Прогнозирование спроса и сегментация рынка продукции на ООО "А-КВАС"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Прогноз представляет собой предвидение, предсказание, основанное на определенных данных. Методы прогнозирования, начиная с 70-х годов, обогащаются и совершенствуются ускоряющимися темпами. Особую роль в этом играют два фактора. Первый – это экономические кризисы последней четверти XX в., они вынудили экономистов и менеджеров в разных странах изыскивать новые адекватные методы управления. Второй фактор связан с быстрым распространением информационных технологий и компьютерной техники.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы прогнозирования спроса и сегментации рынка продукции 5
1.1. Понятие, сущность и виды спроса в условиях рыночных отношений 5
1.2. Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия 8
1.3. Особенности сегментации рынка 11
2. Методы прогнозирования спроса и исследования рынка продукции 16
2.1Эконометрические методы прогнозирования 16
2.2 Экспертные методы прогнозирования 21
2.3.Эластичность спроса, методы исследования конкурентоспособности предприятия на рынке и выбор стратегии сбыта 26
3. П рогнозирование спроса и сегментация рынка продукции на ООО "А-КВАС" 34
3.1. Общая характеристика ООО "А-КВАС" 34
3.2. Исследование рынка квасных напитков и оценка конкурентоспособности ООО "А-КВАС" 37
3.3. Прогнозирование спроса на продукцию ООО "А-КВАС" 40
Заключение 46
Библиографический список 48

Файлы: 1 файл

пример.doc

— 396.50 Кб (Скачать файл)

Сегодня ООО "А-КВАС" борется за покупателя. Рынок насытился аналогичными товарами. Сегодня в Курской области существует очень жесткая конкуренция среди марок квасных напитков, а точнее фирм их производящих. Потребители от этого только выигрывают – они могут купить практически любой напиток.

Продовольственный рынок – типичный пример рынка покупателя. Сегодня проблема доступности напитков не является существенной проблемой для потребителя. Сегодня существует множество мест, где можно приобрести желаемый напиток – супермаркеты, рынки, магазины, павильоны, они предоставляют практически идентичный ассортимент рассматриваемых товаров. Конкуренция создает условия для снижения цен и улучшения качества товара. Из данных анализа отрасли по производству квасных напитков известно, что на первое место покупатели ставят ассортимент, на второе – цены, на третье вкус. И ООО "А-КВАС" старается учитывать их мнение.

Сегодня производство кваса в России составляет 7 литров на душу населения в год, а потребление (с учетом импорта) – 10-11 литров в год.

Совокупный рынок кваса можно разделить на два сегмента:

- дешевых квас на ароматизаторах

- более дорогой натуральный  квас

Наиболее емким является первый сегмент. По разным оценкам емкость сегмента этих сортов составляет до 50% общей емкости рынка кваса. На этом сегменте лидирующими являются известные традиционные сорта отечественно кваса: "Славянский", "Московский", "Столичный", "Оригинальный".

Крупнейшими производителями квасных напитков в Центрально – черноземном районе было произведено:

- Воронежский пивоваренный  завод – около 4 млн. л;

- ООО "А-КВАС" – около 8 млн. л;

- ОАО "Белгородский квас" около 3 млн. л.

Помимо вышеперечисленных производителей квасных напитков на Курском рынке массовых сортов присутствует продукция российских предприятий из близлежащих регионов (Тверь, Рязань, и др.).

Курские производители имеют огромное конкурентное преимущество в виде транспортных тарифов. Постоянный рост цен на железнодорожные и автомобильные перевозки в ближайшей перспективе приведет к полному вытеснению иногородних производителей с рынка массовых сортов кваса.

ООО "А-КВАС" работает как с торговыми точками в городе Курске и Курской области, так и с торговыми точками, расположенными в Воронежской области, Белгородской области. Рынки сбыта в Курске и в целом по области можно рассматривать совместно. ООО "А-КВАС" зарекомендовала себя еще 40 лет назад и держит марку до сих пор, обладает надежной репутацией.

Рынок сбыта в Воронежской области является достаточно освоенным, на нем ООО "А-КВАС" уже функционирует около семи лет. Рынок сбыта в Белгородской области является своеобразным достижением, сотрудничество продолжается 2 года и пока все идет стабильно.

Таблица 2

Основные сведения о рынках сбыта

Показатели

Курск и Курская обл.

Воронежская обл.

Белгородская обл.

