Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 19:20, доклад
Эффективное управление народным хозяйством на региональном уровне не возможно без прогнозирования результатов социально-экономического развития и регионального программирования. В нашей стране уделяется большое внимание региональным проблемам. Для этого используются различные методы экономического регулирования, среди которых прогнозирование и программирование стоит на одном из первых мест.
экономическая специфика регионов обусловили многообразие видов региональных программ экономического развития. В укрупненном плане можно выделить три вида программ, значительно отличающихся по содержанию.
Первый вид региональных программ – программы развития регионов, хронически отстающих по уровню главных социально-экономических индикаторов (занятости и душевым доходам) от среднего показателя по стране. Средством решения социальных проблем таких территорий является индустриализация или модернизация сельского хозяйства.
Второй вид региональных программ – программы развития депрессивных регионов, т.е. промышленно развитых, но пришедших в упадок по различным причинам. Средством решения подобных проблем может быть реструктуризация отраслей (изменение специализации региона) и использование стратегии диверсификации производства в нем.
Третий вид региональных программ – программы хозяйственного освоения относительно новых территорий. Это программы особого типа, поскольку речь идет о слабозаселенных или вовсе незаселенных территориях.
Региональные программы
Региональные программы также классифицируются по следующим признакам: территориальная принадлежность, функциональная ориентация, содержание решаемых проблем, масштабность программной задачи, отраслевая локализация, характер возникновения проблем и др. Выделение признаков и соответствующих им классов программ служит условием поиска общих закономерностей в процессе их формирования и реализации.
Основными этапами разработки региональных программ являются:
Важнейшими средствами реализации региональных программ являются:
Во-первых, комплексное развитие производительных сил региона, прежде всего использование природных и трудовых ресурсов, научно-технического потенциала, проведение структурных изменений в производительных силах;
Во-вторых, углубление внутрирегиональной и межрегиональной специализации, кооперирования, комбинирования производства;
В-третьих, совершенствование
В-четвертых, оптимальное сочетание централизма и децентрализации в государственном управлении регионами (в случае чрезмерно централизованной модели территориального устройства и управления тормозится полноценное развитие местного хозяйства, усиливается застойный и кризисный характер развития регионов; в случае чрезмерного децентрализма растут центробежные федералистские тенденции, формируются узкорегиональные рынки);
В-пятых, качественное совершенствование производственных отношений, отношений экономической собственности (утверждение реального плюрализма и оптимального соотношения разных типов и форм собственности, участие работников в управлении собственностью);
В-шестых, развитие региональной «интеллектуальной инфраструктуры» (генерирование знаний в пределах региона, их трансформация в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, инвестиционные проекты);
В-седьмых, активное привлечение частного капитала, в том числе иностранного;
В-восьмых, формирование соответствующего права собственности.
Региональные программы
Основными показателями региональных программ являются:
Основные методы при разработке региональных программ:
Как уже говорилось, под программой как инструментом региональной политики понимается разработанный перечень заданий (мер, действий), ориентированных на полное или частичное решение конкретной социально-экономической проблемы регионального характера. Такой перечень может рассматриваться в качестве инструмента региональной политики только при соблюдении ряда обязательных требований (условий). К ним относятся:
Критериями отбора программной проблемы следует считать:
Наиболее полное выражение программно-целевые методы находят в целевых программах развития регионов. Под целевой программой понимается адресный документ, направленные на решение региональных проблем, в котором взаимосвязаны все задания и мероприятия по целям, ресурсам, исполнителям и срокам.
При разработке комплексной
программы нужно
Комплексная программа
направлена решение на узловой социально-экономико-
Целевые программы разрабатываются в виде единого документа, который обычно включаются следующие разделы: Содержание проблемы и необходимость ее решения программно-целевыми методами. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы. Совокупность программных мероприятий. Ресурсное обеспечение. Организация управления программой и контроль над ходом ее реализации. Оценка ожидаемой эффективности, социальных, экономических и экологических последствий от выполнения программы. Паспорт программы.
Финансовое обеспечение региональных программ осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств. В первую очередь обычно ориентируются на собственные бюджеты субъектов Федерации, а также на федеральный бюджет и бюджеты заинтересованных муниципальных образований. Внебюджетные источники включают собственные средства предприятий и фондов, кредиты банков, частных инвесторов и др.
Законодательная база, обеспечивающая
программу социально-
Во-первых, эта система законодательных актов должна быть согласована, взаимоувязана с федеральным законодательством (по вертикали), дополнять его, конкретизировать в условиях конкретных регионов.
Во-вторых, региональные акты должны быть согласованы между собой (по горизонтали), представляя самодостаточную систему, охватывающую сферы экономики, экологии, культуры, социальной и региональной государственной политики, управления регионом, с верховенством устава области.
В-третьих, система регионального законодательства должна учитывать требования международных инвестиционных и финансовых институтов, для участия в международных проектах и программах.
В-четвертых, на основе основных законодательных актов и для обеспечения их функционирования должна быть создана региональная нормативно-правовая база.
Наиболее сложной проблемой является разработка программы комплексного развития экономики и социальной сферы региона как целостного образования, поскольку в этом случае необходимо учесть все многообразие ограничений на экономическое развитие региона, а именно: состояние природного фактора, современную социально-демографическую ситуацию, прогноз социальной напряженности в регионе и пр.
Принципиальное значение имеет положение о том, что для стабильного развития региона нельзя ограничиваться только решением задач, имеющих преимущественно оперативный характер и связанных с функционированием жизнеобеспечивающих систем и объектов. Необходимо решать задачи стратегического порядка, призванные обеспечить совершенствование (модернизацию) экономики базы, развитие социальной среды.
Информация о работе Прогнозирование результатов социально-экономического развития