Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 20:03, курсовая работа
Планирование рационального природопользования -- это установление оптимальных темпов и пропорций между отдельными относительно обособленными составляющими этого процесса: между темпами использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов. Цель планирования определяется как удовлетворение потребностей в природных ресурсах, свойствах и качествах объектов природы при одновременном сохранении и приумножении природно-ресурсного потенциала (ПРП).
Введение
1. Планирование и прогнозирование природопользования
1.1 Методологические основы планирования природопользования
1.2 Объективная необходимость планирования природопользования
1.3 Планирование использования природных ресурсов на предприятиях
2. Прогнозирование в природопользовании
2.1 Сущность прогнозирования в природопользовании
2.2 Методологические основы прогнозирования природопользовании
2.3 Особенности прогнозирования в природопользовании
2.4 Основные методы прогнозирования
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Планирование и
1.1 Методологические основы
планирования
1.2 Объективная необходимость
планирования
1.3 Планирование использования
природных ресурсов на
2. Прогнозирование в
2.1 Сущность прогнозирования в природопользовании
2.2 Методологические основы
прогнозирования
2.3 Особенности прогнозирования в природопользовании
2.4 Основные методы
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Планирование рационального природопользования -- это установление оптимальных темпов и пропорций между отдельными относительно обособленными составляющими этого процесса: между темпами использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов. Цель планирования определяется как удовлетворение потребностей в природных ресурсах, свойствах и качествах объектов природы при одновременном сохранении и приумножении природно-ресурсного потенциала (ПРП). Исходя из этого, реализация намеченной цели может быть достигнута путем планирования соответствующих пропорций в заданиях -- показателях плана, как в количественных, так и в качественных, с необходимым обоснованием их и созданием условий для их реализации; имеется в виду в первую очередь обеспеченность ресурсами (финансовыми, материальными, строительными мощностями, трудовыми ресурсами и организационно-экономическими мероприятиями), т.е. как «...численное решение конкретной системы уравнений общего равновесия»' применительно к аспектам взаимосвязи в системе «общество -- природная среда». Необходимым условием реализации плановых заданий является их законодательное и нормативное обеспечение, имея в виду принцип неукоснительности, обязательности исполнения закона и подзаконных актов по природопользованию, обязательность технологической и трудовой дисциплины.
1 ПЛАНИРОВАНИЕ И
1.1 Методологические
основы планирования
Процесс планирования представляет собой этап, предшествующий принятию управленческого решения о том, что и как делать. Поскольку всегда приходится принимать решение в условиях действующих ограничений (финансовых, материальных, трудовых, уровня организации деятельности...) и выбранных приоритетов (меры целесообразности исходя из имеющихся ситуаций, обстоятельств), то главной целью планирования является определение оптимальных пропорций, в том числе между необходимым и возможным, максимально приближаясь к более полному удовлетворению потребностей. Применительно к планированию природопользования, этот процесс осуществляется с целью удовлетворения потребностей в свойствах, качествах, количестве природных ресурсов при известных ограничениях (экологических, экономических, социальных) и соответственно -- критериях. Обоснованность названных пропорций определяет результативность последующего принятого решения, поэтому сам процесс планирования должен быть системным во времени, пространстве и творческим, призванным проектировать желаемое будущее, а не создавать кратковременную успокоенность. Подмена критерия системности обязанностью, кроме того, забвение главного элемента - обеспечение условий реализации плана -- в прошлом нашей страны дискредитировали идею такого инструментария принятия решения. Более всего «не повезло» планированию природопользования, так как, начав реальный процесс планирования в этой специфической