Прогнозирование результатов социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 19:20, доклад

Описание работы

Эффективное управление народным хозяйством на региональном уровне не возможно без прогнозирования результатов социально-экономического развития и регионального программирования. В нашей стране уделяется большое внимание региональным проблемам. Для этого используются различные методы экономического регулирования, среди которых прогнозирование и программирование стоит на одном из первых мест.

Файлы: 1 файл

Доклад Новый К рег экономике.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

 рег экономика

Эффективное управление народным хозяйством на региональном уровне не возможно без прогнозирования результатов социально-экономического развития и регионального программирования. В нашей стране уделяется большое внимание региональным проблемам. Для этого используются различные методы экономического регулирования, среди которых прогнозирование и программирование стоит на одном из первых мест. Изучение проблем прогнозирования и программирования в региональном плане представляет научный и практический интерес. Они важны для практики управления.

Целью исследовательской работы является исследование региональных прогнозов и программ.

Исходя из цели исследовательского проекта, можно выделить следующие задачи: рассмотреть основные характеристики региональных прогнозов и программ; изучить методы прогнозирования; ознакомиться с зарубежным опытом в региональном программировании.

Предметом исследования являются особенности  региональных программ и прогнозов, методы прогнозирования.

Объектом исследования являются региональные прогнозы и программы.

Прогнозирование регионального развития – это предвидение социально-экономической ситуации в регионе на перспективу с учетом существующих показателей, динамики их изменения.

Региональные прогнозы составляются с целью решения важнейших задач развития экономики регионов, включая создание социальной и рыночной инфраструктур, охрану окружающей среды, регулирование внешнеэкономической системы и добычу полезных ископаемых.

В состав прогноза социально-экономического развития региона входят набор частных прогнозов, отражающих будущее отдельных сторон жизни общества, и комплексный экономический прогноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона.

В частных прогнозах оцениваются: демографическая ситуация в регионе; состояние природной среды, включая такие сферы, как разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы; будущее состояние научно-технических достижений и возможность их внедрения в производство;  основные факторы производства (капитал, труд, инвестиции); величина и динамика спроса населения на товары и услуги; темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности.

По временному горизонту региональные прогнозы можно подразделить на три вида: долгосрочные; среднесрочные; краткосрочные.

Долгосрочный прогноз разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. Данные долгосрочного прогноза используются при разработке среднесрочных прогнозов. При долгосрочном социально-экономическом прогнозировании в расчет необходимо принимать один набор показателей, характеризующих потенциал региона: земельных ресурсах, полезных ископаемых, рабочей силе, основном и оборотном капитале, научно-технических достижениях( задачи территориальных органов: размещение производительных сил, выравнивание социально-экономического развития территорий, определение путей рационального использования природных ресурсов)

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегодной корректировкой данных.( задачи: определение перспектив развития инфраструктуры региона, разработка мероприятий по стабилизации экономической и финансовой ситуации в регионах; выявление проблем, решение которых требует разработки целевых программ)

Краткосрочный прогноз разрабатывается  ежегодно. Данные таких прогнозов служат основой составления проекта регионального бюджета. При построении модели краткосрочного прогноза на первое место выступают показатели, характеризующие финансовую ситуацию в экономике в целом и по отдельным группам хозяйствующих субъектов: домашние хозяйства, малый и средний бизнес, предпринимательский сектор, население. (задачи: определение инфляционных ожиданий (динамики изменения цен и тарифов);

определение налоговых потенциалов  регионов, их бюджетной обеспеченности и потребности в дотациях).

Минэкономразвития рекомендовало  следующую структуру доклада  о прогнозе: Демографическая ситуация. Динамика численности и половозрастной структуры населения; Занятость населения. Состояние рынка труда, динамика показателей безработицы; Уровень жизни населения; Влияние развития секторов экономики на социальные и экономические процессы в регионе. Динамика основных показателей экономического развития;  Оценка производительности труда по отраслям экономки и промышленности и влияние ее динамики на занятость, доходы населения и рынок труда. Характеристика существующих и возможность появления новых «точек роста» в экономике (основные прибыльные отрасли и производства); Эффективность использования совокупных региональных ресурсов для достижения основных прогнозных показателей; Характеристика специализации экономики; Развитие малого и среднего бизнеса; Прогноз финансового состояния регионов; Развитие межрегиональных связей; Оценка экологической ситуации.

Недостатки регионального прогнозирования:

- негативную роль информационного фактора. По своим объемам, составу и достоверности исходные данные, требующиеся для составления надежных региональных прогнозов, не удовлетворяют современным требованиям. Одна часть информации – так называемая официальная статистика – неполна и противоречива, статистические данные становятся доступными слишком медленно, их состав и методики расчета часто меняются.

- недостаток в современных программных продуктах, которые в силу дороговизны для многих регионов оказываются просто недоступными и на местах вынуждены довольствоваться самыми простыми информационными технологиями.

- слабую организационную сторону дела. Прогностической деятельностью в регионах занимаются подразделения общеэкономического профиля, вынужденные выполнять указанную работу лишь периодически наряду с другими трудоемкими функциями, что при недостаточном количестве и низкой квалификации сотрудников не позволяет обеспечить приемлемое качество разрабатываемых региональных прогнозов

- слабое правовое обеспечение процесса разработки региональных прогнозов. Имеющиеся на этот счет нормативные правовые акты носят самый общий характер, оставляя неурегулированными массу принципиально важных вопросов – от получения исходных данных до использования расчетных показателей.

