Прогнозирование социально-экономического роста в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение организации прогнозирования национальной экономики в РФ.
Задачами курсовой работы является:
- рассмотрение методических основ, понятий и определений, принципов прогнозирования;
- анализ прогнозирования темпов экономического роста, социально-экономического развития РФ.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 5
1.1. Основные понятия и определения 5
1.2. Классификация прогнозов 6
1.3. Задачи и основные принципы анализа объектов прогнозирования 9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РФ 12
2.1. Экономический рост как объект прогнозирования 12
2.2. Макроэкономические цели, макроэкономические показатели и макроэкономические счета как объекты прогнозирования 14
2.3. Прогнозирование социально-экономического
развития РФ на период 2012-2014г. 16
2.4. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов 23
2.5. Факторы и условия социально-экономического развития Российской Федерации в 2013-2015 годах. 24
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29

Файлы: 1 файл

Курс .doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

 

Пермский филиал


 

 

 

Специальность/направление подготовки _Экономика_____________________________

Специализация/профиль/программа_Прогнозирование национальной экономики_____

Кафедра ___Национальная экономика__________________________________________

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

 

«Прогнозирование социально-экономического роста в Российской Федерации»

 

                                                                               

                                                                                               

Автор работы: Михолап Ксения Анатольевна

студент группы Э-044

 заочной формы обучения

Ф.И.О.

подпись________________

 

Руководитель работы:

Должность, учёная степень__________

_________________________________

Ф.И.О.___________________________

Оценка__________________________

                                                                                           Подпись _________________

 

                                                                   «_____» ___________20____ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь  2014 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

3

ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

5

1.1. Основные понятия и определения

5

1.2. Классификация прогнозов

6

1.3. Задачи и основные принципы анализа объектов прогнозирования

9

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РФ

12

2.1. Экономический рост как объект прогнозирования

12

2.2. Макроэкономические цели, макроэкономические показатели и макроэкономические счета как объекты прогнозирования

14

          2.3. Прогнозирование социально-экономического

развития РФ на период  2012-2014г.

16

2.4. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов

23

          2.5. Факторы и условия социально-экономического развития Российской Федерации в 2013-2015 годах.

24

Заключение

27

Список использованных источников и литературы

29


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Прогнозирование по своей сути является важным инструментом в руках управленца, т.к. с помощью прогнозов можно достаточно точно определить тенденцию развития предприятия, отрасли, целой страны.

Прогнозирование образования является немаловажным аспектом деятельности государства. Т.к. образовательная система включает в себя и социальные и экономические стороны развития государства, а значит, играет двойную роль. Имидж государства на мировой арене, его внутренняя стабильность и процветание зависит от правильно спрогнозированной тенденции, поставленных целей и выбора их достижения. Поэтому в управлении государством нужно использовать различные методы прогнозирования, чтобы достаточно точно предсказать дальнейшее развитие страны.

Становление рыночных отношений сопровождается формированием нового хозяйственного механизма, в котором важная роль отводится прогнозированию и планированию экономических процессов на различных территориальных уровнях.

Прогнозирование социально-экономического роста в РФ имеет особую актуальность и ярко выраженный проблемный характер вследствие нерешенности многих вопросов. Данный учебный курс построен на современной теоретической базе и методологической основе. Он отражает закономерности и особенности становления и развития механизма прогнозирования национальной экономики в условиях рыночных отношений.

Глобальная функция государства в рыночных условиях заключается в создании условий жизнеобеспечения общества. Следует помнить, что экономика не в состоянии одномоментно перейти на рыночные отношения. Формирование рыночного механизма предполагает наличие определенного временного периода и требует разработки программы реформ с определением конкретных этапов, обеспечивающих необходимые изменения в социально-

 

экономической жизни страны. Важное значение в этом процессе играют планирование и прогнозирование, позволяющие предвидеть возможности и последствия всех изменений.

