Прогнозирование и регулирование процессов взаимодействия природы и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:23, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что основное назначение сценария — определение генеральной цели развития объекта прогнозирования, выявление основных факторов фона и формулирование критериев для оценки верхних уровней дерева целей. В сценарии используются заранее подготовленные прогнозы и материалы по развитию объекта прогнозирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Задание1 Реферат «Прогнозирование и регулирование процессов взаимодействия природы и общества»………………………………………..4
1. Глобальное взаимодействие природы и общества…………………………4
2. Сценарное прогнозирование взаимодействия природы и общества……11
3. Регулирование природопользования………………………………………13
Задание 2 Задача………………………………………………………………..18
Заключение ...................................................................................................23
Список использованной литературы………………………………………25

Файлы: 1 файл

планирование.docx

— 46.47 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АКАДЕМИЯ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Кафедра  «Информационных технологий и математики»

                                         

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Прогнозирование и планирование»

Вариант - 5

 

 

 

 

Выполнила

студентка гр. 4 ФКЗ

Баркова Е.К.

Проверил

ст.пр. Волошин А.В.

 

 

 

 

 

 

Севастополь 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Задание1 Реферат «Прогнозирование и регулирование  процессов взаимодействия природы  и общества»………………………………………..4

1. Глобальное взаимодействие природы  и общества…………………………4

2. Сценарное прогнозирование взаимодействия  природы и общества……11

3. Регулирование природопользования………………………………………13

Задание 2 Задача………………………………………………………………..18

Заключение  ...................................................................................................23

Список  использованной литературы………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      ВВЕДЕНИЕ

 

 

Прогнозирование и регулирование  процессов взаимодействия процессов  природы и общества в современных  условиях пытается установить логическую последовательность событий, чтобы  показать, как, исходя из существующей ситуации, может шаг за шагом развертываться будущее состояние. Описание обычно совершается в явно выраженных временных  координатах; эта особенность существенна  при прогнозировании в области  политических проблем, однако для целей  технологических прогнозов введение явной зависимости от времени  не всегда обязательно.

Актуальность темы исследования заключается  в том, что основное назначение сценария — определение генеральной цели развития объекта прогнозирования, выявление основных факторов фона и  формулирование критериев для оценки верхних уровней дерева целей. В  сценарии используются заранее подготовленные прогнозы и материалы по развитию объекта прогнозирования. К ним  относятся в первую очередь результаты технико-экономического анализа основных производственных процессов. В процессе работы решаются следующие задачи:

- Исследования и учета факторов, влияющих на выработку управленческих решений: условий производства, конкурентоспособности, уровня риска, ограниченности производственных мощностей, ассортимента продукции, политики ценообразования, количества работающих и их профессионального уровня, наличия и стоимости сырья и др.;

- Использования информационных технологий для составления оптимальных бюджетов;

- Исследования направлений прогнозирования  процессов взаимодействия природы  и общества.

 

 

 

                                                       ЗАДАНИЕ 1

Тема: «Прогнозирование и регулирование  процессов взаимодействия природы  и общества»

  1. Глобальное взаимодействие природы и общества

 

Природу можно понимать в нескольких аспектах - от материально-энергетического  мира всей Вселенной, до совокупность естественных условий существования человеческого общества, с которыми мы, обычно, и имеем дело. Такой широко распространенный взгляд осложняется одним существенным фактом: человек - сам часть природы и, эксплуатируя ее, он, по сути дела, эксплуатирует себя. Человек часть этой большой системы - Космоса, и его законы распространяются и на людей. Почему это происходит и из чего учеными выводится теория материального единства мира?

Объяснений этому много - как  научных, так и религиозно-мистических. Современная физика объясняет образование  Вселенной как результат "Большого взрыва", произошедшего вследствие нарушения процесса аннигляции постоянно  возникающих в вакууме положительно и отрицательно заряженных элементарных частиц. Образовавшееся первичное вещество, в условиях расширения Вселенной  и снижения удельной энергии на единицу  пространства, путем объединения  образовало все известные физические объекты, включая и людей. Таким  образом, все предметы природы родственны и между ними существует генетическая связь.