сфере деятельности в 1975 году, его «свернули», не освоив реально. Хотя именно в природопользовании наиболее полно могут проявиться особенности этого процесса -- всеобщность подхода; масштабность охвата участников, так как здесь все заинтересованы в достижении цели планирования, независимо от особенностей производств, от формы собственности -- в удовлетворении потребности в природопользовании и сохранении природно-ресурсного потенциала. Разумеется, и то, что в отличие от других, более частных случаев планирования в отдельных сферах экономики, процесс планирования природопользования связан с наибольшей сложностью и трудностью -- необходимостью учета большого количества взаимосвязанных факторов. Они имеют место в силу сложности познания самих процессов в природе, сложности взаимосвязей между участниками -- элементами воспроизводственного процесса в обществе, и самое главное и результирующее -- сложности взаимосвязей в системе «общество -- природная среда». В силу последнего процесс планирования в природопользовании обновляется, усложняется рядом обстоятельств:
- проблемы здесь масштабные (планетарные) и требуется поэтапность подхода;
- этим процессом должны
заниматься все
- задачи планирования
в природопользовании не могут
быть подразделены на
- факторы, влияющие на
принятие решений и сами
- планирование
- планирование
- процесс планирования
в природопользовании
- планирование по своей
природе, сущности предназначено
для предотвращения или
Обобщая особенность планирования в природопользовании можно утверждать, что этот процесс обусловлен самим объективным процессом: познать окружающий мир можно, но возможности ограничены. Поэтому планирование здесь не что иное, как анализ факторов, предпосылок, оценка взаимообусловленных решений, в результате которых возможно ожидать вероятность желаемого результата на основе специально реализуемых мероприятий.Признавая объективную необходимость системности, непрерывности планирования природопользования, мы сталкиваемся также с необходимостью и обособления масштабности этого процесса, имея в виду стратегическое и тактическое планирование. Стратегическое планирование связано с тем, что в процессе планирования природопользования есть необходимость учета возможных отдаленных последствий и от них нельзя просто «отмахнуться», зная это достаточно определенно. Например, человечество «понимает» опасность развития парникового эффекта, увеличения «озоновых дыр», опасность снижения лесистости на планете, загрязнения мирового океана и др. Это обусловлено тем, что последствия их скажутся в течение оченьдлительного времени (пока природа сама не «вылечит себя» или человек не поможет...) и которые нельзя ни отменить, ни исправить может быть в сроки, определяемые жизнью поколений.Тактическое же планирование более оперативно и кратковременно и его результаты могут быть обнаружены достаточно быстро, и этот вид, этап планирования «входит» составляющим элементом в первый, дополняет, помогает его реализации. Поскольку обособление достаточно условно, необходимо признавать их взаимосвязь и взаимообусловленность. Можно и нужно подчеркнуть лишь то обстоятельство, что тактическое планирование больше «занимается изысканием средств» для достижения поставленных целей.По мнению автора, также относительно обособлены и фазы, этапы, элементы планирования, они взаимосвязаны, взаимообусловлены, хотя выполняют определенные функции в этом сложном процессе. В то же время реальный процесс планирования природопользования не может осуществляться без выделения, обоснования, разработки таких элементов, как:
- определение, обоснование, постановка целей и задач и их структуризация, конкретизация по уровням, этапам по принципу «дерева целей»;
- выбор правил, способов, ограничений, критериев, программ, процедур, набор методов, приемов, способствующих более эффективному достижению целей;
- обоснование и ресурсное обеспечение, его распределение исходя из этапов, сроков достижения целей, задач и их приоритетности;
-определение порядка, процедуры принятия решений, организация выполнения заданий плана;
- методика анализа факторов, условий, предпосылок, выявления недостатков в реализации заданий, этапов плана, порядок действий по их устранению и исправлению на непрерывной основе, как и сам процесс планирования.
