Прогнозирование социально-экономического роста в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение организации прогнозирования национальной экономики в РФ.
Задачами курсовой работы является:
- рассмотрение методических основ, понятий и определений, принципов прогнозирования;
- анализ прогнозирования темпов экономического роста, социально-экономического развития РФ.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 5
1.1. Основные понятия и определения 5
1.2. Классификация прогнозов 6
1.3. Задачи и основные принципы анализа объектов прогнозирования 9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РФ 12
2.1. Экономический рост как объект прогнозирования 12
2.2. Макроэкономические цели, макроэкономические показатели и макроэкономические счета как объекты прогнозирования 14
2.3. Прогнозирование социально-экономического
развития РФ на период 2012-2014г. 16
2.4. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов 23
2.5. Факторы и условия социально-экономического развития Российской Федерации в 2013-2015 годах. 24
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29

Файлы: 1 файл

Курс .doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

4. По характеру развития во  времени объекты прогнозирования  можно подразделить на дискретные, апериодические и циклические. Дискретные (прерывные) – объекты, у которых  развитие происходит скачками (например, курс доллара). Апериодические – объекты, чей тренд развития имеет четко выраженную тенденцию. Циклические – объекты с трендом циклического характера, т.е. спад сменяется подъемом (например, спрос на товары, имеющие сезонный характер).

5. По степени информационной  обеспеченности выделяют объекты прогнозирования: с полным обеспечением количественной информацией в ретроспективном периоде; с наличием качественных показателей в ретроспективном периоде; с полным отсутствием ретроспективной информации.

 

1.3. Задачи и основные принципы анализа объектов прогнозирования.

 

Целью и главной задачей анализа объектов прогнозирования является разработка прогнозной модели. Анализ объекта прогнозирования начинается с его описания. Он должен содержать сведения о наиболее обобщенных ключевых показателях, характеристиках данного объекта, о структуре объекта и взаимосвязях между частями структуры.

 

Анализ структуры объекта осуществляется двумя путями:

1) агрегированием, т. е. объединением  частных детальных характеристик  в более общие. Применение целесообразно, когда структура исследуемого объекта сложная (например, экономика страны, области). Данный путь требует помощи экспертов, интуитивных методов;

2) дезагрегированием, т. е. углублением  детализации структуры от более  обобщенных характеристик к более  частным. Целесообразно использовать для объектов прогнозирования менее масштабных (например, численности населения города, области) с использованием формализованных методов.

Основные методологические принципы анализа объектов прогнозирования:

1) системность (объект прогнозирования рассматривается как система взаимосвязанных характеристик);

2) специфичность (при прогнозировании  учитываются специфические черты, закономерности объекта прогнозирования);

3) оптимизация описания объектов  прогнозирования (описание объектов прогнозирования должно обеспечивать высокую достоверность и точность расчетов);

4) аналогичность (при анализе свойства  объекта прогнозирования постоянно  сопоставляются со свойствами  сходных, известных более изученных  процессов с целью минимизации  затрат на разработку прогноза).

В экономической литературе модель (в переводе с латинского - мера, образец) - это математическое описание объекта, а также формула, определяющая законы его функционирования. В прогнозировании - это модель объекта, которая позволяет получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и путях достижения этого состояния.

В научной экономической литературе с точки зрения теории моделирования и управления выделяют несколько классов моделей.

 

 

1. Функциональные модели, которые  описывают функции, выполняемые основными составными частями системы.

2. Модель физического процесса, строящаяся на основе выявления  математических зависимостей переменных  процесса производства.

3. Экономические модели, базирующиеся  на определении зависимости между различными экономическими показателями системы.

4. Процедурные модели, описывающие  порядок и содержание управленческих  воздействий в системе.

5. Экспертные модели, представляющие  собой специальные формулы для  обработки экспертных оценок  и позволяющие описать функционирование объекта моделирования.