Физические объекты - это природные  объекты. Но то, что существовало до "Большого взрыва", никуда не делось, находится внутри нихАристотелем то, что существовало до "Большого взрыва", в противовес физике, было названо  метафизикой. Объекты метафизики нематериальны, так как природного вещества еще  не было. Это система принципов, по которым устроен мир, из которой  люди извлекают идеи. Точка, линия, круг, числа, такие как ноль или единица, понятия "хорошо" - "плохо", "правда" - ложь" и пр., существуют независимо от материального носителя, вещественного наполнения

В религиозных учениях метафизический принцип персонализирован. Это значит, что он материализован в лице Бога - создателя мира, судьи, устанавливающего справедливость, направляющего развитие по пути разума. Немецкий философ И. Кант в своих работах показал, что метафизика не дает доказательства существования Бога. Скорее наоборот, идея Бога означает приближение к  метафизике.

Существует несколько уровней  взаимодействия человека и природы: универсальный, глобальный, региональный и локальный

Обычно люди сталкиваются с природой на локальном уровне - с привычной  средой жизни. Она обусловливает  их хозяйственный уклад, привычки, традиции, обычаи, сильно влияет на совокупность взглядов на мир, но то, что мы называем менталитет. Стремление сохранить существующий порядок в природе на локальном  уровне осознается чувствами, поэтому  оно наиболее сильно.

Региональный уровень - это уровень  крупного географического района или  страны в целом (национальный уровень)В  первом варианте изменения, производимые в одной части района или с  одним компонентом природы могут  значительно повлиять на другие части  или компоненты. В связи с достаточно большим промежутком времени, разделяющим причину (изменения) и следствия (трансформации экосистем, экономические потери) в других частях (компонентах), стремление сохранить природу не может быть результатом прямого опыта живущих здесь людей. Необходимо привлечение науки, исследующей причинно-следственную связь. Задачей науки является показать, что произойдет в будущем и как это скажется на жизни и благополучии людей через 5, 10, 20 или более лет

Наука в данном случае действует  путем рассуждения: что лучше - получить известные выгоды сейчас при возможных  потерях в будущем, или не допустить  изменений, если потери многократно  превышают выгоды. Таким образом, формируется тезис  и антитезис (необходимость сохранить существующее положение). Рассуждение - это путь диалектики. Законы диалектической логики, раскрытые Г. Гегелем, говорят, что рано или поздно тезис и антитезис приходят к единству (синтезу), порождая новое качество. В случае с природопользованием - это новый антропогенный ландшафт.

Синтез (новое качество), по Гегелю, - это "снятое качество. "То есть это  практически то же, с чего и начался  процесс. Но антропогенный ландшафт уже не "дикая природа. Правда, эти затраты воспринимаются как должное, как естественная необходимость, они как бы "вписаны" в культуру, в систему ценностей общества. Равновесное природопользование наступает при минимизации этих затрат. Получение высокой отдачи от природы при минимальных затратах труда - высочайшая ценность культуры, идеал, предмет национальной гордости

Идеалы формируют традиции и  обычаи. Они как бы заменяют научные  выводы, поскольку живут в сознании людей разных поколений и не умирают  с ними, а передаются по цепочке. Культура природопользования очень  устойчива, и наука часто противостоит ей. Далеко не все научные выводы справедливы. Их проверка на истинность может занять много десятилетий.