1.2 Объективная
необходимость планирования
Объективный ретроспективный анализ показывает, что начиная с установления и достижения главных пропорций, продиктованных исторической необходимостью, процесс планирования совершенно необоснованно был доведен до «диктата заданий», «диктата показателей», подменяя средством саму цель. Негативный опыт преобладания администрирования в ущерб экономическим основам (заинтересованности) нельзя отождествлять с сутью процесса планирования и отмежевываться от него и приходить в другую крайность (стихийность, анархию). Более того, недостатки, неумение, нежелание (которое проявилось прежде всего в нежелании создания и заботы об условиях реализации плановых заданий), проявившиеся в том. что планы в основном не выполнялись, нельзя выдавать за несостоятельность самой идеи и процесса. Кроме того, следуя принципам логики и последовательности, системности в анализе явлений, нельзя отбрасывать внешние факторы («длительный период недружелюбия» со стороны сопредельных государств, стран неплановой экономики), которые не только не помогали в становлении нового подхода, а всячески тормозили развитие производительных сил на территории страны, разрушая их в период войны. Жесткая изоляция в экономике и экономических связях вынуждала страну идти по пути принципов самообеспечения и тем самым начинать с огромной базы ресурсообеспечепия, непомерного «раздувания» добывающих производств и отраслей. Преобладание их в структуре экономики, явную диспропорцию между добывающими и обрабатывающими отраслями необходимо считать и основой диспропорций в природопользовании. На долю СССР приходилось 26% мировой продукции добывающего производства, а если учесть то, что соотношение между затратами на создание единицы мощности в добывающем и обрабатывающем производстве составит 3:1, то понятен тот самый «камень», тянущий вниз в системе эффективности хозяйствования. Сюда же следует приплюсовать ведомственность в подходе к природопользованию, которая в погоне только за своей продукцией, своими интересами вносит свой вклад в снижение результативности природопользования путем «снятия сливок», создавая препятствия для реализации огромных потребительных стоимостей, создаваемых в процессе изучения, разведки, обустройства и эксплуатации месторождений и объектов природопользования.Проблемы, возникающие в природопользовании, имеют межотраслевой, межрегиональный, общепланетарный характер вследствие взаимосвязи, взаимообусловленности, взаимодействия отдельных природных ресурсов и объектов. Поэтому необходимость согласования деятельности по использованию, охране, воспроизводству природных ресурсов в межотраслевом разрезе в регионе, межрегиональном разрезе в республике, стране и межгосударственном разрезе очевидна, а согласование деятельности, установление необходимых пропорций на всех названных уровнях управления хозяйственной деятельностью, в видах природопользования, темпах и масштабах этого процесса есть не что иное, как планирование.Немалый «вклад» в дискредитацию идеи планирования внесла чрезмерная однобокость экономико-организационных принципов, передача ведомствам и министерствам функций управления, что привело от некогда обоснованных принципов централизации (жесткой экономии, дисциплины) к безраздельному праву распоряжаться ресурсами в угоду благополучия своего ведомства, в ущерб истинных хозяев ресурсов -- населения региона, республики. Это проявилось в форме «выпивания» стока рек, впадающих в Арал, для «нужд» хлопководства в Средней Азии, в погоне за добычей 1 млн. т нефти в сутки в Тюменском регионе с огромным ущербом для его экологии и даже в выселении коренного населения этих мест на сотни километров. Став монопольными производителями продукции, фактически монопольными владельцами и распорядителями природных ресурсов и объектов, министерства «забыли» свои основные функции -- осуществление единой технической политики и НТП в отрасли, превратившись в главных распорядителей и распределителей созданного продукта.Практика планирования, сложившаяся в стране начиная с 1973г., оперирует системой показателей (заданий) плана, которые можно подразделить на 2 группы: количественные и качественные (См.: Основные формы планирования использования природных ресурсов. Формы 68-02 ПОСП, прил. 1-5). Оценивая их, можно сделать вывод о том, что они мало ориентированы на достижение конечных результатов -- удовлетворение потребностей и сохранение и улучшение ПРП. Показатели в основном характеризуются направленностью изъятия, потребления, использования: добыть такое-то количество нефти, газа, угля, леса, воды, получить столько-то тонн стали, цемента и т.