Прогнозирование результатов социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 19:20, доклад

Описание работы

Эффективное управление народным хозяйством на региональном уровне не возможно без прогнозирования результатов социально-экономического развития и регионального программирования. В нашей стране уделяется большое внимание региональным проблемам. Для этого используются различные методы экономического регулирования, среди которых прогнозирование и программирование стоит на одном из первых мест.

Файлы: 1 файл

Доклад Новый К рег экономике.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

экономическая специфика регионов обусловили многообразие видов региональных программ экономического развития. В укрупненном плане можно выделить три вида программ, значительно отличающихся по содержанию.

Первый вид региональных программ – программы развития регионов, хронически отстающих по уровню главных социально-экономических индикаторов (занятости и душевым доходам) от среднего показателя по стране. Средством решения социальных проблем таких территорий является индустриализация или модернизация сельского хозяйства.

Второй вид региональных программ – программы развития депрессивных регионов, т.е. промышленно развитых, но пришедших в упадок по различным причинам. Средством решения подобных проблем может быть реструктуризация отраслей (изменение специализации региона) и использование стратегии диверсификации производства в нем.

Третий вид региональных программ – программы хозяйственного освоения относительно новых территорий. Это программы особого типа, поскольку речь идет о слабозаселенных или вовсе незаселенных территориях.

Региональные программы составляются на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (более 5 лет) периоды.

Региональные программы также  классифицируются по следующим признакам: территориальная принадлежность, функциональная ориентация, содержание решаемых проблем, масштабность программной задачи, отраслевая локализация, характер возникновения проблем и др. Выделение признаков и соответствующих им классов программ служит условием поиска общих закономерностей в процессе их формирования и реализации.

Основными этапами разработки региональных программ являются:

  1. всесторонний анализ достигнутого состояния социально-экономического развития региона, в том числе выявление его наиболее сложных проблем, причин их возникновения и обострения;
  2. комплексное обоснование основной и производных от нее целей (своеобразного «древа целей») и задач, определение путей и средств реализации поставленной цели, в том числе финансового обеспечения. В свою очередь, обоснование цели и задач развития региона должно базироваться на рационально составленных планах предприятий, организаций и учреждений, органов местного самоуправления;
  3. согласование основной цели программы и производных целей и задач с программами и планами центральных органов власти;
  4. предоставление разработанных программ в установленные сроки на рассмотрение в областные (городские) государственные администрации и органы местного самоуправления и их корректировка в процессе обсуждения.

Важнейшими средствами реализации региональных программ являются:

Во-первых, комплексное развитие производительных сил региона, прежде всего использование природных и трудовых ресурсов, научно-технического потенциала, проведение структурных изменений в производительных силах;

Во-вторых, углубление внутрирегиональной и межрегиональной специализации, кооперирования, комбинирования производства;

В-третьих, совершенствование хозяйственного механизма путем оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов саморегулирования экономики при преобладании государственных экономических рычагов (финансово-кредитной, бюджетной, налоговой, инвестиционной, амортизационной и других форм политики);

В-четвертых, оптимальное сочетание  централизма и децентрализации  в государственном управлении регионами (в случае чрезмерно централизованной модели территориального устройства и управления тормозится полноценное развитие местного хозяйства, усиливается застойный и кризисный характер развития регионов; в случае чрезмерного децентрализма растут центробежные федералистские тенденции, формируются узкорегиональные рынки);

В-пятых, качественное совершенствование  производственных отношений, отношений экономической собственности (утверждение реального плюрализма и оптимального соотношения разных типов и форм собственности, участие работников в управлении собственностью);

В-шестых, развитие региональной «интеллектуальной  инфраструктуры» (генерирование знаний в пределах региона, их трансформация в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, инвестиционные проекты);

В-седьмых, активное привлечение частного капитала, в том числе иностранного;

В-восьмых, формирование соответствующего права собственности.

Региональные программы целесообразно  составлять из:

  1. Информационно-аналитической части: предусматривает комплексный анализ производительных сил, внутрирегиональной и межрегиональной специализации и кооперирования производства, эффективности использования различных ресурсов, наличия острых проблем, уровня загрязнения окружающей среды, жизненного уровня населения, а также основных причин неудовлетворительного решения региональных проблем),
  2. Центральной части: включает обоснование основной и производных целей, путей их достижения, а также системы взаимосвязанных показателей, в которых количественно и качественно определяются такие цели, их реализация с помощью привлечения соответствующих ресурсов)
  3. Комплекса балансовых расчетов.

Основными показателями региональных программ являются:

  • макроэкономические (объем ВРП и др.);
  • численность и занятость населения;
  • уровень развития сферы материального производства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи);
  • уровень развития сферы нематериального производства (образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта);
  • уровень жизни населения (потребление товаров и услуг, величина реальных доходов, прежде всего реальной заработной платы, и др.);
  • структурные преобразования и трансформация отношений экономической собственности (развитие предпринимательства, прежде всего малого бизнеса, степень разгосударствления и приватизации);
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • использование природных ресурсов и охрана окружающей среды;
  • финансовые показатели и др.