Целью курсовой работы является рассмотрение организации прогнозирования национальной экономики в РФ.

Задачами курсовой работы является:

- рассмотрение методических основ, понятий и определений, принципов  прогнозирования;

- анализ прогнозирования темпов  экономического роста, социально-экономического  развития РФ.

Структура курсовой работы состоит из введения, 2-ух глав, заключения, списка использованных источников литературы, и приложений. Общий объем курсовой работы составляет 31 страницы. Во введении обозначены актуальность, цель, задачи исследования.

В первой главе рассмотрим теоретико-методические основы социально-экономического прогнозирования.

Вторая глава курсовой работы будет посвящена особенностям прогнозирования социально-экономического роста в РФ на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

 

1.1. Основные понятия и определения.

 

Прогнозирование означает специальное научное исследование, направленное на выявление перспективы развития явления или процесса. Термин «прогнозирование» в переводе с греческого означает знание наперед, т.е. это процесс разработки прогноза, суть которого заключается в том, чтобы определенными методами обработать имеющуюся информацию об объекте прогнозирования и получить представление о направлениях его эволюции на основе анализа тенденций его развития.

Прогноз должен удовлетворять следующим требованиям: а) в момент высказывания нельзя однозначно определить его истинность и ложность, так как прогноз касается ненаблюдаемого события; б) он должен содержать указания на пространственный и временной интервал, внутри которого произойдет прогнозируемое событие; в) в момент высказывания необходимо располагать методами, с помощью которых можно оценить точность и надежность прогноза. Такие методы называются методами верификации прогноза (оценка его точности и надежности).

Общие черты прогноза и плана: 1) социальная функция, т.е. прогноз и план разрабатываются для лучшего удовлетворения потребностей населения с целью улучшения условий жизни людей; 2) это продукт духовной деятельности людей, результат предвосхищающего сознания; 3) методологическая общность, т.е. часто прогнозы и планы разрабатываются одними и теми же методами, хотя планирование и прогнозирование имеют и свои специфические методы.

Различия между прогнозом и планом: 1) план носит директивный характер, прогноз - рекомендательный; 2) в разработке плана всегда предшествует разработка прогноза; 3) прогноз многовариантен, а план нет.

 

 

Следом за разработкой прогноза и плана наступает период конкретных мероприятий, их выработки. Часто этот процесс осуществляется в форме выработки программы.

Программа - это документ с четко сформулированными целями и задачами, согласованный по срокам исполнения, источникам финансирования и конкретным исполнителям.

Прогностика - это наука о закономерностях разработки прогноза. Она изучает общие принципы построения методов прогнозирования развития объектов любой природы. В ее предмет входят все вопросы, связанные с разработкой способов построения методов прогнозирования и принципов составления прогнозов.

Главная функция прогнозирования состоит в проведении научного анализа социально-экономических процессов и тенденций, а также в предвидении новых экономических ситуаций и выявлении узловых экономических проблем. Основные функции прогнозирования состоят также в исследовании объективных связей социально-экономических явлений и процессов в конкретных условиях, на определенном этапе развития экономики и общества, в оценке объекта прогнозирования, в выявлении возможных альтернатив развития экономики в перспективе, в принятии оптимальных решений.

Принципы прогнозирования меняются в зависимости от экономических условий, которые существуют на том или ином историческом этапе развития общества. В частности, со сменой социально-экономического строя в нашей стране ушли такие принципы, как партийность прогнозирования, принцип сочетания политики и экономики, принцип директивности планирования.

 

1.2. Классификация прогнозов.

 

 

Разные исследователи предлагают различные признаки классификации прогнозов.

 

1. По цели разработки прогнозы  делятся на поисковые и нормативные. Поисковые основываются на выяснении будущего развития исследуемого явления при сохранении тенденции прошлого. Нормативные учитывают заранее поставленные цели и определенные пути и сроки их достижения. Они разрабатываются от заданного состояния в будущем с учетом существующих тенденций.