1

уровень спроса

высокий

высокий

средний

2

степень удовлетворения спроса

выше среднего

средний

средний

3

уровень конкуренции

высокий

выше среднего

выше среднего


Весь рынок ООО "А-КВАС" можно разбить на три больших сегмента: потребители в Курске и Курской области, потребители в Воронежской области и потребители в Белгородской области, однако, рассматривать отдельно сегменты по каждому городу не имеет смысла, так как в рассматриваемых районах живут люди с одинаковым уровнем доходов, да и цены на квас ООО "А-КВАС" не чуть не выше конкурентов, а иногда даже и ниже. Поэтому сегменты рассмотрим для всех районов одинаковые. Итак, дифференцируем сегменты по каждому виду товаров:

1. Первый вид товара  – это конечно же натуральный  квас. Этого вида товаров выпускается  довольно большое количество, рассчитанное  на все возрасты и вкусы потребителей.

2. Второй вид товара  – это квасной сбитень. Покупатели  сбитней – это люди со средними  доходами предпочитающие алкоголе  содержащие напитки без химических  добавок.

Оценка конкурентоспособности ООО "А-КВАС" рассмотрена в приложении А и Б. Каждый фактор в таблице получил оценку от 0 (наиболее слабые позиции) до 5 (доминирующие позиции). Оценки проставлялись в каждом из столбцов таблицы, а затем суммируются. Из приведенной таблицы видно, что наиболее сильным конкурентом будет выступать ООО "А-КВАС". Судя по проанализируемым факторам конкурирующих фирм можно сказать, что предприятие ООО "А-КВАС" обладает большим потенциалом на рынке. То же самое можно сказать и о конкурентах. Необходимо не расслабляться, уделить внимание слабым сторонам, продолжить стимулирование продаж. А слабые стороны есть, хоть их и не видно в таблице. Ими могут стать и непредвиденные ситуации, зависимость предприятия от внешней среды.

В приложении А представлены наиболее серьезные конкуренты, занимающие наиболее значительные доли рынка сбыта. Основной стратегией конкурентоспособности фирмы будет комплексная стратегия по снижению цен, повышению качества, проникновение на новые рынки сбыта и расширение объема продаж.

3.3. Прогнозирование спроса  на продукцию

ООО "А-КВАС"

Часто специалист располагает только статистическими данными, характеризующими динамику (изменение) спроса за определённый период. В таком случае прогноз рассчитывают путем экстраполяции, то есть "продолжения" динамического ряда. Продукция ООО "А-КВАС" разделена на 2 вида товара: квас и сбитень. Спрогнозируем спрос на каждый вид товара применяя экстраполяцию.

Динамический ряд реализованного спроса кваса приведён в таблице 3, сбитня 4.

Таблица 3

Динамический ряд реализованного спроса на квас ООО "А-КВАС"

Годы

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Объём продаж, млн. руб.

70

75,3

77,8

79

85,5

94,7

98,3

101,2


Таблица 4

Динамический ряд реализованного спроса на сбитень "А-КВАС"

Годы

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Объём продаж, млн. руб.

37,1

38,4

39,7

41,5

43

45,1

47,9

51,8


Используя метод экстраполяции для прогноза спроса квасные напитки ООО "А-КВАС" определяем величину достоверности аппроксимации и прогнозную функцию для каждого показателя, строим математические модели тренда (приложение В). Для экстраполяции используем программу Microsoft Excel XP из пакета Microsoft Office XP for Windows XP.

Полученные модели тренда описывают изменения динамического ряда с разной точностью. Из них выбирается та модель, которая с большей точностью описывает динамику изменения временного ряда.

Далее, для прогноза спроса, подставляем в полученные уравнения вместо значения Х прогнозируемый год. В нашем случае ретроспективный ряд составляет 8 лет (1999-2006), следовательно, значение Х для 2007 года равняется 9, для 2008 года – 10, а для 2009 года -11.

Прогноз спроса на квасные напитки ООО "А-КВАС" с определенной достоверностью представлен в таблицах 5-6.

Таблица 5

Прогноз спроса на квас на 2007 – 2009 годы

Годы

2007

2008

2009

Объём продаж, млн. руб.

109,1

115,6

122,5


Таблица 6

Прогноз спроса на сбитень на 2007 – 2009 годы

Годы

2007

2008

2009

Объём продаж, млн. руб.

54,9

58,8

63,1


В аналитических исследованиях часто изучаются связи между случайными и неслучайными величинами. Такие связи называются регрессионными, а метод их изучения – регрессионным анализом. Спрос формируется под влиянием сложной системы факторов. Модели спроса на базе материалов статистики строятся в виде некоторого уравнения, в котором в качестве функции выступают показатели спроса, а в качестве независимых переменных величин – определяющие спрос факторы, т.е. следует определить функцию Y=f(X1,X2,..,Xn), отражающая в среднем зависимость, по которой, зная значения независимых факторов Хi, можно найти приближенное значение Y.