Основные методы при разработке региональных программ:

  • Системный подход (выделение в пределах большого экономического района обособленных по ряду признаков подсистем со своими специфическими целями и задачами при наличии взаимодействия и взаимосвязи между ними, которые не позволяют системе утратить целостность),
  • Нормативный метод (осуществление расчетов жизненного уровня населения, его потребностей на основе научно обоснованных физиологических, социальных и других норм и нормативов),
  • Балансовый (планирование равного количественного соотношения или сбалансированности доходной и расходной части местных бюджетов, обоснование отраслевых и территориальных пропорций в производстве и потреблении товаров и услуг, использовании различных ресурсов),
  • Аналитический (выявление тенденций и закономерностей в развитии производительных сил, специализации, кооперации и других форм разделения труда в пределах региона как на современном этапе, так и в будущем, а также выяснение на этой основе проблем совершенствования производственных отношений, социально-экономического развития региона),
  • Экстраполяции (определение будущих значений показателей на основе данных об их изменениях в предшествующий период, а также перенесение на будущее тенденций и закономерностей предыдущего периода) и др.

Как уже говорилось, под  программой как инструментом региональной политики понимается разработанный перечень заданий (мер, действий), ориентированных на полное или частичное решение конкретной социально-экономической проблемы регионального характера. Такой перечень может рассматриваться в качестве инструмента региональной политики только при соблюдении ряда обязательных требований (условий). К ним относятся:

    • легитимность, что предполагает разработку и реализацию программ в соответствии с действующим законодательством и исключает создание ситуаций, противоречащих этому законодательству;
    • нормативность программ любого уровня, что предполагает их утверждение соответствующим органом и обязательность для исполнения всеми сторонами;
    • реальность – принципиальная достижимость поставленной цели, наличие соответствующих ресурсов, готовность сторон к выполнению заданий;
    • вариантность – наличие нескольких вариантов полного или частичного достижения целей программы при различных уровнях ресурсного обеспечения;
    • комплексность целей и задач – постановка только таких целей и задач, которые могут быть выражены в параметрах, поддающихся учету и контролю, и по которым может быть дана однозначная оценка их достижения и решения;
    • контролируемость – наличие условий для постоянного отслеживания хода результативности и эффективности программных заданий;
    • ответственность, что предполагает установление прямой и полной ответственности конкретных лиц и организаций за использование ресурсов, выполнение отдельных заданий и программы в целом.

Критериями отбора программной  проблемы следует считать:

  • особо важную ее значимость для национальной экономики и региона, связь с крупными структурными преобразованиями, повышением эффективности хозяйства и уровня жизни населения, обеспечением экологического безопасности и рационального природопользования и т.д. (приоритетность проблемы);
  • межотраслевой и многоплановый характер проблемы, наличие многих участков решения и необходимость координации их действий (сложность и комплексность проблемы);
  • принципиальная новизна и прогрессивность технических, организационных и других программный мероприятий, ожидаемые высокие народнохозяйственные результаты (эффективность проблемы).

Наиболее полное выражение  программно-целевые методы находят  в целевых программах развития регионов. Под целевой программой понимается адресный документ, направленные на решение региональных проблем, в котором взаимосвязаны все задания и мероприятия по целям, ресурсам, исполнителям и срокам.

При разработке комплексной  программы нужно руководствоваться  идеями, общим замыслом концепции  регионального развития. В концепции заложены критерии отбора и ранжирования территориальных проблем, поставлены главная цель и цели других порядков.

Комплексная программа  направлена решение на узловой социально-экономико-экологической  проблемы.

Целевые программы разрабатываются  в виде единого документа, который обычно включаются следующие разделы: Содержание проблемы и необходимость ее решения программно-целевыми методами. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы. Совокупность программных мероприятий. Ресурсное обеспечение. Организация управления программой и контроль над ходом ее реализации. Оценка ожидаемой эффективности, социальных, экономических и экологических последствий от выполнения программы. Паспорт программы.

Финансовое обеспечение  региональных программ осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств. В первую очередь обычно ориентируются на собственные бюджеты субъектов Федерации, а также на федеральный бюджет и бюджеты заинтересованных муниципальных образований. Внебюджетные источники включают собственные средства предприятий и фондов, кредиты банков, частных инвесторов и др.

Законодательная база, обеспечивающая программу социально-экономического развития региона представляет собой  гармоничную, сбалансированную многоуровневую систему законодательных и нормативных актов.

Во-первых, эта система законодательных  актов должна быть согласована, взаимоувязана с федеральным законодательством (по вертикали), дополнять его, конкретизировать в условиях конкретных регионов.

Во-вторых, региональные акты должны быть согласованы между собой (по горизонтали), представляя самодостаточную систему, охватывающую сферы экономики, экологии, культуры, социальной и региональной государственной политики, управления регионом, с верховенством устава области.

В-третьих, система регионального законодательства должна учитывать требования международных инвестиционных и финансовых институтов, для участия в международных проектах и программах.

В-четвертых, на основе основных законодательных  актов и для обеспечения их функционирования должна быть создана региональная нормативно-правовая база.

Наиболее сложной проблемой  является разработка программы комплексного развития экономики и социальной сферы региона как целостного образования, поскольку в этом случае необходимо учесть все многообразие ограничений на экономическое развитие региона, а именно: состояние природного фактора, современную социально-демографическую ситуацию, прогноз социальной напряженности в регионе и пр.

Принципиальное значение имеет  положение о том, что для стабильного развития региона нельзя ограничиваться только решением задач, имеющих преимущественно оперативный характер и связанных с функционированием жизнеобеспечивающих систем и объектов. Необходимо решать задачи стратегического порядка, призванные обеспечить совершенствование (модернизацию) экономики базы, развитие социальной среды.

Информация о работе Прогнозирование результатов социально-экономического развития