Таким образом, любой региональный прогноз социально-экономического развития должен быть ориентирован на решение задач комплексного развития территории. К числу таких задач мы относим:

  • повышение уровня жизни населения;
  • рациональное размещение производительных сил на территории региона;
  • комплексное использование региональных ресурсов (производственных фондов, трудовых, финансовых, материальных, природных);
  • повышение эффективности регионального производства, его объема и качества;
  • восстановление и поддержание благоприятной окружающей среды.

Методы региональных прогнозов.

Экстраполяция по трендовым зависимостям. По этому методу, прогнозная оценка – расчетное значение функции, отражающей основную закономерность изменения показателя во времени. используется в региональном прогнозировании ограниченно, так как для построения модели требуется достаточно длинные временные ряды, а в практике прогнозных расчетов, как правило, ощущается недостаток таких данных. Кроме того, построенная модель не учитывает взаимосвязь между прогнозируемыми показателями.

Экспертные оценки. Суть данного  метода состоит в том, что прогнозная оценка – это индивидуальное или групповое мнение высококвалифицированных специалистов относительно будущего состояния прогнозируемого объекта. Метод Дельфи. Прогнозная оценка – согласованное мнение группы экспертов, полученное в результате многократного индивидуального их опроса. Данные методы используется ограниченно только для определения качественных составляющих регионального прогноза.

Мозговой штурм. Прогнозная оценка – результат последовательной реализации двух процессов – генерирования и оценки идей относительно будущего состояния прогнозируемого объекта в ходе дискуссии. Используется ограниченно при определении комплекса мероприятий, ориентированных на устранение негативных тенденций, выявленных в результате прогнозных расчетов.

Построение сценария. Прогнозной оценкой  является достаточно детальное описание комплекса будущих условий прогнозируемого объекта. Используется широко при подготовке различных сценариев, описывающих условия функционирования региона в перспективном периоде.

Матричный метод. Прогнозом является представление о будущем состоянии объекта, что позволяет выбрать ту или иную стратегию его функционирования. Используется ограниченно при выборе конкретных мероприятий, ориентированных на устранение негативных и поддержку положительных тенденций, выявленных в результате прогнозных расчетов.

Метод дерева целей. В качестве прогноза выступает некая последовательность вероятностных оценок достижения сформулированных целей. Используется ограниченно для получения вероятностных оценок реализации целевых установок, препятствующих развитию негативных тенденций, предсказанных прогнозными расчетами.

Публикационная активность. Прогнозная оценка – результат анализа большого числа публикаций, научных журналов, а также контент-анализа с целью  выявления наметившихся, но еще не появившихся в полной мере в действительности тенденций в развитии прогнозируемого объекта. Используется ограниченно при определении вектора ориентиров тех «прорывных» областей, в которых региону целесообразно концентрировать свою деятельность.

Так же,  Программно-целевой метод, предусматривающий возможность составления и реализации проблемных и комплексных целевых региональных программ.

Метод экономико-математического  моделирования (моделирование территориальных пропорций развития экономики региона; моделирование по отраслям хозяйства региона; моделирование формирования хозяйственных комплексов региона). он дает возможность выбирать оптимальные решения, оптимальные варианты, модели в соответствии с целями, которые поставлены перед региональным исследованием.

Системный анализ. Этот метод опирается  на принцип поэтапности (постановка цели, определение задач, формулировка научной гипотезы, комплексное изучение особенностей оптимального варианта размещения отраслей). Этот метод позволяет изучать структуры отраслей хозяйства, их внутренние связи и взаимодействие.

Все методы были рассмотрены с точки  зрения их прогностических возможностей и с точки зрения практического использования в региональном прогнозировании.

 

Региональные программы.

Региональные программы – это система взаимосвязанных мер, план действий органов исполнительной власти и местного саморегулирования, направленных на обеспечение планомерного пропорционального социально-экономического развития региона, повышение жизненного уровня населения, охрану окружающей среды.

Так же можно сказать, что региональная программа- законченный документ, излагающий и обосновывающий основные направления развития района (его экономической, культурной, экологической и социальной составляющих) на определенный срок, перечисляющий важнейшие проекты, суммирующий необходимые капиталовложения и указывающий возможные источники финансирования, а также называющий ответственных исполнителей за отдельные разделы программ.

Региональные программы отличаются относительно небольшими по сравнению  с государственными программами  объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России.

Сущность региональных программ раскрывается комплексно в их основных целях и задачах.

К ним относятся:  выравнивание межрайонных различий по показателям экономического, социального и научно-технического развития; формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики; сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка; максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона; развитие производств и сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой; охрана окружающей среды; преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий; формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов; духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки; привлечение инвестиций в приоритетные отрасли народнохозяйственного комплекса путем создания свободных экономических зон, совместных предприятий;  улучшение демографической ситуации.

Специфика региональных программ заключается  в том, что они формируются и реализовываются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, вытекают из общегосударственных и территориальных интересов. Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно – территориального деления РФ (республика, край, область, город федерального значения). Управление проектированием и реализацией программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона. Финансирование программ осуществляется в основном за счет субсидий государства– это в том случае, когда та или иная проблема имеет федеральное значение и не может быть решена только за счет средств региона. Используется также другие источники финансирования (иностранные инвестиции, частные капиталовложения и др.).

Информация о работе Прогнозирование результатов социально-экономического развития