2. По временному горизонту выделяют  оперативные прогнозы, которые разрабатываются  на срок до одного месяца  и содержат только количественные  показатели; краткосрочные прогнозы, разрабатываемые на срок до  одного года и содержащие общие  количественные показатели; среднесрочные прогнозы, разрабатываемые на срок 1-5 лет и содержащие как количественные, так и общие качественные оценки; долгосрочные прогнозы, разрабатываемые на период 5-15 лет и содержащие общие количественные и общие качественные показатели; дальнесрочные прогнозы, которые разрабатываются на период свыше 20 лет и содержат общие качественные характеристики.

3. По содержанию прогнозы бывают: а) экономические - предоставляют информацию  о развитии любого экономического  показателя; б) демографические – охватывают движение населения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень и структуру занятости населения и т.д.; в) социальные - представляют информацию об уровне и качестве жизни населения; г) экологический – дает информацию об изменении экологической ситуации в стране, городе, области и пр.; д) прогноз природных ресурсов – содержит информацию о потребностях общества в природных ресурсах и о возможностях их использования, охватывает все виды общественного воспроизводства и природную среду; г) научно-технические – рассматривают достижения научно-технического прогресса.

4. По методам разработки прогнозы  делятся на интуитивные и формализованные. Интуитивные опираются на информацию, полученную по оценкам экспертов. В некоторых ситуациях при прогнозировании могут быть

 

использованы только эти прогнозы (например, когда объект прогнозирования новый и о нем нет статистической информации, объект прогнозирования сложный и на его развитие оказывает влияние много факторов). Формализованные основываются на фактической информации об объекте. Статистические данные обрабатываются специалистами с помощью формализованных методов.

5. По масштабности прогнозирования  выделяют: макроэкономические прогнозы (объект прогнозирования - это страна  в целом); структурные прогнозы (межрегиональные, межотраслевые и т.п.); прогноз развития отраслевых комплексов; региональные прогнозы (объектом прогнозирования выступает регион); прогноз первичных звеньев экономики (объект - предприятие, фирма); глобальные прогнозы (объект - мир в целом, крупные мировые регионы).

Объект прогнозирования - это исследуемое явление, процесс, для которого разрабатывается прогноз. Классификация объектов прогнозирования необходима для того, чтобы выбрать наиболее адекватные им методы анализа и прогнозирования (существует приблизительно 150 методов прогнозирования).

Объекты прогнозирования классифицируются по следующим признакам.

1. По природе объекты прогнозирования  делятся на: а) научно-технические (ввод  новой техники, появление новых  материалов, новых научных открытий  и т.д.); б) технико-экономические (прогнозирование технико-экономических показателей производства); в) экономические (любые экономические показатели); г) военно-политические (военные конфликты, военный потенциал страны и т.д.); д) естественно-природные (прогноз погоды, землетрясения, вулканы, штормы и т.д.).

2. По масштабности объекты прогнозирования  можно классифицировать в зависимости  от числа переменных факторов, входящих в их описание при  анализе: сублокальные - с числом  значащих переменных факторов  от 1 до 3 (численность населения страны); локальные - с числом переменных от 4 до 14

 

(производительность труда); субглобальные - с числом переменных от 15 до 35 (спрос населения на какой-либо товар); глобальные - с числом переменных от 36 до 100 (транспортная сеть региона); суперглобальные - с числом переменных свыше 100 (развитие какой-либо отрасли, транспортная сеть страны).

3. По степени детерминированности (определенности) объекты бывают  детерминированные и схоластические. Детерминированные могут быть  описаны математическими формулами (например, уровень безработицы, размер товарооборота на душу населения). Схоластические трудно описать с помощью математических формул, так как на их развитие оказывают влияние факторы, которые трудно выразить количественно (например, ввод жилья в городе).

Информация о работе Прогнозирование социально-экономического роста в Российской Федерации