая требуется потребителю.

    Основная цель прогноза  – определить тенденции факторов,  воздействующих

на конъюнктуру рынка.

    При прогнозировании  обычно выделяют прогнозы краткосрочные  – на      1-

1.5 года, среднесрочные – на 4-6 лет и долгосрочные – на 10-15 лет.

    Главный  акцент   при   краткосрочном   прогнозировании   делается   на

количественной и качественной оценке изменений объема  производства,  спроса

и предложения, уровня конкурентоспособности  товара и индексов цен,  валютных

курсов, соотношений валют  и  кредитных  условий.  Здесь  учитываются  также

временные, случайные факторы.

    Среднесрочное и долгосрочное  прогнозирование  основывается  на  системе

прогнозов  –  конъюнктуры   рынка,   соотношения   спроса   и   предложения,

ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.

    При среднесрочном   и  долгосрочном  прогнозировании,  как  правило,  не

учитывают  временные  и  случайные  факторы  воздействия  на   рынок.   Если

краткосрочные прогнозы нацелены  на  количественные  оценки,  прежде  всего,

уровня  цен   на   рынке,   то   среднесрочные   и   долгосрочные   прогнозы

рассматриваются как вероятностные  оценки динамики изменения цен.

    В качестве инструментария  прогнозирования  применяются   формализованные

количественные методы (факторные, статистического  анализа,  математического

моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте  и  интуиции

специалистов по данному товару и рынку.

    При  прогнозировании   деятельности  предприятий  по  выпуску  продукции

производственного назначения учитывается  анализ  инвестиционной  политики  в

отраслях, потребляющих соответствующие  товары,  тенденции  развития  НТП  в

этих отраслях, а  также  формирование  принципиально  новых  потребностей  и

способов их лучшего удовлетворения.

    При прогнозировании   деятельности  предприятий,  выпускающих   продукцию

широкого потребления, обычно опираются  на  данные  опросов  потребителей  и

продавцов товаров. В этом случае используются такие  методы  изучения  рынка

как анкетирование, телефонные и персональные интервью.

    Наибольшую сложность  представляет  прогнозирование   внешнеэкономической

деятельности предприятия и  фирмы,  что  обусловлено  высокой  динамичностью,

многофакторным  и  противоречивым  характером  формирования,  а   потому   и

неопределенностью, трудной предсказуемостью внешнеэкономических связей.

    Поэтому    применительно    к    прогнозированию    внешнеэкономической

деятельностью  предприятия  важно  комплексное  исследование   целого   ряда

частных   рынков   (отдельных   стран)   конкретного    товара,    выявление

специфических для каждого  и  общих  для  всех  (или  группы  таких  рынков)

факторов формирования конъюнктуры  рынка,  анализ  взаимосвязи  этих  рынков

между собой,  а  также  синтез  частных  прогнозов,  учет  взаимодействия  и

взаимовлияния в рамках мирового рынка  данного товара.

    Результаты прогнозирования  деятельности предприятий (фирм) должны  быть

отражены в соответствующих  разделах их бизнес-планов.

 

 

 

                 Планирование деятельности предприятия

 

 

    Эффективная деятельность  предприятий  в  условиях  рыночной  экономики

возможна лишь  при условии разработки  планов  развития,  производственных

программ, бизнес-планов.

    Разработка и обоснование  планов развития предприятия  осуществляется  на

основе системы прогрессивных  технико-экономических норм и нормативов.

    Наиболее совершенный  метод разработки  норм  –   расчетно-аналитический,

при котором нормы и нормативы технически обосновываются путем всестороннего

критического анализа  состояния  производства,  возможных  изменений  в  нем

изучения влияния различных  факторов. Используются также и такие  методы  как:

хронометраж, фотография рабочего дня  и др.

    В основу норм  закладываются   технико-экономические  и организационные

условия работы в плановом периоде.