Независимыми факторами для прогнозирования спроса на квасные напитки ООО "А-КВАС" будут являться:

1) доход населения (X1) в  расчёте на 100 человек;

2) средние потребительские  цены (X2)на 1литр квасных напитков;

3) численность населения (X3) Курской области (тыс.чел.);

4) валовой сбор зерна (X4).

С помощью экстраполяции временных рядов спрогнозируем независимые факторы. В таблице 7 представлены временные ряды факторов спроса на квасные напитки в Курской области.

Таблица 7

Временные ряды факторов спроса на квасные напитки

Годы

Х1

Х2

Х3

Х4

1999

10073,2

4,73

1327,51

1206

2000

16117,2

9,75

1315,67

1176

2001

22397,1

11,28

1278,15

1401

2002

29873,3

12,79

1266,47

1573

2003

40147,9

13,02

1248,59

1957

2004

49471,2

20,68

1231,097

1346

2005

61301

21,9

1214,46

1599

2006

74240,9

21,87

1199,12

1428


Прогнозные значения факторов спроса на квасные напитки в Курской области представлены в таблице 8. Для расчетов используется программа Microsoft Excel XP из пакета Microsoft Office XP for Windows XP.

Таблица 8

Прогнозные значения факторов спроса

Фактор

Функция

Прогнозные значения

2007

2008

2009

X1

у = 523,25х²+4250,2х+5234,2

0,9995

85869,25

100061,2

115229,65

X2

у=-0,0421х²+2,8693х+2,6654

0,9285

25,079

27,1484

29,1336

X3

у = – 186,16х+13439

0,9853

11763,56

11577,4

11391,24

X4

у=6,7588х²-246,99х+13540

0,9905

11864,553

11745,98

11640,924


Для прогнозирования спроса на квасные напитки необходимы данные об объёме продаж на ООО "А-КВАС" (табл. 9).

Таблица 9

Объём продаж на ООО "А-КВАС"

Годы

Объём продаж, млн. руб.

1999

157,1

2000

165,3

2001

171,9

2002

189,3

2003

203,3

2004

216

2005

226,9

2006

236,6


С помощью регрессионного анализа можно определить и исключить статистически незначимые факторы спроса (приложения Д – Е). Данные факторы на уровне значимости =0,05 значимыми оказываются коэффициенты при факторе x1 так как только для него Р – значение меньше 0,05.

Для прогнозирования спроса с помощью регрессионного анализа все факторы будут статистически не значимыми факторами.

В общей форме уравнение регрессии имеет вид:

y =a0 + b1*X1 + b2*X2 +... bi * Xi                             (5)

где Xi   – обозначение фактора;

m – общее число факторов;

a0 – постоянный член уравнения;

bi  – коэффициент регрессии при факторе.

Для получения уравнения регрессии будем использовать информацию  приложения Е,  и формулу (5):

Y = 143,2245 + 0,001168Х1

Осуществим прогноз спроса, на квасные напитки, используя прогнозные оценки (таблица 7): 

Y2007 = 143,2245 + 0,001168 × 85869,25 = 243,298;

Y2008 = 143,2245 + 0,001168 × 100061,2 = 260,093;

Y2009 = 143,2245 + 0,001168 × 115229,65 = 277,781.

На основе полученных результатов можно сделать вывод, что спрос на квасные напитки ООО "А-КВАС" в 2007 – 2009 г.г. будет расти, планируется, что к 2009 году он достигнет 277,781 млн. руб.

Заключение

В данной курсовой работе разработан прогноз спроса и произведена сегментация рынка продукции ООО "А-КВАС".

В первой части курсовой работы рассматриваются теоретические аспекты прогнозирования спроса и сегментации рынка продукции предприятия, а именно: понятие, сущность и виды спроса в условиях рыночных отношений; влияние спроса на экономическую стратегию предприятия; особенности сегментации рынка.

Во второй части курсовой работы рассматриваются методы прогнозирования спроса и исследования рынка продукции: наивные методы прогнозирования; экспертные методы прогнозирования; эластичность спроса, методы исследования конкурентоспособности предприятия на рынке и выбор стратегии сбыта.

Третья часть курсовой работы является практической, где производится прогнозирование спроса и сегментация рынка продукции на ООО "А-КВАС".

На основе проведённого исследования курсовая работа подводит к следующим выводам:

Информация о работе Прогнозирование спроса и сегментация рынка продукции на ООО "А-КВАС"