Каждый ландшафт содержит в себе много возможностей равновесного природопользования. Рациональное природопользование - это  эффективное природопользование. Эффективность  же - отношение полученных результатов  к затратам ресурсов. Оптимум в  этом отношении рождает стабильность, устойчивость, следствие равновесия. Это определенный энергетический уровень, вырабатываемый людьми в результате многовекового взаимодействия с  ландшафтом

Возможность многовариантного (альтернативного) равновесного природопользования делает относительным понятие рациональности природопользования. Для каждого  народа (этноса) характерно свое понимание  рациональности. С биологической  точки зрения этнос - человеческая популяция, адаптированная к определенной экологической  нише ландшафта. Занимая ее, этнос становится частью природы, поскольку к нему адаптируются другие ее элементы. Эта система "человек-природа" может существовать бесконечно, если на нее не повлияют внешние факторы. В сложившихся подобных системах рациональность природопользования, понимаемая как экологичность, достигает наивысших значений

Мы должны различать понятие экономической и экологической рациональности. Это две стороны одного явления. Стремление к экономической рациональности преобладает в начале предпринимаемого действия. Обычно сначала люди пренебрегают экологией, оставляя за собой горы отходов и разрушенные ландшафты. Они действуют против культуры, против сложившейся морали и традиций, руководствуясь лишь стремлением к большей прибыли. Немецкий ученый Макс Вебер относил такие действия к целерациональным. Цель здесь - извлечение прибыли

Такой тип действий встречает сопротивление  как природного, так и социального  окружения. Природная среда снижает  отдачу, а сами предприниматели, противопоставившие себя большинству, как бы изолируются  от общества, образуя отдельную социальную группу. Деление общества на "нуворишей" и всех остальных разрывает его цельность и не может продолжаться долго, по крайней мере, до тех пор, пока не проявится негативное влияние подобных методов хозяйствования на другие отрасли и здоровье большинства. Поэтому альтернативным является ценностно- рациональное действие сочетающее экономику и экологию. Этот тип действий рационален, но не выходит за рамки культурных традиций и ценностей общества

М. Вебер выделяет еще два вида возможных действий - традиционное и аффективное. Традиционное действие характерно, например, для ханты, манси, ненцев. Вся их система хозяйствования целиком укладывается в русло  сложившейся традиции и поэтому  полностью экологична.

Аффективные действия предпринимаются  при несоответствии состояния внешней  среды представлениям о ней населения  и его части. Это стихийный протест без определенных целей, поскольку цели еще не определены. Это очень опасное состояние общества, поскольку доверие к институтам государства падает, люди руководствуются не доводами рассудка, а чувствами, эмоциями. Возникает питательная среда для разного рода движений, пытающихся стать "выразителями желаний народа" и, тем самым, навязать ему свои цели, выдавая их за общественные

Здесь мы переходим к второй стороне - национальному уровню природопользования. Еще Аристотель определил цель государства  как достижение блага граждан. Действуя во благо, государство должно издавать и руководствоваться законами, близкими и понятными большинству. В этом случае достигается взаимное доверие, единство страны и государства. Качество законов, как не трудно догадаться, зависит от того, насколько они  соответствуют сложившимся культурным традициям. В каждой стране существует национальное законодательство, охраняющее экологическую безопасность граждан. Однако законы многих стран различаются  между собой, порой весьма значительно. Казалось бы, законодательство - внутреннее дело каждой страны. Но применительно  к природопользованию это правило  применимо не всегда.

Дело в том, что природные  процессы не "замечают" государственных  и административных границ. Атмосферные массы и реки переносят загрязнение из одной страны в другую, аккумулируют его в замкнутых водоемах, которыми пользуются так называемые "третьи" страны. Имеются и многочисленные пограничные проблемы, связанные с использование вод рек, протекающих по территории одной или нескольких стран.

Основой этики признан морально-нравственный императив И.Канта. Основная формулировка нравственного императива: поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и для другого, всегда как цель и никогда как средство. В другой трактовке он формулируется как неприкосновенность другого человека. Придерживаясь императива, человек защищает себя лучше, чем любая броня. Нравственный человек не находится в зависимости от других, может существовать свободно. В другом случае он будет постоянно ощущать противодействие окружения, "сам создавать себе проблемы". Кант считал, что императив присущ каждому человеку от рождения, трансцендентален, то есть непознаваем, и мы должны принять его существование таким, как он есть

Информация о работе Прогнозирование и регулирование процессов взаимодействия природы и общества