    Технико-экономические  нормы и нормативы  разрабатываются   по  следующим

основным группам:

     . нормы затрат живого труда (нормы затрат рабочего времени на  единицу

       продукции,  нормы   выработки  продукции  в   единицу  времени,  нормы

       обслуживания, нормативы  численности);

     . нормы материальных затрат (удельные нормы затрат сырья,  материалов,

       топлива, энергии,  комплектующих изделий);

     . нормативы использования орудий труда (нормативы использования машин,

       оборудования, механизмов, сооружений, инструментов);

     .  нормативы организации производственного процесса   (длительность

       производственного  цикла, объемы незавершенного  производства,  запасы

       сырья, материалов, топлива);

     . нормы продолжительности   освоения  проектных  мощностей   вводимых  в

       действие предприятий,  цехов, агрегатов, установок, производств.

    Назначение отдельных  групп норм и  нормативов  различно.  Нормы  затрат

живого труда служат в основном  для  определения  уровня  производительности

труда, использования  рабочего  времени,  установления  размеров  заработной

платы.  На  основе  удельных   норм   расходов   материальных   ресурсов   и

производственной  программы  определяется  потребное  количество   отдельных

видов и марок материальных ресурсов. Нормативы  использования  орудий  труда

позволяют рассчитывать  уровень  использования  производственных  мощностей.

Нормы   и   нормативы   служат   для   определения   издержек   производства

(себестоимости продукции).

    Показатели плана.

    1)     Количественные  показатели выражаются  абсолютными   величинами.  К

       ним относятся:  объем товарной, валовой продукции,  объем  реализации,

       численность работающих, численность рабочих, фонд  заработной  платы,

       сумма прибыли,  размер  затрат  различных   производственных  ресурсов

       (металла, топлива  и т.д.).

    2)      Качественные  показатели являются величинами  относительными.  Они

       выражают  экономическую   эффективность  производства,  его  отдельных

       факторов.   Это   рост   производительности    труда,    фондоотдачи,

       рентабельности  производства, снижение издержек  производства, качество

       продукции и  др. Между количественными  и   качественными  показателями

       существует взаимосвязь  и взаимодействие.

    3)        Объемные   показатели   устанавливают   абсолютные    величины

       производства  в целом, отдельных процессов  и факторов,  участвующих  в

       нем.  Например,  объем  производства  в  целом,  объем   механической

       обработки, сборки, объем трудовых  затрат,  материальных  ресурсов  и

       т.д.

    4)      Удельные  показатели устанавливают отношение  двух или  нескольких

       взаимосвязанных  показателей, например,  затраты   металла  на  единицу

       продукции, капитальные  вложения на единицу производственной  мощности

       и др.

    Для   исчисления   показателей   плана    промышленности    применяются

натуральные, трудовые и стоимостные  измерители.

    Натуральные   измерители   используются   при    планировании    объема

производства, материальных ресурсов.

    Для измерения объема  производства  однородных  изделий,  различных  по

материалоемкости  или  другому   признаку,   применяют   условно-натуральный

измеритель. В этом случае за условную единицу принимают одно  из  однородных

изделий, а все остальные приравнивают к  нему  по  одному  из  перечисленных

выше  признаков  (как  правило,  трудоемкости).   Так,   условно-натуральные

измерители: тракторы в 15-сильном исчислении; мыло 40 %-ной жирности и др.

    Трудовой измеритель  объема производства,  выражаемый,  как  правило,  в

нормо-часах. Трудовые измерители в сочетании с натуральными  используются

для исчисления производительности труда, размера оплаты  труда,  определения

норм выработки и др.

    Стоимостные (денежные) измерители. С  их  помощью   определяют  динамику

развития промышленности, темпы  и  пропорции,  взаимоувязывают  все разделы

плана.

    Основные разделы и  показатели плана развития предприятия  (фирмы).

    План развития предприятия  включает следующие основные  разделы:

    1)     План производства  продукции. В  нем  устанавливаются   задания  по

       производству  отдельных видов продукции в   натуральном  и стоимостном

Информация о работе Прогнозирование и планирование деятельности предприятия