д., т.е. имеет место подмена средством достижения цели самой цели, что; конечно, дискредитировало идею, так как все это неопределенно, неконкретно, бесцельно.В то же время существует объективная необходимость установления пропорций между массами изымаемое из природной среды вещества и полезной продукции.Таким образом, в процессе планирования должен обеспечиваться целый комплекс пропорций и оптимальных соотношений: в темпах использования, охраны, воспроизводства природных ресурсов, объектов. Так как хозяйственная деятельность осуществляется или планируется на ресурсах конкретной локальной экосистемы, то непременным условием является сохранение и поддержание естественного равновесия между ее элементами как в количественном, так ив качественном отношении: например, обеспечение экологического попуска при регулировании стока, определенный уровень растительного покрова (лесов, травостоя и др.), свойственного для данной природной зоны, т.е. необходимо установление (целенаправленное) пропорций :
- в использовании отдельных
элементов объекта
- в использовании, охране,
воспроизводстве природных
- между отраслями, производствами,
сферами исходя из приоритетов
и очередности в
- в темпах внедрения достижений НТП в процессы использования (в том числе изъятия) природных ресурсов, их охраны, воспроизводства. Например, если процесс использования почвенных ресурсов идет индустриальным способом, теми же способами, масштабами должен осуществляться процесс охраны, восстановления (предотвращениевыноса при эрозии и вывоза гумуса при индустриальной уборке овощей,восполнение его).
Объективная необходимость
установления, соблюдения пропорций, обоснованных
темпов в природопользовании диктуется
тем, что поскольку всякий процесс производства
есть не что иное, как совокупность методов
и приемов, направленных на использование,
переработку продуктов природы, то необходимо
создание условий для дальнейшего продолжения
этого процесса, имея в виду запасы, качественные
параметры природной, естественной основы
воспроизводственного процесса. Отсутствие
целевой направленности в этом выразилось
в стране образованием огромных масс отходов,
не имеющих права на существование в системе
оптимального взаимодействия в системе
«природа-общество». При изъятии из процесса
общественного воспроизводства огромных
потребительных стоимостей (отходов) снижается
эффективность самого общественного воспроизводства,
кроме того, отходами при их хранении вследствие
разрушения их. распространения в природной
среде наносится ущерб народному хозяйству,
человеку. Таким образом, достижение названных
пропорций объективно необходимо в интересах
достижения рационального природопользования.
В процессе достижения оптимального (рационального для данного уровня развития производительных сил) природопользования есть необходимость решать следующие главные задачи, что и составляет задачи планирования:
1. Анализ и оценка достигнутого уровня удовлетворения потребностей в природных ресурсах, свойствах и качествах объектов природы в сфере материального, нематериального производства, в подразделениях инфраструктуры (производственной и социальной) и влияние этого процесса на ПРП. Это и предполагает наличие, обоснование соответствующей нормативной базы с учетом НТП.
2. Анализ современной
структуры экономики и ее
3. Определение темпов, пропорций, потребления, восстановления, воспроизводства природных ресурсов (количественный и качественный аспекты).
4. Согласование интересов природопользователей разного уровня с учетом территориального разделения труда, включая международное.
5. Системное внедрение результатов НТП в процесс природопользования.
6. Оптимизация территориальной
организации общественного
7. Соблюдение, достижение
оптимальных структур, пропорций
элементов, состоящих в природном
комплексе (например, нарушение естественно
сложившихся пропорций в
8. Информационное обеспечение
природопользования; создание действенной,
эффективной системы
9. Оптимизация экономико-
В соответствии с задачами по совершенствованию хозяйственного механизма в народном хозяйстве в целом определяются и особенности планирования природопользования.Большое значение в планировании природопользования на всех уровнях приобретает Минприроды, а на местах - местное самоуправление.
В соответствии с возложенными на Минприроды функциями оно:
- осуществляет подготовку
предложений по вопросам
- осуществляет контроль за выполнением заданий по рациональному природопользованию, предусмотренных в государственных и региональных программах;
- подготавливает долгосрочные
государственные целевые