Из существующих форм описания, используемых в прогнозных моделях, можно выделить следующие: а) словесное описание - наиболее простой способ, применяемый в экспертных оценках (сценарный прогноз); б) графическое описание - используется на ранних стадиях прогнозирования (методы экстраполяции); в) блок-схема, матрицы-решения (метод «дерево целей»); г) математическое описание в виде формул, математических моделей (метод скользящей средней).

Анализ объекта прогнозирования должен проводиться с учетом некоторых методических принципов: системности, природной специфичности, оптимизации описания, аналогичности, верификации.

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РФ

 

2.1. Экономический рост как объект прогнозирования.

Под экономическим ростом понимается увеличение производственных ресурсов, расширение масштабов производства, увеличение национального дохода, выпуска продукции и ее потоков, идущих как на текущее непроизводственное потребление, так и на пополнение производственных и непроизводственных ресурсов.

Экономический рост – это результат к которому стремится развитие общественного производства в любой стране. Конечной целью экономического роста является увеличение потребления и благосостояния людей.

Сбалансированный экономический рост – подразумевает оптимальное соотношение между производственным потенциалом страны и степенью удовлетворения общественных потребностей. При рыночной системе сбалансированность достигается опосредованно с помощью таких экономических рычагов как цена, налоги, финансы или товарно-денежные отношения.

Экономический рост может быть различным. Для характеристики его изменения используется динамика общественного производства, показателем которой являются темпы роста и прироста.

В практике экономического прогнозирования различают и используют годовые и среднегодовые темпы роста и прироста.

Годовые темпы роста рассчитываются как отношение показателей, характеризующего экономический рост за два определенных года:

,

где – годовой темп роста, %;

 и  – уровни показателя в прогнозируемом и базисном периодах.

Годовые темпы прироста ( ) могут быть определены как разница между темпами роста и 100 %:

Среднегодовые темпы роста (прироста) рассчитываются исходя из темпов роста (прироста) показателя по годам прогнозируемого периода.

Темпы и качество экономического роста зависят от потенциала национальной экономики и эффективности его использования, а также от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов

Соотношение безработицы и темпов роста экономики исследовал американский ученый Артур Оукен. Выявленная им закономерность, получившая название закона Оукена, характеризует потенциальные потери, связанные с циклической безработицей.

Закон Оукена (закон естественного уровня безработицы) — если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2-2,5%.

В 2010 г. ситуация на рынке труда заметно улучшилась благодаря продолжающемуся росту производства. Сезонная безработица в 2010 г. оказала ограниченное воздействие, что свидетельствует об уверенном восстановлении рынка труда. Уровень безработицы по определению МОТ (международной организации труда) снизился с 9,2% в январе 2010 г. до 7,2% в декабре 2010 г. Самый низкий уровень (6,6%) был зарегистрирован в сентябре и ноябре 2010 г. Однако в условиях сезонного спада занятости с наступлением зимы уровень безработицы начал расти в декабре 2010 г. и достиг 7,6% в январе 2011 г. Тем не менее, это намного ниже уровня, зарегистрированного в январе 2010 г. (9,1%), что отражается в относительно стабильном числе вакансий.

 

Уровень бедности в России оставался практически неизменным в 2009 г. и продолжал снижаться в 2010 г., главным образом, благодаря широкомасштабному применению контрциклических мер стимулирования, повышению пенсий и заработной платы и гораздо менее значительной, чем ожидалось, безработице. Безработица и уровень бедности резко возросли в начале 2009 г. Однако, в результате значительного повышения заработной платы в госсекторе и увеличения пенсий, а также в благодаря снижению уровня безработицы в связи с тем, что предприятия переключились на стратегию придерживания рабочей силы, общий уровень бедности в стране сократился с 13,4% в 2008 г. до 13,2% к концу 2009 г.

 

2.2. Макроэкономические цели, макроэкономические показатели  и макроэкономические счета как объекты прогнозирования.

 

Для эффективного управления экономикой необходимо ориентироваться на макроэкономические цели.

Согласно экономической теории, к основным макроэкономическим целям относятся: стабильный рост национального объема производства; стабильный уровень цен; высокий уровень занятости; поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Эти цели взаимосвязаны и взаимозависимы.

Существует две основных методики измерения национального объема производства: первая базируется на марксисткой теории расширенного

 

воспроизводства, вторая – принятая ООН, именуемая как система национальных счетов (СНС). В настоящее время осуществляет переход всех государств к единой методике ООН.

Макроэкономические показатели. Система макроэкономических показателей включает показатели, характеризующие производство, занятость, средний уровень цен и заработной платы, внешнеторговые потоки, налоговые поступления и государственные расходы, денежную массу и др. макроэкономические показатели. Они служат для предсказания развития экономики, выявления тенденций, причин их изменения и выработки экономической политики для достижения намеченных целей. Центральное место в системе макроэкономических показателей отводится показателям, характеризующим развитие производства продукции и услуг.

В систему макроэкономических показателей, применяемую в нашей стране входят: совокупный общественный продукт (СОП - макроэкономический показатель, измеряемый в денежном выражении и характеризующий весь валовой продукт, созданный предприятиями в течение данного года), валовой национальный продукт (ВНП - один из основных макроэкономических показателей системы национальных счетов, В отличие от Валового внутреннего продукта, отражающего совокупную стоимость всех благ, созданных на территории страны, валовой национальный продукт отражает совокупную стоимость благ, созданных только её резидентами, вне зависимости от их географического положения), валовой внутренний продукт (ВВП - макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства), номинальный ВНП (ВВП), реальный ВНП (ВВП), потенциальный ВНП (разрыв между потенциальным и реальным ВНП

 

называется лагом ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), конечный продукт.

Расчеты макроэкономических показателей на прогнозируемый период должны осуществляться в увязке с системой национальных счетов. Знание сущности счетов необходимо для установления взаимосвязи макроэкономических показателей и формирования общеэкономических и межотраслевых пропорций.

Макроэкономические счета. В системе национальных счетов (СНС) различают рыночное производство товаров и услуг, предназначенных для реализации с целью получения прибыли, нерыночное производство товаров и услуг, производимых для собственного потребления (крестьянскими и личными подсобными хозяйствами), а также производство товаров и услуг, предоставляемых бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, другим институциональным единицам, включая коллективные услуги, финансируемые из государственного бюджета (государственное управление, оборона и т.д.).

В СНС выделяют четыре основных счета: 1. Счет внутреннего продукта, характеризующий производство; 2. Счет доходов; 3. Счет операций с капиталом (счет накопления); 4. Платежный баланс – счет операций по взаимодействию с внешним миром. По каждому из этих четырех счетов возможны детализации.

 

2.3. Прогнозирование социально-экономического

развития РФ на период  2012-2014г.

 

В 2011 году продолжается посткризисное восстановление российской экономики.  К середине 2011 года ВВП преодолел уже почти три четверти от кризисного падения, а ряд других ключевых экономических показателей, среди которых объем промышленного производства, потребительские расходы,

 

товарный экспорт и импорт, уже превысили максимальные предкризисные значения середины 2008 года. Быстро улучшается ситуация на рынке труда, относительно неплохую динамику демонстрирует реальная заработная плата, которая уже в прошлом году превысила предкризисный уровень. Несмотря на значительное увеличение социальных выплат и возросшую инфляцию, в целом продолжается рост заработной платы, растет занятость по большинству секторов, уровень безработицы приблизился к предкризисным значениям. Ниже докризисного уровня остаются только инвестиции в основной капитал, снижение которых в период кризиса было наиболее значительным, а также производство инвестиционных товаров (машиностроение, строительные материалы).

Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2012-2014 гг.) носит переходный характер, связанный с завершением решения задач посткризисного восстановления и переносом акцентов на меры стратегического характера, зафиксированные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В ближайшие годы наряду с решением задач бюджетной консолидации необходимо сделать задел для реализации долгосрочных интересов России, которые состоят в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство.

Информация о работе Прогнозирование социально-экономического роста в Российской Федерации